Культура
досуга
Оглавление
Важно учиться отдыхать. Вдумаемся, как
проходит час досуга, всегда ли интересно, содержательно, с пользой?
В недавнем прошлом семейные праздники,
коллективные торжества, как правило, не обходились без обильного застолья,
сдобренного горячительными напитками. Но так ли нужен стол, ломящийся от яств?
Прийти на день рождения — и весь вечер есть? А не скучно ли это? Зачем ребенка
с малых лет приучать к культу еды? Радость праздника совсем в другом. В
общении.
На людей, предпочитающих проторенным
тропкам к предприятиям торговли и общепита туристскую тропку, смотрели часто
как на чудаков. А деятельность клубов и стадионов строилась в основном в
расчете на зрителей, как говорится, на потребителей зрелищ, а не на участников
культурной, спортивной самодеятельности.
В постановлении ЦК КПСС «О мерах по
улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» поставлена
задача всемерно расширить возможности советских людей для раскрытия их
творческих способностей, для физического развития и тем самым повысить их
трудовую, физическую, нравственную активность.
Чтобы соответствовать высоким
требованиям, нельзя работать по старинке, пускать дело на самотек. Только
заинтересованность, инициатива всех, кто трудится в «культурном и спортивном
цехах», помогут каждому клубу, стадиону стать по-настоящему полезным и
необходимым людям.
Достоин широкого распространения опыт
лучших клубных учреждений в организации здорового быта, в борьбе за здоровый
образ жизни. В таких учреждениях действуют кружки по интересам. Нет сомнения,
что подобные формы культурного и спортивного досуга способны помочь приобщиться
к полнокровной, интересной жизни многим людям, помочь самовыражению и
самоутверждению человека, удовлетворить его потребность в общении. А общение —
это и активизация взаиморазвития, взаимообучения, активизация культурного,
спортивного сотрудничества. В сотрудничестве же заложены огромные потенциальные
возможности для преодоления пассивного времяпрепровождения в часы досуга, да и
возможности преодоления потребительского отношения к жизни в целом. Ведь до той
поры, пока человек чего-то не сделает сам, в нем подспудно живет ожидание, что
кто-то что-то сделает для него и за него. Ставка на пассивного посетителя клуба
противопоказана современному клубному работнику. Нельзя идти у инертности,
иждивенчества на поводу, ограничивая свою работу организацией зрелищных
мероприятий и танцевальных вечеров.
Привычное отступает не вдруг. Зачастую в
клуб, на стадион еще идут по официальному приглашению: разок-другой выступить в
самодеятельном концерте или сдать нормы ГТО. А если человек захочет зайти в Дом
культуры или в бассейн не на «целевое» мероприятие, а просто для того, чтобы
посидеть, размяться, отдохнуть, встретят ли его там, так сказать, с раскрытыми
объятиями? Вряд ли. А ведь одна из главных задач деятельности
культурно-просветительных учреждений, призванных направлять людей к разумным
интересным формам проведения досуга,— создать климат, атмосферу, когда хочется
и учить и учиться отдыхать.
Постановление ЦК КПСС «О мерах по
преодолению пьянства и алкоголизма» четко определяет предстоящую работу —
активное приобщение масс к миру прекрасного, помощь деятелей искусств в
проведении интересного, разумного досуга.
Так, Союз художников СССР, все его
республиканские организации регулярно организуют выставки произведений
живописи, проводят недели, дни, фестивали изобразительного искусства, передавая
картины из своих фондов городским и сельским музеям. Эти формы влияния на
духовный мир людей имеют, как показал опыт, мощное воздействие. Взять,
например, народные картинные галереи. За три года «малая Третьяковка» в селе
Тесь Красноярского края стала местом, куда люди приходят в самые торжественные
дни своей жизни.
В укрепление союза искусства и труда
вносят серьезный вклад и традиционные ежегодные недели изобразительного
искусства, расширяя зрительскую аудиторию среди всех групп населения.
Устойчивым успехом на предприятиях столицы пользуются отчетные выставки,
посвященные юбилейным датам.
Самодеятельный театр Московского
медицинского стоматологического института имени Н. А. Семашко поставил пьесу
«Чемпион». Герой спектакля — чемпион по боксу, ушедший из спорта из-за травм и
начавший пить. В пьесе прослеживается драматическая ситуация развала семьи,
показаны типичные для пьяниц взаимоотношения с родными, близкими, друзьями.
