Общественная и
трудовая деятельность человека.
Оглавление
Абсолютно
убежден, что общественные и трудовые успехи являются важным фактором, который
формирует отрицательное отношение к алкоголю. Ну как же, ... читатель
вспоминает, возможно случаи, когда общественный деятель был пьяницей, а
передовик производства зазнался и спился именно под влиянием неумеренных
восторгов по поводу его успехов. Что же, такое вполне возможно, тем более, что
и названного выше общественного деятеля и передовика можно заподозрить в том,
что их увлеченность своей работой была скорей напускной. В одной статье было
очень хорошо сказано, что человек, увлеченный проектированием, наладкой,
эксплуатацией интересной машины, освоением новейшей технологии, охваченный
творческим порывом, вкладывает в работу максимум душевных сил. Как правило, ему
не нужно никаких допингов, в том числе и алкогольных. А если, наоборот,
авторитет человека на работе низок, заработная плата невелика, перспектив роста
нет, труд монотонен, а энергии изменить место и условия своей работы нет?
Иногда такой работник, чувствуя свою неполноценность, винит себя, но не имеет
сил и способностей изменить положение, а чаще он обвиняет администрацию,
товарищей, общественные условия, но несмотря на это приспосабливается —
работает вполсилы, спустя рукава, неосознанно нося в себе бациллу
неудовлетворенности. Вот почему нынешняя перестройка, которая затрагивает все
сферы нашей жизни и прежде всего сферу общественного производства, должна, с
одной стороны, максимально раскрыть простор для инициативы и энергии честных
тружеников, а с другой — поставить барьеры для тех, кто паразитирует на
гуманизме нашего строя, ибо еще классики марксизма говорили, что в
социалистическом обществе нужно так организовать хозяйственную жизнь, чтобы
«никто не мог бы сваливать на других свою долю участия в производительном
труде». Между тем за десятилетия застоя у нас образовался достаточно
многочисленный слой людей, которые, используя достоинства и завоевания
социалистического строя, готовы удовлетвориться нижесредними заработками, и в
то же время получать по максимуму из общественных фондов, отдавая обществу по
минимуму. Свою социальную неполноценность эти лица компенсируют ожесточенными
нападками на тех, кто хотел бы интенсивно работать и больше получать и именно
из среды подобных неудачников рекрутируется основная масса пьяниц и
алкоголиков.
Семейная жизнь. Специалисты НОТ
и социологи давно уже указывают на то, что домашние неурядицы и связанное с этим
понижение жизненного тонуса отрицательно влияют на производительность труда,
снижая ее на 15—20%. Неудовлетворенность семейной жизнью у многих людей
является очевидным социальным фактором, который подтверждается достаточно
убедительными цифровыми данными массового порядка. Количество разводов в
течение последних 15—20 лет держалось на уровне 900 тыс. ежегодно, создавая
«синдром неуверенности» в прочности брака. Во многих социологических опросах
процент супругов, считающих свою жизнь счастливой, обычно не поднимался выше
20, а около 40% прямо заявляли, что считают свою семейную жизнь
неудовлетворительной. Реальный супружеский и семейный мир, к сожалению,
характерен не только конфликтностью между мужем и женой, но и недружественными
взаимоотношениями между родителями и детьми.
Вопрос личного
авторитета важен на производстве, но и в семье он имеет не меньшее значение. Он
складывается постепенно у каждого из членов семьи, а затем влияет на
самоуважение супругов, личное достоинство детей. Нужно прямо сказать, что
завоевать подлинный (неформальный) авторитет очень непросто, а в семье
особенно. Это на работе вас защищают устоявшиеся традиции общения, иногда
должностное положение, иногда возраст и седины. В семье все не так. Там вас
видят в самых различных, а иногда смешных положениях, там знают вас, как
правило, долгие годы, знают все ваши сильные и слабые стороны. Обмануть членов
семьи чрезвычайно трудно и человека, оказавшегося в своем собственном доме без
авторитета, не воспринимают всерьез. Это может случиться с женой, и с мужем, и
с любым из детей. А если все усугубляется личными неприязненными отношениями
между супругами, или между ребенком, которого не хотят понимать, и родителями?
Семейные ситуации, при которых образ жизни родителей не нравится их детям, довольно
распространены. Это может быть и абсолютно необоснованное недовольство, когда
старшее поколение не дает молодому «распоясаться». Это может быть и объяснимое
и справедливое неприятие детьми частнособственнической психологии их родителей.
