Трезвая русь
стабилизатор руселф

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наша страница ВКонтакте

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Май » 16 » ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ

Оглавление

Значение воздействия порочной микросреды особо подчеркивается в отечественной литературе. Подразумеваются пьянство в семье родителей, в молодежной компании, соответствующее окружение по месту работы. Действительно, фактом, подтверждающим роль микросреды, является то, что интенсивность роста алкоголизма превышает возможное число психически девиантных личностей. Алкоголизм, алкогольная среда как бы плодят себя сами. Обоснованность весомой роли микросреды проистекает из обязательной для человека как «животного социального» конформности— свойства сближать свои взгляды, формы поведения с принятыми в его среде. Роль социального пресса подтверждена и в экспериментах на животных. Так, обезьяны потребляют алкоголь обычно в том случае, если растворы его замаскированы вкусом и запахом фруктов или если находятся на пищевом режиме сухоедения. Приучив таким образом обезьян к спиртному, Т. Crowley и соавт. (1983) обнаружили, что количество принимаемого спиртного возрастет при групповом содержании, по «примеру соседа» Эти эксперименты интересны не только тем, что выявляют зависимость потребления алкоголя от влияния группы, но и тем, что показывают возможность привыкания к нему вопреки первоначальному биологическому неприятию алкоголя индивидом.

Конформность здорового человека выражена тем меньше, чем выше уровень индивидуального психического развития. Недостаточной конформностью отличаются многие психически больные, наиболее изучена неконформность при психопатиях. Высокая конформность присуща лицам низкого интеллекта (в частности, больные олигофренией), ограниченного духовного развития, подросткам. Последнее требует оговорки (более подробно см. главу VII): известны непослушание, негативизм отроческих лет. Но неконформность подростков в мире взрослых сосуществует с очень высокой конформностью в отношениях со сверстниками.

Давление среды столь значимо, что реализуется иногда вопреки внутренней неконформности. Все мы в своих мнениях и действиях сообразуемся с ожидаемой реакцией окружающих и нередко, боясь осуждения, поступаем против собственного желания. Способность подчинять себя также входит в понятие конформности. Здесь мы видим, как конформность зависит от адаптационных психических свойств.

Вместе с тем критическая оценка понятия «влияние микросреды» показывает достаточно условную роль средовых влияний, не только зависящую от степени конформности.

Раньше, когда темп общественного прогресса был замедленным, микросреда определялась местом рождения— географическим, сословным, цеховым. Современное развитое общество состоит из множества типов «микросред», а человек в современном обществе достаточно подвижен. Таким образом, микросреда — не роковая неизбежность, а «дорога, которую мы выбираем».

При прочих равных показателях культуры, образования, материального обеспечения, условий труда и отдыха можно наблюдать разную степень алкоголизации той или иной компании. В одном школьном классе, одной студенческой группе, одном заводском цехе есть группы пьющих, выделяющиеся на общем фоне видимо трезвенников, или употребляющих алкоголь по социально принятым поводам, в семейном кругу по праздникам и т. д. Но кого-то пьющая группа «затягивает». Кого?

Самой частой причиной пьянства, как следует из анамнеза больных алкоголизмом, называют «дурную компанию». Более тщательный расспрос показывает различные способы «вхождения» в круг злоупотребляющих спиртными напитками.

Иногда оказывается, что обвинение «пьющая компания на работе» — всего лишь обвинение близко стоящих. На самом же деле «пьяная компания» окружала пациента со дня его рождения и он впервые познакомился со спиртным в семье родителей; в подростковом возрасте он неоднократно был замечен в состоянии опьянения, а с первыми заработками начал злоупотреблять спиртным регулярно.

От других пациентов удается узнать, что они помнят первые приемы спиртного и состояние опьянения, что они могут мотивировать употребление спиртных напитков еще до того, как появилась пьющая компания. Обнаруживается также, что злоупотребляющая алкоголем компания вытеснила прежнюю, трезвую. В этих случаях есть все основания полагать, что смена компании — показатель склонности к потреблению или даже показатель появившегося влечения к алкоголю.

Некоторые пациенты, ранее не пившие, преодолевая отвращение к спиртному, низкую переносимость, заставляют себя пить так же, как пьющая компания, чтобы войти в число «своих», «быть на уровне». Изначальная малая переносимость спиртного обычно сочетается с отрицательным личным отношением к злоупотреблению. Тем не менее эти лица совершают насилие над своими взглядами и здоровьем. Они платят эту цену не потому, что им нравится спиртное, а потому, что пьющая компания привлекательна чем-то иным.

