Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Влияние нарушений памяти и мышления в состоянии опьянения на трудовую деятельность

§ 3. Влияние нарушений памяти в состоянии опьянения на трудовую деятельность

Оглавление

Трудовой и учебной деятельности мешает ослабление памяти, вызванное приемом спиртного.

Память — способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта.

Любая форма трудовой и учебной деятельности опирается на память — отражение того, что было в прошлом. Это отражение основано на образовании достаточно прочных временных связей (запоминание) и на их актуализации или функционировании в дальнейшем (воспроизведение и узнавание). Деятельность памяти начинается с запоминания.

Для трудовой и учебной деятельности особенно важную роль играет произвольное запоминание, представляющее сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запоминать разнообразные действия, чтобы достичь цели. При произвольном или преднамеренном запоминании человек ставит перед собой определенную цель — запомнить то, что намечено. При этом могут использоваться специальные приемы запоминания, в связи с чем запоминание может быть механическим или смысловым. Механическое основывается главным образом на закреплении внешних связей между отдельными частями запоминаемого материала. Его основой является повторение. Осмысленное — смысловое — тесно связано с процессом мышления. В нем вскрываются наиболее существенные отношения между новым, узнаваемым материалом и уже имеющимся у человека опытом и знаниями, а также между отдельными частями запоминаемого материала. Эти части сравниваются, анализируются и обобщаются. В запоминаемом материале вскрываются существенные причинно-следственные связи.

В состоянии опьянения эти функции расстраиваются. Понимание затруднено. Осмысливание запоминаемого материала происходит с трудом. Употребление даже небольших количеств спиртного резко отрицательно сказывается на смысловом запоминании. Многочисленные исследования показывают, что прием даже 7—8 г. алкоголя снижает способность к запоминанию. Это его неблагоприятное действие сказывается не только в ближайший отрезок времени после приема, но и в последующие дни. Доказано, что особенно отрицательное влияние алкоголя на процесс запоминания проявляется в тех случаях, когда он принимается в течение нескольких дней подряд.

В запоминании большую роль играет ассоциативный процесс. Сущность его состоит в том, что предметы или явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно, а в связи друг с другом. Эта связь находит отражение во временных связях в коре головного мозга. Возникновение временных связей служит физиологической основой запоминания и воспроизведения и представляет собой то, что называется ассоциацией.

Прием спиртного снижает количество высококачественных ассоциаций, ассоциаций по смыслу, по внутренней связи между предметами или явлениями, и увеличивает число ассоциаций по созвучию. Это явление отмечается в течение 48 ч. и более после приема спиртного.

Длительное время после его приема оказывается сниженной способность заучивания чисел и слов наизусть. Результаты заучивания непрочны и быстро забываются. На прочность и скорость запоминания в состоянии опьянения оказывает отрицательное влияние нарушение других психических процессов: восприятия, внимания, мышления, чувств, воли и функции речи. Из-за нарушения восприятия значительно ослабляется запоминание практических знаний, связанных с непосредственным опытом.

Непременным условием запоминания любого учебного материала является внимание — способность сосредоточиваться на чем-то определенном с одновременным отключением от всего остального. Опыты с приемом небольших доз алкоголя (до 30 г.) людьми, у которых проверялось внимание, показали его постепенное ослабление, проявляемое в увеличении числа пропусков и нарастании числа ошибок при чтении.

Рассеянность, невозможность сосредоточиться в состоянии опьянения констатировалось многочисленными исследователями. Ослабление внимания мешает запоминанию как практического, так и теоретического материала обучения. Особенно плохо усваивается теоретический материал. Опыт показывает, что чем сложнее задача, тем труднее на ней сосредоточиться.

Особенно затрудняется в состоянии опьянения запоминание учебного материала по читаемому тексту. Здесь, помимо ослабления внимания, большую роль играет нарушение мыслительных функций, и в частности функции речи, как словесной формы отражения действительности. Меняется строение речи, затрудняется оперирование сложными терминами или отвлеченными понятиями в рассуждениях, что в свою очередь сказывается на запоминании изучаемого материала. Особенно сильно это проявляется при попытках заучивания точных формулировок, определений, новых терминов или иностранных слов.