Одни из них стараются помочь терпящему крах человеку, но не знают, как это
сделать. Другие остаются равнодушными и лишь в последний момент понимают, что
должны были поступить по-иному. Как видим, самодеятельный театр поставил перед
собой задачу помочь людям, пристрастившимся к рюмке, обрести верную линию
поведения в реальных жизненных ситуациях. Все действие пьесы — как бы ожившие
картины того ужаса, к которому неизбежно рано или поздно приходит каждый
пьющий.
Пьеса раскрывает зрителю еще одну
пагубную грань пьянства — его опасность для грядущих поколений. Ведь не секрет,
что не столь редко у алкоголиков рождаются ненормальные дети. С нелегкими
думами расходятся зрители после спектакля. Призыв, прозвучавший со сцены,
бороться за человека до конца, до полного излечения глубоко западает в сердце
каждого. На это и рассчитан лечебный театр. Его психотерапевтическое
воздействие на больного, внушение мысли о возможности возврата к нормальной
жизни — свет в конце тоннеля, из которого, безусловно, есть один выход —
лечиться. Иной альтернативы нет и не может быть для пьющего в нашем обществе.
«Пьянству — бой» — эти слова определяют
сегодня одно из стратегических направлений борьбы за подлинно социалистический
порядок в нашей жизни. Раньше улица в широком смысле была создателем
алкогольных групп (пресловутые троицы). Да и сам процесс пития, нетрезвого
общения и выяснения отношений был тесно связан с улицей, подъездом, скамьей в
саду или лужайкой. Таким образом, приобретение алкоголя, распитие его было
единоличной прерогативой самого пьяницы: все это оставалось за пределами семьи,
которая видела лишь конечный результат — пьяного, потерявшего человеческий
облик. Нетрезвый отец являлся домой и куражился над родственниками. Он
неизмеримо реже напивался в семье, поскольку в ней, как правило, не находил
собутыльников.
Теперь положение изменилось. Страх быть
подвергнутым общественному обсуждению в той или иной форме заставляет пьяницу,
достав спиртное, нести его домой и пить именно там. При этом потребность задать
«исторический» вопрос — «Ты меня уважаешь?» — у них остается. Однако задавать
его, оказывается, некому — привычных дружков поблизости нет. В такой ситуации
пьяница будет пытаться вовлечь и членов семьи в свое мерзопакостное занятие.
А если рядом дети? Приобщить их к
выпивке легче всего: здесь и родительский авторитет, и привлекательность
новизны ощущений, и доступность прежде запретного плода. Пройдут годы — и,
повзрослев, они могут пополнить собой тех, кому сегодня мы объявили решительную
борьбу.
Как убедить тех, кто еще не стал
алкоголиком, и заставить тех, кто уже им стал, не только прекратить покупать
спиртное, но и покончить с его «домашним» употреблением? Убедить, а чаще и
переубедить их ох как трудно! Прежде всего потому, что, вопреки мнению
дилетантов, 85 процентов алкоголиков прекрасно информированы о пагубном влиянии
алкоголя. Знают — и пьют! Почему? Может быть, потому, что вся получаемая такими
людьми информация, по сути, случайна и отрывочна, ибо они не слушают лекции на
антиалкогольные темы, не смотрят соответствующие фильмы и не посещают клубы
трезвости.
Почему, собственно, сокращение «пьяных
точек» коснулось только винных магазинов? А пивные? Вот уж поистине «венец
творения» алкогольных групп и ситуаций. Возьмем, к примеру, такой большой район
Москвы, как Чертаново. Единственный рассадник культуры здесь — кинотеатр
«Ашхабад». И именно около него несколько лет назад открылась пивная, как
магнитом притягивающая с раннего утра далеко не лучшую часть населения.
Невозможно не думать и о том, каким
образом оградить подрастающее поколение и других людей от человека,
вернувшегося домой с бутылкой. Увещевания матери, слезы жены и детей приносят
успех в редких случаях. Значит, необходимы другие меры, не побоимся сказать,
карательного воздействия. Как показали социологические исследования, в судьбе
алкоголика заинтересованы обычно пять — семь человек: родители, жена, друзья
или товарищи по работе. Все ли они знают о своих правах и обязанностях по
отношению к пьющему человеку, даже при самом горячем и искреннем желании ему
помочь?
