Наука об алкоголе
Главная »
2010 » Апрель » 16 » Новомученики Российские против алкоголизма.
14:43 Новомученики Российские против алкоголизма. |
"В борьбе за трезвую Русь"
Новомученики
Российские против алкоголизма
В
начале ХХ века проблема алкоголизма в Российской империи стала особенно
тяжелой из-за угрожающих масштабов распространения пьянства и его
пагубного воздействия на общество. В борьбу с этим пороком включились
тогда все лучшие силы русского общества и особенно Русская Православная
Церковь. Очень многие наши святые из собора новомучеников и исповедников
Российских принимали активное участие в этой борьбе, и пример их, равно
как и опыт, может быть полезным для всех, кто в наше время не
безразличен к данной проблеме.
Хорошее представление о том,
как наши новомученики осмысляли все тяготы труда по преодолению
алкоголизма, дают слова, которые произнес священномученик Владимир
(Богоявленский): "Когда наступает эпидемия, тогда все прилагают усилия
для того, чтобы устранить опасность и не дать ей распространиться. Но о
бедствии пьянства, к сожалению, приходится сказать словами пророка
Иеремии "Ты бьешь их, но они не чувствуют, ты исправляешь их, но они не
исправляются" (Иер. 5: 3)… В ядовитых испарениях алкоголя отравляются
все лучшие силы нашего народа. Не скрытно и не втихомолку действует эта
зараза, но свободно и открыто совершает она свое разрушительное дело и
похищает ежегодно гораздо более жертв, чем какая-нибудь повальная чума и
холера. И, однако, как велико еще ослепление, равнодушие и
бездеятельность в отношении этой опасности! Вот слышим мы здесь и там
серьезные голоса предостережения, но чем отвечают на это любители
алкоголя? Упорством, насмешками, издевательствами. Возможно ли при таком
упорстве что-нибудь сделать для достижения нашей цели? "Человекам это
невозможно" (Мф. 19: 26), – со вздохом должны сказать мы на это вместе с
Иисусом Христом…
Неужели слово Божие хочет привести нас в уныние
и отчаяние? Нет, возлюбленные, не для того говорит нам Господь эти
слова, чтобы возбудить в нас чувство робости и малодушия, но чтобы
предостеречь нас от самонадеянности и научить смирению… И деятели,
посвятившие себя борьбе с пьянством, очень часто видят в своих трудах и
заботах проявление чудесной победы благодати, так что в этом случае мы
вправе сказать: "Человекам это невозможно, но не Богу" (Мк. 10: 27).
Бог
может и невозможное сделать возможным. То, чего мы не имеем и чего сами
себе не можем дать, это дает нам Бог в Своей благодати: Он дает любовь и
верность, которая может начинать, продолжать и доводить до конца
трудное дело"[1].
Так полагал не один священномученик митрополит
Владимир, но и многие другие архиереи Русской Церкви, которые деятельно
участвовали в уврачевании язв, вызываемых пороком пьянства.
Например,
священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Гомельский, являлся
председателем Комиссии по борьбе с пьянством в III Государственной думе.
Он также стал членом оргкомитета I Всероссийского съезда по борьбе с
пьянством, который проходил с 28 декабря 1909 года по 6 января 1910 года
в Санкт-Петербурге. На этом съезде, помимо прочего, было сказано про
необходимость введения учения о трезвости как специального предмета в
школе, а также про разработку курса учения о трезвости для духовных
семинарий.
Разумеется, священномученик Митрофан и в своей епархии
также прилагал практические усилия по борьбе с алкоголизмом. По его
благословению каждый год в Минске проводился трезвенный крестный ход.
Был освящен специальный вагон трезвости, в котором духовенство объезжало
города и веси Белорусского края с проповедью против пьянства, раздавая
бесплатно соответствующую литературу[2].
Священномученик Амвросий
(Гудко), будучи епископом Сарапульским и Елабужским, тоже много
внимания и сил уделял борьбе с пьянством. Летом он чуть не ежемесячно
проводил соответствующие крестные ходы и громогласно обличал алкоголь.
Он организовал Сарапульское и Елабужское братства трезвости. А в
Уфимской епархии священноисповедник Михей (Алексеев), как правящий
архиерей, также организовывал общества трезвости.
