«Коль
веселье от сердца идет!..»
Оглавление
Вопрос о
несовместимости пьянства и алкоголизма с социалистическим образом жизни со всей
категоричностью был поставлен в известном постановлении ЦК КПСС «О мерах по
преодолению пьянства и алкоголизма» (от 7 мая 1985 года), а также в Указах
Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» (от 16 мая
1985 года) и Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы
против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» (от 16 мая 1985
года), в постановлении ЦК КПСС «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по преодолению
пьянства и алкоголизма и активизации этой работы».
Русский народ
никогда не был народом пьяниц. Слишком тяжелой была его историческая судьба. В
книге Ф. Ф. Нестерова «Связь времен» (М., Молодая гвардия, 1983) показано, что
Россия все время существовала в окружении сильных в военном отношении врагов
(Золотая орда, Тевтонский орден крестоносцев, Речь Посполитая). Устоять в такой
неравной борьбе мог только трезвый народ. Сколько раз буквально из пепла
возрождались русские города, засевались залитые кровью поля. Первый и
единственный кабак в Москве появился при Иване Грозном. Но пьянство очень
осуждалось общественным мнением. При Петре I пьяниц приговаривали к различным
наказаниям: секли плетьми, били палками, вешали на грудь тяжелую чугунную бляху
с надписью «питух». Кстати, «петровская водка» не превышала по крепости
четырнадцати градусов. И только в XIX веке Россия узнала крепкие спиртные
напитки.
С развитием
капитализма во всех странах резко ухудшились условия существования трудящихся
масс. В России под двойным гнетом царизма и капитала судьба народов была
особенно тяжела. Потрясающая нищета, отсутствие порой хлеба насущного, почти
пожизненная рекрутчина, тяжелый, изнурительный труд на эксплуататора, будь то
помещик, промышленник или кулак. Рабочий день продолжался зачастую до двадцати
часов в сутки. Полнейшее бесправие, практически поголовная неграмотность. И
водка для некоторых слабых натур становилась единственным средством забыться,
выключиться из жизни. Этого и добивалось царское правительство, которое, сделав
водку статьей дохода, одну за другой открывало «казенные винные лавки»,
называвшиеся в народе «казенками», «монопольками» или «винопольками». Словно в
паучьи сети заманивали они людей.
Неоднократно в
истории России стихийно начинались массовые народные движения против пьянства.
Так было накануне реформы 1861 года, когда «сотни тысяч народа,— по словам Н.А. Добролюбова, — в каких-нибудь пять-шесть месяцев, без всяких предварительных
возбуждений и прокламаций, в разных концах обширного царства, отказались от
водки». В книге В. Л. Канеля «Алкоголизм и борьба с ним», изданной в 1914 году,
в цифрах и графиках показано, что Россия по потреблению спиртных напитков на
душу населения занимала среди остальных стран Европы последнее место. С 1914
года в России под влиянием народных антиалкогольных движений и борьбы
прогрессивной общественности был введен «сухой закон». Большинство населения
сравнительно быстро привыкло к трезвому образу жизни. Русский народ мог
обходиться без вина и табака. Это подтверждалось и проведением в различных
губерниях опросов крестьян, которые однозначно высказывались за полный отказ от
спиртных напитков.
Октябрьскую
революцию совершил трезвый народ, победил интервенцию, строил пятилетки,
разгромил фашизм трезвый народ.
Гитлер планировал,
помимо прямого истребления русских, программу нравственного уничтожения и
физического вырождения нашего народа: «...никаких прививок, никакой гигиены —
только водка и табак» (Мельников Д., Черная Л. Преступник № 1. Нацистский режим
и его фюрер. М., Изд-во «Агентство печати „Новости"», 1983).
В современных
условиях партия рассматривает преодоление пьянства и алкоголизма как актуальную
задачу большой политической важности, как составную часть перестройки,
многоплановой работы по очищению нравственной атмосферы нашего общества от
всего чуждого социалистическому строю. Одурманенного вином или наркотиком
человека не волнуют судьбы мира и человечества, своей Родины. Все его помыслы
сосредоточены на том, где и как выпить в очередной раз, и ради этого он готов
на все и пожертвует всем. Именно пьянство в большинстве случаев является той
почвой, той питательной средой, на которой развились многие отрицательные
явления нашей сегодняшней жизни: тунеядство и спекуляция, взяточничество и
стяжательство, хищение государственной собственности и другие правонарушения.
Оно, как уже говорилось, наносит обществу огромные материальные убытки.
