Оглавление
г)
Алкоголь и пожары.
Много,
конечно, и всяких других несчастий, вносящих убытки, разорение и опустошение в
народное хозяйство, происходит от алкоголя. Взять хотя бы деревенские пожары,
которые уничтожают у нас иногда целые деревни. Статистике известно, что деревенские
пожары бывают обычно в дни особого разгула, в «годовые», «храмовые» и
прочие праздники. И действительно: выпадает окурок из пьяной руки, выйдет
пьяный во двор посмотреть скот с горящей свечей или лампой, поставит
захмелевшая женщина неосторожно самовар и т. д., — загорается сарай или дом,
пламя перекидывается по соломе дальше, а тушить некому, так как вся деревня
пьяна, да и тушить подчас нечем: нет пожарных машин и инструментов. В летний
праздничный день дымок днем или зарево ночью на горизонте от далекого пожара — обычное
явление в деревне. Я помню пожары, в особенности в весенние и летние праздники
(на пасху, на ильин день, на успенье и пр.), когда сгорали по несколько десятков
домов, когда выгорали целые деревни; причина их — опьянение по поводу праздника.
В деревне обычно можно слышать такие выражения: «сгорели на покров», «сгорели
на святой»...
У
Чехова есть рассказ «Мужики», в котором он художественно представил ряд картин
из быта старой, дореволюционной деревни. Там есть и картина деревенского
пожара, отрывки которой я привожу:
«На
успенье, в одиннадцать часов вечера, девушки и парни, гулявшие внизу на лугу,
вдруг подняли крик и визг и побежали по направлению к деревне и те, которые сидели наверху, на краю обрыва, в первую минуту
никак не могли понять, отчего это.
— Пожар! Пожар! — раздался внизу отчаянный крик. Горим!
Те,
которые сидели наверху, оглянулись, и им представилась страшная, необыкновенная
картина. На одной из крайних изб, на соломенной крыше стоял огненный, в
сажень вышиною, столб, который клубился
и сыпал от себя во все стороны искры, точно фонтан бил. И тотчас же загорелась
вся крыша ярким пламенем, и послышался треск огня.
Свет
луны померк, и уже вся деревня была охвачена красным, дрожащим светом.
Те
самые мужики, которые только что гуляли в трактире, тащили на себе пожарную
машину. Все они были пьяны, спотыкались и падали, и у всех было беспомощное
выражение и слезы на глазах
— Девки, воды!
— кричал староста, тоже пьяный. — Качай!..
Потрудитесь, православные, по случаю такого несчастного происшествия!
Семен,
обращаясь то к одному, то к другому, рассказывал, отчего загорелось: - Этот
самый старичок-то Жуков приходит... Ну, выпили по стаканчику, известно... Баба
заходилась около самовара, — старичка чаем попоить, да не в добрый час заставила
самовар в сенях, огонь из трубы, значит, прямо в крышу в солому, оно и того...
А в чугунную доску
били без устали и часто звонили в
церкви за рекой»..
Никто
не станет отрицать, что алкоголь способствовал и способствует разгулу «красного
петуха» в деревенской России. А в России сгорало ежегодно в довоенное время на 0,5
миллиарда золотых руб. (считая здесь и сгоревшие домашнее имущество, скот,
зерно и проч.), не говоря уже о том, сколько слез и горя приносили — да и
сейчас приносят — пожары деревенскому народу.
Ведь
кто жил в деревне, тот знает, какую жуткую картину представляет деревенский
пожар, особенно ночью. Какое отчаяние слышно в криках и плаче погорельцев,
какой страх на лицах тех, к кому подкрадывается язык пламени! Тревожный и непрерывный
звон набата, рев испуганных животных и крики птиц, грозное и всепожирающее
пламя — все это потрясает зрителя. Недаром пожары оставляют на всю жизнь самые
сильные воспоминания из детства в деревне.
Слышишь воющий набат?
Точно стонет медный ад!
Эти звуки, в дикой муке,
Сказку ужасов творят.
Точно молят им помочь,
Крик кидают прямо в ночь.
Каждый звук
То длиннее, то короче,
Выкликает свой испуг...
(Э. По).
В
первые годы трезвости число пожаров у нас значительно было сократилось, но
потом опять стало постепенно расти, так как народ стал потреблять спиртные
напитки. Так, по данные Госстраха в 1923 году число пожаров было вдвое больше, чем в 1922 году, а в 1924 году число пожаров достигло почти довоенной цифры (в
последние годы пред войной было в среднем 72.000 пожаров в год, а в 1924 году -
68.000 пожаров). Понятно, что деревня горит теперь в большинстве случаев от
домашнего винокурения и самогонного пьянства. Об этом имеется много сообщений и
со стороны селькоров. Например, селькор газеты «Правда» из Клинцовского уезда,
Гомельской губернии, в своей корреспонденции «Горят соломенные хаты» (№
133—
1925 г) жалуется:
«Почти
каждый день горят соломенные хаты... Горят и ночью, и днем...
Гудит
колокольная медь, трещат соломенные крыши, плачут бабы и дети.
С
ревом бегут в поля коровы и лошади.
Десятками
и сотнями горит наша клинцовская деревня...
Недавно
в селе Казаричах, Гордеевской волости, сгорело до полсотни хат, четыре гумна,
общественный амбар, школа, — и все потому, что самогонщику надо было в амбаре
гнать самогон для продажи в городе. Спешил и спьяна подпалил амбар, а от него
сгорело столько хат, школа и общественный семенной амбар с зерном, которое надо
было раздать по весне крестьянам.
С
половины января до мая по уезду сгорело более 500 построек, до 200 голов
мелкого и крупного скота.
Горят
и люди. За это время успело сгореть до двух десятков человек, — главным
образом женщины и малые дети.
Многие
семьи остались совершенно без крова, без куска хлеба на сегодняшний день.
Ходят, ездят по деревням, просят «христа ради».
Деревенская
взаимопомощь поставлена слабо, а потому рассчитывать на помощь от кресткома не
приходится.
Отчего
горит наша деревня?
Самогон,
скученность построек, поджоги, — вот главные виновники пожаров в селе. А отсюда
должны быть такие выводы: 1) самогонщиков, подвергающих своим промыслом деревню
ужасному действию пожаров, надо карать самыми строгими мерами; 2) надо провести
в обязательном порядке постройку новых хат и других сооружений в селе по такому
плану, чтобы не так губительно было действие пожара».