Н. А. Семашко писал, что пьянство и
культура — вот два понятия, взаимно исключающие друг друга, как лед и огонь,
свет и тьма.
Свободное время, досуг, отдых в выходные
и после работы. Какие приятные для каждого из нас понятия! Но отчего-то говорим
и думаем мы о них сегодня все с большей серьезностью, и оказывается, что
требуют они напряженнейшей работы целого комплекса учреждений, предприятий,
общественных организаций. И вот почему: в среднем у городского жителя,
например, в каждой неделе 30 часов «чистого» свободного времени, в году— 1700—
1800. С реализацией же курса партии на ускорение научно-технического прогресса
соотношение это будет меняться, и объем свободного времени увеличится. Как мы
сумеем распорядиться этим богатством? Что предстоит сделать, чтобы наш досуг
проводился разумно, с пользой для себя и общества? Какую помощь в этом могут
оказать уже сегодня учреждения культуры и спорта района, города, области?
В Программе КПСС подчеркнуто, что сфера
культуры призвана удовлетворять возрастающие запросы различных категорий
населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного
художественного творчества народа, развивать способности, обогащать
социалистический образ жизни, формировать здоровье и здоровые потребности и
высокие эстетические вкусы трудящихся.
В свое время, когда наша страна
приступала к осуществлению культурной революции, клубы, избы-читальни,
библиотеки в народе называли очагами культуры, в них работала многочисленная
армия общественников. Очаг культуры — емкое понятие, но в первую очередь под
ним подразумеваются радость общения, возможность интересно провести досуг. По
сравнению с предвоенными годами сегодня мы имеем, особенно в столице, во сто
крат больше возможностей для того, чтобы каждое клубное и спортивное учреждение
привлекало как можно большее число людей разных возрастов — от школьников до
пенсионеров.
Многие клубы и спортивные сооружения
столицы стали сегодня излюбленным местом отдыха москвичей, здесь проявляются их
способности и интересы. Завершен пятилетний городской смотр клубных учреждений,
проходивший под девизом: «Каждый клубный день — с наивысшей эффективностью в
помощь трудовому коллективу». Смотр значительно оживил деятельность клубных
учреждений, породил немало новых форм и методов работы с населением, с
трудовыми коллективами.
Клуб — человеку труда, клуб —
производству, клуб — в социалистическом соревновании — вот что сегодня
характерно для стиля работы Дворцов культуры заводов ЗИЛ, АЗЛК, прожекторный
«Станколит», «Борец» и многих других. Эти учреждения — запевалы нового, их
коллективы отличает творческий поиск, и, стало быть, на них призваны равняться
другие учреждения культуры столицы.
Более 3 миллионов москвичей занимается
физкультурой, спортом, туризмом. Совершенствуется работа молодежных центров,
созданных совместно с МГК ВЛКСМ на базе профсоюзных клубных учреждений.
Становится традицией проведение концертов духовых оркестров (в том числе и
лучших самодеятельных) на открытых площадках города. 34 городских клуба приняли
участие в подготовке и проведении XII Всемирного фестиваля молодежи и
студентов. Высокий уровень организации многих мероприятий свидетельствует о
больших резервах, которыми располагают учреждения культуры и спорта города для
воспитания трудящихся, организации их досуга, гармоничного развития.
Доброй традицией, например, стали дни
семейного отдыха, которые проводят некоторые учреждения культуры столицы. «С
праздником, дорогие товарищи! Добро пожаловать на день семьи!» — так
приветствовали посетителей в одно из воскресений работники Дома культуры имени
И. М. Астахова объединения Курьяновских станций аэрации. И каждый, кто пришел
сюда в тот день, действительно чувствовал себя желанным гостем.
Праздник открылся утром и продолжался до
вечера. Пока взрослые слушали литературно-музыкальную композицию «Нет в мире
краше Родины нашей», радиогазету «Конституция СССР — о браке и семье», шел
открытый урок детской цирковой студии «Пионер». Потом в фойе большого зала
началась программа «Папа, мама, я — спортивная семья». А затем все вместе
смотрели слайд-программу «Счастливое детство».