Алкоголизм, наркомания разрушают семью. Подрывая свое духовное и физическое
здоровье, калеча не только судьбу собственную, но и судьбу близких людей,
пьяницы, алкоголики, наркоманы колоссальным бременем ложатся на бюджет
народного здравоохранения. Эти явления несовместимы с нашими идеалами,
социалистическим образом жизни.
«Мы и дальше
должны настойчиво и неустанно работать над тем, чтобы здоровая атмосфера в
нашем обществе укреплялась, пускала глубокие корни. В этой связи я бы сказал,
что в кругу самых неотложных задач по-прежнему остается борьба с пьянством и
алкоголизмом. В этой борьбе мы должны ориентироваться на мнение нашего народа,
а не тех, кто пристрастился к спиртному. Мы взяли перед всем народом
обязательство повести решительную борьбу с пьянством, и наш партийный долг —
выполнить наказ советских людей», — сказал на июньском 1986 года Пленуме ЦК
КПСС М. С. Горбачев.
Борьбу с
пьянством и алкоголизмом необходимо вести не от кампании к кампании, а
постоянно и систематически, решительно и бескомпромиссно, и особое место в ней
отводится семье.
Сейчас по всей
стране набирает силу движение за трезвость, возникло Всесоюзное добровольное
общество борьбы за трезвость, объединившее в своих рядах свыше 13 миллионов
человек. Организуются и службы трезвости. Их задача — формирование устойчивого
антиалкогольного общественного мнения, разоблачение пьянства и алкоголизма,
теорий «умеренного пития», воспитание культуры общения, организация интересного
досуга. В своей деятельности они опираются на опыт работы клубов трезвости, уже
давно созданных в разных местах страны и накопивших интересный опыт. В Киеве
большой популярностью пользуется городской клуб трезвости «Аметист». Члены
клуба, число которых из года в год возрастает, пропагандируют трезвость,
выступают организаторами интересного досуга, помогают приобщиться к здоровому
образу жизни тем, кто лечится от алкоголизма. Они проводят вечера отдыха,
праздничные «огоньки», организуют встречи с интересными людьми, беседы за
чашкой чая, посещают неблагополучные школы и ПТУ, рассказывая о гибельности
хмельного зелья. В секциях занимаются техническим творчеством, изучают историю
родного края, искусство.
Приобрел союзную
известность клуб трезвости «Кристалл» города Первоуральска Свердловской
области. С большими трудностями, встречая непонимание, а порой и сопротивление,
организовывала его Стольникова, женщина, у которой сын начал пить. Сознавая,
что ей в одиночку не спасти сына, что слишком распространено было среди ее
земляков мнение «уметь выпить и не опьянеть — показатель мужественности и
крепкого уральского здоровья», Виктория Степановна буквально по человеку (счет
шел тогда на единицы) искала единомышленников, объединяла их вокруг себя. Она
перечитывала горы литературы об алкоголизме, отбирая в ней самые действенные,
самые убедительные примеры, факты, цифры, выступала сама, приглашала
энтузиастов трезвого образа жизни. Так и рождался клуб, росло число его членов,
увеличивалась и сила притяжения. Члены клуба стали активно отстаивать свои
убеждения, вступая в борьбу за большое, нужное дело с инерцией, косностью,
душевной ленью, бездумной праздностью и простым незнанием.
Так на практике
эта женщина еще раз подтвердила вывод Антона Семеновича Макаренко о том, что
объектом воспитания в обществе должен быть не отдельный человек, а отношения
между людьми. Сегодня за опытом в «Кристалл» едут из многих городов. Клуб ведет
обширную переписку со всеми, кто обращается в него со своей бедой, с другими
клубами трезвости в Нижнем Тагиле, Днепропетровске, Риге, Горьком.
Горьковская
«Радуга» первоначально объединяла тех, кто на своем печальном опыте постиг
опасность увлечения алкоголем. Члены «Радуги» стали вместе праздновать (без
вина, естественно!) дни рождения, выезжать за город по ягоды я грибы. В клубе
проводятся различные спортивные соревнования, изучается история родного города.
Члены клуба выпускают стенгазету, готовят фотоальбомы. И, конечно, ведут
большую агитационную работу в цехах, в школах, техникумах, молодежных
общежитиях, кинотеатрах. Своими силами они подготовили и не раз показывали
театрализованное представление «Слушается общественно опасное дело № 1»,
проводили киновечер «Горькие уроки». Интересно их обращение к истории
пропаганды трезвого образа жизни. Горьковский (Нижнегородский) и в особенности
сормовский опыт борьбы с алкоголизмом еще при царизме и уже в годы Советской
власти, когда сормовчане закрыли все питейные заведения и ни один магазин не
торговал вином и водкой, используется и сейчас. Конечно, именно трудовые
коллективы могут создать решительный заслон «зеленому змию».