Такие общества
трезвости были наиболее действенными средств практической борьбы с
пьянством. Они объединяли людей, которые торжественно давали обет не
употреблять алкоголя, и в этом обществе они получали поддержку
единомышленников и возможность полноценного трезвого досуга.
Священномученик
Иларион (Троицкий) так писал о принципе действия этих обществ: "На
психологии человека, дающего обеты, возникли разные общества трезвости.
Ведь пьянство – порок не для одних членов общества трезвости, и всякий
человек равно имеет нужду бороться с этой страстью. Но силы слабы у
человека. Личной решимости не хватает. А дал зарок, дал обет – явились и
силы, достало решимости победить себя"[3].
К 1912 году в России
насчитывалось уже около двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло
свыше полумиллиона человек, вставших на путь трезвой благочестивой
жизни[4].
***
Среди всех архиереев, трудившихся на ниве
противодействия алкоголизации русского народа, особенно следует выделить
троих: уже упомянутого священномученика Владимира (Богоявленского), а
также священномучеников Андроника (Никольского) и Мефодия
(Красноперова).
Святитель Владимир (Богоявленский) был выдающимся
церковным деятелем на поприще борьбы с народным пьянством. Как
свидетельствовал его современник, "Московское епархиальное общество
борьбы с пьянством, его многочисленные отделы, его издательская
журнальная и другого вида деятельность, наконец… первый под кровом
Церкви всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с
алкоголизмом, потребовавший немало средств и всяких забот, – все это
плод исключительных трудов и забот высокопреосвященного Владимира,
который вложил в это дело столько инициативы, личных трудов –
литературных, организаторских и лекторских, а также и материальных
средств, что невольно приходишь в священный трепет при виде этой
стройной и громадной работы, запечатленной характером истинного подвига в
борьбе за трезвую Русь. Я говорю: подвига, потому что здесь мы имеем
дело действительно с подвигом абсолютного воздержания митрополита
Владимира от всяких спиртных напитков, что служит главным фактором
вдохновенной работы и московского духовенства на ниве отрезвления
народа"[5].
Другой современник писал о владыке: "Он видел, что
алкоголизм вырос в страшное мировое международное зло и на борьбу с
собою должен вызвать все живые охранительные силы каждой страны… Он ясно
сознавал, что алкоголизм лежит главным камнем преткновения для русского
народа на пути к его великому будущему… печальник народный не мог
спокойно взирать на то, как по необозримому пространству Русской земли
колышется пьяное море, играя своими зелеными отравляющими волнами и
поглощая в своей бурной пучине и нашу государственность, и наше
религиозное и национальное чувство… Живой участник всех торжественных
организованных выступлений против пьянства, он не отказывался, а охотно
ехал в самые трущобные места столицы, где возникала та или другая
трезвенная организация, чтобы поддержать ее своим сочувствием"[6].
Священномученик
Мефодий (Красноперов), начал подвиги на этом поприще весьма рано: еще
будучи иеромонахом, он посещал в "ночлежках" опустившихся людей, и
здесь, среди этих несчастных, в душном и спертом воздухе, он проводил
целые часы, поучая их, молясь с ними, исповедуя их. В одной из аудиторий
церковно-приходской школы города Уфы им были организованы
религиозно-нравственные и противоалкогольные чтения.
В сане
архимандрита святой Мефодий разъезжал по селам с миссионерскими и
просветительскими целями. Вот что он пишет в своем отчете о такой
поездке: "После богослужения начали записываться в общество трезвости; в
продолжение трех дней очень много было роздано народу листков и брошюр
религиозно-нравственного и противопьянственного содержания"[7].
Позднее,
уже став викарным епископом Омской епархии, святой Мефодий также
совершал такие поездки. 21 июля 1913 года в Омске было учреждено
епархиальное братство трезвости, председателем которого стал владыка
Мефодий.
Благодаря его активному участию, в течение нескольких
месяцев число членов братства в Омске перевалило за четыреста человек. В
среде трезвенников зародилось стремление к активной
церковно-общественной деятельности, и, прежде всего, желание
немедленного закрытия в городе всех винных и пивных лавок. Братство
трезвости выдало полномочия трезвенникам для сбора подписей о закрытии
некоторых винных лавок.
