Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 25 » От Ликурга до наших дней-2

Оглавление

Начиная с 1986 года при абсолютной поддержке трудящихся у нас сокращено производство водки, наиболее вредно сказывающейся на здоровье, запрещено низкосортное плодово-ягодное вино — пресловутая «бормотуха».

 Ограничено время продажи спиртного, заметно меньше стало винных торговых точек, винно-водочные изделия вычеркнуты из меню столовых и кафе. Повышен возрастной ценз для покупателей. Человеку моложе 21 года спиртное не продадут. Это, пожалуй, одна из важнейших мер по ограждению подрастающего организма от влияния алкоголя.

Важным средством в борьбе со спиртным является контроль над ценообразованием. Социологи сходятся во мнении, что только повышением цен на вино и водку проблему не решить. Так, Г.Г. Заиграев проанализировал в 1983 году эффективность введения дополнительных наценок на спиртное на предприятиях общепита. Посещаемость кафе и ресторанов снизилась, но зато увеличилось число нерегулируемых выпивок — в основном дома. Больше стали пить и в юношеской среде: раньше, в том же кафе, с музыкой и танцами, с застольными разговорами, пили меньше. Так что же, «заморозить» цены? И это нецелесообразно, поскольку повышение их определенную пользу все же принесло. Где же выход? Нужно разъяснять населению цель таких акций. И разъяснять не раз-другой, а постоянно, чего, к сожалению, сейчас не делается. При этом нельзя упускать из виду подростковую аудиторию. В данном случае обращаться к ней непросто, ведь в массе своей ребята деньги не зарабатывают, а выклянчивают у родителей. Поэтому тут не сработают аргументы о том, что деньги нелегко даются, грешно пускать свой труд на распыл и так далее. Скорее, подойдет другая аргументация: на пропитые деньги можно было бы что-нибудь купить для себя и своих близких, куда-нибудь поехать...

Тут мы переходим ко второму «генеральному» направлению — уменьшению спроса на алкоголь. Эта задача не менее сложная, чем предыдущая. Речь идет ни много ни мало — о переломе в сознании, о том, чтобы каждый самостоятельно пришел к мысли отказаться от употребления вина. И начало начал — распространение и углубление знаний о природе алкоголя, опасном влиянии спиртного на здоровье пьющего и его потомства. Но, подчеркнем вновь, одной пропагандистской деятельности недостаточно. Об этом говорилось еще в 1982 году в докладе Комитета экспертов ВОЗ по проблемам, связанным с употреблением алкоголя. Положительного эффекта можно достичь лишь в том случае, когда одновременно с ограничением продажи спиртного будет совершенствоваться индустрия отдыха, повышаться культура досуга, прибавится возможностей для занятий спортом и физкультурой. Открываются молодежные клубы, при школах — дискотеки. На смену вину должны прийти безалкогольные напитки — причем в достаточном количестве и в широком ассортименте. И шаги в этом направлении делаются. Рядом с «Новоарбатским» гастрономом в Москве раскинулись шатры: пожалуйста, на выбор различные соки. По соседству, на Арбате, не ограничились палатками, прямо на улице расставили изящные столики с букетиками свежих цветов. Есть где посидеть, поговорить. На городских автобусах появились рекламные плакаты, напоминающие о том, что соки — напиток полезный. Ну что ж, и такое напоминание нелишне в борьбе с алкоголем.

...Немногим более пятнадцати лет городу Набережные Челны. Своим рождением этот город, как известно, обязан строительству гигантского автозавода — КамАЗа. Сроки перед строителями были поставлены жесткие, и справиться с ними можно было лишь на основе крепкой трудовой дисциплины. А как этого добиться, если народ съехался со всех концов страны и коллектив формировался по ходу дела? И тогда строители — они же и первые жители молодого города — приняли решение: на все время строительства исключить водку из продажи. При этом учтите, что принимали решение не умудренные годами мужи, а молодые парни и девчата. Даже сейчас средний возраст жителей города — 27 лет, а в ту пору он был еще меньше.

Что же удалось сделать? Прежде всего, конечно, построить КамАЗ. Затем появились новые — трезвые — традиции: торжественно, как говорится, всем миром отмечать день рождения ребенка, дни рождения друг друга и т. д. Вторую жизнь обрели и старые традиции, наполнившиеся новым содержанием. Скажем, пришелся ко двору древний праздник сабантуй. Танцы, конкурсы песни, спортивные соревнования — и все это в масштабах города. Каждый может участвовать в состязаниях и заслужить почетный титул батыра. А зрителям предлагается широкий ассортимент прохладительных напитков, чай с бубликами и пирогами.

С самого начала горожанам была также предоставлена возможность активно заниматься физкультурой и спортом. Построили большой стадион, а во дворах — спортивные площадки. В каждом микрорайоне — два бассейна и библиотека.

Координацию работы осуществляет комиссия по борьбе с пьянством и алкоголизмом при горисполкоме. Она действует в тесном контакте с партийными, комсомольскими и профсоюзными органами. Становится предметом обсуждения каждый случай появления в нетрезвом виде — будь то на работе или просто на улице, и жители уверены, что их город в конце концов станет совершенно «трезвым». Для подобной уверенности есть все основания. Ведь трезвые традиции оказались настолько созвучными настроениям молодежи, что даже после отмены «сухого закона» в 1977 году они продолжали действовать и развиваться. А в последнее время трезвенническое движение пережило как бы второе рождение: продолжают появляться новые формы проведения безалкогольного досуга.

