Оглавление
Оглавление 2
Я прочту вам статью врача С.Горина «Алкогольная
эйфория - миф!», опубликованную в журнале «Трезвость и культура» (№ 10, 1987
г.).
Считается, что спиртное употребляют из-за его
веселящего действия - отсюда и классическая фраза пьющих: «Пусть проживу меньше
- зато весело!» А весело ли? Усомниться в этом позволяют некоторые чисто
житейские наблюдения Да, употребление спиртного в день праздника действительно
создает впечатление о его веселящем действии. Но вот те же люди выпили на
поминках, и никто из них не смеется. Другой пример - ребенок случайно выпил
спиртное, но он явно страдает от отравления, а не веселится. Почему получается,
что приписываемое спиртному веселящее действие проявляется в одних ситуациях и
не проявляется в других.
Еще больше усомниться в существовании «алкогольного
веселья» позволяют опыты по употреблению спиртного в условиях «чистого
эксперимента».
Опыт первый. Взрослым мужчинам вводили раствор
этилового спирта внутривенно, не предупреждая о том, какое вещество введено, и
просили описать свои ощущения. Все испытуемые описывали свои ощущения как
неприятные (сонливость, тошнота и т.п.). В том случае, если испытуемых
предупреждали о том, что введен спирт, они вели себя образно своим
представлениям о том, как должен вести себя пьяный человек, - начинали плоско
шутить, старались демонстрировать окружающим, что им очень весело.
Опыт второй. Большую группу подростков от 14 до 18,
попросили описать состояние, возникшее у них после первого в жизни приема
спиртного. Описания были такие: «появилось жжение в пищеводе и желудке, стало
подташнивать, появились позывы на рвоту... расстроилось внимание, захотелось
спать... такое ощущение, будто ударили чем-то мягким по голове... - как будто
надышался угарным газом.
Никто не ответил, что ему сразу стало весело - ни
один подросток. Более того, все недоумевали - почему же люди пьют? Многие
выражали сожаление, что «раз все пьют придется привыкать к спиртному»
Опыт третий. Взрослых здоровых (без признаков
алкоголизма) мужчин тоже попросили описать ощущения от приема спиртного в
условиях, исключающих общение. Испытуемым предлагалось выпить любую дозу
предпочитаемого спиртного напитка в одиночестве, при этом фиксировать - на
какой минуте какое ощущение появилось. Взрослые описывали свое состояние теми
же словами, что и подростки, никто не сказал, что ему стало весело. Испытуемыми
выражалось явное недоумение - почему же в компании пьяным весело, а в
одиночестве - нет?
Опыт четвертый. Употребить спиртное в тех же
условиях предложили больным хроническим алкоголизмом (на что они очень охотно
соглашались). У части больных было отмечено повышение настроения - у тех
больных, которые перенесли тяжелую травму головы, менингит, энцефалит; в общем,
у больных с дефектом головного мозга. Все остальные веселья не отмечали, хотя и
напивались, как минимум до средней степени опьянения. Недоумение результатами
опыта тоже было, но выражалось по-другому: испытуемые обвиняли
экспериментатора, что он «что-то добавил в водку».
Если в результате исследования выявляется, что
«вещество Х» в условиях чистого эксперимента дает у некоего индивидуума «Эффект
№ 1», а в условиях воздействия на индивидуума группы лиц - отличающийся от
первого «Эффект № 2», то неизбежно делается вывод, что «Эффект №2» является
внушенным индивидууму группой. Тот же вывод приходится сделать и в отношении
алкоголя на основании описанных опытов - сам по себе алкоголь не обладает
веселящим действием.
Действительно, с научной точки зрения собственное
действие алкоголя складывается из трех компонентов: рефлекторного, токсического
и наркотического.
Рефлекторное действие проявляется тем, что от
раздражения крепкими спиртными напитками слизистой оболочку рта, пищевода,
желудка расширяются (реже сужаются) кровеносные сосуды лица и головы, поэтому
лицо краснеет или бледнеет, появляется головокружение, ощущение тошноты, рвоты.
Механизм рефлекторного действия алкоголя можно сравнить с механизмом действия
горчичника, когда от раздражения кожных покровов расширяются не только
кровеносные сосуды кожи в месте раздражения, но и сосуды внутренних органов,
часто довольно далеко отстоящих от этой зоны.
Токсическое (отравляющее) действие проявляется в
виде головокружения, смены покраснения лица бледностью и, наоборот, ощущений
расстройства памяти, внимания, мышления, появления вялой («тупой») мимики и др.
Наркотическое действие алкоголя складывается из
понижения возбудимости нервной системы, снотворного и обезболивающего эффектов.
Те компоненты действия алкоголя, которые
теоретически можно назвать полезными (обезболивающий эффект, например), выражены
незначительно по силе и кратки по времени. Бесспорно, что они уступают
соответствующим эффектам лекарственных препаратов, да ведь и лекарство
здоровому человеку принимать ни к чему. Откуда же появилась убежденность людей
в том, что без вина праздник - не праздник. Чтобы ответить на этот вопрос,
придется заглянуть в историю.
