Активисты общественной организации "Трезвая Россия" призывают власти ввести запрет на производство и продажу так называемого детского шампанского — лимонада, выпускаемого в бутылках, выглядящих как игристое вино, и с такими же пробками.
Глава организации Султан Хамзаев отправил соответствующее обращение в российское министерство промышленности и торговли. По его словам, "детское шампанское" представляет собой завуалированную рекламу алкогольной продукции среди несовершеннолетних.
"Родители покупают его машинально, не задумываясь о последствиях, просто обращая внимание на яркую бутылку и приучая своего ребенка", — уверен активист. Он особо подчеркнул, что во многих магазинах детское шампанское расставлено на тех же полках, что и алкогольные напитки.
«Алкогольные обычаи микросреды во многом определяют алкогольные установки детей, их оценки пьянства окружающих, отношение к возможности собственной алкоголизации и ее динамику», — считают Б. С. Братусь и П. И. Сидоров. Это же мнение выражено в работах многих ученых, исследовавших проблемы детского алкоголизма.
Редкие праздники, редкие торжества в большинстве семей обходились без выпивки. Бутылки с водкой, коньяком, марочными винами считаются чуть ли не главным украшением стола, а порой и были «кульминацией» застолья — столько им уделялось внимания, восхищения. И часто рядом находятся дети, в сознании которых вино ассоциируется с чем-то праздничным, очень приятным. Они воспринимали его как необходимый атрибут «взрослой» жизни. Естественная реакция на это — желание поскорее приобщиться, попробовать, вкусить.
Дети подражают взрослым. И в группах детского сада после праздничных дней нередко воспитатели наблюдают, как ребятишки играют в «гости». «Давайте выпьем,— тоненьким голоском говорит «мама».— Кому шампанское? Оно сладкое и с пеной». Дети чокаются пустыми игрушечными чашечками и подносят их ко рту. «Кушайте, дорогие гости!» — продолжают угощать «мама» и «папа».
Игры малышей «в гости» с хмельными тостами, празднования их дней рождения с рюмками, наполненными даже фруктовыми соками,— это своего рода репетиция винных застолий, которая позднее перейдет в питейные привычки, питейные стереотипы поведения. «По правде говоря, и литература, и искусство, и печать немало, к сожалению, сделали, чтобы входящий в мир человек наряду с бесспорными ценностями культуры, выработанными предшествующими поколениями, усваивал и правило: „Без выпивки — нельзя!"»
|