Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Профилактика пьянства и раннего алкоголизма 2
10.02.2012, 16:00
Профилактика пьянства и раннего алкоголизма

В антиалкогольной пропаганде важно наглядно пока­зать не только, почему плохо пить, но еще важнее - почему хорошо не пить. И здесь мало одних декларативных заявлений и императивных утверждений. Нужны конкретные, доступные восприятию и пониманию подростка примеры, подтверждающие и иллюстрирующие, что быть трезвым интереснее и полезнее, чем быть пьяным.

Стратегия противоалкогольной пропаганды среди подрастающего поколения их родителей должна быть основана на принципе полного запрещения подросткам употребления спиртных напитков.

Многочисленные наблюдения показывают, что основы пьянства как стереотип поведения закладываются именно в переходном возрасте, а у подростков, злоупотребляющих алкоголем, через 3-4 года формируется алкоголизм с необратимыми физическими и психическими на­рушениями.

Основой противоалкогольной пропаганды среди подро­стков и их родителей должен стать юридически закрепленный принцип недопустимости употребления алкоголя несовершеннолетними.

Указом Президиума Верховного Совета БССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» (1985) ответственность за вовлечение в пьянство несовершеннолетних предусмотрена статьями 7-11.

Формирование трезвеннических установок. Одним из путей формирования трезвеннических установок у детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе.

Этому вопросу сейчас придается государственное значение. В постановлении Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» (1985) Министерству просве­щения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР указано на необходимость «предусмотреть вопросы антиалкогольного воспитания в курсах общественно-политических, гуманитарных и естественных дисциплин, изучаемых в школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях».

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:

противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);

противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Разработанные на основе этих принципов Е. С. Скворцовой «Методические рекомендации противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы (например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения). Начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, а в более старших классах с работниками милиции, юристами. В 8-10 классах может быть рекомендована следующая примерная антиалкогольная тематика:

«Алкоголь и здоровье «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт - несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу необходимо проводить и с их родителями. Работа эта должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников). С этой целью, как показывает опыт, лучше всего использовать родительские собрания.

Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная работа среди этого контингента молодежи, как ни в каких других социальных группах, должна носить комплексный и дифференцированный характер.

При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и алкоголизма следует всегда помнить о том, что подростки очень наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. При этом предметом подражания чаще всего служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя», а образ жизни, поступки, поведение взрослых людей. И если подростку говорят о высших моральных принципах, о необходимости быть честным и справедливым, вести трезвый образ жизни, а в повседневной жизни и во взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие, жестокость, тягу к стяжательству и пьянство, то «на веру» чаще всего берутся не слова, а дела окружающих подростка людей.

Ярким примером для подражания трезвому поведению во всех случаях жизни служит светлый образ В. И. Ленина.

Вот несколько строк из воспоминаний о В. И. Ленине Александра Николаевича Емельянова, опубликованных журналом «Молодой коммунист» (1975, №4). В. И. Ленин скрывался у отца А. Н Емельянова в Разливе. Отец Александра Николаевича посоветовал Владимиру Ильичу закурить для дыма против комаров. «Нет,- возразил Ленин;- ради комаров привыкать к этой страстишке не стоит. Вредная страстишка. Мелкая, а вредная». И продолжал с лукавой иронией: «Так я прожил скучную жизнь, не курил, не пил вина... А интересную все-таки жизнь, как вы думаете?».

А вот эпизод,рассказанный финским социал-демократом Ю. Сиролой: «Накануне открытия Международного конгресса в Копенгагене в 1910 году мы случайно оказались соседями по столу в небольшом открытом ресторанчике на ужине, который датчане устраивали в честь приехавших гостей. Когда графин с водкой по кругу дошел до нас, я спросил Ленина: «Вы позволите себе перед обе­дом рюмочку?» Ленин деликатно отказался пить водку».

Старый большевик Малмаков, вспоминая о жизни Владимира Ильича в Шушенском, поведал, как Ленина однажды пригласили на праздник наречения новорожденного. Ленин с радостью пошел, но вежливо и в то же время категорически отказался пить опьяняющие напитки, заявив, что «рабочим и крестьянам нужна трезвость, если они хотят покончить с темнотой, невежеством, голодом, угнетением».

Интересные сведения опубликованы в книге писателя С. Антонова «Трудный день». Всем известно, что Ленин ездил на открытие электростанции в деревню Кашино, но не все знают, как повел себя Ильич, когда ему предложили хмельное. «Не хмельно ли?- обратился он к хозяйке.- В голове не закружит?» - и пояснил, что алкогольных напитков он не пьет, пусть уж на него не посетуют.

Совсем не пили хмельного и большинство соратников В. И. Ленина: Ф. Э. Дзержинский, Н. А. Семашко, М. И. Калинин, Я. М. Свердлов и др. Вспоминая о жизни мужа, К. Т. Свердлова писала: «Яков Михайлович совершенно не пил ни водки, ни вина, говоря, что искусственно подбадривать себя нужно лишь людям со скучной душой».

