3. Питейные нравы, обычаи и предрассудки.
Оглавление
Глубоко укоренились в быту народов питейные нравы и обычаи.
Они тоже являются одной из могущественных причин распространения алкоголя.
Особенно у нас распространены эти обычаи. Пьют в праздники и в дни отдыха, пьют
на крестинах, именинах, свадьбах, похоронах, пьют при удаче (ставят «могарыч»),
пьют с неудачи («заливают горе»), пьют при свидании, пьют при прощании («на
дорожку», «посошок»), пьют «мировую» и т. д.. и т. д. Пьют на общественных
торжествах, празднествах, чествованиях и т. д., где со спиртом в руках
произносят речи по вопросу об общественном благе или приветствуют заслуги
ученого деятеля, общественного работника и пр., пьют в домашней компании, когда
нужно угостить и опьянением развлечь своих гостей, оживить их беседу.
Прием
гостей без вина считался у нас, да считается и теперь, особенно в деревне,
обидой для гостей, оскорблением, насмешкой над гостями. Такого хозяина готовы
считать ненормальным, каким то чудаком, и уж, конечно, он в следующий раз этих
гостей не дождется. Зато славой гостеприимства пользуется тот, кто выставляет
на столе батареи бутылок и «накачивает» своих гостей. «Вот этот угостил, в
лоск!» - восторженно отзываются о нем его собутыльники. Выпивку считают
удальством, количеством поглощенных за выпивкой спиртных напитков похваляются.
Выпивают «для храбрости», пьют из подражания, т.- е. не потому, что чувствует
потребность в алкоголе, желание и влечение к нему, а просто потоку, что «пьют другие
— надо попробовать и мне». Хуже того: бывает, что человеку и не хочется пить,
ему даже противно вино, но он насилует себя и пьет, потому что так требует
обычай, потому
что надо «поздравить», «уважить»,
«разделить компанию» и т. д. Если не выпить, то могут обидеться. Все эти
питейные обычаи и нравы живут и процветают в народе потому, что они поддерживаются
общераспространенными и общеусвоенными заблуждениями и предрассудками: всюду
властвует легкомысленный взгляд на алкоголь, и на опьянение смотрят, как на
невинное удовольствие: обманчивы свойства алкоголя, который, отравляя человека,
как бы веселит его и тем самым обманывает выпившего человека.
Какое искреннее удивление, а подчас и недоверие, видишь на
лицах слушателей и слышишь в их замечаниях, когда сообщаешь им о вреде спиртных
напитков.
—Неужели и немножко вредно?
— Нет! Я с докторами не согласен: пред обедом выпить полезно!
—
Конечно, много не хорошо, а с умом
можно!
—
От вина человек полнеет...
—
Сами доктора вино прописывают...
—
При тяжелых работах, или когда
работают на холоде, нарочно дают спирт...
Такие замечания без конца слышишь со всех концов аудитории, как только закончишь
сообщение по алкогольному вопросу.
— Во
благовремении хорошо! — смачно гудит из
угла бас и вызывает дружный и одобрительный хохот всей аудитории.
Анкета,
произведенная, например, Томским
губздравом среди крестьян Томской губернии об их отношении к самогонке, показала, что большинство крестьян
относится к самогонке доброжелательно, так как считает самогонку полезной для
здоровья.
Алкогольный
капитал, заинтересованный в народном потреблении спиртных напитков, принимает
все меры к тому, чтобы поддерживать, распространять и поощрять питейные обычаи
и предрассудки. Одним из могучих средств является в этих целях реклама:
соблазнительные и красивые ряды и горки бутылок в зеркальных витринах
магазинов, красочные плакаты, газетные объявления и т. д. В капиталистических
странах алкогольный капитал держит в своих руках «шестую державу» — общую
печать. Знаменитый немецкий психиатр и неутомимый борец за трезвость, профессор
Крепелин, принужден был недавно заявить, что в течение 20 лет ему не удалось
поместить ни в одной газете ни одной статьи о действии алкоголя на организм
человека. Газеты и журналы при всем уважении к высокому научному авторитету
профессора Крепелина отказывались, однако, печатать его статьи, так как боялись
потерять заказы на выгодные объявления от пивных заводчиков и алкогольных фирм.