Оглавление
Алкоголизм начало
Существенной
особенностью противоалкогольной пропаганды в СССР является сочетание форм
массовой и индивидуальной работы. Последнее применяется к лицам, неустойчивым в
отношении потребления алкоголя, и включает в себя, кроме разъяснительных бесед,
проводимых медработниками, представителями администрации и общественных
организаций, выявление обстоятельств производственной деятельности, бытовых
условий или семейной жизни, которые привели данного человека к частому
употреблению спиртного, а также оказание действенной помощи в искоренении
порочной привычки к алкоголю. Эту работу проводят комиссии по борьбе с
пьянством, избираемые на промышленных предприятиях, представители
общественности в микрорайонах городов и с.-х. объединениях. Антиалкогольную
деятельность координируют комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом при
исполкомах местных Советов, куда входят представители органов внутренних дел,
здравоохранения, образования, торговли и общественного питания. Помимо этого
комиссии при исполкомах контролируют выполнение антиалкогольного
законодательства, соблюдение правил продажи и потребления спиртных напитков,
выносят на рассмотрение местного органа власти предложения по усилению борьбы с
пьянством, выходят с предложениями на соответствующие ведомства и организации.
Комиссии при исполкомах обращаются в суд с ходатайствами о направлении на
принудительное лечение уклоняющихся от лечения или продолжающих пьянствовать
после лечения больных алкоголизмом, о признании ограниченно дееспособными лиц,
злоупотребляющих спиртными напитками, возбуждении дела по поводу тунеядства
лиц, уклоняющихся от работы в связи с пьянством, о лишении по этой же причине
родительских прав и др.
Распространение
алкогольных напитков среди населения ограничивается принятыми законодательными
мерами: сокращение производства водки и крепких спиртоводочных изделий, борьба
с домашним производством крепких спиртных напитков — самогона, чачи, тутовой
водки и др. Напр., УК РСФСР предусматривает уголовное наказание за
самогоноварение — лишение свободы сроком до 3 лет.
Советским
законодательством предусмотрены меры, предупреждающие распространение алкоголизма
среди молодежи. Родители-алкоголики могут быть лишены родительских прав (напр.,
в соответствии со ст. 59 Кодекса законов о браке и семье РСФСР); на территории
СССР запрещена продажа алкогольных напитков несовершеннолетним.
Законодательством союзных республик предусмотрены административные и уголовные
наказания лиц, виновных в доведении несовершеннолетних до состояния опьянения.
Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985
г. на родителей и других лиц, виновных в доведении несовершеннолетнего до состояния
опьянения, накладывают административный штраф в размере от 50 до 100 руб., а
если до состояния опьянения несовершеннолетнего довело лицо, от которого он
находится в служебной зависимости, то это лицо подлежит уголовному наказанию
(штраф в размере от 200 до 300 руб., исправительные работы или лишение свободы
сроком до 2 лет). Этим же указом запрещен прием несовершеннолетних на работу,
связанную с производством, хранением и торговлей спирными напитками. Вовлечение
несовершеннолетних в пьянство, т.е. систематическое доведение до состояния
опьянения, независимо от родственных связей пострадавшего с виновным
рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Напр., по ст. 210 УК РСФСР за
вовлечение несовершеннолетнего в пьянство предусматривается лишение свободы
сроком до 5 лет.
Установлены
меры, препятствующие появлению на работе и в общественных местах в нетрезвом
состоянии или употреблению спиртных напитков в рабочее время либо во время
обеденного перерыва. Например, в соответствии со ст. 38 Кодекса законов о труде
РСФСР и соответствующими статьями кодексов о труде других союзных республик
запрещается допускать к работе на предприятиях и в учреждениях в течение дня
(смены) лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Указом Президиума Верховного
Совета СССР об усилении борьбы с пьянством (1985) установлена административная
ответственность за распитие спиртных напитков в общественных местах, на
производстве, во всех видах общественного транспорта, за появление в этих
местах в нетрезвом виде; бригадиры, мастера, начальники цехов, участков, смен и
другие хозяйственные руководители, допускающие распитие подчиненными им
работниками спиртных напитков на производстве, а также не принимающие мер к
отстранению от работы лиц, находящихся в состоянии опьянения, подлежат административной
или уголовной ответственности. Получение травм на работе и в быту в состоянии
опьянения рассматривается как несчастный случай, происшедший по вине
потерпевшего. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16 мая
1972 г. в этих случаях листок временной нетрудоспособности при амбулаторном и
стационарном лечении не оформляется и пособие по временной нетрудоспособности не
выплачивается. По постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дополнительных
мерах по укреплению трудовой дисциплины» (1983), даже за однократное появление
на работе в нетрезвом состоянии рабочий может быть переведен на
нижеоплачиваемую работу, а служащий понижен в должности на срок до 3 мес.
