Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Шичко Г А |
15.02.2012, 16:56 | |
Методы изучения взаимосвязи и взаимодействия сигнальных систем Метод внушения, как и прием информации, предусматривает получение нужного результата путем воздействия на вторую сигнальную систему. Внушения делят на произвольное и непроизвольное; нас в данном случае интересует только первое. Произвольное(внушение представляет собой прежде всего специально организованное воздействие на человека или людей с целью добиться нужного результата, которым могут быть: вызов, подавление или изменение непроизвольной деятельности, определенные произвольные поступки или действия, мысли, убеждения, чувства и т. п. Имеются следующие виды воздействия: словесное, жестикуляторное и комбинированное (словесно-жестикуляторное). Ко второму относятся не только манипуляция конечностями, но и предметами, а также мимические и пантомимические движения. Цель внушения — получить такие реакции, которые не могут быть вызваны произвольно обследуемым, а также просьбой, требованием и приказом другого лица, или такие, которые обследуемый физически может выполнить, но по моральным или иным соображениям отказывается это сделать. Что же касается мыслей, то и здесь внушенными могут считаться лишь такие, которые не согласуются с прежними знаниями и убеждениями субъекта. Короче говоря, внушением может считаться лишь то, что направлено на преодоление «не могу», «не хочу», «не согласен» («не могу» здесь означает «не в состоянии»). Внушение может быть реализовано лишь при том условии, что содержание его правильно воспринято и точно понято обследуемым. Внушение давно используется не только как средство терапевтического воздействия на человека, но и как способ познания деятельности мозга (К. И. Платонов, 1930, 1957; И. И. Короткий, М. М. Суслова, 1953, 1959, и др.). Внушение как метод открывает огромные и пока еще слабо используемые возможности для изучения взаимодействия сигнальных систем. Внушения могут проводиться при разных состояниях испытуемого: бодрствующем, гипнотическом и сонном. Наибольший эффект достигается при гипнотическом состоянии. Эффект воздействия внушения существенно зависит от внушаемости человека. Внушаемость в настоящее время определяют с помощью различных простых способов, основная часть которых описана П. И. Булем (1958) и Norvai (1959). Эти способы позволяют составить лишь общее представление о внушаемости обследуемого. Между тем очень важно знать степень внушаемости, выраженную в каких-либо единицах измерения. Такое знание способно резко расширить возможности использования метода внушения с практическими и научными целями. Отдельные попытки разработать необходимую для этого методику предпринимались неоднократно (Б. Н. Бирман, 1934; Popek, Vagner, Dostal, 1958, и др.), однако они носили эпизодический характер и не дали обнадеживающих результатов. В связи с этим и учитывая большую практическую значимость рассматриваемого вопроса, особенно в наше время, когда метод внушения стал использоваться не только в клинике, но и в педагогике, социологии, социальной психологии и т. п., мы предприняли ориентировочную работу, направленную на поиск методики точного объективного определения внушаемости. На первом этапе изучению подвергались различные по содержанию словесные внушения, производимые в форме информации. Кроме того, выяснялся вопрос о влиянии представлений на реализацию внушения и о зависимости величины внушенных реакций от способа регистрации их. В качестве учитывающих приборов использовались: пульсотахометр ПТ-2, миллисекундомер ЭМС-54, сантисекундомер и счетчик импульсов МЭС-54. Продолжение | |
Просмотров: 10077 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.7/7 |
Всего комментариев: 0 | |