Пьянство
Оглавление
Предположим, что жителям какого-либо
населенного пункта задали несколько одинаковых вопросов об их отношении к
алкоголю. Судя по ответам, людей можно разделить на три основные категории:
— неупотребляющие алкоголь;
— употребляющие алкоголь умеренно;
— употребляющие алкоголь неумеренно.
Однако, лица, умеренно употребляющие
алкоголь, делают это с различной частотой: одни — эпизодически (1—5 раз в год),
другие — периодически (6—12 раз в год); третьи — систематически (более 12 раз в
год).
Тех, кто употребляет алкоголь
неумеренно, также можно разделить на три группы: злоупотребляющие алкоголем
эпизодически, периодически, систематически. Среди тех, кто пьянствует
систематически, различают привычных пьяниц или лиц без признаков алкоголизма и
больных хроническим алкоголизмом. Пьянство — это одна из форм употребления
алкоголя, характеризующаяся средней или тяжелой, социально неприемлемой
степенью алкогольного опьянения.
Здесь необходимо одно важное пояснение.
Четкое деление систематически злоупотребляющих алкоголем на привычных пьяниц и
больных алкоголизмом — задача врачей-наркологов. Если человек болен
алкоголизмом, то его надо лечить, порой принудительно и в полном соответствии с
законом. Для пресечения пьянства применяются иные средства. Ведь пьяница —
жертва своего индивидуального образа жизни, а алкоголик — тяжкой болезни. Нам с
вами, уважаемый читатель, важны не частности, интересующие, скажем,
врачей-наркологов, психологов, юристов и т. д., а явление в целом.
Для того чтобы стать алкоголиком, надо
пройти все звенья цепочки: неупотребление алкоголя — умеренное употребление
алкоголя (эпизодически, периодически, систематически) — неумеренное
употребление алкоголя (эпизодически, периодически, систематически) — привычное
пьянство — болезнь (алкоголизм). Большинство мужчин и женщин придерживаются
общих, типичных для данной группы населения норм употребления алкоголя (скажем,
умеренно и периодически). Другие не употребляют алкоголя вовсе. Некоторые же
явно превышают норму и «скатываются» в сторону алкоголизма. Эти, условно
выделенные группы населения далеко не стабильны. Осуществляется постоянный
переход из группы в группу: от усиления употребления и даже злоупотребления
алкоголем до уменьшения и полного прекращения.
То, ради чего пьют спиртное — состояние
опьянения, сопровождаемое чувством удовольствия, расслабления или, как
выражаются врачи, эйфории. Является ли эйфория обязательным свойством
опьянения? Как показывают исследования последних лет, эйфория — скорее
результат ожидания опьянения, эффект самовнушения, особой атмосферы, при
которой происходит употребление алкоголя. Неопределенность действия алкоголя на
психику делает его, по мнению отечественного исследователя М. П. Нилина,
доступным средством для достижения человеком различных состояний, зависящих от
индивидуальных качеств, настроения, интеллекта пьющего, обстановки, в которой
происходит употребление спиртного, и т. д.
Известно, что люди с незапамятных времен
употребляли алкогольные напитки, ядовитые грибы, листья различных растений и т.
п., содержащие наркотики и оказывающие галлюцинаторное воздействие на психику,
причем первоначально употребление названных веществ, без сомнения, носило
культовый, религиозный характер.
По-видимому, первыми обратили внимание
на одурманивающие напитки различного рода жрецы, шаманы, колдуны и т. д. Однако
«шаманский секрет» просуществовал недолго. Скоро алкоголь или другой наркотик
используется не только жрецами, но и всем племенем при исполнении религиозных
или обрядовых действий. Тогда-то и начинает складываться определенное отношение
к нему людей. Как показывают исследования, практически нет народа, у которого
не было бы своего одурманивающего напитка. Это — пиво, мед, квас, вино,
алкогольный напиток из оленьего, кобыльего молока.