В. И. Ленин всегда был принципиальным противником пьянства и считал его несовместимым с коммунистической моралью.

В 1921 году, когда в бедной, но полной надежд Советской республике еще существовал сухой закон, В. И. Ленин, выступая на X Всероссийской конференции РКП(б), говорил: «...я думаю, что в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут назад, к капитализму, а не вперед к коммунизму.

 В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что борьба с пьянством и алкоголизмом - задача общегосударственная. Более того, борьба с этим социальным злом - дело всенародное, в котором каждый советский человек должен чувствовать себя активным непримиримым бойцом за трезвый образ жизни.

Все мероприятия, направленные на профилактику пьянства и алкоголизма, необходимо планировать и про водить с участием широкого круга заинтересованных государственных, партийных и общественных организаций. Сторонних наблюдателей в этой всенародной борьбе быть не должно. Только при таком комплексном подходе к проблеме профилактика пьянства и алкоголизма даст реальные положительные результаты.

Противоалкогольная пропаганда не может не основываться на современных научных достижениях. И чем шире массовость антиалкогольной пропаганды, тем выше должен быть ее научный уровень.

В своей книге автор старался показать, что в формировании пьянства и алкоголизма у подростков основную роль играют три группы факторов: социальные, психологические и биологические. Без знания этих факторов, без понимания закономерностей их влияния на формирование психики и поведения подростка нельзя грамотно проводить профилактику пьянства и других, связанных с ним, отклоняющихся от нормы форм поведения. Для того чтобы заниматься профилактикой алкоголизма, нужно хотя бы в общих чертах знать, что это такое - алкоголизм. Пьянство и алкоголизм не идентичные понятия, а поэтому и подход к их профилактике должен быть дифференцированным.

При проведении мероприятий по профилактике пьянства и алкоголизма следует строго держаться курса на полное запрещение употребления алкогольных напитков подростками

Комитет партийного контроля при ЦК КПСС в специальном решении прямо осудил ориентацию населения, особенно молодежи, на «разумное», «культурное» потребление спиртных напитков.

Противоалкогольная пропаганда, особенно если она принимает массовый характер, требует от людей, которые ею занимаются, помимо специальных знаний, тонкого понимания психологических аспектов этой сложной проблемы.

...Недавно автор присутствовал в аудитории, где читалась лекция «Алкоголь - враг подростка» В зале сидели учащиеся ПТУ и молодые рабочие. Лектор, подчеркнув актуальность темы и обрисовав тяжелые последствия, связанные с приемом алкоголя, перешел к назиданиям, содержание которых коротко сводилось к следующему:

-      Все вы должны знать, что алкоголь пагубно влияет на ваше здоровье, что пьянство отрицательно сказывается на успеваемости и производительности труда. Поэтому все вы, сидящие здесь, должны в корне изменить свой образ жизни...

— Не все, - послышался глуховатый голос откуда-то из середины зала.

-      Как не все? - словно споткнулся лектор.- Почему не все? - уже более осмысленно спросил он у аудитории.

Поднялся сухощавый подросток, как-то нерешительно тронул то место, где должны расти усы, но заговорил довольно уверенно:

-      Я неплохо учился в школе, - сказал он, - потом окончил ГПТУ. Сейчас работаю наладчиком металлобрабатывающих станков с программным устройством. Я никогда не пил, не пью и пить не собираюсь Зачем же мне менять свой образ жизни, да еще, как вы сказали, «в корне»?

И последнее, что хотелось бы подчеркнуть в заключение. Профилактика пьянства и алкоголизма - дело чрезвычайно трудное и рассчитанное на длительный период. Теперь уже не вызывает сомнений, что советские люди сделают все, чтобы трезвость стала неотъемлемой чертой, сознательно соблюдаемой кормой жизни каждого человека.

Я начал книгу эпизодом из пьесы В. Маяковского и закончу ее цитатой из его стихотворения «Секрет молодости»:

Нет,
не те «молодёжь»,
кто, забившись
в лужайку да в лодку,
начинает
под визг и галдёж
прополаскивать
водкой
глотку,
Нет,
не те «молодёжь»,
кто весной
ночами хорошими,
раскривлявшись
модой одёж,
подметают
бульвары
клёшами.
Нет,
не те «молодёжь»,
кто восхода
жизни зарево,
услыхав в крови
зудёж,
на романы
разбазаривает.
Разве
это молодость?
Нет!
Мало
быть
восемнадцати лет.
Молодые -
это те,
кто бойцовым
рядам поределым
скажет
именем
всех детей:
«Мы
земную жизнь переделаем!»
Молодёжь -
это имя -
дар
тем,
кто влит в боевой КИМ,
тем,
кто бьётся,
чтоб дни труда
были радостны
и легки!


Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: профилактика, Пьянство и алкоголизм у подростков
Просмотров: 6741 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]