Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2013 » Май » 21 » Предупреждение алкогольной болезни

Глава 11 Первичная профилактика

Оглавление

Предупреждение алкогольной болезни остается по-прежнему актуальной и, к сожалению, нерешенной задачей. Профилактика является одной из основных задач наркологии, (Морозов Г. В., 1983; Копыт Н. Я., Сидоров П. И., 1986; Лисицин Ю. П., 1986, Moser J., 1980, и др.), однако, несмотря на всю ее важность, она проводится еще недостаточно. Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от 07.05.85 г. и соответствующие директивы Советского правительства служат основой для организации широкомасштабных профилактических мероприятий. Но было бы глубоким заблуждением считать, что без активного участия всех и каждого в их реализации сама собой решится проблема преодоления пьянства и алкоголизма.

Основные направления. Профилактика алкоголизма предполагает, с одной стороны, контроль за производством и потреблением алкоголя на разных уровнях — государственном, макро- и микросоциальном, семейном, индивидуальном, а с другой стороны раннее выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем, и оказание им соответствующей медико-психологической помощи. Современные медико-психологические и социально-психологические направления профилактики алкоголизма можно подразделить на три большие группы.

Во-первых, просвещение в вопросах алкоголизма, которое необходимо систематически проводить средствами устной пропаганды, печати, радио и телевидения. До сих пор большая часть взрослого населения не отказалась от алкоголя, используя его как самый простой и доступный способ снятия напряжения, расслабления, повышения настроения.

Во-вторых, формирование контралкогольных традиций в семьях, производственных и учебных коллективах. Социологические данные показывают, что свыше 96 % населения еще недавно считали обязательным употребление алкогольных напитков по случаю праздников и знаменательных дат (Яковлева Н. Г., 1983). Поэтому так важен пример убежденных трезвенников, полностью исключивших алкоголь из своей жизни и доказавших, что без него может обойтись любое торжество.

Одна из основных задач в формировании антиалкогольных традиций — интересное разумное проведение свободного времени. Не случайно в документах партии и правительства по вопросам борьбы с пьянством и алкоголизмом намечен комплекс мер по улучшению досуга трудящихся. В XII пятилетке предусматривается расширение строительства и реконструкции кинотеатров, клубов, дворцов и домов культуры, библиотек, спортивных сооружений. Установлена норма отчислений от доходов жилищно-эксплуатационных организаций в размере до 3 % для развития спортивной работы и строительства спортивных сооружений по месту жительства граждан. Важно, чтобы новые традиции так же, как и нетерпимость к злоупотреблению алкоголем, стали нормой поведения, выработанной внутри семьи или коллектива.

В-третьих, психогигиеническая, психологическая, психокоррекционная и психотерапевтическая работа с лицами, имеющими высокую степень риска заболеть алкоголизмом. К ним, в частности, относятся дети, родители которых больны алкоголизмом. Они нуждаются в опеке психиатров, педиатров, педагогов и психологов и психиатров-наркологов [Зобнев В. М., Мейроян А. А., 1982]. В «группу риска» входят также злоупотребляющие алкоголем.

Вопрос о том, какая часть населения должна быть охвачена профилактическими мероприятиями в рамках первых двух направлений, решается, на наш взгляд, однозначно — их необходимо проводить для всего населения, соответственным образом дифференцируя в зависимости от возраста, образовательного ценза, семейного статуса, социального положения, этнической принадлежности, индивидуально-психологических особенностей, социально-психологических условий среды и отношения к проводимым мероприятиям. Половые различия в первичной профилактике не имеют принципиального значения.

Возраст является одним из наиболее важных факторов для дифференцирования профилактических воздействий. До сих пор остается спорным вопрос, когда следует начинать антиалкогольное просвещение и воспитание трезвеннических стереотипов поведения у несовершеннолетних. Наиболее распространенная точка зрения — с 8-го класса. Есть мнения, что лучше это делать с 5-го и даже с 1-го класса [Яковлева Н. Г., 1983; Лисицин Ю. П., Копыт Н. Я., 1983]. Канадская исследовательница С. Peter проводит специальную противоалкогольную работу с детьми уже в детском саду [Hammond В. et al., 1979].

