Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Октябрь » 26 » Трезвость — норма жизни

Трезвость — норма жизни

Оглавление

Сказанное позволяет сделать вывод, что ориентация на «культурное питье» не даст эффекта. Нужно воспитывать у людей сознательную трезвость. А она основана на личностной установке, возможна при определенном уровне развития человека и соответствующем воспитании.

Антиалкогольное воспитание имеет две формы: нравственное воспитание и целевая санитарно-просветительная работа.

В нашей стране на санитарную пропаганду тратятся большие средства. Однако эта форма борьбы с алкоголизмом относительно эффективна. Видимая причина: конкретный чувственный опыт для большинства значим больше, чем возможное отдаленное, абстрактное следствие. Охранительное свойство психики таково, что человек стремится исключить из переживаний возможную опасность, даже такую неизбежную, как смерть. Тем проще это с алкоголем, оказывающим опьяняющий эффект.

Ранее мы предполагали, что знание о пагубном действии спиртного — антиалкогольное воспитание и санитарное просвещение в возможно раннем возрасте — изменит восприятие, привьет настороженное отношение к спиртному, уменьшит удовольствие опьянения. Однако работы последнего времени показывают, что так происходит не всегда. Обследована группа детей 3 —4-летнего возраста. Оказалось, у них уже произошло формирование алкогольных представлений. Все они знали, что спиртные напитки вредны, но вместе с тем в содержании их игр отражались ритуалы потребления спиртного. Школьники младших классов тоже знают о вреде алкоголя, но до 16 процентов тех из них, кто пробовал вино, сказали, что оно им понравилось.

Эти данные свидетельствуют не о ненужности санитарно-просветительной работы, а вероятно, о том, что нельзя исключительно на этот метод антиалкогольной борьбы возлагать надежды. Она — необходимое условие, при котором другие противоалкогольные мероприятия будут приниматься населением с пониманием.

Санитарное просвещение нуждается в новых формах. Передачу знаний о вреде спиртных напитков целесообразно вести не посредством специальных лекций на эту тему, а в «русле» других тем: сохранение здоровья, семейная жизнь, воспитание детей и пр. То, что дети 6 — 8 лет, пробовавшие спиртные напитки, делали это в семье, что, как показывает повседневный опыт работы в наркологическом учреждении, девушки выходят замуж за молодых людей, уже страдающих алкоголизмом, и не придают этому значения,— все это свидетельствует о еще недостаточном усвоении знаний о грозной опасности, таящейся за рюмкой.

Санитарную пропаганду нужно вести в комплексе с антиалкогольным воспитанием. Но и оно должно стать частью целостного нравственного формирования. В последние годы в нашей стране требования нравственности — отношении межличностных, личности и общества — возрастают. Воспитание в этом направлении — процесс длительный и более трудоемкий, чем какая-либо иная форма пропагандистской работы. Но и результат его несоизмеримо более важен. Нравственное совершенствование, гуманитарное развитие раскрывают творческие возможности личности, способствуют формированию духовных интересов.

Процесс воспитания имеет в виду ряд компонентов. В частности, создание условий для ремесел, рукоделия. Занятия этого рода пробуждают духовные интересы, дают творческое удовлетворение.

Заслуживает внимания опыт ленинградских наркологов, настоявших на том, чтобы больные алкоголизмом получали садово-огородные участки. У этих пациентов отмечены длительные ремиссии.

Опыт спортивных клубов оценивается высоко даже при наркоманиях: занятия спортом позволяют ощутить «мышечную радость», снижают агрессивность, дают удовлетворение.

Такого рода организация досуга способствует упорядочению поведения, занятости и будет пользоваться, очевидно, большей популярностью.

Что же касается клубов по интересам, то их посещают те, кому не угрожает пьянство. Такие клубы — лишь один из многих в нашей жизни возможностей удовлетворить высокие запросы. Без необходимого же духовного, гуманитарного, эстетического, нравственного развития они не используются, да и не замечаются — подобно тому, как дальтоник не видит некоторых цветов. Клубы по интересам нужны тем, у кого есть интересы.

Очень, многие проблемы, в ряду которых и пьянство, мы пытаемся решать локально, в то время как они имеют одну причину низкий культурный уровень, недостаток нравственного воспитания.

Результатов нравственного воспитания, ведущегося активно сегодня, нельзя ждать уже завтра. Это процесс длительный, и в нем должны принять участие но только институты общественные, но — и это главное — семья. Не одно и не два поколения.

Сейчас же перед нами стоят оперативные, тактические задачи, требующие немедленного решения.

