5.
Методы коренной борьбы с алкоголем.
Оглавление
См. также профилактика алкоголизма в трудовых коллективах
Почему же все перечисленные меры борьбы с алкоголизмом,
начиная с ограничения продажи алкоголя и кончая полным его запретом, не в
состоянии окончательно сломить этот алкоголизм? Известно, что полный и
решительный успех всякой борьбы обеспечен только тогда, когда борьба направлена
против причин, порождающих то или другое зло. Поэтому, для того, чтобы борьба с
алкоголем была вполне успешна, необходимо не только запретить продажу спиртных
напитков, но устранить и те причины, которые вызывают спрос на спиртные напитки
и создают алкоголизм. Какие это причины - мы видели.
Люди пьют потому, что их заставляет пить гнет нужды, неуверенность
в завтрашнем дне, зависимое и бесправное положение, умственная темнота одних,
неудовлетворенность жизнью других, безделье и излишества третьих и т. д. Все
это бывает при социальном неравенстве людей. Питейные обычаи и распространенные
алкогольные предрассудки поддерживают и поощряют народный алкоголизм.
И
поэтому окончательная победа над алкоголем может быть осуществлена только
тогда, когда условия труда и быта трудящихся будут свободны от причин, вызывающих
алкоголизм.
Для
этого народ должен быть полноправным и иметь хорошие условия жизни, сытое,
обеспеченное и независимое существование, которое давало бы ему спокойную
уверенность в завтрашнем дне, он должен иметь здоровый труд и нормальный отдых.
Уже давно известно, что там, где условия труда заметно облегчаются (например,
устраивается часовой перерыв между работами, сокращается рабочий день, дается
завтрак и т. д.), там всегда и заметно уменьшается и пьянство.
Для
того, чтобы вытеснить алкоголь из народного быта, надо возбудить и
удовлетворить любознательность народных масс широкой просветительной работой,
надо вовлечь их в интересы общественной жизни, надо сделать так, чтобы клуб
привлекал трудящихся приветными огнями, уютом, газетой, беседой, спектаклем
занимательным кинематографом и т. д.
Необходимо
иметь доступные всем, здоровые и интересные развлечения (театр, спорт и пр.),
которые давали бы народу приятно волнующее возбуждение и возможность отдохнуть
и забыться от однообразия повседневных будней.
Вовлечение
всех в общеполезный труд, который должен быть разумной и радостной
деятельностью человеческой личности, участие всех
в общественно-организующей жизни, создание новых, здоровых и трезвых обычаев - вот
пути к трезвости.
Тогда
вино и трактир не будут народу нужны. Они не будут нужны, во-1-х, потому, что
тогда у народа не будет потребности прибегать к опьянению, чтобы забыться от
тягот подневольной жизни и изнуряющего труда, так как эти тяготы будут сняты с
его плеч. И, во2-х, потому они будут забыты, что досуг и отдых трудящихся
заполнят тогда общественные интересы и культурные развлечения. Тогда не будет
вообще потребности топить в вине скуку праздной и бездельной жизни.
Понятно, что все это в полной мере возможно осуществить
только при победе труда над капиталом. Поэтому истинная борьба с алкоголем и
победа над ним возможна только тогда,
когда она направлена на уничтожение основ социальной нужды и социального
неравенства людей.
В
борьбе с алкоголизмом, на ряду с социальным переустройством жизни и быта,
должно быть проводимо широкое противоалкогольное просвещение, т.-е. сообщение
народу истинных свойств алкоголя, того вреда и зла, которые приносит он как
отдельному гражданину , так и всему обществу.
Больных
алкоголизмом людей надо лечить.
Итак, широкие социальные реформы на основе уничтожения
причин социальной нужды и социального неравенства, победа труда над капиталом, устроение жизни в условиях здорового труда и быта,
нормальный отдых и культурные развлечения, широкое общее, санитарное и
противоалкогольное просвещение, нервно-психичесная гигиена, - вот способы
истинной борьбы с истреблением алкоголя, которые могут дать желанный и
решительный успех.
Поэтому
не может быть полной победы над алкоголем там, где противоалкогольная борьба не
затрагивает главных и основных причин алкоголизма: социального неравенства
людей.
В
капиталистических странах всесильный алкогольный капитал, который вложен в дело
винокурения, виноделия и торговли спиртными напитками, препятствует всякой
плодотворной борьбе с алкоголем. И у нас, когда в царской России была запрещена
в июле 1914 г. продажа спиртных напитков, виноделы и пивовары объединились,
представляли докладные записки правительству с требованием снять запрет. Для
того, чтобы добиться разрешения этой продажи, они старались доказать, что вино
и пиво полезны и необходимы русскому человеку, что они отвлекают его от крепких
напитков, что он без них чуть ли жить не может, что запретительная система
несет крах и разорение хозяйству страны и т. д. Однако, добиться им своего не
удалось. Русское правительство несло в это время колоссальные расходы войны,
пред которыми потери от запрещения продажи спиртных напитков были для
правительства незначительны и незаметны, тогда как с трезвой армией лучше было
воевать.