Территории
трезвости, маленькие и большие, — квартира, предприятие, совхоз, поселок,
район, область — всё расширяются, выражая волю народа искоренить пьянство и
алкоголизм, прервать «питейную эстафету гостеприимства», заменить хмельные
увеселения здоровым и содержательным досугом.
В уже
упоминавшемся постановлении ЦК КПСС о ходе выполнения постановления от 7 мая
1985 года «О мерах но преодолению пьянства и алкоголизма» подчеркнута
необходимость сосредоточить все усилия на кропотливой организаторской,
воспитательской и профилактической работе, перестройке сознания и психологии
людей, повышении их внутренней культуры, оздоровлении отношений в семье, сфере
быта и отдыха. Причем борьба с пьянством должна вестись в комплексе с
искоренением наркомании и курения. На это должны быть направлены все формы
идейно-нравственного воздействия на людей, движение за коллективную гарантию
трезвого образа жизни.
Много для того,
чтобы отвлечь молодежь от вина, сделано в совхозе «Новоселки» Ярославской
области.
В колхозе «Заря»
Смоленской области борьбу за абсолютную трезвость возглавил его председатель А.
С. Игнатенков, который не только вывел колхоз в передовые, но и доказал, что,
заботясь о соцбыте, культурном досуге односельчан, можно достичь здорового
образа жизни. В колхоз к Игнатенкову просятся люди не только из соседних
хозяйств, но и из других областей страны. И это вовсе не единичные примеры.
А сколько
интересного и содержательного в праздниках народов нашей Родины!
С чьей-то
«легкой» руки название едва ли не самого трезвого из массовых народных гуляний
— сабантуй — стало обозначением шумных пьянок. А ведь сотни лет был он любимым
праздником тружеников поля («сабантуй» — в переводе с татарского — праздник
плуга).
Каких только
соревнований, конкурсов не придумывал народ!
Вот мчится
посреди села всадник на убранном лентами коне, возвещая начало празднества. И
все, стар и млад, торопятся к майдану. Здесь каждый найдет себе занятие по
душе. Один померится силой и ловкостью в соревнованиях борцов, другой примет
участие в захватывающей скачке на лошадях, девушки в танце покажут богатство
национального костюма. И кто знает, может, кто-то из молодых уже приглядел себе
невесту или жениха? А пожилые люди порадуются, вспомнив молодость и былую силу,
наблюдая за забавами внуков.
И какой же
сабантуй без душистого, по-особому заваренного чая с традиционными сладостями —
чак-чаком, гу-бадией, пехлевой.
Конечно, нельзя
переоценивать достигнутые успехи, нельзя не учитывать того, что пристрастие к
спиртному не преодолеть наскоком, шумными кратковременными кампаниями. И кроме
вреда, ничего не могут дать запретительные методы, администрирование. Они лишь
загонят болезнь вглубь, породят новые проблемы. Не случайно в постановлении ЦК
КПСС «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по преодолению пьянства и
алкоголизма и активизации этой работы» обращено внимание на рост
самогоноварения в целом ряде районов, что наносит не только огромный
экономический, но и нравственный ущерб.
Борьба с
питейными псевдотрадициями должна вестись по трем магистральным направлениям.
Первое — это
область нашей трудовой деятельности. Социологические исследования показывают,
если человек занят интересной работой, творчески относится к ней, осознает
важность своего труда для общества, если на производстве, где он работает,
хорошая атмосфера, он, как правило, не стремится к выпивке, не участвует в ней.
Алкоголиков практически нет среди новаторов, изобретателей, рационализаторов,
им нет места на передовых предприятиях и в лучших хозяйствах страны, где четко
организована работа, где каждый понимает свою роль и место в общем трудовом
процессе, неукоснительно соблюдает трудовую дисциплину. Сейчас многое делается
для того, чтобы оздоровить производственную ситуацию, чтобы человек на работе
почувствовал себя настоящим хозяином.
Второе — область
нашего досуга. Полноценное с социально-культурной и нравственно-этической точки
зрения использование свободного времени имеет огромное значение. Практика
свидетельствует, что пьяницы редко встречаются и среди людей, посвящающих свой
досуг повышению культурного и общеобразовательного уровня, занимающихся
спортом. Ученые насчитали свыше пятисот видов досуга, включающих любительские
интересы и общественную деятельность.