Можно выделить несколько возрастных периодов, особенности которых необходимо учитывать в профилактической работе. Дети до 11...12 лет, как правило, не имеют еще опыта потребления алкоголя. На их отношение к нему огромное влияние имеет семейное воспитание, пример взрослых. Опрос 12... 13-летних школьников показал, что они в подавляющем большинстве не потребляли алкоголь, однако от 25 до 40 % из них считали, что он повышает аппетит, помогает при простуде, улучшает самочувствие и т. д. [Заиграев Г. Г., Попов Л. Л., 1983]. Очевидно, на таком отношении детей сказались заблуждения окружающих их взрослых и прежде всего — родителей.

Советский закон запрещает покупать и употреблять спиртные напитки до 21 года. А вот что показал анонимный опрос 242 учащихся техникумов, ПТУ и средних школ. 85,5 % потребляли алкогольные напитки, причем у 53,1 % первое знакомство с ними произошло в 14...15 лет [Кочеткова Р. В., 1984]. Более 80 % опрошенных считали, что алкоголь обладает вредными свойствами, не знали этого только 9,1 %, тем не менее 19 % высказывали намерение потреблять его в будущем. Надо учесть, что многие не решились быть откровенными и в анонимном обследовании. Автор справедливо отмечает, что, наряду с воспитанием, особое значение имеет целенаправленная работа со взрослыми, от которых зависит формирование у подростков установок в отношении употребления алкоголя.

С. А. Томашова (1985) также анонимно анкетировала 1072 девушек 15... 18 лет, учащихся школ, ПТУ и техникумов. 89,4 % знали о пагубном влиянии алкоголя, однако не употребляли его лишь 29,4 %. Уже в 15 лет 50,7 % пробовали спиртные напитки. 88,4 % впервые выпили в семье. Только 9 % жили в семьях, где родители не пили; 30,4 % — в семьях, где алкоголь потребляет один из родителей, а 60,6 % — где алкоголизировались оба родителя.

В последнее время среди злоупотребляющих алкоголем подростков выявляется 12... 16 % девушек (Соцевич Г. Н., Энтин Г. М., 1984). На их приобщение к алкоголизации большое влияние оказывает широкое распространение потребления алкоголя среди взрослых женщин, даже беременных (см. гл. 2). J. Lowe и соавт. (1986) показали, что женщины пытаются скрыть от врачей факты алкоголизации в период беременности. Авторы опросили 220 из них, предварительно поделив их на 2 группы — 108 женщин предупредили, что объективность их ответов о потреблении алкоголя будет проверяться при помощи специальной физиологической методики (которой на самом деле не было), а остальным 112 этого не говорили. Из 112 женщин сообщили о потреблении алкоголя 14%, а из 108 — 27 %. К 15...18 годам большая часть подростков обоего пола нарушают запрет на потребление алкоголя [Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я., 1983; Заиграев Г. Г., 1983]. Приобщение к алкоголю происходит не столько в семье, сколько на улице, в компании сверстников или подростков старшего возраста либо в общежитиях ПТУ. Неумение занять свободное время, потребность в самоутверждении, проблемы, связанные с половым созреванием, слепое следование алкогольным традициям, недостаточная воспитательная работа являются типичными причинами алкоголизации и формирования алкоголизма у подростков [Яковлева Н. Г., 1983].

Серьезного внимания в плане предупреждения алкоголизма требует молодежь в возрасте от 18 до 28 лет, особенно в переломные периоды жизнедеятельности — начало работы или учебы в средних специальных и высших заведениях либо адаптация после их окончания на новом месте жительства, в производственном коллективе. Влияние микросреды, напряженный труд, формирование семьи, материально-бытовые условия, досуг — все эти факторы в отдельности или в сочетании нередко вызывают трудноразрешимые проблемы, могущие стимулировать алкоголизацию. Своевременная помощь в их решении является одновременно и способом профилактики злоупотребления алкоголем.

Период 44...49 лет считается уязвимым возрастом, особенно для женщин. Как правило, их дети к этому времени взрослеют и начинают самостоятельную жизнь, менее зависимую от родительской семьи.

У матерей нередко развивается «экзистенциальная фрустрация» — появляется чувство потери «смысла жизни». Приобщение к алкоголю субъективно повышает фрустрационную толерантность и может привести к систематической алкоголизации и алкоголизму [Сошberg E., 1979]. В пожилом возрасте «алкогольные проблемы» порой возникают в связи с уходом на пенсию. Несмотря на то, что медицинские и социальные последствия злоупотребления алкоголем среди пенсионеров не столь выражены, как в других возрастных категориях, этот вопрос вызывает все усиливающуюся тревогу специалистов, признающих необходимость специальной профилактической работы среди лиц преклонного возраста [Schoolar J., 1984].

