Оглавление
Существо
вопроса
С
употреблением алкоголя связан ряд соматических нарушений, таких как цирроз
печени, некоторые виды злокачественных новообразований, артериальная
гипертензия, инсульт и врожденные аномалии развития. Сильная степень опьянения
влечет за собой другие проблемы, например, проявление насилия или смерть от
несчастного случая. Кроме того, употребление алкоголя увеличивает риск
возникновения многих видов проблем в семье, на работе и в обществе, в том числе
финансовые затруднения, невыходы на работу, низкая производительность труда и
криминальное поведение (8). По оценочным данным, употребление алкоголя
обусловливает около 10% суммарного бремени болезней в Европе (9).
Общий
количественный уровень и характер употребления алкоголя населением влияют на
распространенность алкогольных проблем. Нельзя, однако, упускать из виду, что
цифры среднедушевого потребления скрывают имеющийся значительный разброс в
индивидуальных уровнях и характере употребления алкоголя. Так, например, среди
населения всегда есть люди, которые вообще не употребляют алкоголь; большая часть остального населения состоит из лиц,
употребляющих алкоголь в малых или умеренных количествах; весьма же
значительная доля от общего потребляемого объема алкоголя приходится на людей,
принимающих спиртные напитки регулярно и в больших количествах, хотя они и
составляют меньшинство населения. Неблагоприятные последствия от употребления
алкоголя носят диффузный характер и влекут значительный материальный ущерб, при
этом они распространяются не только на относительно небольшую и легко
определяемую группу населения, состоящую из алкоголиков и лиц со значительным
уровнем или проблемным характером употребления спиртных напитков (3, 8, 10).
Многие люди, употребляющие алкоголь в умеренных дозах или только в редких
случаях, также могут быть подвержены алкогольным проблемам, особенно если
спиртные напитки принимаются с целью достичь состояния опьянения. Тем не менее
очевидно, что большинство потребителей алкоголя рассматривают прием спиртных
напитков как нечто, приносящее им пользу, поскольку они готовы тратить часть
своих, порой скудных ресурсов на их приобретение. В той же мере, в какой
различаются модели и традиции употребления алкоголя в разных общественных
группах, варьируют также частота и характер связанных с алкоголем благоприятных
и негативных эффектов (3, 8, 11).
Результаты
научных исследований и другие фактические данные
Политика в области борьбы с
алкоголем
Формальный
контроль над потреблением алкоголя, то есть комплекс авторитарных мер (включая
законы, нормативные акты и административные правила), обеспечивающих контроль
экономической или физической доступности алкоголя, имеет своей целью снижение
вредного воздействия от его употребления с сохранением, по возможности, истинных
и кажущихся благ, связанных с приемом спиртных напитков (8). Эти меры
направлены на все население и отдельных лиц, употребляющих спиртные напитки, а
также касаются различных учреждений и затрагивают систему здравоохранения.
Неформальный контроль над потреблением алкоголя осуществляется в форме
социальных норм и традиций. Во многих странах такой неформальный контроль
является более действенным, чем применяемые официальные меры (7).
Во всех
европейских странах в той или иной мере существуют правовые регуляции,
касающиеся производства и продажи спиртных напитков (7, 24). Они преследуют
различные цели. В одних странах законодательные усилия направлены на соблюдение
интересов общественного здравоохранения или социальной политики либо на
устранение возможности личной наживы в этой сфере. Так, например, соображения
охраны здоровья граждан и социальной политики вкупе с устранением возможности
личной прибыли в течение многих десятилетий составляли основу стратегии
контроля алкоголя в странах Северной Европы. В странах Средиземноморья,
напротив, данные мотивы представляются не настолько важными, и контрольные меры
направлены на повышение качества алкогольных напитков, соблюдение экспортных
гарантий, обеспечение приемлемого уровня жизни для фермеров, выращивающих виноград,
и виноделов, а также на бесперебойное снабжение потребителей винами по
доступным ценам (7). Во всех европейских странах продажа алкоголя облагается
налогом, что составляет статью государственного дохода. Европа является важным
производителем алкогольных напитков, поэтому частные экономические интересы в
сфере производства и торговли оказывают несомненное влияние на масштаб и
диапазон мер проводимой политики по контролю над алкоголем.
Меры,
направленные на снижение масштаба проблем, связанных с алкоголем, включают
высокое налогообложение, установление возрастного ценза на покупку спиртных
напитков или лимитированного доступа к ним. Среди прочих мер можно указать на
мероприятия, направленные на предотвращение управления транспортными средствами
в состоянии опьянения, влияние на существующие условия (контекст) распития
спиртных напитков,
такие меры, как просвещение и агитация, контроль за рекламой алкоголя, а также
ранние вмешательства или проведение лечения по отношению к лицам с проблемным
характером употребления спиртных напитков и хроническим алкоголикам (8).