В семье может оказаться один или несколько членов, испытывающих
неудовлетворенность, иногда все члены семьи вступают в конфронтацию друг с
другом. Степень конфронтации может возрасти в связи с нерешаемостью жилищных
проблем, напряженностью семейного бюджета и т. д. Возникает та самая ситуация,
когда говорят, что человек стал одиноким, несмотря на узы брака, семейную крышу
над головой, общий стол и дом. Именно в таком положении семейная
неудовлетворенность и неустроенность часто бывает причиной пьянства. Лишаясь
опоры в семье, человек ищет и находит ее в компании собутыльников, тем самым
все более отдаляясь от своих близких. Вот почему здоровая и благожелательная
атмосфера в семье является важнейшим средством борьбы против пьянства и
алкоголизма.
Малые социальные
группы.
Человек может «не найти себя» на производстве и «потеряться» в собственной
семье. Но ведь человек существо общественное, ему необходимо общение и, как
правило, непереносимо одиночество. Те малые социальные группы, которые стихийно
складываются на улицах и во дворах, в подъездах и на лестницах, в гаражах и на
пристанях — это те самые убежища, в которых человек ищет спасения от
одиночества и хочет получить то, чего он лишен на производстве, в учебном
заведении или в семье — общение.
Почти все мы
прошли через подобные группы в юности и молодости, для многих это было время
романтической вольницы, для некоторых оно означало первые встречи с алкоголем,
с «запретными плодами» разного рода, а иногда и столкновения с законом. Ничего
негативного само по себе существование малых групп не несет, если только группа
не превращается в стаю, а затем иногда в хулиганскую банду.
Малые группы
возникают и среди лиц среднего возраста, их можно встретить и среди
пенсионеров, мирно и регулярно встречающихся для того, чтобы играть в шашки или
домино, обсуждать спортивные вопросы и т. д. В любой такой группе у каждого
свои роли, свое место и соответствующий авторитет. Во многих случаях в малых
группах снимается синдром одиночества и неудовлетворенности, но, к сожалению,
это часто происходит на алкогольной основе, которая очень быстро буквально
порабощает неустойчивых. Представьте себе ситуацию: молодой парень «прибился» к
компании, его не очень признают, потому что он неважно одет и некрасив, девочки
его игнорируют, его интеллект оставляет желать лучшего, силой он не блещет...
Неизбежно появление неудовлетворенности своей ролью в группе и неодолимое
желание чем-то компенсировать отсутствие успеха. Наилучшим способом поднятия
авторитета в подобных случаях считается алкоголь, который снимает барьеры и
дает возможность показать всем, что он мужчина, а не гадкий утенок. Все это,
конечно, иллюзия успеха, симуляция самоутверждения. Может быть, малые группы —
это социальное зло, втягивающее людей в пьянство? Это не всегда так, дело в
целенаправленности малой группы. В последнее время мы широко поощряем создание
малых, так называемых неформальных объединений, которые существуют без
постоянного членства, членских взносов, и других формальных аксессуаров. Они
объединяют молодежь по интересам в области музыки, в сфере искусства, в деле
борьбы за сохранение культурных ценностей, защиты природных богатств и т. д.
Это, по нашему мнению, один из важных каналов, по которому мы могли бы найти
пути к душе и сознанию индивида, страдающего от одиночества и неудовлетворенности,
это альтернатива алкогольному или наркотическому уходу от действительности.
Социально-культурные
ценности и социальные условия. Как это ни странно, но окружающая нас
культура во многих своих проявлениях может способствовать появлению у человека
чувства неудовлетворенности и комплекса неполноценности. Самая различная музыка
льется из репродукторов, экраны телевидения вводят в каждый дом образцы
мирового и отечественного искусства, переполнены театры и концертные залы,
многочисленные очереди выстраиваются перед музеями, об искусстве и культуре
пишут газеты и журналы, поднятые в них проблемы обсуждаются в семьях и на
работе... Искусство и культура на наших глазах из сферы интересов лишь
некоторых членов общества превратились в социальное явление величайшего
значения, которое вошло в жизнь миллионов. И наряду с искренним интересом,
проявляемым людьми к ценностям культуры, существует немало лиц, которым все это
не нужно, а иногда и враждебно. Сидит такой индивид перед телевизором, смотрит,
слушает и многого не понимает.