Научившись использовать процесс
брожения, древний человек для приготовления алкогольного напитка применял самые
различные сельскохозяйственные продукты (просо, ячмень, пшеница, рис, маис,
пальмовые листья и другие), содержащие крахмал, поскольку алкоголь образуется
при брожении сахаристых веществ.
Приготовление алкоголя в те времена было
весьма расточительной затеей, ведь сельскохозяйственное производство было
развито довольно слабо и зерна едва хватало на пропитание, поэтому алкоголь
употреблялся редко, по праздникам или из религиозных соображений. С развитием
сельскохозяйственного производства определенный излишек продуктов стали
специально выделять для приготовления алкогольных напитков, которые употребляли
уже без всякой связи с религиозными целями.
Дошедшие до наших времен памятники
культуры свидетельствуют о том, что алькогольные напитки употребляли египтяне,
греки, римляне, китайцы, индейцы, евреи, персы, турки и многие другие народы.
На Руси с давних пор существовало
довольно значительное количество спиртных напитков: брага, пиво, меды, квасы.
В Лаврентьевской летописи под 945 годом
имеется весьма любопытное описание мести княгини Ольги. Она решила перебить
древлян за убийство ими ее мужа Игоря. В основу своей мести она взяла обычай
пити на кого-либо. Что он из себя представлял? Один из пьющих указывал на
кого-то и говорил: пью на тя. После этого выпивал половину чаши сам, а
оставшуюся передавал тому, на кого он пил. Обычай не допускал отказа выпить
оставляемую половину. Ольга «повелъ отрокомъ своимъ пити на ня», а когда
древляне опьянели, то осуществила свою месть.
Этим же обычаем славян воспользовались и
греки, чтобы убить Ростислава, который княжил в Тьмутаракани и брал дань с
соседних племен, что очень не нравилось грекам. В Новгородской летописи под
1066 годом описано, как удалось это сделать. Греки подослали к князю котопана
(военный чин в Византии), который должен был войти (и вошел) к нему в доверие.
Как-то котопан во время пира обратился к князю: «Рече котопанъ: княже, хощу на
тя пити. Одному же рекшу: пии (т. е. князь ответил «пей»). Онъ же испивъ
половину, а половину дасть князю пити». Но перед тем, как протянуть чашу с
вином князю, котопан незаметно «доть-кнувся палчем (пальцем) в чашю, бъ бо имъя
под ногьтемъ растворение смертное (яд) и дасть князю, урекъ (предсказав ему)
смерть до дне осмого». После пира котопан убежал в Корсунь, а Ростислав
действительно умер на восьмой день.
Обычай пить из одной чаши означал полное
доверие друг к другу и единомыслие, поэтому отказ и не допускался. Из одного
так называемого кругового ковша, который пускался по кругу, каждый сидящий
обязан был отпить свою долю. При этом все пили за каждого, а каждый пил за
всех.
Помните, как у А. С. Пушкина:
Ковши круговые заленясь, шипят
На тризне плачевной Олега...
В реальной жизни на Руси в основном
веселилась и задавала пиры знать. Неимущие люди пили значительно реже. Ведь
надо было кому-то кормить и поить своих господ, духовенство, княжеские дружины.
Существовал в старину такой обычай —
устраивать общие для всей деревни пиры. Они назывались братчинами. Участники
вносили каждый свою долю зерном на варение пива и браги. Братчины собирались
обычно по праздникам, их так и называли: Никольщина братчина (на Николин день),
братчина Покровщина, братчина Рождественская и др. Братчины сопровождались, как
правило, неумеренными возлияниями, буйством, драками, членовредительством.
Начиная с Ивана Грозного и до Великой
Октябрьской социалистической революции, русский народ насильственно спаивали.
Именно с Иваном Грозным связано появление кабаков на Руси.
В чем сущность нововведения Ивана
Грозного в питейном деле? Согласно закону, курить (приготовлять) вино, а также
другие спиртные напитки имел право только царь, либо те, кому он укажет или
позволит делать это. Продажу спиртных напитков разрешалось производить только
из государственных учреждений, называемых царскими кабаками. Весь доход
поступал в царскую казну. Кроме царских кабаков, были кабаки «жалованные».