Довольны были и молодые хозяйки. За
«круглым столом» они встретились с представителями комбината бытового
обслуживания фирмы «Заря». Специалисты давали полезные советы по шитью, кройке,
вязанию. Много интересного можно было узнать и на встрече с преподавателями
профессионально-технических училищ, которые готовят кулинаров, цветоводов,
парикмахеров, а также в беседах с психологом, юристом, врачом. Скучать было
некогда. Посетители знакомились с выставкой работ детских коллективов изо- и
фотостудий, кружков.
Безусловно, испытанный арсенал
культурно-воспитательной работы—лекции, кино, художественная самодеятельность—
еще долго будет служить нам. Но необходимо искать и развивать новые формы
организации досуга, особенно в выходные и праздничные дни. И здесь должны быть
объединены усилия всех, кто призван строить и проводить в городе воспитательную
работу: профсоюзов, комсомола, управлений и отделов исполкома Моссовета, и
прежде всего органов культуры районного и профессионально-технического
образования, районных Советов народных депутатов, руководителей предприятий и
организаций.
Хороших примеров в столице немало. Но не
они пока определяют в целом уровень этой работы. Еще не удалось решительно
переломить существующую неблагоприятную тенденцию значительного отставания
клубной и физкультурно-оздоровительной работы от быстрых и качественных перемен
в общественной жизни, возрастающих интересов всех категорий трудящихся. Еще
недостаточно заполняются залы клубных учреждений и спортсооружений. Многие из
них нередко пустуют или совсем закрыты не только в дневное время, но и в
выходные дни. А ведь две трети жителей столицы не охвачены физкультурой и
оздоровительной работой. Слабо развивается техническое творчество, особенно
среди детей, подростков и молодежи. Университеты научно-технических и
экономических знаний работают лишь в каждом втором клубе, технические кружки —
в одном из десяти клубных учреждений. Из поля зрения профсоюзных организаций,
отделов культуры райисполкомов, работников культуры и спорта иногда выпадает
самое главное — индивидуальный человек с его разнообразными интересами и
наклонностями. Из 120 известных форм клубной работы сегодня активно
используется только 30.
Заметно изменился духовный облик
молодого человека наших дней. К сожалению, клуб, спортсооружение как очаги
культуры и здоровья все еще остаются малопривлекательным местом в проведении
досуга для молодежи, у которой в среднем за неделю набирается 30 часов
свободного времени.
В двенадцатой пятилетке намечено в 3
раза увеличить количество кружков самодеятельного художественного и
технического творчества (сегодня их около 4 тысяч), в 5 раз — любительских
объединений и клубов по интересам. Профсоюзные организации столицы станут
больше внимания уделять молодежным клубам и кафе, во многих клубах откроются
игротеки, будет свободен доступ к журнальным и музыкальным фондам, готовятся
специальные диапрограммы по вопросам культуры, науки и техники, познавательные
видеопрограммы.
Молодежь проводит в клубах лишь 5
процентов своего свободного времени. Это неутешительные данные. Почему так
происходит? В некоторых клубах пока не создано такой обстановки, которая бы
способствовала и отдыху, и дружеской беседе, и возможности заняться делом по
душе, встретиться с интересными людьми. К тому же многие московские очаги
культуры и спорта имеют неприглядный вид.
Москва — центр многонациональной
культуры. В столице работают тысячи писателей, журналистов, композиторов,
художников, артистов. Крепнут связи творческих союзов и организаций с трудовыми
коллективами, их клубными учреждениями, молодежными обществами. Но время
требует, чтобы мастера культуры, профессиональные работники оказывали более
действенную и реальную помощь самодеятельным художественным коллективам,
любительским объединениям, клубам по интересам, глубже и серьезнее влияли на
качество репертуара, на формирование современных эстетических вкусов у
трудящихся, и прежде всего у молодежи. Клубные учреждения профсоюзов столицы
обслуживают около 36 миллионов человек в год. Как бы выросла эта аудитория,
если бы творческие коллективы столицы, московские организации Союзов писателей,
композиторов, художников, журналистов смотрели на работу клубных учреждений как
на свое кровное дело. От этого выиграли бы и трудящиеся столицы, и мастера
культуры.
В подмосковном городе Балашихе действует
городской культурно-спортивный комплекс, объединяющий дома и дворцы культуры,
клубы, библиотеки, парк, музей, картинную галерею, спортивные сооружения,
физкультурно-спортивную базу учебных заведений, внешкольных и дошкольных
учреждений.