Проведение профилактических мероприятий в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем, имеет ряд трудностей, требующих специального обсуждения. Выявление таких лиц требует прежде всего определить критерий злоупотребления, что, как уже отмечалось в гл. 2, оказывается еще более сложным, чем дифференцировать больных алкоголизмом и здоровых.

Критерием «неумеренного потребления» алкоголя предлагалось считать вызванные им изменения в поведении [Заиграев Г. Г., 1983]. Такой подход оправдан, когда они негативны по своему характеру и явственны, например дебоши, авария на дороге по вине водителя или пешехода, потреблявшего алкоголь, и др. А как оценивать потребление алкоголя без явных последствий — беременной женщиной, подростком, спортсменом перед соревнованием? Здесь не обойтись без социально-психологического понятия «норм поведения» — будь они выработаны обществом в целом, отдельной социальной группой, семьей — нарушение их из-за алкоголизации следует расценивать как злоупотребление алкоголем, вне зависимости от индивидуально-психологических особенностей и социально-психологических обстоятельств, способствовавших ему. Вариативность этого критерия объясняется тем, что нормы поведения, в отличие от законов, создаются в процессе длительного общения между людьми в группах, история и условия формирования которых различны и потому различны нормы поведения в них. Разумеется, любое потребление алкоголя, запрещенное законодательством или принятым кодексом поведения, например профессиональным, является злоупотреблением.

Другая сложность в профилактической работе с лицами, злоупотребляющими алкоголем, заключается в том, что они сами, как правило, не обращаются за помощью. Инициатива в обращении обычно исходит не от этих лиц, а от тех кто ее настойчиво предлагает. Активность в выявлении лиц, злоупотребляющих алкоголем, диктуется природой зависимости от него — она не осознается теми, кто ею страдает в развернутых стадиях алкоголизма вследствие действия механизмов анозогнозии [Гузиков Б. М. и др., 1984]. Отрицание «алкогольных проблем» широко распространено среди злоупотребляющих спиртным, а отсутствие у них негативных последствий практически исключает добровольное обращение за профилактической помощью. Оно также часто задерживается из-за недостатка или отсутствия активных воздействий на пьющих со стороны окружающих. Школьники старших классов и учащиеся ПТУ, например, попадают в поле зрения в связи с фактами злоупотребления алкоголем главным образом потому, что при этом совершают различные нарушения общественного порядка и попадают на учет в детские комнаты милиции. Не меньшая, а часто большая, часть систематически употребляющих алкоголь учащихся известна классным руководителям и мастерам ПТУ, но специальная предупредительная работа с ними, как правило, не проводится, на учет в подростковые наркологические кабинеты они не ставятся [Афанасьева В. Д. и др., 1981]. Подобная ситуация наблюдается в ряде производственных коллективов — превентивные воздействия отсутствуют даже в отношении лиц, систематически потребляющих алкоголь на рабочем месте, прогуливающих из-за алкоголизации, особенно, если эти лица соглашаются отрабатывать в воскресные дни и внеурочно, при «авральных» выполнениях плановых заданий [Заиграев Г. Г., 1983]. В семьях из престижных соображений часто покрывается очевидное злоупотребление алкоголем женщинами. Пассивность в профилактике алкоголизма характерна для многих учреждений, работа в которых несовместима с диагнозом «хронический алкоголизм»,— в автохозяйствах, аэропортах и т. п. Проведение профилактических мероприятий крайне затруднено и в той среде, которая терпимо относится к лицам, «подозреваемым» в алкоголизме, например в некоторых студенческих коллективах, в женских производственных коллективах. Следовательно, профилактика алкоголизма должна быть активной, ориентированной на выявление нуждающихся в ней лиц, при которой могут, как показывает практика, успешно использоваться социально психологические методики «компетентных судей». Профилактическую работу со злоупотребляющими алкоголем следует проводить в гомогенных по полу группах.

Итогом профилактических мероприятий, повышения наркологической грамотности населения, пока, к сожалению, не достигнутым, должно быть формирование на промышленных предприятиях, в учреждениях, учебных коллективах особого климата нетерпимости к нарушениям трудовой дисциплины и общественного порядка, вызванным пьянством. Для злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом есть только одна возможность быть достойным членом коллектива — достичь трезвости, если не своими силами, то с помощью работников наркологической службы и обществ трезвости.

