Похититель
рассудка и здоровья
Действие
алкоголя сказывается своим
губительным
влиянием на качестве и
количестве нашей
работы, на нашем
здоровье, в том
числе и на здоровье
нового
поколения, ил нашем семье и,
наконец, на всем
нашем быту
А. В. Луначарский
Оглавление
Известный путешественник Н.Н.
Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь,
но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков они разжевывали плоды,
отжимали их сок в скорлупу кокосовых орехов и через несколько дней получали
брагу.
Чистый спирт начали получать впервые в
VI—VII веках нашей эры арабы и назвали его «аль коголь», что означает
«одурманивающим» Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство.
Не исключено, что именно это и послужило поводом для запрета употребления
спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом
(Магомет 570— 632 годы). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских
законов — Коран (VII рек н. э ).
В Средневековье в Западной Европе также
научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других
бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде впервые эту операцию совершил
итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя
в состояние крайнего опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный
эликсир, делающий старца молодым утомленного — бодрым, тоскующего — веселым.
С тех пор крепкие алкогольные напитки
быстро распространились по странам мира прежде всего за счет промышленного
производства их из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и
т. п) Алкоголь настолько быстро вошел в быт что практически ни один художник,
писатель или поэт не обходил эту тему. Картины пьянства можно увидеть на
полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.
Описание пьянства проникало доже в
детскую литературу Вспомните знаменитую песню пиратов из книги «Остров
сокровищ», в которой как припев повторялось «...И бутылка рома...»
Злую силу алкоголизма понимали многие
передовые люди. Недаром известный религиозный реформатор Мартин Лютер писал.
«Каждая страна должна иметь своего дьявола: наш немецкий дьявол — добрая бочка
вина».
Распространение пьянства на Руси связано
с политикой господствующих классов. Одно время было высказано мнение, будто
пьянство является старинной традицией русского народа. При этом ссыпались на
слова летописи: «Веселие на Руси есть пити». Но это клевета на русскую нацию.
Крупный отечественный историк н
этнограф, знаток обычаев и нравов народа профессор К.И. Костомаров (1817—1885)
полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в древней Руси лили очень мало.
«Демон», «кровь сатаны», «змий», «бич
рода человеческого» — вот эпитеты, которые давались вину в далекие времена на
Руси. Тогда говорили «Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные
дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды. Как
вода противится огню, так вино прогоняет умные мысли».
Но с XVI столетия начался массовый завоз
из-за границы водки и вина. При царях Иване IV и Борисе Годунове учреждаются
«царевы кабаки», дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались
ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ
«продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам»
(пьяницам) а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям.
Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: «Чтобы
великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не
отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.
С 1894 года продажа водки, стала царской
монополией. По этому поводу В.И. Ленин писал: «Каких только благ не ждала от
нее наша официальная и официозная пресса и увеличения казенных доходов и
улучшения продуктов и уменьшения пьянства! А на деле вместо увеличения доходов
до сих пор получилось только удорожание вина, запутанность бюджета. Вместо
уменьшения пьянстве — увеличение числа мест тайном продажи вина, увеличение
полицейских доходов с этих мест, открытие винных лавок вопреки воле населения,
ходатайствующего о противном, усиление пьянства на улицах.
Очень хорошо отражена картина
беспросветной жизни и пьянства трудящихся в романе А. М Горького «Мать»
«Одинокие искры неумелой, бессильной мысли едва мерцали в скудном однообразии
дней... Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга,
играла на гармошках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила
и пила. Истомленные трудом люди пьянели быстро, и во всех грудях пробуждалось
непонятное, болезненное раздражение Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за
каждую возможность разрядить это тревожное чувство люди из-за пустяков
бросались друг на друга с озлоблением зверей Возникали кровавые драки Порой они
кончались тяжелыми увечьями изредка — убийствами».
Знаменитый психиатр В. М Бехтерев писал
в те же годы «Пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в
нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют
питья и угощенья при всяком случае».
Действительно, в России создалась
своеобразная «питейная процедура», согласно которой ни одно знаменательное
событие, ни один день отдыха не должен проходить без выпивки. Родился ребенок —
крестины. Умер человек — поминки. Встречают рождение — пьют за здравие,
провожают человека из жизни — за упокой. Стало совершенно зазорным не
предлагать гостям выпить, не «угостить» приятеля за дружеской беседой, не
«подмазать» вином при деловом разговоре.
«Питейная процедура» в царской России
приобрела особые черты. Во-первых, это был культ не столько вина, сколько водки.
Во-вторых, пьянство пропагандировалось в любых жизненных ситуациях, начиная от
религиозных праздников н кончая самыми малыми бытовыми событиями, например
покупкой личных вещей, которые требовалось «обмыть». В-третьих поощрялось
употребление алкоголя в больших количествах, что связывалось с «широтой»
русской души Естественно, что ни о каком организованном и эффективном
противодействии алкоголизму и пьянству в дореволюционной России не могло быть и
речи.
Правительство царской России понимало,
что водка дает баснословные прибыли и отвлекает народные массы от борьбы. В
Третьяковской галерее есть картина знаменитого русского художника Маковского
«Не пущу». На ней запечатлена типичная сцена времен царизма: измученный тяжелой
работой грязный, оборванный рабочий идет в кабак, неся туда последнее тряпье.
Жена с ребенком тщетно пытается его остановить, но им грозит расправа со
стороны обезумевшего человека.
Октябрьская социалистическая революция
уничтожила социальные предпосылки пьянства в нашей стране, но тем не менее
алкоголизм у нас еще не изжит. Почему?
Марксизм-ленинизм учит, что любое
общество не возникает из ничего, не появляется на чистом месте. Оно вырастает
на обломках старого общества и хранит в себе его следы.
В «Критике Готской программы» Маркс
писал о первой фазе коммунизма: «Мы имеем здесь дело не с таким
коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе а,
напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического
общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и
умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества…»
Одним из таких родимых пятен прошлого,
следы которого еще сохранились у нас являются пьянство н алкоголизм.
Может быть, государству следует
прекратить продажу винно-водочных изделий вообще и установить так называемый
сухой закон? Но традиции привычки имеют огромную силу. Это является одной из
причин почему мы пока не можем отказаться от продажи водки. Другой причиной
является то, что запрет может привести к распространению самогоноварения, а в
связи с этим к расходованию большого количества зерна, сахара, фруктов и других
ценных продуктов, к спекуляции, незаконной продаже спиртных напитков, к росту
заболеваний и отравлений в результате потребления алкогольных напитков,
приготовленных кустарным способом.
Жизнь показала, что запрет продажи
спиртных напитков в некоторых странах не только не способствует уменьшению
алкоголизма, а, напротив, как свидетельствует статистика, в ряде случаев
увеличивает пьянство.
Таким образом, «сухой закон» проблемы не
решает.