История появления вина в жизни человечества освещена
достаточно подробно. В общем, вино появилось из-за незнания способов хранения
фруктов. Фрукты, оставленные на хранение без всякой предварительной обработки,
выделяли сок. Сок. естественно, бродил, но его продолжали использовать в
питании, так как на изобилие свежей пищи рассчитывать не приходилось.
Тогда люди и познакомились с действием алкоголя -
его способностью вызывать сон, немного приглушать боль, также с его
способностью вызывать отравление - рвоту, головокружение, расстройство точных
движений и походки.
Однако из-за обезболивающего и усыпляющего эффектов
алкоголь стали считать полезным и использовали в качестве лекарства. Как
средство для наркоза алкоголь «не сдавал позиций» до XIX века (когда появился
наркоз эфирный), только в XIX веке развивающаяся медицинская наука позволила
полностью отказаться от алкоголя как лекарства к тому времени преобладание
вреда в действии алкоголя ни у кого сомнений не вызывало.
Объяснение «пользы» алкоголя у первобытного человека
могло быть только религиозно-мистическим. Считалось, что в вине живет добрый
дух, который помогает выжить раненым (именно при ранениях, для предупреждения
болевого шока алкоголь чаще всего и использовали). В дальнейшем обожествление
вина стало все более явным и даже перешло в христианскую религию, где в
некоторых обрядах вино играет роль «крови Христовой».
Отождествление вина с кровью - очень важный момент.
Впервые оно началось в обрядах братания через кровь.
Такой варварский обряд, как надрезание ладоней и взаимное слизывание крови,
был, что и говорить, неприятным. Легко проследить, как в истории цивилизации
обряды становятся все гуманнее - так, человеческие жертвоприношения сменились
приношением в жертву животных, а затем и символов - только изображений
животных. То же и в обряде братания - цветом кровь и вино схожи, мистическая
«жизненная сила» приписывалась и крови, и вину, так что обряд братания через
кровь сменился у желающих заключить мир обрядом взаимоугощения вином. После
завершения обряда полагалось по ритуалу веселиться, петь, танцевать - ведь
заключен мир! А если заключали мир вожди враждующих племен, то пили вино и
веселились все члены племени.
Вот так человечеством и была сделана грандиозная
ошибка - неприятные ощущения, вызываемые алкоголем, стали восприниматься как
сигнал к началу веселья, к началу дружеского и дружелюбного общения.
Казалось бы, ситуация парадоксальная - неприятные
ощущения, вызываемые алкоголем, воспринимаются как приятные. Но ничего
странного в этом нет. В лаборатории, И.П.Павлова, например, был проделан такой
опыт: собаке, причиняли боль и сразу после этого давали корм. Через некоторое
число повторений собака отвечала на боль радостью, искала кормушку. Но такая
реакция оставалась только в условиях лаборатории, в любых других условиях
собака отвечала на боль как обычно - рычала, кусалась.
Примерно то же и у людей. Неприятные ощущения от
отравления алкоголем связаны в сознании человека с праздничной ситуацией, с
ожиданием удовлетворения потребности в неформальном, дружеском общении. Вне
праздника, вне общения симптомы опьянения воспринимаются так, как и должны
восприниматься - как неприятные. Это мы и можем наблюдать при употреблении
спиртного в условиях чистого эксперимента, когда даже алкоголики в большинстве
случаев не получали удовольствия от одного алкоголя. Только у самых дефектных
больных ориентировка на старые, из соответствующие реальности знания оказалась
настолько сильной, что ложная связь «алкоголь - веселье» не разрушилась.
Понятно также, почему дети и подростки при первом употреблении спиртного
относятся к нему отрицательно, а взрослые при этом улыбаются: «Он еще не
понимает!».
Чего же не понимает ребенок? Да он просто верит
своим ощущениям, он еще не привык ориентироваться на общественное мнение. Ему
плохо - он так и говорит, и чем больше общественное мнение внушает ему: «Если
выпьешь - будет весело», тем тяжелее переживается отравление алкоголем. Увы, в
данном случае взрослый глупее ребенка, поскольку старается перебороть себя,
лишь бы не оказаться «не таким, как все» и не выпасть из группы.
Но дело не только в этом. Собственное усыпляющее
действие алкоголя тоже играет немалую роль в формировании мнения об
«алкогольном веселье», и вот каким образом. Это действие в первую очередь
сказывается на самых развитых отделах головного мозга, тех, которые отвечают за
интеллект, способность к полноценному общению - то есть за уровень культуры
человека. Тогда в группе, состоящей из людей с разными, но достаточно близкими
уровнями культуры, употребление алкоголя приводит к сближению этих уровней на
более низкой ступени. А это, в свою очередь, вызывает ложное ощущение «легкости
общения». В самом деле, у всей группы запас слов и выбор тем для разговора
становится одинаково малым и примитивным, вот и получается: выпили -
разговорились. Этому, конечно, способствует и эта неосознаваемая символика
«алкогольного братства» идущая все от того же обряда братания через кровь.