Владыка Мефодий во все миссионерские
поездки по приходам епархии брал с собой не только священника-миссионера
для объяснения сектантских заблуждений, но и священника, который звал
бы паству к трезвеннической жизни. Раздавались также тысячи брошюр
соответствующего содержания. Вот что писал свидетель таких поездок:
"После торжественного молебствия священник обратился к народу со словом
против погибельного пьянства, указывая на его тлетворные последствия,
призывая народ трезвенно и чисто провести святой праздник и записаться в
число ратников трезвенного движения. Энергичные призывы дать обет
трезвости имели следствием то, что около ста человек немедленно
записались в общество трезвости, а многие обещали свое намерение
осуществить по приезде в свои приходы"[8]. В другом селе владыка сам
предложил слушателям образовать у себя в приходе общество трезвости.
Во
всех указанных инициативах святого Митрофана поддерживал и направлял
его правящий архиерей – священномученик Андроник (Никольский). Благодаря
ему, c 1913 года в Омской епархии было положено начало общеепархиальной
борьбы с пьянством, которая, по мысли владыки, должна была вырасти в
общенародное движение, чтобы сам народ потребовал закрытия кабаков и
пивных лавок.
Для успешной деятельности Омского общества
трезвости владыка Андроник благословил регулярно проводить в епархии
торжественные празднества трезвости с крестными ходами, проповедями и
раздачей литературы, в которых участвовали тысячи людей.
Разбирая
причины распространения в то время в России порока пьянства, владыка
писал: "В чем же настоящая причина пьянства? В отсутствии или
недостаточности и приниженности нравственного начала в человеке, в
расслабленности воли. Эта причина одинаково делает пьяницами и богатых и
бедных… Наше время как раз и представляет собой понижение нравственного
сознания в народе и обществе. Постепенно подготовлялось оно путем
обесценивания религиозных и нравственных основ жизни. Но расцвело оно,
конечно, в освободительные годы, когда ложно понятые свободы объявлены
были, прежде всего, как свобода на все низкое, гадкое, унижающее
человека. Это же время с последующими годами до сих дней являлось и
временем самого сильного развития народного пьянства… Проповедь
церковную перестали слушать, общественную молитву забросили, но вместо
того развлекались кинематографом и увеселялись водкой и пивом.
Пожертвования на церковные, просветительные и благотворительные дела
сократились, но возросли доходы от торговли спиртными напитками. Итак,
падение нравственных ценностей жизни, духовное одичание народа является
главной причиной усиления народного пьянства"[9].
Поскольку
главной причиной распространения алкоголизма и особенно столь сильной
власти его над человеком святой Андроник видел в духовном состоянии
общества, то неудивительно, что именно духовенство, по его мысли, должно
было стать передовым отрядом в борьбе с пьянством. Имеет смысл
ознакомиться c его "Архипастырским призывом ко всему духовенству Омской
епархии", который был опубликован 2 мая 1914 года. Здесь священномученик
и разъясняет свою мысль, а также способы ее практического применения.
"Нам-то,
кому вверено духовное руководительство народом к вечной жизни, нам-то
тем более и надлежит выйти на деятельную, бодрую и воодушевленную борьбу
за благо народа, за спасение его души от гибели в пороке зеленого
пьянства… Нам вверена душа народная. Мы и должны ее вести по путям
правым и спасительным. Поэтому и борьба с проклятым и самим народом
проклинаемым пьянством должна быть делом прежде всего духовенства, как
носителя пред народом Божиим света Евангелия Христова. На это и призываю
всех вас, отцы и братие.
Идите же и от лица святой Церкви всех и
всякого призывайте бодрствовать и трезвиться, призывайте и образованных
и простых, и богатых и бедных, и старых и молодых, чтобы не соблазняли и
не развращали друг друга, а, напротив, спасали и отводили друг друга от
пьянства и вообще от алкогольного яда отравительного. Во услышание всех
властно проповедуйте слово церковное устами святого апостола Павла:
"пьяницы Царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6: 10).
Сим
решительным словом заграждайте уста всем, кто стал бы оправдывать или
защищать пьянство и вино. Ибо упивающийся, хотя бы и мало, затемняет
свой разум, унижает и свою душу, и тогда, конечно, далек бывает и для
Господа Бога.