Цены на алкоголь
Эффекты,
обусловленные изменением цен на алкоголь, детально изучены, главным образом
эконометрическими методами. Проводились также панельные, описательные и
аналитические исследования, посвященные вопросам алкогольного ценообразования
(8, 12, 13, 14). Результаты подавляющего большинства эконометрических
исследований свидетельствуют о том, что повышение цен на спиртные напитки ведет
к падению уровня потребления алкоголя, а понижение цен – к его росту. Эта
зависимость была продемонстрирована как по отношению к общему уровню
потребления алкоголя, так и к потреблению различных категорий напитков (8, 13,
14). Из этого можно заключить, что по своему рыночному поведению спиртные напитки
в целом сходны с большинством других потребительских товаров.
В
исследованиях по различным регионам и хронологическим периодам были обнаружены
разные уровни чувствительности спроса к ценовым изменениям в отношении общего
уровня потребления и по отдельным категориям спиртных напитков (15). Эти
колебания обусловлены социальными, культурными и экономическими условиями,
преобладающими в той или иной географической местности либо в тот или иной
период времени. Они также отражают разнообразие характера употребления спиртных
напитков. Таким образом, не существует устойчивых реакций на изменения цены на
алкоголь, которые были бы одинаковы для всех стран Европы или (для отдельно
взятой страны) не менялись бы с течением времени. Так, например, потребители
вин в странах Средиземноморья реагируют на изменения цен на вина не так, как
жители Северной Европы, поскольку в странах Средиземноморья вино – это
непременное дополнение к пище, а в странах Северной Европы – скорее предмет
роскоши.
Результаты
большинства эконометрических исследований обычно выявляют усредненный уровень
реакции потребителей на изменение цен на алкоголь. Однако есть работы, в
которых непосредственно отражено дифференциальное влияние изменений цен на
поведение различных групп потребителей либо изучена зависимость между масштабом
алкогольных проблем и уровнем цен на спиртные напитки (8). В этих работах
доказано, что спрос на алкоголь среди лиц, потребляющих значительное его
количество, а также среди страдающих алкогольной зависимостью, так же
чувствителен к повышению цены, как и среди более умеренных потребителей. Они
также показывают, что повышение цен за счет акцизных сборов с продаж спиртных
напитков в особенной степени снижает уровень потребления алкоголя среди
молодежи (8). Влияние на цены может осуществляться также путем введения
ограничений на рекламные акции (такие, например, как скидки в определенные часы
работы бара – «счастливый час»), а также установления пределов скидок при
оптовых продажах и минимально допустимых ценовых уровней.
Поскольку
все алкогольные напитки содержат этиловый спирт, напрашивается вывод о том, что
они должны обладать взаимозаменяемостью. Очевидно также, что спиртные напитки
могут быть замещены другими товарами или же могут сами выступать в качестве
заменителей других товаров. На практике, однако, замещение одного типа напитков
другим происходит лишь в достаточно ограниченной степени (10). Нет четких
доказательств того, что повышение налогов и цен на алкоголь прямо влияет на
потребление запрещенных наркотиков. Однако, наличие в стране более высоких цен
на алкоголь по сравнению с соседними странами может приводить к активизации
контрабанды либо приграничной торговли. Одним из проявлений наблюдаемого в
последние годы повышения степени интеграции европейской экономики явилось уменьшение
ограничений на количество ввозимого алкоголя при индивидуальных поездках из
одной европейской страны в другую. В связи с этим приобретает особенно большое
значение приграничная торговля спиртными напитками (7).
При
планировании ценовой политики в отношении алкоголя необходимо тщательно
учитывать возможное влияние изменений цены на уровень потребления (как
зарегистрированного, так и незарегистрированного), поскольку степень замещения
алкоголя другими товарами не всегда легко прогнозировать. Подорожание вин,
например, может приводить к их замещению безалкогольными напитками, к
активизации домашнего виноделия,
увеличению масштабов ввоза
алкоголя из других
стран, а также
к употреблению опасных для здоровья нелегально производимых спиртных
напитков. Когда цены на алкогольную продукцию сохраняют на постоянном уровне
или снижают, опасаясь потенциального замещения нелегально производимыми
спиртными напитками, вредоносный эффект от законным образом произведенного и
продаваемого алкоголя может быть более существенным по сравнению с
предполагаемой опасностью от нелегальных спиртных напитков. Результаты
исследований по алкогольному ценообразованию показывают, что цена все же
оказывает независимый эффект на уровень потребления алкоголя и связанные с этим
проблемы (8, 10). Потребление алкоголя населением в целом зависит от цен, и по
всей видимости имеется также связь между ценами и масштабом проблем, связанных
с алкоголем. Повышение налогов на алкоголь, особенно в странах с исходно
низкими ставками алкогольного налогообложения, практически неизменно влечет за
собой повышение объема налоговых поступлений в государственный бюджет. Во всех
странах снижение масштаба алкогольных проблем приводит к уменьшению расходов на
возмещение ущерба, связанного с алкоголем, и высвобождает ресурсы для
качественного и количественного развития услуг для населения.
Доступ к алкоголю
Существует
целый ряд методов ограничения доступа к спиртным напиткам. Тотальный запрет на
алкоголь практиковался в некоторых индустриально развитых Западных странах в
первой половине 20-го века и существует в настоящее время во многих
мусульманских странах. В ряде стран существует практика объявления коротких
периодов запрета – например, на один день во время общественных праздников,
национальных выборов, проведения ярмарок или ответственных футбольных матчей.
