Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Сентябрь » 29 » Особенности формирования алкогольной болезни у подростка

Особенности формирования алкогольной болезни у подростка

 Оглавление

Многие исследователи единодушно подчеркивают, что формирование алкоголизма в значительной мере зависит от того, в каком возрасте произошло приобщение к алкогольным напиткам. Чем раньше ребенок впервые приобщился к алкогольным напиткам, а затем стал их систематически употреблять, тем короче период формирования алкогольной болезни. Раннее приобщение детей к алкоголю является одним из факторов, способствующих развитию пьянства и алкоголизма в старших возрастных группах.


Многие исследователи указывают на особенности формирования алкогольной болезни в подростковом возрасте, своеобразную злокачественность ее течения, обусловленную, как мы отмечали выше, социально-психологическими и биологическими особенностями подросткового возраста. В частности, на основе клинико-социального обследования подростков, употребляющих алкогольные напитки («группа риска»), и подростков, имеющих клинические признаки алкогольной болезни, П. И. Сидоровым (1979) показаны ее особенности. Формирование заболевания у подростков начинается с их первого знакомства со спиртными напитками, которое происходит обычно в 10—12 лет в присутствии родителей за праздничным столом либо в компании друзей. Почти всегда подростки отмечают «горький вкус» водки, жжение во рту, ощущают головокружение, тошноту и в ряде случаев рвоту даже от однократного приема небольших доз алкоголя. После такого первого, чаще дискомфортного, знакомства с алкоголем большинство подростков некоторое время избегают его употребления. Но в возрасте 13—14 лет в связи с какими-либо событиями (окончание восьмилетней школы, проводы в армию старших товарищей, начало трудовой деятельности, праздники, день рождения и т. д.) употребление алкоголя возобновляется, неся в себе уже определенное психологическое содержание, символизируя в восприятии подростков взрослость и самостоятельность.

Иногда уже первое знакомство с алкоголем подростки оценивают чрезвычайно высоко как «новый стиль жизни» или «счастливую находку». Так или иначе подростки, эпизодически употребляющие алкогольные напитки, быстро приобретают опыт употребления алкогольных напитков, чему во многом способствует групповой характер употребления алкоголя с неизбежным взаимообменом «алкогольным опытом», а впоследствии формированием группового характера психической зависимости.

Состояние опьянения у подростков отличается первоначально большой индивидуальностью, но у многих отмечается укороченная и нестойкая эйфория, растормаживание влечений. Характерным для несовершеннолетних является «культивирование» состояния опьянения. Это достигается особой эмоциональной заражаемостью в периоде «ожидания», коллективной взаимоиндукцией во время ритуала принятия спиртного. Очень редко встречается полное отсутствие эмоциональной реакции в состоянии опьянения, когда, по словам подростков, «настроение не меняется, только нарушается походка и мутит в голове».

Со временем расширяется круг возможных поводов к приему алкоголя. Спиртные напитки употребляются «от нечего делать», «для поиска уличных приключений», «за компанию», «для храбрости» перед танцами. Первоначальная устойчивость к действию алкоголя подростков невелика (75—100 мл водки) и чем моложе возраст, в котором произошло первое опьянение, тем она меньше.

При употреблении алкоголя до 2—3 раз в месяц устойчивость подростка к действию алкоголя начинает возрастать. Это воспринимается в компании сверстников как признак особой «силы и крепости», отличающий лидера. Наряду с биологической растет «социальная» устойчивость к алкоголю: стиль жизни, принятый в «алкогольной компании», воспринимается как естественный и нормальный. Окончательно формируется психологическая готовность к некритичному восприятию алкогольных обычаев. Употребление алкоголя в дальнейшем становится регулярным (2—3 раза в неделю). Естественной нормой поведения считается употребление спиртных напитков перед танцами, в выходные дни, с получки, при встрече с друзьями и т. д. Легко и без сожаления прерывается учеба в школе, профессионально-техническом училище или техникуме. Неизбежно углубляются социальные конфликты. Подростки не удерживаются на одном месте работы, мотивируя уход (чаще скандальный) тем, что не нравится ранее привлекавшая специальность. У подростков утрачивается не только определенность в вопросах профессиональной ориентации, но и сама установка на трудовую деятельность. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами «алкогольной» компании, в которой, как правило, можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, попадавших в медицинские вытрезвители. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение «обязательной программы», начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения и приводов в инспекцию по делам несовершеннолетних, а заканчивающейся серьезным правонарушением или повторной доставкой в медицинский вытрезвитель. Употребление алкоголя вплетается в единый спектр асоциального поведения, является его неизбежной составной частью.