Требует освещения еще один путь вхождения в неблагополучную микросреду: сознательное формирование такой среды. Есть определенный тип людей, которые используют алкоголизацию как средство для достижения личных целей. Благодушие и нетребовательность опьянения позволяют устанавливать доверительные отношения, особенно с теми, кто уже расположен к употреблению алкоголя. «Обычай заключать разные дела с выпивкою вытекает из того, что каждая сторона рассчитывает усыпить осторожность другой и выгоднее устроить свое дело» (Крепелин Э., 1912). Так называемые деловые люди нередко сами становятся жертвами образованной ими компании, объясняя причину развившегося алкоголизма пьяным окружением. В случаях активного формирования алкогольной среды непьющим человеком можно искать и криминальные мотивы.

В подавляющем же большинстве случаев пьющие компании образуются из лиц, расположенных к приему спиртного, которым нравится состояние опьянения. Эти общие чувствования порождают симпатию, и близость устанавливается без сознательной оценки, инстинктивно.

Таким образом, выясняется, что во многих случаях пьянства «из-за влияния дурной компании» никто никого пить не принуждал, выбор был сделан самостоятельно, а нередко пьющая компания должна оцениваться даже не как источник, а как повод злоупотребления.

Проблема выбора человеком того или иного образа действий не исследована. Это всегда и проблема личности. Наши предположения о будущем развитии конкретной личности интуитивны, но всегда основываются на склонностях, эмоциональном расположении, на том, что одобряется, что осуждается, какие люди вызывают симпатию, какие— антипатию. На то, что исследования причин алкоголизма как проблемы личности наиболее перспективны, указывают Г. В. Морозов и Н. Н. Иванец (1983).

Однако нравственные категории формируются рано. В работе В. Biddle с соавт. (1980) показано, что, как иногда предполагается, механическое усвоение обычаев и примеров подросткам несвойственно. Уже в подростковом возрасте имеется или не имеется предпочтение спиртных напитков, приятие или неприятие их употребления. При активном неприятии давление ни взрослых, ни сверстников нерезультативно.

Следовательно, к возрасту, когда обычно начинается знакомство со спиртным, человек подходит с установившимися понятиями дурного и хорошего. Не сопротивляющиеся при встрече с лицами, злоупотребляющими алкоголем, поддающиеся влиянию, примеру пьянства — особый тип личности, с особыми нравственными характеристиками, уровнем душевного развития и уровнем конформности. Часто это юная личность, перед которой из-за узости взглядов, интересов не стоит проблема выбора дорог и которой доступны только конкретные удовольствия. И при таком подходе оказывается, что влияние микросреды не следует переоценивать; перспективным будет исследование личности в том возрасте, когда знакомство со спиртным еще не состоялось.

В этой связи целесообразно ставить вопрос не так, как он ставится в подавляющем большинстве исследований: какая личность склонна к злоупотреблению? Надо решать вопрос: какая личность не склонна к злоупотреблению?

Уже сейчас можно назвать в этом ряду людей, увлеченных работой или внерабочими интересами, планирующих свою жизнь для достижения высоких целей, нравственно щепетильных, с эстетическими идеалами, с отчетливо осознаваемым долгом, чувством ответственности за свою репутацию, за близких. Не исключено, что в этих исследованиях будут обнаружены и малопривлекательные характеристики, например планирование жизни для достижения узкоэгоистических, корыстных целей. Замечено, что не склонны к злоупотреблению алкоголем лица со сверхценным отношением к себе, своему здоровью, люди скупые.

При оценке роли позиции личности в отношениях со средой можно, используя исторически накопленный опыт, отметить также следующее. Чем более угрожающей воспринималась жизнь, чем больше усилий она требовала для самосохранения и сохранения близких, тем меньше было злоупотребления алкоголем. Рост независимости и материального благополучия сопровождается ростом потребления спиртного. Так, И. А. Сикорский (1899) впервые отметил, что подъем потребления спиртных напитков совпадает с урожайными годами. Впоследствии Р. Влассак (1928) описал на примере Германии, вышедшей из разрухи после первой мировой войны, как с ростом благосостояния возрастало пьянство. J. Nielsen и соавт. (1979) установили, что в Дании рост потребления коррелирует с количеством спиртного, которое можно купить на среднечасовую по стране зарплату. Сводные данные, касающиеся европейских стран и США и подтверждающие тезис о том, что чем сложнее жизнь, тем меньше пьянства, приводят Ю. П. Лисицын и Н. Я. Копыт (1983). Опыт России также подтверждает эту закономерность: проблема алкоголизма становится тем острее, чем выше благосостояние.

20:27
ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ
Просмотров: 1473 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]