Двадцать лет
назад некоторые зрители уходили с фильма «Июльский дождь», а позже также дружно
«голосовали ногами», когда шли фильмы «Зеркало», «Покаяние». А разве вам не
приходилось слышать, что фильмы «Письма мертвого человека» или «Иди и смотри»
смотреть как раз и не стоит, так как там «про тяжелое»? Что уж тут сказать про
музыку... «Нам эти бетховены и шуманы не нужны, нам современное подавай!». И
идет такой индивид во Дворец спорта на концерт очередного рок-ансамбля, знает,
в каких случаях нужно выскакивать в проход, а когда размахивать руками и
подвывать, знает пяток или десяток фамилий звезд, но не более того. Очень
многого не знает этот современный потребитель массовой культуры, а главное —
многого не понимает. И не только классической живописи или музыки... Конечно,
это прямо не связано с тягой к алкоголю, но имеет некоторое отношение к
комплексу проблем социальной неудовлетворенности, когда недовольство условиями
жизни, а иногда и неосознанное недовольство самим собой приводит человека к
желанию одурманить себя спиртным. Вот почему внедрение подлинной культуры в
сознание масс — это важнейшая задача, решение которой способствовало бы решению
проблем, нас интересующих.
Социальные
явления, а таковыми являются пьянство и алкоголизм, могут быть обусловлены, в
свою очередь, обстоятельствами именно социального порядка, коренящимися в
различных чертах нашей собственной жизни. У нас часто говорилось, что в отличие
от капиталистического общества алкоголизм и пьянство чужды социализму так же,
как они чужды классовой природе пролетариата. Так мы любили себя успокаивать
еще совсем недавно. Но идеальная модель социализма, которому чужд застой, с
которым не сопрягаются такие явления как социальная пассивность, коррупция и
карьеризм, безответственность и нравственная распущенность снизу доверху и т.
д., оказалась в резком противоречии с той социальной реальностью, которую мы
все увидели, когда открыли дорогу гласности и стали устранять противоречия
между словом и делом. Эти негативные явления не выражают сущности социализма,
они действительно ему чужды как образу социального строя равенства и
справедливости, и тем не менее эти отрицательные факторы оказывают далеко не
благотворное влияние на многие стороны нашей жизни. А. Н. Яковлев недавно
справедливо писал, что «нездоровые явления в практике порождали и нездоровые
тенденции в общественном сознании, в науке».
Отсюда застой в общественных науках, кризис среднего и высшего образования,
недостатки здравоохранения, отсюда и материальная и моральная ущербность
врачей, инженеров, учителей, ученых, некоторой части квалифицированных рабочих
и т. д.
Пьянство
существовало и раньше, но в условиях застоя и порожденной им социальной
усталости невольно создались условия для его стимулирования. Тот набор
негативных явлений, который был распространен достаточно широко, существенно
подрывал веру в справедливость и толкал многих людей на путь алкогольного
отчуждения. Что такое принцип социального равенства в наши дни, принцип,
нарушение которого люди всегда воспринимали крайне болезненно? «От каждого по
способностям — каждому по труду», так записано в нашей Программе КПСС, в Конституции
СССР. Распределение «по труду» обусловливает имущественное неравенство,
поскольку труд может быть разной интенсивности, различной квалификации и т. д.
Подавляющим большинством людей это неравенство воспринимается как справедливое,
оно в общем-то отвечает и элементарному здравому смыслу: больше и лучше
работаешь — больше получаешь.
В последние
десятилетия наряду с этим возникло материальное неравенство, которое никак
нельзя назвать справедливым. Часть этого неравенства связана с различными
незаконными источниками (взяточники, воры и расхитители, нетрудовые доходы и т.
п.) и, естественно, осуждается подавляющим большинством населения. Другая часть
прикрывается как бы полузаконным щитом, поскольку легально применяется в
деятельности государственных органов, учреждений и предприятий, хотя никакие
нормативные акты по этому поводу никогда не публиковались. Мы имеем в виду не
только закрытые распределители для отдельных должностных лиц, специальные дачи,
больницы, поликлиники и т. п. Бацилла несправедливого неравенства, к сожалению,
проникла и на первые этажи общественной структуры. Почему, например, рабочие и
служащие одних предприятий имеют возможность делать продовольственные заказы и
покупать копченую колбасу по государственной цене, а рабочие и служащие других
предприятий заказов у себя на работе или по месту учебы делать не могут и
покупают колбасу по кооперативной цене? Все платят одинаковые профсоюзные
взносы (1%), но условия в здравницах некоторых крупных предприятий не идут ни в
какое сравнение с условиями рядовых здравниц. Мы уже не говорим о тех особых
условиях в различных гостевых домиках, которые создавались в
«застойно-застольные» времена да и до сих пор существуют кое-где.