Начинается работа по биологической профилактике алкоголизма. Мы не будем рассказывать о попытках выявить генетически предрасположенных индивидов с намерением рекомендовать им воздержание от спиртного. Речь идет лишь о добавлении к спиртным напиткам ингредиентов, препятствующих метаболическим эффектам этанола. Так, результаты добавления тиамина в виски (50 миллилитров на бутылку), в пиво (5 миллиграммов на бутылку) исследуются в Швеции, Англии. Во Франции в центрах гигиены питания, наряду с лечением выраженных форм алкоголизма, в случаях бытового пьянства назначается специальная диета с повышенным содержанием аминокислот и витаминов.

Необходимо обратить внимание на важность активного выявления случаев пьянства и алкоголизма — сейчас это пока делается не в полную меру. Задержание видимо пьяных в общественных местах позволяет зарегистрировать лишь незначительную долю злоупотребляющих. Это в основном начинающие пьянство и больные алкоголизмом в третьей стадии, пока не научившиеся или уже не могущие скрывать опьянение. Так, частота попадания в вытрезвитель от начала злоупотребления снижается: 39, 32, 24,3 процента (выраженный алкоголизм). А между тем уже определены принципы выявления на производстве, существует комплекс критериев, дающих возможности более полного обнаружения всех злоупотребляющих (фиксируются не только прогулы, случаи появления в нетрезвом виде на работе, увольнения, малый стаж работы, попадание в вытрезвитель, приводы в милицию, но и участие в ДТП, обращение за скорой медицинской помощью, в травмпункты и пр.). Эти критерии показательны и при бытовом злоупотреблении, и в продроме алкоголизма, и в дальнейшем течении болезни.

Нужно добавить, что выработанные наркологами и организаторами здравоохранения критерии пока еще не используются в полной мере для противоалкогольной борьбы.

Социальная деградация у больных алкоголизмом наблюдается в среднем спустя 6 лет после абстинентного синдрома, одновременно с началом падения толерантности и потреблением суррогатов. Это подтверждает не только относительную замаскированность алкоголизма в среднем течении, но и то, что в начале злоупотребления и продроме не были предприняты необходимые меры.

Теперь эти критерии будут использованы в антиалкогольной работе.

Пока же проблемой остается выявление алкоголизма даже в среднем его течении, то есть во второй стадии. Как известно, сами больные не склонны обращаться за наркологической помощью. Мы уже говорили о возможности активного выявления больных второй стадии и даже в случаях скрываемого алкоголизма. Это дифференцированный отбор в общей больничной сети и на врачебных участках. Мы видели, что биологический комплекс продрома проявляется в основном травматизмом и прочими расстройствами, требующими медицинской помощи. В медицинской карте по месту жительства не всегда регистрируются такие случаи. Но участковый врач может обратить внимание на болтливость отдельных своих пациентов, а возрастать она начинает именно с началом второй стадии. Частота психосоматических расстройств в семье, поражение потомства также дают возможность участковым терапевтам и педиаторам фиксировать случаи алкоголизма.

Еще резерв, способствующий активному выявлению,— специализированная медицинская помощь, Мы говорили о том, что алкоголики составляют большой процент среди общего числа госпитализированных больных. Они обращают на себя внимание своей жизнерадостностью, легкомысленным отношением к болезни, несоблюдением режима, общительностью, отсутствием дистанции — неадекватностью. И в дополнение к этому — тайный прием спиртных напитков, сомнительные посетители, не всегда трезвые. Умение при различных соматоневрологических страданиях выделить дополняющий интоксикационный компонент даст возможность сделать более прямым обнаружение больных алкоголизмом.

Среди задач медицинской службы - и выявление злоупотреблений в отдельных профессиональных группах. Положительный пример этой работы существует в системе гражданской авиации. Но этого недостаточно. Имеющиеся же методы объективной диагностики позволяют проводить скрининг (т. е. массовое обследование) на алкоголизм достаточно широко.

Совершенно не используется еще одна возможность активного выявления. Ранее говорилось: злоупотребление, прежде чем оно станет известно администрации по месту работы, работникам милиции или врачам, давно не секрет для членов семьи, соседей. Независимо от того, насколько правильна оценка близких, они — первые, кто замечает регулярные опьянения и изменения поведения. И этот очаг «самовозгорания» виден невооруженным глазом: пьянство, безделье, регулярные гулянки, музыка, безнадзорные дети н пр. Однако в силу ложных представлений не принято, вплоть до крайних ситуаций, обращаться за сторонней помощью, «выносить сор из избы». Обнаружить этих больных можно только при росте медико-социального контроля по месту жительства. Помимо общих задач, решаемых в ходе профилактической работы, ежегодной диспансеризации, необходимо специально сформулировать задачи выявления пьянства. Их можно решать именно по месту жительства, в ходе санитарных обследований домов и квартир.

Это — хорошее поле деятельности для такой организации, как Красный Крест. При Красном Кресте целесообразно организовать «бригады здоровья» из молодых людей, проявляющих склонность к общественной, педагогической, медицинской деятельности. Они будут следить за здоровым образом жизни, в частности за чистотой, тишиной, трезвостью, мирными взаимоотношениями.