Далее от слов непременно переходите к делу. Нужно
помнить, что часто пьянству предаются люди от утраты интереса к
осмысленной человеческой жизни, от неумения использовать свободное
время, от не знания, где отвести душу, когда она нуждается в успокоении и
ободрении… Вот тут и выходите и других выводите на помощь взаимную друг
другу и всем немощным… по местам своим заводите союзы и кружки
трезвости и для взрослых, и для детей, и для мужчин, и для женщин. В
таких содружествах братских и сойдутся все ревнующие о трезвости и все
желающие отрезвиться.
В братском объединении все будут находить и
воодушевление, и поддержку. А это создаст и такие условия, что не до
выпивки всем будет, – у всех будет живое дело в руках, все будут им
заинтересованы, как своим родным и дорогим делом. Одни будут устраивать
чтения или содействовать их успеху. Другие – привлекать к трезвости.
Третьи – детям доставлять разумные развлечения и занятия. Четвертые
займутся ухаживанием за бедными и больными в приходе. Пятые будут
заботиться о чистоте и благоукрашенности храма Божия или сельской школы.
Шестые будут трудиться в кредитном товариществе или общественной
потребительской лавке и т.д. Работа закипит… И да будут такие братства и
общества трезвости при всякой церкви.
Но да не будет их только
на бумаге, как это часто у нас бывает со всеми святыми начинаниями… А
для сего пусть прежде всего всякий будет сам благим примером трезвости…
Горе нам – пастырям, если соблазняем на вино наших верных. Тут дело даже
не в пьянстве, а только в том, что "и батюшка пьет", если он даже
только одну рюмку выпьет. Нужно считаться с народной психологией и с
народной слабостью, ищущей себе всякого оправдания. А, кроме того, кто
поручится, что выпивающий только по рюмочке не будет и горько пить и не
сделается пьяницей? Ведь никто не родился пьяницей, а пьяницами
делались, начиная только с "умеренного и разумного" выпивания. Итак,
трезвость пусть будет священной и обязательной для всех служащих алтарю
Господню.
Помогайте своим прихожанам добиваться уничтожения
соблазнительных по близости винных и пивных лавок, по общественным
дружным приговорам. Но научайте, чтобы вместо лавок не развелось тайное
шинкарство, еще более гибельное по своим последствиям…
Отцы и
братие мои! Да не будет отныне того, что доселе часто бывает. Разумею
то, когда сектанты говорят нам: пока я был православным, я был пьяницей и
скандалистом, а теперь я трезв, знаю Евангелие и живу по-евангельски.
Сектанты этим гордятся, нас презрительно укоряя, и тем вконец губят
благой плод своего отрезвления. У нас же пусть без гордости и укорения
других будет святая трезвость в жизни, как это подобает быть у святых
христиан, ибо на святость призвал нас всех Христос Спаситель"[10].
***
Разумеется, все упомянутые инициативы архиереев-новомучеников
не могли бы иметь успеха, если бы не стояли рядом в ними ревностные
помощники из числа священников и мирян. И среди священномучеников мы
находим немало тех и других, кто лично участвовал в борьбе с
распространением порока пьянства в обществе.
Так, например, в
Псковской епархии, в селе Бежаницы, священномученик Василий (Триумфов)
по примеру праведного Иоанна Кронштадского в 1894 году организовал на
своем приходе первое в губернии общество трезвости, при котором была
открыта чайная, выстроенная местными помещиками. Каждое воскресенье он
проводил в чайной беседы на религиозно-нравственные темы.
В
Екатеринбургской епархии священномученик Александр (Малиновский) стал
председателем общества "Трезвение" и за активную борьбу с пороком
пьянства был награжден в 1914 году набедренником[11].
В Пермской
епархии священномученик Павел (Аношкин) в 1912 году стал председателем
Вонифатьевского общества трезвости, а священномученик Вениамин (Луканин)
– председателем Ерминского общества трезвости и Ерминского
миссионерского кружка, открытых по его инициативе. В этой же епархии
священномученик Игнатий (Якимов) был участковым попечителем в
попечительстве о народной трезвости Чердынского уезда. Священномученик
Иоанн (Виноградов) с 1911 по 1915 год был председателем Серафимовского
братства трезвости. В 1901 году священномученик Константин (Голубев) был
избран членом Богородского комитета попечительства о народной
трезвости. А священномученик Иосиф (Смирнов) был членом уездного
комитета попечительства о народной трезвости.