И наконец,
третье — семья. В крепких, дружных семьях, где думают друг о друге, серьезно и
ответственно относятся к воспитанию детей, шлагбаум перед алкоголем закрыт. Вот
почему все семейные клубы, в том числе и знаменитый ленинградский «Росток», —
это практически клубы трезвости. Родители, объединившиеся в «Ростке», ставят
перед собой нелегкую задачу вырастить детей настоящими людьми — сильными,
добрыми, честными, трудолюбивыми, патриотами своей страны. Людьми, не просто
приспособленными к жизни, но и умеющими перестраивать эту жизнь. «Оказалось, —
пишет журналист «Комсомольской правды» В. Хилтунен,— что найден действительно
«золотой ключик» от кладовых души человеческой. И ключиком этим оказались дети.
Правильно понятая забота о них буквально окрыляет взрослых. Толкает к
кооперации, наполняет жизнь и новым смыслом, и светом. Снимает с повестки дня
проклятые вопросы о том, где и как убить время, какой допинг использовать,
чтобы раскрепоститься» (Комсомольская правда, 1986, 5 июля). Не нужна им
бутылка в совместном интересном отдыхе — в увлекательных турпоходах,
агитпробегах, на лыжных прогулках, в путешествиях по стране... Да и времени на
нее тоже нет. Сколько нужно знать и уметь, чтобы вырастить маленького человека
другом своим на всю жизнь!
В последнее
время чувствуется, как наметился поворот к семье в деятельности наших
учреждений культуры, спортивных организаций. Рождаются «клубы молодой семьи»,
проводятся «дни семьи», «семейные спортивные олимпиады»... В основе их — забота
об укреплении этой маленькой, но такой необходимой ячейки общества. В Москве,
Каунасе, Петрозаводске, Днепропетровске, в Ростовской и других областях стали
проводиться «недели семьи», «праздники советской семьи». Они очень разные, эти
новые праздники, но объединяет их стремление подчеркнуть, что крепкая семья —
такая же заслуга ее членов, как высокие трудовые результаты.
Свыше десяти лет
жители Кропоткина — маленького промышленного городка на Кубани—проводят
традиционный общегородской День советской семьи. По главной улице проходят
лучшие семьи города, среди которых — золотые юбиляры. Их чествуют за то, что
через всю жизнь пронесли совет да любовь, вырастили детей, внуков, правнуков.
И тут же на
почетное место приглашают молодых супругов, кто в этот день справляет свою
свадьбу. Их тоже поздравляет город. И ему молодожены клянутся следовать лучшим
семейным традициям. Пройдет время, и на очередной праздник эти семьи выйдут уже
с первенцами. И снова молодые родители почувствуют, что город интересуется их
жизнью, заботится о них, не оставит без помощи.
Не случайно
каждый житель Кропоткина, все его организации стараются внести свой вклад в
подготовку праздника. Стоит посмотреть, как готовятся к этому дню — красят
фасады домов, украшают балконы, возводят корчмы-терема... И все работают здесь
бесплатно, от души, не считаясь со временем. Для всех же! Понятна радость
нарядных жителей, представляющих все поколения. Им хорошо, весело, и нет на
празднике места алкогольным напиткам, да они и не нужны здесь.
Сейчас в разных
республиках, разных уголках нашей страны растет интерес к возрождению народной
свадебной обрядности, со старинными ритуалами, играми, пожеланиями молодым,
величальными песнями, шуточными состязаниями. А сколько нового, неповторимого
может внести в свадьбу сама молодежь, неистощимая на выдумки!
Итак, молодые
друзья, начинайте с себя, со своей свадьбы. Пусть не будет она кичливым
соревнованием съеденного и выпитого. Смысл этого обряда — в укреплении молодой
семьи с самого первого дня ее рождения. И алкоголю— заклятому врагу семьи — не
должно быть на ней места. Настройтесь сами и настройте ваших родителей и друзей
на искреннюю, настоящую, а не искусственную радость. Да и так ли обязательно
свадебное застолье? Может быть, лучше после торжественной регистрации бра. ка
сесть вдвоем в поезд, самолет или автобус и отправиться в путешествие? Ведь на
средства, затраченные в некоторых семьях на грандиозные свадебные столы, можно
слетать на Камчатку, увидеть Байкал, побывать в знаменитой Кунгурской пещере,
познакомиться с любым городом нашей страны. И везде вы испытаете радость
совместных открытий, насладитесь красотой природы и делом рук человеческих.
Так счастливого
вам пути! Пусть никогда не будет в вашей жизни горько!