Помочь больным алкоголизмом стать трезвенником — это полдела. Не менее важно не оставлять их одних, без внимания и поддержки, особенно в первые месяцы утверждения трезвеннического образа жизни. А ведь иногда бывает так: пока женщина в коллективе злоупотребляла спиртными напитками, окружающие делали вид, что не замечают этого, а когда прошла курс лечения в наркологическом учреждении — стала объектом критики, приобрела ярлык «алкоголички».

Женщины в своем большинстве нетерпимо относятся к пьянству, пресекая его всюду, где имеется возможность это делать. В частности, женщины активно участвуют в общественном движении против употребления алкоголя водителями автотранспорта. В 1981 г. D. Oriken, потрясенная смертью нескольких соседских детей по вине нетрезвых водителей, образовала добровольное общество «Матери против пьяных водителей», насчитывающее 288 отделений в США, Канаде и других странах и объединяющее около 300 000 человек [Haskins J., Haskins Т., 1986].

Системность и контроль за эффективностью. Важнейшим принципом проведения профилактических мероприятий является их системность. Она предполагает обязательную взаимосвязь ряда аспектов:

1) воздействие на отдельных лиц — злоупотребляющих алкоголем и «умеренно пьющих» — не может осуществляться вне или без учета социально-психологической микросреды;

2) влияние на социально-психологическую микросреду — будь то семья, общежитие, учебный или производственный коллектив — должно сочетаться с предупредительными мероприятиями в государственном масштабе;

3) профилактическую работу необходимо планировать как часть нравственного воспитания личности, повышения ее культурного уровня.

Значение первого положения подтверждается повседневным опытом и данными специальных опросов, показывающих, что безразличие к судьбе злоупотребляющих алкоголем, отсутствие или недостаток мотивации к критическому осмыслению алкогольных проблем значительной, если не большей, части взрослого населения является благоприятной почвой для распространения пьянства и алкоголизма. 75 % опрошенных в качестве экспертов партийных, советских руководителей, представителей правоохранительных, культурных, медицинских организаций отмечают, что среди населения недостаточно поддерживается деятельность по борьбе с пьянством, проявляется равнодушие, а некоторые люди нередко даже становятся на защиту лиц, нарушающих общественный порядок в нетрезвом виде. Эти данные подтвердились и при опросе населения — несмотря на то, что 70 % опрошенных испытывали в разное время неприятности от неумеренного потребления алкоголя близкими или окружающими, лишь каждый четвертый из них высказал готовность в той или иной мере помочь правоохранительным органам в пресечении недостойного поведения пьянствующих [Заиграев Г. Г., Попов Л. Л., 1983, Бабаян Э. А., Гонопольский М. X., 1987]. Трудно представить эффективное воздействие на злоупотребляющих алкоголем несовершеннолетних или взрослых, если в их микросреде не будут утверждаться нормы трезвеннического образа жизни, если не будут соблюдаться правовые меры, пресекающие действия тех, кто в результате алкоголизации наносит урон общественной нравственности и человеческому достоинству.

Государственные мероприятия по профилактике алкоголизма — основа соответствующего отношения к алкогольной проблеме в различных социальных слоях общества [Бабаян Э. А., 1983].

Нередко профилактическая работа планируется и проводится изолированно от идеологического и нравственного воспитания, культурно-просветительной работы, что и приводит к низкой ее эффективности, несмотря на то, что вопросы воспитания и образования, семейных отношений, проведения досуга, физической культуры и культуры поведения в целом так или иначе связаны с вопросами потребления алкоголя. Широкое и глубокое освещение медицинских, психологических, исторических и других аспектов алкогольной проблемы, пока еще редко встречающееся, должно быть частью нравственного воспитания.

Контроль за эффективностью профилактических программ является их неотъемлемой частью, хотя и применяется пока лишь в единичных случаях. Можно выделить по меньшей мере четыре направления такого контроля:

1) контроль за качеством проводимых мероприятий;

2) оценка изменений отношения к вопросам потребления алкоголя у тех, с кем проводится профилактическая работа;

3) оценка изменения их поведения, связанного с потреблением алкоголя;

4) учет активности участия тех или иных социальных групп в выявлении злоупотребляющих алкоголем и оказании им помощи. Разумеется, предпочтителен комплексный подход к определению эффективности профилактических мероприятий, основанный на данных по всем четырем пунктам.