В Москве
сотрудничали и работали в Московском обществе трезвости священномученик
Михаил (Марков), священномученик Николай (Горюнов) и мученик Феодор
(Пальшков).
Священномученик Николай (Троицкий) еще в студенческие
годы принимал активное участие в Казанском обществе трезвости, где
проводил беседы и чтения. Также и священномученик Илия (Измайлов), еще
будучи мирянином, в 1910 году вступил в общество трезвости.
Священномученик
Петр (Успенский) трудился в Санкт-Петербургском попечительстве о
народной трезвости. В рамках борьбы с пьянством попечительство
устраивало богослужения и духовно-нравственные беседы, создало
амбулаторию по лечению алкоголиков и проч.
В Санкт-Петербургской
епархии много потрудился на противоалкогольном поприще священномученик
Философ (Орнатский). По словам священномученика Владимира
(Богоявленского), отец Философ "в течение двадцати лет состоит
председателем столичного Общества распространения
религиозно-нравственного просвещения, которое за время его
председательствования выстроило восемь храмов, при них сосредоточены
школы, воскресные классы, бесплатные духовные библиотеки,
церковно-народные хоры, общество трезвости… Из них большую известность
приобрело Александро-Невское общество трезвости при Воскресенской церкви
у Варшавского вокзала, построенной заботами отца Орнатского… Само
общество религиозно-нравственного просвещения и его различные
учреждения, например общества трезвости… вызвали подражание во всей
России".
Деятельным участником упомянутого Александро-Невского
общества трезвости являлся и священномученик Николай (Розов), который
всю свою жизнь был принципиальным противником пьянства. Своим близким
батюшка говорил, что это оттого, что он глубоко переживает пристрастие к
вину отца и старшего брата. Ни дома, когда приходили к священнику
гости, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали
вина.
В 1908 году общество выпустило направленную против пьянства
брошюру, написанную отцом Николаем, в которой он, в частности, писал:
"Кроме казенных винных лавок теперь в каждом селении торгует несколько
частных шинков, и могучие волны водки прокатываются по обширной равнине
России, нигде не встречая преград своему разрушительному действию.
Катятся волны, захлестывают города, села и деревни; гибнет, захлебываясь
в море водки, русский народ. Ужели мы будем еще и еще добровольно нести
гнет этого злого гения нашей Родины? Ужели мы будем продолжать пить,
похмеляться и безобразить, а в промежутках между похмельем и пьянством,
когда тело устанет от обильных угощений на пьяном пиру горе-богатыря, мы
будем спать тяжелым, кошмарным, пьяным сном?"[12]
Мученик
Николай (Варжанский) организовал в Лефортове Варнавинское общество
трезвости, которое имело свое помещение и свой храм. В качестве лекторов
Николай Юрьевич приглашал известных профессоров, и лекции собирали до
тысячи человек. Но чем больше освободившиеся от пьянства рабочие
привязывались к мужественному миссионеру, тем сильнее ненавидели его те,
кто был заинтересован в распространении этого порока в народной
среде[13].
И вся эта деятельность по освобождению народа от оков
алкогольной зависимости имела одобрение и поддержку страстотерпца царя
Николя II. Уместно привести его замечательные слова относительно того
аргумента, что с продажи спиртных напитков в значительной части
пополняется государственный бюджет: "Нельзя ставить в зависимость
благосостояние казны от разорения духовных и хозяйственных сил множества
моих верноподданных"[14].
***
Хотя с приходом
коммунистической власти православные общества трезвости, как и другие
церковные организации, прекратили существование, святые русские пастыри и
в советское время продолжали дело увещевания тех, кто был порабощен
пороком пьянства. И некоторые даже испытали репрессии за это, в
частности, преподобномученик Софроний (Несмеянов).
1 сентября
1937 года пропагандист Бежецкого райкома ВКП(б) Елин дал показания
сотруднику НКВД: "Мне известно, что Несмеянов Софроний Харитонович с
1936 года работает в качестве священника и занимается антисоветской
агитацией, направленной против социалистического строительства,
например, в июле 1937 года колхозница Серова Анна Ильинична, у которой
муж занимался пьянством, пошла к священнику Несмеянову с целью отвлечь
своего мужа от пьянства. По приходу Серовой к священнику последний
предложил ее мужу самому явиться к нему. Через некоторое время на
квартиру к священнику прибыл Серов, у них завязался разговор на разные
темы. Серов выслушал священника, пообещал вечером зайти и удалился. В
этот же день Серов о случившемся сообщил мне. Я ему идти не посоветовал и
сообщил об этом в районный отдел НКВД".