Жаловались кабаки обычно монастырям, боярам, дворянам и вообще близким царю
людям. Например, царь Иван Грозный один из первых московских кабаков пожаловал
своим опричникам.
«Царев кабак» возник не на пустом месте.
До этого на Руси существовала питейная система, довольно разветвленная, почти
не отличавшаяся от питейных систем западных государств. Ее сущность заключалась
в следующем. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, не
говоря уже о городах, где их было несколько. В корчме подавали различного рода
напитки, содержавшие небольшой процент алкоголя: пиво, брагу, меды, квасы
(кстати, хмельной квас — исконно русский напиток, названный в честь ’’вещего
Квасира” - божества скандинавских народов, с которыми наши предки вели
торговлю. Оттуда, по-видимому, и было позаимствовано это название). У корчмы
было несколько функций, скажем, предоставление ночлега путникам, но самой
главной ее функцией являлась общественная. В корчму приходили не пить, не
напиваться, хотя это, как мы уже знаем, имело место, а поговорить, узнать
последние новости и т. д. Насаждение кабаков происходило одновременно с
распространением водки или, как говорили в старину, хлебного вина. Старой
корчме с ее определенными социальными функциями пришел конец. А кабак этой роли
взять на себя не смог, поскольку там в основном продавались крепкие напитки, а
кормить посетителей не полагалось. Основной функцией кабака была не социальная,
а коммерческая — извлечение максимальной прибыли. С этого времени начинает
развиваться пьянство с его последствиями: разбоем, грабежом, поножовщиной и т.
д.
Для обеспечения доходов в царскую казну
из Москвы высылались приказы и наставления кабацким головам и целовальникам: «действовать
безстрашно, за прибыль ожидать государевой милости и в том никакого себе
опасения не держать, а питухов (т. е. пьяниц) не отгонять». Если же доходы от
кабака были меньшими, чем предполагалось, недостающие деньги вносило само
население. Того, кто не платил своей доли, «ставили на правеж»: выводили на
площадь, раздевали и били палками до тех пор, пока он или кто-нибудь за него не
заплатит. Как видим, кабацкий доход обеспечивался в любом случае.
Водка давалась под заклад или просто в
долг. А долг кабаку считался долгом государю. Имущество должника отбиралось в
пользу государя.
«Тайное корчемство» (самовольное
приготовление спиртного) яростно преследовалось. Для этого при кабаках был
целый штат шпионов, именуемых «корчемными сыщиками». Целовальник с этими
сыщиками мог прийти в любой дом и произвести там обыск. При этом ломали печи,
стены, коверкали полы и т. д. В указе 1660 года так и было записано: «а будет
крестьяне учнут вино курить и продавать и у тех крестьян сечь руки и ссылать в
Сибирь», целовальник внимательно следил в своей округе за тем, кто и как живет:
едва замечал, что у кого-то заводились деньги, кто-то редко жалует в кабак, как
тот человек становился его жертвой. Кроме «корчемных сыщиков», кабацкие головы
и целовальники пользовались услугами ярыжек или «голи кабацкой» — вконец
опустившихся и спившихся людей без определенных занятий, которые за чарку вина
готовы были выполнить любое поручение целовальников; они ловко спаивали
посетителей, грабили их, выполняли роль шпионов, лжесвидетельствовали в делах «о
тайном корчемстве», запугивали неугодных целовальнику людей.
Вечная нужда приводила к тому, что кабак
был единственной радостью простых людей, местом, где они пропивали буквально
все: «уж как пить, так без рассудку». Известно, например, что при Екатерине II
доходы от питейных домов увеличились в шесть раз и составили почти треть всего
доходного бюджета. Государство постоянно нуждалось в деньгах и изыскивало
различные способы их добычи. Одним из важнейших источников дохода всегда был
кабак с его системами: «на вере», откуп, свободная винопродажа, обложение
акцизом и патентным сбором и пр.