Искусство — это окно, открытое в мир,
которое помогает ребенку, молодому человеку глубже проникнуть в тайны жизни,
познать ее красоту. Работники названного комплекса стремятся не только помочь
молодежи лучше понимать искусство, литературу, но и увлечь ребят занятиями
самодеятельным художественным и техническим творчеством, что, в свою очередь,
развивает у юношей и девушек интерес к чтению, помогает им выразить свой
внутренний мир.
Детская библиотека организует в школах
выставки новинок художественной литературы, а также проводит беседы о
художниках, жанрах живописи и т. д.
В городской картинной галерее
еженедельно собираются любители изобразительного искусства на репинские
«среды». В выставочных залах галереи показывали свои работы молодые художники
Московской области, выставлялись картины из фондов Третьяковской галереи, была
организована экспозиция Литературно-художественного музея имени Л. Н. Толстого.
Многие ребята учатся в музыкальных
школах Балашихи, которых в городе несколько. При центральной музыкальной школе
создана народная филармония. В ней часто выступают известные музыканты,
проводятся лекции-концерты, посвященные творчеству русских, советских и
зарубежных композиторов. Ребята с интересом слушали, например, беседы о жизни и
деятельности Д. Кабалевского, Г. Генделя.
Большой популярностью у молодежи
пользуется кинообъединение «Экран», созданное при Дворце культуры
«Машиностроитель». В кинообъединении занимаются учащиеся средних школ,
техникумов, профессионально-технических училищ, желающие получить профессию
киномеханика. Занятия в кружке дисциплинируют подростков, развивают у них
ответственность за порученное дело. Под наблюдением киномеханика они
демонстрируют кинофильмы, а в своих школах на киноустановках самостоятельно
показывают учебные картины.
Кроме кинообъединения «Экран» во Дворце
культуры «Машиностроитель» работает еще 20 различных кружков. Каждые пятницу и
воскресенье здесь проходят вечера отдыха, где молодые люди могут не только
потанцевать, но и принять участие в различных соревнованиях и викторинах.
Культурно-спортивные комплексы стали
создаваться в соответствии с постановлением июньского (1983 г.) Пленума ЦК
КПСС. Затем совместным решением Министерства культуры СССР, ВЦСПС и
Спорткомитета СССР было утверждено типовое положение о культурно-спортивном
комплексе, который призван объединить усилия культурно-просветительных,
спортивных учреждений и других организаций, заинтересованных в комплексном
подходе идейно-политического, трудового, эстетического и физического воспитания
населения, в организации содержательного досуга трудящихся нашей страны.
В состав такого комплекса входят
независимо от ведомственной подчиненности дворцы и дома культуры, клубы и
библиотеки, парки и музеи, спортивные сооружения и межхозяйственные
физкультурно-спортивные клубы, музыкальные и спортивные школы, школы здоровья и
искусств, спортивно-технические клубы и тиры ДОСААФ, культурно-спортивная база
учебных заведений и внешкольных учреждений.
Культурно-спортивный комплекс (КСК)
создается в масштабах района, города, района в городе, поселка, села решением
соответствующего исполкома Совета народных депутатов. В отдельных случаях
решением исполкома КСК может быть создан на базе учреждений культуры и спорта
территориально отдаленного крупного предприятия и расположенных в зоне его
деятельности других культурно-просветительных и спортивных учреждений. При этом
учреждения и организации, входящие в КСК, сохраняют свою ведомственную
принадлежность и самостоятельность.
КСК действует в контакте с общественными
организациями и органами общественной самодеятельности, добровольными
обществами, профессиональными художественными коллективами, органами
здравоохранения, предприятиями общественного питания, торговли, бытового
обслуживания. Он призван решать следующие задачи:
создавать наиболее благоприятные условия
для удовлетворения постоянно возрастающих духовных потребностей советских
людей;
улучшать военно-патриотическое и
физическое воспитание, организацию досуга трудящихся;
совершенствовать формы и методы
культурно-воспитательной, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы, в
том числе общественные начала в сфере досуга, с тем, чтобы охватывать
культурно-спортивными мероприятиями все слои населения;
развивать самодеятельные художественные,
спортивные, физкультурно-оздоровительные и другие объединения, создавать секции
и команды, кружки технического творчества.