Еще до принятия в 1985 году постановлений партии и правительства о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма решением этого вопроса занялись в Ульяновской области. Партийными органами была поставлена задача: покончить с любым питьем — умеренным и неумеренным. Любопытно, что и здесь — только уже в масштабах области — начали с утверждения трезвых традиций — в семье, в школе, в рабочем коллективе, в сфере досуга.

Не стоит думать, будто это дело простое — объявили новый обычай, а дальше все пойдет само собой. Скажем, в 1984 году в одном из районных загсов был такой случай. Молодые подали заявление на регистрацию брака. У них поинтересовались, сколько народу думают пригласить на торжество. Оказалось, около двухсот человек, и для этого покупается огромное количество спиртного. Молодые, чувствовалось, против такой коллективной — и весьма дорогостоящей — пьянки. Но переубедить работникам загса — нет, не молодых, а их родителей,— не удалось.

В области подвергли резкой критике традиции хмельных застолий по поводу различных юбилеев, встреч соревнующихся коллективов и т. д. Применялись и средства убеждения, и меры наказания. Так, после выхода постановлений по преодолению пьянства и алкоголизма были освобождены от работы некоторые ответственные лица — за выпивки на работе, появление за рулем в нетрезвом виде. И, что важно, все эти случаи стали достоянием общественности, о них рассказывалось на страницах печати.

Пока, к сожалению, в областном центре маловато спортивных площадок, клубов по интересам; город — на Волге, а не хватает яхт-клубов. Обо всем этом думают руководители области, видят, в каком направлении надо действовать. Главное — дело начато, а опыт наживется. Тем более есть где поучиться.

Интересный опыт накоплен в Нижнем Тагиле — городе с давними пролетарскими традициями. Там большую часть членов общества трезвости составляют учащиеся профессионально-технических училищ. А, скажем, в Ярославле создано студенческое общество трезвости.

Большая работа ведется в Белоруссии по расширению сети разнообразных услуг. Вот лишь один пример. Есть в столице Белоруссии парковый культурный комплекс «Вильнюс». Еще два-три года назад его возможности использовались от силы на треть, а уже сегодня загрузка близка к оптимальной. Как этого добились? Пошли по пути предоставления платных услуг. Так, на смену обычным танцам пришли группы аэробики, школы бального танца. Здесь не только можно приобрести танцевальные навыки на более профессиональном уровне, такие кружки выполняют и иные функции: клубов по интересам. И если раньше молодежь в лучшем случае обходила парк стороной, а в худшем — избирала его местом, где можно распить бутылку, то теперь она с удовольствием проводит здесь свое свободное время.

В городе Борисове также на основе самоокупаемости создано бюро культурного обслуживания «Досуг». Сюда приходят те, кому по душе музыка и песни, кто хотел бы научиться играть на музыкальных инструментах. В городе Кобрине энтузиасты создали объединение любительской резьбы по дереву. Его члены не только изготавливают поделки для себя, но и оформляют интерьеры различных предприятий, колхозов и совхозов. В республике с успехом развивается также программа «Здоровье». Цель ее — сделать доступными каждому занятия физической культурой и спортом.

В Сумской области Украины начали пропагандировать трезвые свадьбы. Если в городе они стали приживаться достаточно быстро, то в деревне дело сразу не пошло. Здесь старые традиции оказались более живучими. Даже те, кто понимал бессмысленность свадебных попоек, на которые тратится уйма денег, доставшихся тяжелым трудом, не решались выступить в поддержку нового начинания. Партийным и хозяйственным работникам пришлось не раз и не два разговаривать с людьми, убеждать их. И вот наконец состоялись первые трезвые свадьбы. Молодоженам выдали ключи от новых домов, на торжества пригласили самодеятельные хоры и оркестры, местные культпросветчики подготовили шуточные соревнования. Правда, на следующий день родители молодоженов все-таки устраивали нечто вроде семейного торжества, на сей раз с небольшим количеством спиртного. Но тут выяснилась интересная вещь. После трезвой свадьбы такое застолье уже не приносило удовольствия. К тому же его участники, дабы не прослыть людьми двуличными, выпивку не рекламировали и перед соседями не спешили хвастать, сколько гостей было да сколько они выпили. И постепенно такие «вторичные» свадьбы стали отмирать. Надо отдать должное партийным и хозяйственным руководителям, которые, узнавая о подобных случаях, людей не стыдили, понимая: время работает на трезвость. Люди сами должны прийти к трезвому образу жизни. И результат налицо: количество безалкогольных свадеб сегодня неуклонно растет.

Одному из авторов этой книги не так давно довелось побывать в колхозе имени Богдана Хмельницкого, что в Хмельницкой области. Как раз прошел год после принятия исторических решений XXVII съезда партии. Что же изменилось в жизни колхоза за это время? Ответы на этот вопрос звучали самые разные, но один повторялся чаще других: село протрезвело.

Нет, здесь не вводили «сухой закон» в административном порядке. Поначалу обсудили на сходе, как бороться с пьянством, потом — на общем собрании колхозников. И лишь убедившись, что подавляющее большинство сельчан за трезвость, приняли решение: прекратить продажу спиртных напитков во всех магазинах, находящихся на территории хозяйства. Убыток для торговли? Да, но тут уж будьте добры подумать, какими товарами прикрыть образовавшуюся брешь. И ведь выкрутились сельские кооператоры — сыскали товары. Значит, можно сообща поставить хмельному преграду.

По всей стране испытываются различные формы убеждения и воздействия на тех, кто еще не может представить свою жизнь без алкоголя. Но коль скоро в центре нашего внимания подростки, проводящие, наверное, большую часть времени в школе, мы хотим остановиться подробнее на том, какие же средства и методы антиалкогольной работы имеются в распоряжении педагогов.

11:44
От Ликурга до наших дней-2
Просмотров: 6139 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]