Этические сомнения о праве вмешательства в «личную жизнь» не следует принимать в расчет. У лиц медицинских профессий это право вообще велико. А пьянство и алкоголизм подобны опасной инфекции, при которой этическим колебаниям нет места. Многообразные же тяжкие последствия для самого пьющего, его близких, потомства делают семью пьяницы источником не только медицинской, но и социальной опасности.

Результат активного выявления, даже в том незначительном объеме, что существует сейчас, снижается из-за того, что разрозненные сведения не имеют «собирающего центра». А должны они концентрироваться по месту жительства: в отделениях милиции, опорных пунктах охраны общественного порядка, в специальных противоалкогольных комиссиях, определяющих принудительное освидетельствование, конкретные меры воздействия и контроль. Эти предложения, однако, охватывают только случаи пьянства без признаков алкоголизма.

Более всеобъемлюща предложенная В. Н. Габоевым система медико-социального контроля с дублированием ее отделениями милиции и наркологическими диспансерами по месту жительства. Соответствующие разделы индивидуальной карты заполняются не только медиками и милицией, но и администрацией но месту работы. Этот способ контроля особенно эффективен в малых и средних по величине населенных пунктах. Однако при должной заинтересованности он может применяться и в больших городах.

Требуют усовершенствования и немедицинские формы профилактики пьянства и алкоголизма: предупреждение, выявление, контроль, в том числе контроль за больными алкоголизмом, прошедшими курс антиалкогольного лечения (вторичная профилактика). Постановление ЦК КПСС от 7 мая 1985 года «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» расширяет возможности этой работы, возлагая таковую обязанность на всех должностных лиц.

Здесь следует подчеркнуть значение «слабого пола» в антиалкогольной пропаганде. Женщина, приобретшая право суждения и право требования, может стать и инициатором движения трезвости. В связи с этим желательно было бы сместить акценты в воспитании девочек. Они должны знать, что не только имеют с мужчинами равные права, но и оставляют за собой исключительную роль хранительниц домашнего очага, заботящихся о муже и детях, оберегающих их от опасности.

Опыт антиалкогольной работы женщин всегда бывал успешным. Примером тому может служить организация женских противоалкогольных комиссий на промышленных предприятиях г. Запорожья. Здесь заработную плату злоупотребляющих выдают женам. Это начинание не всюду поддерживается, хотя заслуживает дальнейшего распространения. Нуждается в повсеместном распространении опыт перевода заработной платы на счета в сберкассы.

При всей сложности и объемности борьбы с пьянством и алкоголизмом, при том, что, как показывает исторический опыт, борьба эта знает не только успехи, но и поражения, мы не должны терять оптимизма.

В заключение следует сказать, что постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» имеет принципиально новый смысл: эта борьба теперь — задача всех служб общества и всех должностных лиц. Совершенно ясно, что реализация этого постановления резко снизит злоупотребление спиртными напитками всего населения, в том числе молодежи, а значит, и последствия этого, в частности алкоголизм. Вместе с тем наркологи должны прогнозировать и возможные нежелательные эффекты, заранее приготовившись, к их ликвидации. К вероятным нежелательным аффектам нужно отнести ускорение скорости течения заболевания в запущенных случаях второй и третьей стадии алкоголизма за счет употребления суррогатов и возникновение смешанных форм токсикомании — злоупотребления спиртными напитками в сочетании с седативными средствами (транквилизаторы, снотворные). Отсюда — внимание и постоянный контроль за больными алкоголизмом, возрастание роли лечебно-профилактических профилакториев, совершенствование методик выявления и лечения больных алкоголизмом.

Итак, трезвость должна стать нормой нашей жизни. Сегодняшняя борьба с пьянством и алкоголизмом идет по всем направлениям. Намечен широкий, комплексный подход. А это значит, что и наука не может, не имеет права оставаться в стороне. Более того, за ней важная роль в этом нелегком деле.

Но еще раз напомню, что алкоголизм — это проблема не только медицинская, но и социальная. А это значит, что многое зависит и от каждого человека, в какой бы области он ни работал, где бы ни жил. Необходимо вести воспитательную работу, предупреждать, «подстраховывать» прежде всего тех, кто относится к группе с повышенным фактором риска. Это задача общественных организаций, родственников, администрации. Но выделить такие группы и помочь им с медицинской точки зрения должны врачи и ученые.

А пока, читатель, могу посоветовать: не рискуйте и не проводите эксперимент на себе. Каждый может обойтись без спиртного. И немало людей, прожив большую, порой нелегкую жизнь, не только ни разу не напились, но и совсем не знают вкус вина. Помните, пьющий, употребляющий спиртные напитки во зло, уничтожает себя как личность.

Возвращаясь к названию книги, повторим: «Пить — значит не быть»...

22:06
Трезвость — норма жизни
Просмотров: 6829 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]