Правительство
поддерживали в этом деле запрета другие промышленники, которые имели теперь
большой сбыт своих изделий: трезвый народ стал богаче и стал больше покупать
всяких товаров.
Успех
противоалкогольной борьбы в Северо-Американских Соединенных Штатах, которая
привела к полному запрещению там изготовления, продажи и ввоза спиртных
напитков, объясняется в сущности
тем, что там одержал победу над алкогольным капиталом капитал, вложенный в
другие отрасли промышленности. Для фабрик и заводов, где работа пошла по самому
точному распорядку, потребовался трезвый рабочий, который может развить
необходимую при конкуренции производительность труда. Дрожащие с похмелья руки
и несвежая после выпивки голова - точно и аккуратно работать не могут. Точно
так же для купцов и промышленников нужен трезвый потребитель, который, сберегая
деньги, больше тратит их на товары и продукты. Поэтому капитал других отраслей
промышленности, главным образом пищевкусовой, поддержал в Америке проведение запретительного закона.
6.
Значение советского строительства
для дела трезвости.
В нашей стране заложены основания победы над алкоголем,
потому что происходящее у нас социальное строительство жизни направлено к тому,
чтобы уничтожить эксплуатацию, нищету и невежество народа. При новом строе
общественной жизни постепенно складывается у нас и новый быт, из которого
изгоняются питейные нравы и обычаи. «Как сейчас ни мрачна алкогольная
действительность - с уверенностью можно сказать, что ее победа временная, так
как посеяны и уже всходят, пускай медленно, те социальные могильщики, которые
ее похоронят», — пишет д-р И. Д. Страшун («Санитарное просвещение», сборник ,
1925 г.).
Уменьшение
пьянства, вызванное новыми условиями жизни, труда и быта, мы уже и сейчас
наблюдаем. Бесспорно, что, несмотря на свободу продажи спиртных напитков, число
пьющих сократилось сравнительно с дореволюционным временем, особенно в городах,
и не только потому, что алкоголь дорог (на алкоголь никогда денег не жалели),
но потому, что многие уже избавились от тех обстоятельств, которые заставляли
их раньше прибегать к опьянению. Пробудившееся гражданское самосознание
заставляет отказываться от алкоголя, нет забитости и постоянно угнетающего
чувства зависимости, нет изнурительного труда, появились разносторонние интересы,
выросли запросы ума, удовлетворение которых доставляет удовольствие, стало
доступно, понятно и тянет к себе культурное развлечение, многие захвачены
общественной работой, самообразованием и т. д. Тут алкоголю уже нет места.
Изменяется резко и самое отношение народа к потреблению спиртных напитков. Если
раньше хорошую выпивку считали своего рода молодечеством, а пьянство только «слабостью» (про пьяницу говорили: «слабый
человек»),то теперь эту «слабость» общественное мнение трудящихся подчас строго
осуждает. Выпивка, не говоря уже о пьянстве, считается серьезным проступком со
стороны гражданина, занимающего общественную должность, и нередко служит
поводом для снятия его с работы. Было бы очень странно и дико слушать теперь,
если бы кто-нибудь стал вдруг рассказывать, как он вчера «заложил».
«Заложить»-то он, быть может, и «заложил», но только уж помалкивает об этом, а
если кому и расскажет, так шепотком, да на ушко.
Новый
уклад жизни вытесняет алкоголь из привычек граждан, принимающих участие в культурной
и общественной жизни страны, оставляя у многих только воспоминания о пьяных
днях, как о мрачном прошлом. Там, где дело просвещения еще не затронуло вполне
глубин народа, там алкоголь продолжает крепко держать в своем плену народные
массы, что мы и наблюдаем теперь, главным образом, в деревне среди крестьян и в
городе среди отставшего рабочего населения, которые еще не успели освободиться
от пьяной заразы. Ведь эта зараза посеяна долгими веками народного невежества и
народного бесправия, она передавалась из рода в род. Но и в крестьянстве лучшие
ряды молодежи в своей кипучей работе строят теперь новую трезвую деревню и
изживают дедовские обычаи пьянства.
Недавно
на одном московском митинге по алкогольному вопросу молодая крестьянка, только
что приехавшая из деревни, говорила, что деревня ждет теперь не водки, а
лекторов, агрономов, кооператоров и книг («Рабочая Москва», X—1925 г.).