Деятельность культурно-спортивного
комплекса осуществляется в соответствии с планами экономического и социального
развития города, района, села, предприятий, учреждений и организаций в зоне
обслуживания комплекса. Этот единый комплексный план предусматривает:
проведение массово-политических
мероприятий, советских гражданских обрядов и ритуалов, массовых гуляний,
физкультурно-оздоровительных праздников, фестивалей, смотров, спартакиад,
соревнований, конкурсов;
создание новых коллективов и кружков,
спортивных секций и команд, оздоровительных групп, любительских объединений,
клубов по интересам, народных университетов и других форм участия населения в
культурной и спортивной жизни;
благоустройство учреждений культуры и
спорта. Руководит культурно-спортивным комплексом координационный совет на
основе действующего законодательства и типового положения о КСК, подчиняясь
исполкому соответствующего Совета народных депутатов. В координационный совет
входят руководители и специалисты учреждений из состава КСК, представители
партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов, других общественных
организаций, администрации и трудовых коллективов. Председателем совета
является заместитель председателя городского, районного исполкома или
председатель поселкового, сельского Совета народных депутатов.
При координационном совете могут
создаваться организационно-методическая, культурно-массовая, спортивная секции,
любительские объединения и т. д.
Финансирование совместных массовых
мероприятий КСК осуществляется за счет централизованных в исполкомах Советов
народных депутатов средств, отчисляемых предприятиями, учреждениями,
организациями и колхозами от сумм соответствующих фондов. Основание
финансирования — решение исполкома. Эти средства расходуются в соответствии со
специальной сметой комплекса, разрабатываемой координационным его советом и
утверждаемой на каждый финансовый год решением исполкома соответствующего
Совета народных депутатов.
Материальные ценности, приобретенные для
проведения общих мероприятий за счет централизованных средств КСК на основании
решения исполкома Совета народных депутатов, передаются на баланс одного из
учреждений, входящих в КСК. Общественные организации, профсоюзные органы и
подведомственные им учреждения культуры и спорта на проведение мероприятий
могут расходовать средства текущих счетов без их централизации в фонд КСК.
Еще больше оживилась работа
культурно-спортивных комплексов после выхода постановления ЦК КПСС «О мерах по
улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений». Набирают
силы коллективные формы досуга, где на первое место вышла физическая культура.
Физкультурно-оздоровительные комбинаты, культурно-спортивные комплексы, клубы
любителей бега привлекают людей возможностями эмоционального общения, живого
примера для детей, способствуют утверждению трезвого образа жизни.
Почему сегодня так остро стоит вопрос о
преодолении пьянства? Потому, что наша страна решает новые, небывалые по
масштабам задачи. Речь идет о крутом повороте к интенсификации экономики, о
переориентации каждого предприятия на интенсивный путь развития. Решение
грандиозных задач требует светлых голов, трезвых умов. Потому и вопрос о
пьянстве перестал быть делом частным — это вопрос не бытовой, а политический.
Наверное, не будет преувеличением
сказать, что в борьбу с алкоголизмом в настоящее время включились партийные,
профсоюзные, комсомольские организации, хозяйственные руководители, работники
правоохранительных органов, здравоохранения.
Очень сильное оружие в борьбе с этим
злом — гласность. Выявлять тех, кто пьянствует, кто попал в вытрезвитель,
подвергся штрафу, создавать вокруг них атмосферу нетерпимости — одна из наших
повседневных задач. Перестройка психологии таких людей — дело кропотливое. И тут
нужны настойчивость, умелая пропаганда трезвого образа жизни. Идет поиск форм
этой работы: утверждение новых обрядов (свадьба без хмельного), создание групп
здоровья и т. д.
Наступление на «зеленого змия» надо
вести широким фронтом. Самый горячий участок этого фронта — производство, цех,
где нередко еще можно встретить за станком подвыпившего работника, где еще есть
случаи распития спиртного на рабочих местах. Но как раз здесь-то, на самом
тревожном участке, наступление на пьянство ведется вяло.
Нам вспоминается одна свадьба. Нарядно
сервированные столы, на которых нет бутылок со спиртным. Но вкусных, ароматных
напитков сколько угодно. К горячим блюдам они подаются тоже горячими. В их
числе безалкогольный глинтвейн, горячий брусничный напиток с корицей, душистый,
тоже подогретый мятный напиток. Метрдотель выступает в роли ведущего вечера.
Выдумка, фантазия, хороший вкус — и получилось действительно веселое, радостное
торжество.