Затруднение запоминания учебного материала в состоянии опьянения усиливается за счет неустойчивости настроения, его несоответствия задачам обучения и ослаблением волевых функций в этом состоянии. Ослабляется не только произвольное запоминание, являющееся ведущим в учебном и рабочем процессе, но и непроизвольное, которое происходит без заранее поставленной цели, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, без применения каких-либо специальных приемов.

Попытка воспроизвести факты или события, происходившие в состоянии опьянения средней или тяжелой степени, на следующий день удается обычно не полностью. Многое вспоминается частично, фрагментарно, а некоторые существенные детали полностью выпадают из памяти.

Утверждение некоторых людей, что употребление спиртных напитков не оказывает отрицательного влияния на их память или способствует улучшению этого психического процесса, основывается главным образом на некритической оценке своего состояния в период опьянения, связанной с рядом факторов, в том числе со свойством алкоголя вызывать у человека состояние эйфории, т. е. неестественно приподнятого настроения с невозможностью правильно оценивать свои действия.

Употребление любых количеств спиртного, оказывающих влияние на центральную нервную систему, отрицательно сказывается на процессах запоминания, сохранения и воспроизведения знаний. Так как эти процессы играют большую роль в любом роде деятельности (и особенно учебной), трудно переоценить тот вред, который наносит употребление спиртного учебному и трудовому процессу.

§ 4. Влияние нарушений мышления в состоянии опьянения на трудовую деятельность

Снижение качества трудовой и учебной деятельности связано в значительной степени с нарушением процесса мышления.

Мышление — это обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности человеческим мозгом. Мышление тесно связано с чувственным познанием мира, с практической, трудовой деятельностью людей. Оно лежит в основе любой формы учебной деятельности.

Мышление — это опосредованное словом отражение действительности. Слово, опираясь на чувственное познание как на источник мыслительной деятельности, обобщает предметы п явления действительности, позволяет выявить закономерные существенные связи действительности, вернее и глубже понять ее, находя общее в предметах и явлениях, познать их сущность.

Мышление дает возможность осуществлять анализ, проводить сравнение, обобщать, систематизировать, абстрагировать и конкретизировать действительность. Опьянение ослабляет эти возможности. В основе анализа лежит мысленное разложение целого предмета, явления на его составные части или выделение его основных свойств или сторон. Сравнение позволяет установить сходство или различие между ними; обобщение — выделить в них общее и на этом основании объединить друг с другом; абстракция — отвлечься от конкретного предмета или явления для отражения их свойств; конкретизация — выявить общее свойство у данного предмета или явления. Ослабление этих психических функций в значительной степени связано с неопределенностью, противоречивостью, непоследовательностью и бездоказательностью, возникающими в рассуждениях пьяного человека.

Любая умственная и учебная деятельность требует ясности мысли, строгого соблюдения законов логики, нарушение которых ведет к искаженному отражению действительности в сознании человека. Эти законы требуют, чтобы каждая мысль отличалась определенностью (закон тождества), не содержала бы взаимоисключающего противоречия (закон противоречия и закон исключенного третьего), была бы обоснована другими мыслями, истинность которых доказана (закон достаточного основания).

Неопределенность в рассуждениях человека появляется тогда, когда он пользуется понятиями или терминами (научное понятие), содержание которых не определено. В результате возникает путаница, так как понятие получает разное (неопределенное) содержание. Нарушается закон тождества, согласно которому, в пределах одного рассуждения каждая мысль должна быть тождественна самой себе. Противоречивость в рассуждениях человека наступает в тех случаях, когда он что-то утверждает и одновременно, в том же смысле и в том же отношении, это же отрицает.

Непоследовательность в рассуждениях возникает, когда нарушаются правила умозаключений: вывод не следует из посылок. Эта ошибка часто лежит в основе бездоказательности рассуждений, которая может быть связана также с опорой на ложные посылки, подменой тезиса и т. д.

Ошибки в рассуждениях наблюдаются и у трезвых людей. Но в состоянии опьянения они возникают значительно чаще. Это происходит из-за снижения возможности критически оценивать мысли, снижения критики и самокритики. Критичность ума проявляется в способности человека не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно их оценивать, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать то ценное, что в них имеется, и ошибки, допущенные в них.