Русский народ всегда славился своим
гостеприимством. К сожалению, оно порой принимало уродливые формы. Вот как
описывает отечественный историк Н. И. Костомаров такое «гостеприимство» в XVII
веке. «Пир в то время был в некотором роде войной хозяина с гостями. Хозяин
хотел, во что бы то ни стало, напоить гостя допьяна... Некоторые же, не желая
пить, из угождения хозяину, притворялись пьяными к концу обеда: чтобы их больше
не принуждали...».
Принуждение осуществлялось обычно с
помощью провозглашения обязательных здравиц. Первый кубок поднимался за царское
величество, затем за царицу, затем отдельно за каждого члена царской фамилии,
потом за Святейшего Патриарха, за непобедимое русское оружие, не забывали и
каждого из присутствующих. Как пишет Г. Успенский: «Не выпить полного кубка
значило малое к той особе, чье здоровье пили, уважение; хозяин же обыкновенно
неотступною просьбою убеждал выпивать до капли». Отказ выпить расценивался как
оскорбление. А если вспомнить, что водка к тому времени почти вытеснила
традиционные русские хмельные напитки, легко себе представить во что
превращались такие застолья.
С развитием капитализма в России
пьянство как социальное явление приобрело массовое распространение. Крестьяне,
переселяясь в города и пополняя ряды рабочих, сохранили привычку связывать свое
свободное время с употреблением спиртного. Иных форм времяпрепровождения
большинство из них попросту не знало. Существовали еще два важных фактора,
которые можно отнести к классовым корням алкоголизма и пьянства.
Первый - потогонная, бесчеловечная
эксплуатация рабочих на заводах и фабриках.
Второй - значительное удешевление
производства водки, которую стали изготовлять из более дешевого, чем зерно,
сырья, в частности картофеля, и как следствие этого снижение розничных цен на
нее.
Расширяя продажу дешевых спиртных
напитков, спаивая народ, царское правительство получало огромные доходы и не
обращало внимания на различные злоупотребления: продажу вина с примесью
дурмана, табака, мыла и др. Ухудшалось здоровье населения. А. Остроумов,
известный врач, писал в конце XIX века: «Постепенное ухудшение мужского
поколения в России удостоверяется данными о призываемых к отбыванию воинской
повинности; число бракуемых неуклонно растет, требовательность к телесным качествам
призываемых по необходимости ослабляется.»
Но дело было не только в получении
больших доходов. Еще Екатерина II говорила, что пьяным народом легче управлять.
Именно на это не раз обращали внимание рабочего класса революционеры, призывая
его активнее становиться на путь борьбы с капитализмом, требуя от рабочих
всегда помнить, что пьянство и алкоголизм являются препятствием для захвата и
удержания власти, потому что в народных массах они уменьшают способность
воспринимать и проводить в жизнь демократические идеи, управлять обществом в
целом, ухудшают здоровье и работоспособность людей.
Государство рабочих и крестьян,
вступившее в новую социально-экономическую формацию, получило в наследство
тяжелое прошлое, в том числе такой пережиток, как пьянство.
Несмотря на то что капиталистический
способ производства, который насаждал в России пьянство в громадных масштабах,
был разрушен, оно тем не менее продолжает существовать и в наши дни.
Исторический процесс движется вперед по
прогрессивному пути преобразований, и его не остановить никому. Однако было бы
заблуждением считать, что мы можем полностью положиться на автоматизм
исторического процесса. Для того чтобы сделать жизнь людей краше, необходима
упорная, настойчивая повседневная работа, в том числе и борьба с негативными
общественными явлениями.
Анализируя причины живучести в нашем
обществе такого социального зла, как пьянство, часто ссылаются на тлетворное
влияние Запада с его разлагающим воздействием потребительского, крайне
эгоистического по своей сущности образа жизни. Действительно, с этим нельзя не
согласиться. Но необходимо навести порядок у себя дома и самим решать свои
проблемы. Как показывают наши наблюдения, в 1981 году более чем в 70 % фильмов,
демонстрировавшихся по первой программе Центрального телевидения между 19 и 21
часами, имелись сцены употребления спиртного, сыгранные подчас весьма
талантливо. Сидящие у телевизоров миллионы зрителей, среди которых много
молодежи, невольно могут решить, что употребление алкоголя — вещь безобидная и
безопасная, усвоить предлагаемые образцы поведения. Если рассмотреть содержание
популярных молодежных журналов, например «Юность», то и там сцен, описывающих
употребление спиртных напитков, немало. Даже журнал «Мурзилка» (№ 5 за 1981 г.)