С увеличением устойчивости к употреблению спиртного до 4—5-кратного уровня (относительно первоначальной) утрачиваются биологические защитные механизмы: не возникает уже чувство отвращения при передозировке, исчезает защитный рвотный рефлекс. Появление этих симптомов не оценивается должным образом подростками, имеющими перед собой пример более «опытных» товарищей, зачастую сформировавшихся алкоголиков. Влияние порочных алкогольных обычаев наиболее полно проявляется в таких формах опьянения, когда напиваться до состояния оглушения, является требованием «нормального» завершения застолья. У подростков из такой среды отмечается убежденность, что пить надо кончать, только когда уже «отключаешься» и уже «плохо».

Употребление спиртного становится необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется спектр поводов и мотивов его употребления. На первый план выходят такие мотивы: «пью для повышения настроения», «чтобы развеселиться», «приятно пить», «вызывает приятное ощущение» и т. д. Употребление алкоголя становится основным смыслообразуюшим мотивом поведения. Изменяется вся иерархия мотивов и личностных ценностей. Происходит своеобразный сдвиг восприятия поведения собственного и окружающих в состоянии алкогольного опьянения. Пьяницами считаются лишь глубоко деградировавшие, утратившие всякий социальный престиж алкоголики. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного. Пьют для того, «чтобы отключиться», «забыть неприятности» и т. д.

С началом регулярной интоксикации алкоголем быстро развивается так называемая астенизация личности, характеризующаяся повышенной утомляемостью, рассеянностью, отсутствием интереса к окружающему, малоподвижностью и снижением социальной активности. Все обязанности, связанные с учебой или работой, выполняются через силу. Утрачивается интерес к ранее привлекательной специальности, неизбежно возникают различные нарушения трудовой дисциплины. Часто отмечается пониженное настроение, все окружающее воспринимается в «сером цвете».

Для уменьшения этих проявлений, чтобы «взбодриться», «встряхнуться» подростки пьют крепкий чай, кофе, принимают душ и т. д. Самостоятельно или по совету старших они открывают для себя возможность приемом небольших доз спиртного снять на время неприятные явления алкогольной интоксикации (состояния похмелья). Утренний прием небольших доз алкоголя может наблюдаться с самого начала систематического употребления алкоголя как принятая в группе норма. По словам одного из несовершеннолетних пациентов, «все утром опохмеляются и ты пьешь... раз десять вырвет, а потом ничего, привыкаешь...». Некоторые из юношей, опять-таки усваивая алкогольные обычаи, принятые в компании, рано  знакомятся с различными суррогатами алкоголя, пробуют пить одеколон, духи и др.

На этапе развернутой картины злоупотребления алкоголем наблюдаются разнообразные расстройства преимущественно в эмоциональной и волевой сфере. Так, у несовершеннолетних ослабевают высшие эмоции, падает социальная активность, угасают и без того слабые трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость. Подростки становятся невнимательными к близким, а порой и жестоки, в отношениях с прежними друзьями — неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в «своем кругу». Нередко они «трогательно» заботливы к себе подобным, целыми «делегациями» навещают товарищей, находящихся на стационарном лечении от алкоголизма. Они легко находят общий язык со злоупотребляющими алкоголем и быстро сближаются друг с другом. Во взглядах, привычках, образе жизни несовершеннолетних алкоголиков появляется много общего. Формируется своеобразное сообщество, где господствуют особые нормы взаимоотношений и «кодекс чести».

Лживость больных алкоголизмом известна. У подростков же, злоупотребляющих алкоголем, она особенно эмоциональна, непоследовательна и наиболее демонстративно выражается в стремлении скрыть истинные причины и размеры пьянства. Такие несовершеннолетние утверждают, что пьют редко и мало, что их надо считать едва не абсолютными трезвенниками, либо наоборот, подносят утяжеленный алкогольный анамнез. Трезвость представляется им столь чуждой и неестественной, что нужны, по их мнению, особые причины, чтобы не пьянствовать. Для несовершеннолетних характерны наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью. Утрачивается планомерность деятельности, настойчивость, подростки все более полагаются на случай, «везение». Они затрудняются прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днем. У них наблюдаются легковесность и поверхностность суждений, излишняя словоохотливость, повышенная самооценка, недостаточная критика к своему заболеванию.

Такова общая картина алкоголизма и особенности его проявления в подростковом возрасте. Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что частое употребление алкоголя подростками — один из наиболее серьезных факторов риска в отношении их психологического и нравственного здоровья.

Случаи употребления алкогольных напитков подростками и юношами, раннее приобщение их к алкоголю вызывают серьезную озабоченность и тревогу. Это очень хорошо выразил на страницах «Правды» писатель В. Розов (1978): «Я бью в набат. Это наши дети, это самое драгоценное, это наше завтра! Детство беспечно, детство неразумно, отрочество и юность не только прекрасный, но и столь же опасный возраст».

Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство уделяют большое внимание воспитанию подростков, профилактике пьянства и правонарушений несовершеннолетних.

Борьба против пьянства и алкоголизма подростков в настоящее время самым тесным образом связана с воспитанием человека будущего коммунистического общества.

19:58
Особенности формирования алкогольной болезни у подростка
Просмотров: 8293 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]