Ограничения, касающиеся часов и дней торговли алкоголем, значительно варьируют
по странам; в одних странах существуют весьма детальные и разветвленные
регуляции, в то время как в ряде других – вообще не существует ограничений
относительно часов в течение дня, когда разрешена продажа алкоголя. Могут также
вводиться ограничения, касающиеся локализации торговых точек по продаже
спиртных напитков. Например, может быть запрещено размещать торговые точки по
продаже алкоголя вблизи школ, детских садов, церквей, вдоль автомобильных
магистралей. Может быть установлен запрет на включение спиртных напитков в
ассортимент товаров в торговых точках, находящихся в определенных местах, таких
как больницы, автозаправочные станции или столовые на предприятиях. Кроме того
могут накладываться ограничения на число торговых точек из расчета на
определенное количество населения. В некоторых странах запрещено продавать
алкоголь в киосках или через торговые автоматы. Во многих странах организации и
отдельные лица, имеющие отношение к спиртным напиткам на любом уровне – от
производства до розничной торговли, должны иметь особую лицензию или пройти
курс специального обучения (7).
В
законодательстве большинства стран оговорен возраст, с наступлением которого
официально разрешено приобретать и употреблять спиртные напитки. Возрастной
ценз может быть различным в зависимости от крепости напитков либо от места их
употребления – в заведении или при продаже на вынос. В ряде стран запрещена
продажа спиртных напитков лицам, находящимся в нетрезвом состоянии. Существуют
также системы нормированной продажи алкоголя, а также законы, регулирующие
количество алкоголя, которое можно приобрести за один раз, запрещающие продажу
алкоголя в кредит, запрещающие
подавать спиртные напитки
мужчинам и женщинам, вместе находящимся в одном и том же заведении, либо
предписывающие подавать спиртные напитки только вместе с едой (7).
Далеко
не все предпринимавшиеся меры подвергались оценке, отчасти потому что эти меры
вводились в странах, не заинтересованных в их эффекте, отчасти в связи с
трудностями в оценке эффектов. В некоторых случаях оценка мероприятий по
контролю над алкоголем была проведена, но речь идет о настолько старых данных,
что ими уже нельзя оперировать в рамках современных дискуссий по алкогольной
политике в Европе. Это, например, относится к исследованиям последствий сухого
закона в период между двумя мировыми войнами или к практике индивидуального
рационирования спиртных напитков по типу карточной системы Братта в Швеции,
которая была отменена в 1955 г.
Частичная отмена монополии на
розничную торговлю
Частичная
отмена монополии на розничную продажу спиртных напитков на вынос изучалась во
многих странах. В странах Северной Европы эти исследования касались введения
практики продажи в обычных продуктовых торговых точках так называемого «пива
средней крепости», ранее продававшегося только в монопольных винных магазинах.
Аналогичным случаем является отмена запрета на продажу пива в Исландии в 1989
г. В Финляндии продажа пива средней крепости в обычных продуктовых магазинах
разрешена с 1969 г. Этот год был отмечен повышением общего уровня потребления
алкоголя на 46% – исключительно за счет роста потребления пива средней крепости
(16, 17). Запрет на продажу пива средней крепости в продуктовых магазинах,
введенный в Швеции в 1977 г. лимитировал доступ к этому напитку. То же самое
произошло в Норвегии в 1993 г. вследствие прекращения продажи крепких сортов
пива в продуктовых магазинах. В обоих случаях возврат пива средней или высокой
крепости в систему монополии розничной торговли спиртными напитками привел к
снижению уровней потребления как пива, так и алкоголя в целом (10). Было
просчитано, что в Швеции в течение периода, когда пиво средней крепости
свободно продавалось в продуктовых магазинах, общий уровень потребления
алкоголя был на 15% выше, чем в том случае, если бы это не было разрешено (18).
Было
показано, что уровень продажи вина – напитка, приобретающего все большую
популярность в странах, не имеющих своего виноделия, – чувствительно реагирует
на состояние доступа к покупке вин в системе розничной торговли. Уровень
потребления вин, так же как и общий уровень потребления алкоголя, повысился
после отмены монополии на розничную торговлю винами. Источником таких данных
являются, главным образом, США, Канада и Новая Зеландия, где государственная
монополия на торговлю винами, в том числе креплеными, была отменена на всей
территории, за исключением отдельных штатов (19, 20). Таким образом, данные
исследований убедительно показывают, что системы монополии на торговлю
спиртными напитками на вынос снижают уровень потребления алкоголя и уменьшают
масштаб алкогольных проблем. В то же время, частичная отмена государственной
монополии на розничную торговлю спиртными напитками приводит к повышению общего
уровня потребления алкоголя. Приватизация торговли алкоголем приводит к росту
числа торговых точек по продаже спиртных напитков, а также, как правило, к
продлению часов работы торговых точек и другим формам облегчения доступа к
алкоголю.
по возможности,
снижение их социальной значимости (прим. переводчика).