Свойство алкоголя снижать критические способности человека известно с давних пор. Именно этим свойством спиртных напитков издавна пользовались торговцы при совершении сделок с народами, имевшими малый опыт в употреблении спиртного. И в настоящее время некоторые недобросовестные люди прибегают к спаиванию, чтобы осуществить выгодную для себя и невыгодную для партнера комбинацию, подбить человека на поступок, носящий аморальный или противозаконный характер. В данном случае используется свойство алкоголя ослаблять способность человека критически оценивать собственную деятельность, т. е. самокритичность.

Самокритичность — необходимая предпосылка любой правильной трудовой или учебной деятельности. Люди в состоянии опьянения завышают свои способности и не могут контролировать свои поступки. Особенно снижена самокритика у человека, находящегося в средней или тяжелой стадии опьянения.

Известный немецкий психиатр Э. Крепелин (1891 г.) изучал влияние алкоголя на быстроту и характер ассоциаций и на результаты сложения многозначных цифр. Молодые здоровые студенты получали от 7 до 60 г алкоголя. Отрицательное влияние алкоголя на психические процессы выявлялось даже после приема 7 г алкоголя. При этом обнаруживалось ускорение ассоциативного процесса и снижение качества ассоциаций. Подобное наблюдалось при чтении и складывании чисел. Умственная работоспособность снижалась на 12—25%. При опросе обследуемых студентов обнаружилось, что они не замечали допущенных ошибок и считали, что их работоспособность после приема спиртного не снизилась, а повысилась.

При приеме малых доз алкоголя снижение умственной деятельности более заметно при усложнении умственных задач.

Особенно важно понимание отрицательного влияния алкоголя на интеллектуальную трудовую деятельность и процесс обучения. Эти виды деятельности есть решение задачи, заключающей в себе вопрос, ответ на который находится не сразу и не непосредственно. В решении мыслительных задач происходит установление новых связей между знаниями, полученными прежде, и заключающимися в решении новой задачи.

Снижение умственной деятельности при приеме даже небольших количеств спиртного особенно заметно проявляется при счетных операциях. Способность к их совершению сразу же снижается и остается сниженной на следующие сутки.

Отрицательное влияние алкоголя на умственную деятельность очень заметно на примере изменения функции речи, тесно связанной с мышлением. При легкой и средней стадии опьянения наблюдается повышение речевой активности человека. Однако четкость, последовательность и правильность рассуждений при этом снижаются. По мере усиления опьянения, высказывания приобретают все более неопределенный, отрывочный характер и выявить логическую связь между ними становится затруднительным.

Средняя степень опьянения характеризуется одновременным затруднением и замедлением ассоциативного процесса. Человек медленнее говорит, затрудняется в подборе слов, часто повторяется. Речь становится все непонятнее, прерывается выкриками, угрозами, ругательствами, бессмысленным смехом или плачем. Нередко наступают глубокие расстройства сознания.

Работоспособность в такой ситуации резко снижается. Трудовая деятельность, связанная с техникой, высотой или каким-либо другим источником повышенной опасности, становится крайне рискованной из-за игнорирования опасности в результате эмоциональных расстройств.

Нарушение мышления отрицательно сказывается и на результатах неквалифицированной трудовой деятельности из-за плохого понимания инструкций и ослабления способности к решению простейших психических задач. Чем выше квалификация, чем сложнее трудовая деятельность, тем больше на ее результатах сказывается снижение мыслительных способностей. Это приводит к ошибкам в расчетах, браку, потерям, неспособности тонко оценить рабочую ситуацию и вовремя принять нужное решение. Особенно отрицательно сказывается ослабление умственных способностей в состоянии опьянения на трудовой деятельности людей, занимающихся интеллектуальным и творческим трудом.

Мыслительный процесс лежит в основе любых форм обучения, особенно связанного с необходимостью понять сущность явлений, сложных внутренних взаимоотношений и закономерностей между предметами или явлениями действительности. Нарушение мыслительного процесса в состоянии опьянения делает очень затруднительным обучение, выработку знаний, умений, навыков.

Мышление тесно связано с другими психическими процессами (ощущением, восприятием, памятью и т. д.). Нарушение их, в свою очередь, ухудшает процесс мышления и ослабляет возможности целенаправленного обучения.

22:15
Влияние нарушений памяти и мышления в состоянии опьянения на трудовую деятельность
Просмотров: 9421 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]