Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Дореволюционная литература

Значение чайных в борьбе с алкоголизмом.
21.02.2010, 16:25
Дополнено цензурою. С.-Петербурга, 10-го июля 1903 г.

               В обыкновенное время ежегодно у нас в одной только европейской России погибают преждевремен­ною смертью от пьянства по 6000 человек в год. если принять во внимание, что в течении года умирают от рук убийц всего только 2500 человек, то отсюда ясно, что вдвое скорее можно умереть от водки, чем огибнуть под ножом злодея, т. е. что водка опаснее самого отчаянного убийцы.
              Потеря жизни вследствие пьянства—это обыкно­
венная и печальная повесть наших дней. и действительно, картина смертности от пьянства — ужасная. в то время, когда между трезвыми в возрасте от 15 до 20 лет умирает 10 человек, пьяницы того же возраста и за то же время дают 18 жертв. между 21 и 30 годами на 10 трезвых умирает 50 пьяниц: между 31 и 40 годами на 10 трезвых умирает 40 пьяниц.

Пьянство—это грозная река, которая питается маленькими ручьями, ручьями и другими притокам из бесконечного числа водочных заводов, несется страшно быстро и потоком своим увлекает за собою всех, кто приближается к её берегам. Люди, сколько-нибудь сострадательные, не должны бездействовать, когда дело идет о спасении миллионного населения, попавшего в водоворот этой грозной реки.

Многие из читателей нашего журнала «Трезвость и Бережливость» спрашивают нас: какие же спо­собы должны быть избраны для распространения трезвых идей в народе и какие более действенные меры должны быть приняты для противодействия и отвлечения его от пьянства?

В числе других практических мер борьбы с алкоголем следует, прежде всего, остановиться на проекте устройства чайных по образцу американских, английских, швейцарских и шведских кофейных домов, открытых с целью отвлечения народа от посещения заведений, в которых про­даются спиртные напитки.

Мы должны признать, что естественным врагом нашим являются кабаки питейные дома различных типов и названий со всеми присущими им качествами и оттенками. Кабак составляет одну из важнейших причин того неблагоустройства, нравственного и материального; от которого  страдают деревня и город, а с ними и все государство. Кабак всегда считался, и по понятиям народным, и по взгляду на него общества, местом позорными, на которое приходится смотреть, как на естественное подождете наших общественных условий, u терпеть его, как необходимое зло, но с которым следует бороться всеми мерами. В действительности кабак часто является для бедного челочка единственным местом обмена мыслей и развлечения. Многие пьют вино не из пристрастия к нему, а из желания иметь не­много света, тепла, и комфорта, которые они находят только в кабаке. К тому же соблазн пить бывает тем неотразимее, чем  сильнее человека давить нужда и горе; сытый не имеет такого сильного позыва пить, как голодный; живущий в довольстве не жаждет забвения. Зараженный, смрадный  воздух помещений в которых живет наш рабочей класс, вызывает потребность в возбуждающих средствах. Так как человеку недостает свежего воздуха, кислороду; то он наполняет себя алкоголем. 

Постепенно склонность к вину превращается страсть. Жизнь без алкоголя становится невыносима, как жизнь без пищи.
Вот почему кабак и питейный
дом являются необходимым и единственным местом куда стекаются массы этих несчастных для того, чтобы влить в себя яду, или но крайней мере подышать ядовитыми парами этого позорного дома современной нам цивилизации. Как бы мы громко не говорили и не пропагандировали о деморализующем влиянии кабака, — он все же будет сущест­вовать и процветать под тем или иным флагом, до тех пор, пока его не заменят более привлекательной для его посетителей приманкой.

В виду особенно притягательного свойства водки для лиц пьющих её, опасность кабака для народа заключается, во 1-х в обычном интересе трактирщика, как и всякого торговца, сбывать свой товар б возможно большем количестве.; поэтому он заинтересован всячески завлекать покупателя, отпускать, если нет наличных под залог и даже в кредит, и никакое запрещение закона не оста­новить его от могущего быть при этом риска; во 2-x спиртные напитки действуют сильнее, во в то же врет их и охотнее пьют на голодный желудок, при чем пьющий легче утрачивает способность управление собою к скорее выпьет меньше. Понятно поэтому, что питейный торговец отнюдь не сочтет для себя выгодным накормить своего потребителя и тем уменьшить сбыт водки; и в 3-х, интерес кабатчика противоположен и даже неприязнен всякому невинному развлечению народа: будь то газета в его кабаке или какое-нибудь развлечение, чтение и беседа — все это, если только он торгует исключительно вином, отвлекает покупателя от единственного истопника выгоды торговца. Против этих-то ненормальных условий деятельности кабака и всех его притягательных свойств и следует вести  систематическую и упорную борьбу.