Святой Софроний был
арестован и на допросе рассказал: "Зная гражданина Серова Ивана как
склонного к пьянству, я два раза беседовал с ним по этому поводу,
советуя ему бросить пить. Один раз он у меня был на квартире, где я
советовал ему бросить пить"[15].
Следователь намеревался
интерпретировать этот случай как попытку организации приходского
общества трезвости, которое можно было представить антисоветской
контрреволюционной организацией.
Своей борьбой с народным
пьянством священники заслуживали себе такую благодарность народа, что,
когда их арестовывала безбожная власть, прихожане вступались за них.
Таков
случай священноисповедника Николая (Лебедева). Во время нахождения его в
тюрьме прихожане селений Пасынкова, Никифоровской, Перемерок, Иенева,
Кольцова выступили в защиту своего пастыря. Они писали в заявлении к
властям: "Священник Николай Васильевич Лебедев во время своего
35-летнего служения в нашем приходе проявил себя с хорошей стороны…
борясь с грубостью, хулиганством и пьянством, закрыл существовавшие у
нас кабаки, открыл вместо них две школы, устраивал чайные с читальнями,
литературными чтениями и туманными картинами. Открыл Общество трезвости,
спасая людей от погибели и разврата. Те средства, которые получал от
трезвенников, он не брал себе, а вкладывал их на другое полезное
общественное дело: детский приют, основанный им на 40 человек
беспризорных детей, детей алкоголиков и беднейшего населения… Всю свою
жизнь в нашем приходе он отдавал всего себя народу, борясь с грубостью,
невежеством, темнотой, пьянством и хулиганством. Он не занимался
какой-либо провокацией и пропагандой против советской власти, не
выступал ни на каком собрании. Он никогда не был врагом народа, а был
всегда другом его, полезным и ценным членом общества, а посему мы,
прихожане села Власьево и граждане селений Пасынкова, Никифоровской,
Перемерок, Иенева, Кольцова, ходатайствуем перед ОГПУ о его
освобождении"[16].
***
В настоящее время, когда проблема с
алкоголизмом в России стоит не менее остро, чем 100 лет назад, пример и
опыт новомучеников Российских по распространению в обществе трезвости
может быть весьма полезным и сами они своими святыми молитвами способны
оказать великую помощь всем тем, кто продолжит их дело.
[1] Владимир (Богоявленский), митрополит. Нельзя
спастись своими силами // Трезвое слово. 2008. № 9. С. 25-26.
[2]
Иосиф (Марьян), игумен. Житие священномученика Митрофана, архиепископа
Астраханского и Царевского
[3] Иларион (Троицкий), священномученик. Единство идеала
Христова: Письмо к другу. 1915 г.
[4] Гусев Г.В. Воспитание
трезвости средствами системы образования Российской империи в начале ХХ
века.
[5]
Голос Церкви. Ежемесячный церковно-общественный журнал. 1912. Декабрь.
С. Х-ХII.
[6] Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. № 9-10.
С. 356-357.
[7] Уфимские епархиальные ведомости. 1912. № 18. С.
817.
[8] Омские епархиальные ведомости. 1913. № 13. С. 37-39.
[9]
Колокол. 1914. 19 сентября. № 2513. С. 174 -175.
[10] Андроник
(Никольский), архиепископ Пермский. Творения. Кн. II: Проповеди,
обращения, послания.
[11] Викентий, архиепископ Екатеринбургский и
Верхотурский. Деятельность обществ трезвости в Екатеринбургской
епархии: История и современность.
[12] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века /
Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Тверь. 2005. Февраль. С. 327-333.
[13]
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской
епархии. Тверь, 2003. Июнь-Август. С. 174.
[14] Эти слова
цитирует священномученик Андроник (Никольский) в своем "Архипастырском
призыве ко всему духовенству Омской епархии".
[15] Дамаскин
(Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к
ним. Тверь, 1999. Кн. 3. С. 275-294.
[16] Дамаскин (Орловский),
иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия… Кн. 5. С.
204.
Источник: Православие.Ru
Просмотров: 6568 |
Добавил: Александр
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[
Регистрация |
Вход ]