предлагает ребятишкам восхищаться нашими былинными героями, которые поглощали
невероятные количества спиртного. Примеры можно продолжить. Вот и получается,
что медики, юристы, социологи выступают против употребления спиртных напитков,
а некоторые творческие работники кино и телевидения, редакторы журналов их «не
слышат».
К спиртному тянется только тот, кому
известен эффект действия алкоголя, его влияние на психику. Опьянение как особое
психическое состояние весьма тесно связано со свойствами личности. Этим
объясняется индивидуальное своеобразие в проявлении состояния опьянения у
различных людей. Интеллект, являющийся важнейшим компонентом в структуре
личности, определяет поведение опьяневшего человека, позволяет или не позволяет
вырваться наружу низменным страстям и побуждениям.
Причем управляющая функция интеллекта
зависит от степени опьянения человека: чем оно выраженнее, тем труднее
управлять собой.
Об особенностях состояния опьянения
знали еще в древности. Одно из древнегреческих преданий гласит, что бог вина и
виноделия Дионис по дороге в Наксос нашел маленькую виноградную лозу и захотел
взять с собой. Подходящего вместилища под рукой не нашлось, поэтому он
пересадил ее в оказавшуюся рядом птичью косточку. По дороге лоза стала так
быстро расти, что срочно потребовалось другое вместилище. Тогда Дионис
пересадил растение в львиную кость, а затем и в ослиную. Вывод из предания
таков: люди, пьющие вино, сначала поют как птички, затем рыкают как львы и,
наконец, превращаются в ослов.
Итак, зная о свойствах алкоголя, человек
обращается к нему как к средству для достижения того или иного состояния
(успокоиться, развеселиться, осмелеть и т. д.). Кто же учит нас этому знанию?
Учителями выступают общественные
привычки, обычаи и повседневные формы жизнедеятельности, связанные с употреблением
алкоголя.
Обучение начинается сызмальства. Сначала
дети видят, как употребляют алкоголь взрослые. Постепенно формируется
индивидуальное знание о действии алкоголя. Становясь взрослее, они сами
начинают употреблять спиртное. Появляется умение им пользоваться. К примеру, в
настоящее время получил распространение недопустимый, на наш взгляд, обычай: в
детских садах начинают отмечаться дни рождения детишек, причем торжество
проходит, как у взрослых: есть, что выпить (напиток «Буратино») и чем закусить,
есть тосты и подарки. Как видим, в данном случае умение формируется раньше
знания: с возрастом бутылки с «Буратино» будут заменены на другие, а процесс
приобретения индивидуального знания о свойствах алкоголя будет значительно «облегчен»
и потому пойдет «успешнее», благо умение уже сформировалось.
Преемственность знаний и умений от
одного поколения к другому обеспечивают определенные механизмы: подражание, «заражение»,
внушение, мода и др. Эти социально-психологические механизмы довольно универсальны:
передача знаний и умений с их помощью происходит не только от поколения к
поколению, но и в рамках одного поколения (от старших — младшим, при переходе
из одной возрастной группы в другую).
Процесс вхождения в социальную среду,
приспособление к ней, освоение, в том числе и творческое, социальных ролей и
функций называется социализацией.
Именно в силу социализации, с ее
принудительным характером подросток, переходя в другую возрастную группу,
начинает употреблять алкоголь, курить. Без достаточного внешнего контроля может
прийти беда: пристрастие к спиртному. Причем алкоголизм в этом возрасте
развивается настолько стремительно, что врачи называют его «галопирующим».