Администрация предприятий, учреждений и организаций имеет право увольнять работников
за появление на работе в нетрезвом состоянии.
Советским
уголовным правом установлено, что лица, совершившие преступления в состоянии
опьянения не освобождаются от несения наказания, а в ряде случаев опьянение
рассматривается как отягчающее вину обстоятельство (например, у водителей
автотранспорта). В СССР не допускается управление транспортными средствами
после приема спиртных напитков. Нарушение этого положения рассматривается как
преднамеренное действие, направленное на создание аварийной ситуации на
транспорте. Виновные, в зависимости от обстоятельств, в соответствии с указами
Президиума Верховного Совета СССР об административной ответственности за
нарушение Правил дорожного движения (1983) и об усилении борьбы с пьянством
(1985), подлежат штрафу в сумме 100 руб. или лишению прав на вождение
транспортных средств сроком от 1 года до 3 лет.
Законодательством
предусмотрено ограничение дееспособности с установлением попечительства над
лицами, злоупотребляющими спиртными напитками и ставящими этим свою семью в
тяжелое материальное положение. Ограничение дееспособности лишает гражданина
права без согласия попечителя распоряжаться своим имуществом, он не имеет права
сам получать заработную плату, пенсию и все другие виды доходов, не может
получать денежные переводы, вклады из сберегательной кассы и др. Дело об
ограничении дееспособности вследствие злоупотребления алкоголем может быть
начато судом по заявлению членов семьи, общественных организаций,
психиатрического учреждения. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1985
г. определили новый этап решительной борьбы с пьянством и алкоголизмом. Неуклонное
соблюдение антиалкогольного законодательства, повышение ответственности
должностных лиц, взаимной требовательности, контроля в сочетании с
ограничительными мерами по производству и распределению спиртных напитков
снизило злоупотребление алкоголем и сократило количество последствий этого
(заболеваемость, в т.ч. травматизм, нарушения общественного порядка,
производственной дисциплины). С 1985 г. организованы общества трезвости
(регионарные, профессиональные, производственные).
В соответствии
со ст. 36 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о
здравоохранении алкоголизм наряду с инфекционными, венерическими и психическими
болезнями относится к состояниям, представляющим опасность для окружающих и
требующим специальных мер лечения и профилактики. Законодательством союзных
республик предусмотрено принудительное лечение больных алкоголизмом,
уклоняющихся от добровольного лечения, нарушающих трудовую дисциплину и
общественный порядок, и трудовое перевоспитание их в лечебно-трудовых
профилакториях в течение 1—2 лет. Направление в эти учреждения осуществляется
судами, но судимости не влечет.
Добровольное
лечение алкоголизма производится в сети наркологической службы в зависимости от
формы и тяжести болезни. Оказывается амбулаторная (в наркологических районных,
городских, областных, республиканских диспансерах) или стационарная помощь.
Больных алкоголизмом госпитализируют в наркологические отделения
психиатрических больниц или в специализированные наркологические больницы.
Такие больницы, в развитие концепции А.С. Макаренко о трудовом перевоспитании,
трудовом оздоровлении личности, нередко организуются при промышленных
предприятиях. Между организациями здравоохранения и промышленности заключается
договор о взаимных обязательствах, одно из которых — полная оплата труда
больных. Таким образом обеспечивается материальная помощь семье лица,
находящегося на лечении. Взаимовыгодность договора способствует дальнейшему
расширению этой формы стационарного лечения больных алкоголизмом. В наст, время
около 60% наркологических коек функционирует при промышленных предприятиях.
Получило развитие анонимное лечение в хозрасчетных наркологических поликлинических
клиниках, организованных во многих крупных городах. При этом больной может не
называть своей фамилии, мед. регистрация ведется по номеру амбулаторной карты.
Библиография:
Лисицын Ю. П. и Копыт Н. Я. Алкоголизм, социально-гигиенические аспекты, М.,
1983;
Руководство по
социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю. П. Лисицына, т.
1, с. 175, М., 1987. Ю.П. Лисицын, А.
М. Сточик.