Все это наряду с
явлениями протекционизма, кумовства, коррупции и т. создает в обществе
представление о несправедливом социальном неравенстве, которое одни стараются
преодолеть, вступая с ним в борьбу, а другие принимают как «данное свыше»
неизбежное зло и вместо борьбы уходят в пьянство или наркоманию. Именно поэтому
борьба общества против извращений, допущенных в прошлом, на что нас ориентируют
партийные решения — это и борьба против пьянства и алкоголизма. «Социальное
явление,— говорилось на заседании „Круглого стола" в г. Ульяновске,— не
может быть порождено ничем другим, как социальными же причинами и условиями. У
нас их пока продолжает оставаться множество. Разве случайно в 60-х годах страна
пережила бум алкогольного потребления? Или, что в 70-х годах резко возросло
число больных алкоголизмом? Разве не ясно, что это непосредственно связано с
застойными явлениями в сфере экономики, общественной жизни, в организации
досуга.»
Сложившаяся в
последние годы у довольно большой масти людей житейская философия, воплощенная
в известной фразе «мы люди маленькие», способствовала отходу этих людей от
участия в решении важнейших проблем производства и общественной жизни, делала
их уязвимыми при столкновении с алкогольными соблазнами. Нужно отметить, что
далеко не все из тех, кто вступил в последние десятилетия на эту скорбную
пьяную тропу, осознавал истинные причины его тяги к алкоголю. В опросах,
проводимых социологами среди клиентов вытрезвителей, обнаружилась, например,
такая картина. На вопрос: «почему вы напились?» — очень немногие ссылались на
жизненные неприятности: плохие жилищные условия — 0,2%; замучило одиночество —
0,2; ссора с женой на почве ревности — 0,7; с расстройства — 1,3 и т. д.
Значительная часть в качестве причины называла события привлекательные: в честь
выходного дня — 3,9; личные праздники — 7,8; обмывал получку— 16,0; встреча с
друзьями — 26,2%. Около 40% не назвали никакой причины — «захотел и напился». Может
показаться, что большинство пьет от радости и по случаю различных приятных
событий. Но это далеко не так, многих из тех, кто обмывал получку или
встречался с друзьями, в действительности замучило одиночество или иной вид
неудовлетворенности, да и беспричинное «захотел и напился» совсем не всегда
свидетельствует об отсутствии побудительного импульса. Просто хронические
алкоголики пьют не в силу каких-либо конкретных причин, а в силу неодолимой
страсти к спиртному, а пьяницы, как правило, не отдают отчета в соответствующих
причинах, испытывая, однако, общее неосознанное чувство неудовлетворенности.
Все мы сейчас не
можем не задавать вопроса, каким образом пьянство так широко вошло в нашу
жизнь? Если мы будем ссылаться на тлетворное влияние Запада и на пережиточные
явления и традиции (хотя все это действительно есть), схоластически рассуждая
об идеальном советском человеке, мы не вскроем причин этого социального зла и
не сможем наметить реальных путей борьбы с ним. Пьянство и алкоголизм
неразрывно связаны с застоем во многих сферах нашей жизни. Когда мы перечисляем
зримые признаки этого застоя, то прежде всего говорим о перерожденцах,
карьеристах, бюрократах, о зараженных потребительством, вещизмом и духовно
опустошенных мещанах, о неквалифицированных, ленивых и безответственных
работниках. В этом же скорбном ряду современные пьяницы, алкоголики и
наркоманы. Все они — порождение периода застоя и одновременно те дрожжи, на
которых всходили коррупция и вседозволенность, беззаконие и протекционизм,— все
то, против чего мы сейчас ведем борьбу.
Яковлев А. Н. Достижение качественно нового
состояния советского общества и общественные науки // Коммунист. 1987. № 8. С.
8.
Коммунист.
1987. № Ц. С. 37.
Мнение
неравнодушных / Под ред. Ю. Н. Чернышевой. М., 1972. С. 91.