Исходя из этих основных положений и следует приступить к устройству такого ряда чайных с продажею в них чая, кофе, холодных закусок хлеба и булок. Для того, чтобы чайные служили вместе с тем и школою для рабочего населения в смысле ознакомления с целями и задачами общественной трезвости и имели бы общее воспи­тательное значение, необходимо соблюдать следующие условия:

во 1-х, чтобы чайные общества представ­ляли из себя чистые здоровые и уютные помещения для рабочего класса, который проработавши целый день и не имея у себя дома спокойного и уютного угла, не шел бы в кабак, как единственное убежище;

 во 2-х, чтобы рабочий класс имел бы возможность получать в чайных общества хороший чай, холодные закуски, хлеб, булки, кофе и молоко, так как чем хуже пища, тем меньше способности к труду и тем больше изнуряется организму искусственно поддерживаемый потреблением спирта, который неизбежно подорвет в корне здоровье рабочего; 

в 3-х, чтобы  в чайных рабочее население постепенно, путем духовно-нравственных бесед,  чтению брошюр, книг и газет, прислушивалось к трезвым задачам;

в 4-х, чтобы в чайных общества устраивались чтения с туманными картинами и др. невинными увеселениями и развлечениями, с целью доставления рабочим приятного зрелища и отдыха от дневных трудов;

в 5-х, чтобы дешевизною и доброкаче­ственностью продуктов, предлагаемых посетителям в чайных, общества, заставить трактиры, съестные лавки и т. п. заведения частных пред­принимателей понизить цены на продукты и поза­ботиться о доброкачественности таковых;

в 6-х, чтобы чайные и столовые общества послужили бы образцом для организации подобных же заведений по инициативе частных лиц;

 в 7-х, чтобы для устройства целого ряда чайных обществ был и собран путем пожертвований из остатков от торговой деятельности и др. способами основной специальный капитал;

 в 8-х, чтобы в чайных об­ществах строго соблюдался торговый принцип само­стоятельной деятельности каждой открытой чайной, или как говорят англичане «self-supporting», т. е. чтобы устроенная и открытая чайная действовала самостоятельно, без всякой материальной поддержки со стороны общества или жертвователей;

в 9-х, чтобы чайные общества полезною своей деятельно­стью вызвали бы сознание в обществе о необхо­димости подобных учреждений в более широких размерах для борьбы с пагубным действием табака кабака.

В этом отношении мы можем указать на обширную и полезную деятельность подобных же учреждений на западе Европы и в Америке. Как; напр., главное общество трезвости английской церкви разослало в 20 тыс. экземплярах циркуляр ко всем пасторам, в котором изложен был взгляд общества на деятельность прихода, при чем высказано было то положение что, школы главная забота прихода должна состоять в том, чтобы устроить в каждом приходе кофейные без продажи крепких напитков (coffe-rooms) с целью поднятия нравственного уровня населения и для отвлечения его от пьянства.
Вскоре
этого, в каждом приходе были устроены кофей­ные дома. Затем в Лондоне в 1877 г. под председательством одного из членов королевского дома образовалось громадное общество для устрой­ства подобных же кофейных донов (The Coffeс-publik-hous Associtiation)/ Это общество широко раз­вило свою полезную деятельность и послужило примером для образования целого рада акционерных обществ с целью устройства таких же кофей­ных заведений. Из отчетов о деятельности этих обществ мы узнаем, что в одной только Англии с 1-го мая 1876 г. по 1-е апреля 1878 г. обра­зовалось 48 акционерных обществ для устройства кофейных без продажи крепких напитков. В настоящее время таких компаний насчитывается до 80 с основным капиталом в 500.000 фунтов стерлингов.

 В Шотландии тоже существуют подобные общества. В Америки еще грандиознее деятельность кофейных обществ. По примеру Англии, такие же кофейные дома открылись во Франции и Швейцарии, где образовались акционерные общества под названием  «Society des salles de rafraichissement, Gales de Temperance». Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Швеция и Норвегия последовали примеру Англии и Швейцарии. В Швеции и Норвегии общества особенно широко начали распространять свою деятельность, благодаря покровительству общества Синяго Креста. Инициатива открытия  в названных государствах кофейных обществ всег­да исходила от обществ трезвости и воздержания. Основная цель всех этих обществ — борьба с заведениями в которых продаются крепкие на­питки. Другой основной принцип всех назван­ных Кофейных обществ, который строго пре­следуется: - это «self-supporting», т.е. чтобы каж­дая открытая кофейная работала бы самостоятельно без всякой материальной поддержки со стороны об­щества. И действительно из отчетов этих обществ видно, что все открытые акционерные кофейные дали до 10% дивидендов на каждую акцию.

Предлагая в 1890 г. открытие у нас в России чайных, а не кофейных, я исходил из того положения, что народ наш полюбил больше чай чем кофе, и что напиток этот, по количеству потреблена его, сделался нашим национальным напитком.

Читать далее>>>


Категория: Дореволюционная литература | Добавил: Александр
Просмотров: 6791 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]