Спросите у юноши или девушки, почему они
пьют вино? Вам ответят, что это приятно, что так принято, что так поступают все
и т. д. и т. п. Пусть кто-то из подростков думает, что способен сам без всякого
постороннего влияния, определить свое отношение к алкоголю. Ошибка!
Социализация навязывает ему уже выработанные штампы и стереотипы, к сожалению,
не всегда соответствующие требованиям здорового образа жизни. Следовательно, им
необходимо сознательно, активно противостоять.
Взрослые люди зачастую тоже не могут
толком объяснить, почему они пьют. Называют только конкретные поводы
употребления алкоголя, не более. Привычка употреблять алкоголь но поводам,
имеющим определенное значение в образе жизни каждого индивида, не позволяет им
осознать и соответственно оценить свои поступки. С пьянством и алкоголизмом
необходимо вести непримиримую борьбу: в социальном плане — совершенствовать
связи между различными структурными образованиями общества, чтобы в конечном
итоге на человека не обрушивались различные проблемы негативного свойства; в
социально-психологическом — воздействовать на разнообразные механизмы передачи
знаний и умений, относящихся к употреблению спиртных напитков; в индивидуальном
— оздоравливать образ жизни как отдельной личности, так и общества в целом.
Большинство из нас употребляет алкоголь
так часто и в тех дозах, как диктует привычка, как научили жизненные
обстоятельства, как его употребляет наше ближайшее окружение, мнением которого
мы, как правило, дорожим. Если же в вашей среде считается, что пить много и не
пьянеть — достоинство, что пьющий человек — «свой в доску», если вы употребляете
много алкоголя и гордитесь этим — ваши дела плохи. Вы находитесь в «группе
риска», то есть имеете в 12 раз больше шансов заболеть таким опасным
заболеванием, как алкоголизм, чем непьющие. Мы не будем утруждать вас,
уважаемый читатель, описанием клинических проявлений алкоголизма, их
предостаточно в специальной популярной медицинской литературе. Скажем только,
что порой к нему приводит нелепая «гордость», бравада своей способностью пить и
не пьянеть.
Важнейшим фактором предупреждения
пьянства и алкоголизма является изменение отношения населения к алкоголю.
Эта работа должна проводиться: в школах,
ПТУ, на предприятиях и в учреждениях, — везде необходимо постоянно разъяснять,
показывать всю опасность употребления алкоголя. У пьяных родителей («пьяное
зачатие») чаще рождаются дети с различными аномалиями, женщины,
злоупотребляющие алкоголем, как правило, рождают нежизнеспособных. Ну а если
ребенок вполне нормален? Бывает и такое, но испытывать судьбу не рекомендуем.
Дело в том, что пагубное влияние алкогольного зачатия на ребенка, родившегося
здоровым и жизнеспособным, может проявиться позже, в период созревания
организма, когда резко возрастут нервные и психические нагрузки. Подросток
будет плохо усваивать школьную программу, а это в свою очередь повлияет на его
развитие, в конце концов на выбор будущей профессии, на определение жизненного
пути.
В спорах о вреде пьянства часто можно
слышать, что, дескать, такой-то пьет многие годы и не спился. Это случается
чрезвычайно редко. Дело в том, что при ближайшем рассмотрении человек, о
котором идет речь, пьет совсем не так, как приписывает ему молва, а меньше, но
охотно поддерживает о себе такое мнение из самых различных соображений. С
другой стороны, этот довод может быть формой оправдания собственного пьянства
спорщика.
Тот, кто начинает пить много и часто, то
есть пьянствовать, непременно станет алкоголиком. И чем моложе человек, тем
быстрее и неотвратимее развивается у него алкоголизм.
Для оздоровления индивидуального образа
жизни надо решительнее бороться с элементами однообразия, скуки, вводить в него
привычку к физической культуре, туризму, регулярным посещениям бани. Именно эти
факторы естественным путем снимают усталость, укрепляют силы и здоровье,
поднимают настроение. Алкоголь в состоянии лишь породить иллюзию отдыха,
нанести вред здоровью.