Реализация первого из них представляется наиболее сложной задачей из-за недостаточной разработанности концепции профилактики алкоголизма в целом и отдельных ее методик. Однако качество некоторых форм профилактической работы может оцениваться и регулироваться. Одной из таких форм является издание научно-популярных брошюр, публикация газетных и журнальных статей, действие которых на систему отношений и поведение читателей трудно проверить. Анализ печатной продукции по вопросам потребления алкоголя и злоупотребления им нередко приводит к выводу о недостаточном контроле за ее качеством. В одной из научно-популярных брошюр, изданной тиражом в 100 000 экземпляров, например, утверждается: «Здоровый организм мог бы найти в шампанском, при умеренном употреблении, весьма тонкое, возбуждающее нервную систему орудие, которое можно использовать не только для веселья, но и при напряженной умственной работе» [Алмаши К. К., Ниябекова Л. У., 1975]. Этот неверный, с медицинской точки зрения, совет, кроме того, противоречит данным о психогигиене умственного труда, который, как известно, несовместим с алкоголизацией. В другой брошюре, изданной тиражом 50 000 экземпляров, фактически ставится под сомнение неоспоримый в наркологии тезис о невозможности умеренного потребления алкоголя для больных алкоголизмом — автор приводит пример успешного лечения женщины, которая «иногда», бывая «в компании знакомых... может выпить 1—2 рюмки, но своевременно останавливается» [Плавинский А. К., 1977].

Следующая по сложности проблема — оценка изменения поведения, связанного с потреблением алкоголя. Здесь, прежде всего, необходимо идентифицировать объективные источники информации, не только прямые (например, данные о попаданиях в медвытрезвитель, заболеваемость алкоголизмом), но и косвенные — процент листков нетрудоспособности по соматическим и психическим нарушениям, причиной которых была алкоголизация, количество потребляемого алкоголя в период досуга, семейные и бытовые конфликты, возникавшие на этой почве, и т. д.

Организационные аспекты. Очевидно, для решения столь широкого круга сложных задач требуются квалифицированные специалисты и организация, которая могла бы направлять и координировать их деятельность. В настоящее время профилактикой алкоголизма занимаются преимущественно психиатры-наркологи, загруженные лечебной работой, для которых превентивная деятельность не является основной и потому проводится бессистемно. При существующих нормах занятости наркологов не приходится надеяться на то, что они смогут уделять больше внимания профилактическим мероприятиям. Кроме того, участие в них наркологов способствует решению главным образом одного вопроса — оказанию помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем и находящимся в стадии предболезни,— причем лишь в тех случаях, когда последние добровольно или по настоянию окружающих обращаются в наркологические учреждения. Лекционная пропаганда выступления по радио и телевидению, в печати, в которых участвуют врачи, также нацелены, прежде всего, на помощь в выявлении злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом, их раннюю постановку на учет и лечение, и только в меньшей мере — на формирование трезвеннического мировоззрения.

Более систематическая профилактическая работа в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, в общежитиях и производственных коллективах могла бы проводиться также и медицинскими психологами, занятыми в наркологической службе. Сочетание клинических знаний и навыков психолого-педагогической работы с несовершеннолетними и взрослыми, направленной на формирование контралкогольных традиций, позволяет ожидать хороших результатов их деятельности. Однако и здесь неизбежны организационные трудности, поскольку речь идет о мероприятиях, далеких от непосредственных задач наркологической службы. Медицинские психологи, так же как и врачи, имеют нагрузку, фактически не позволяющую им уделять достаточно времени профилактической работе.

Кадры педагогов в школе, преподавателей в средних специальных и высших учебных заведениях, общественных работников на производственных предприятиях не подготовлены и не имеют времени целенаправленно и систематически заниматься профилактикой алкоголизма.

Пока недостаточно эффективна деятельность комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом [Заиграев Г. Г., 1983], несмотря на интенсификацию работы в последние годы; причиной этого является, на наш взгляд, низкий уровень подготовки их членов.

Мало привлекаются к профилактической работе бывшие пациенты наркологических учреждений.

Таким образом, очевидна необходимость в создании специального органа или центра, способного планировать, направлять и контролировать работу по профилактике алкоголизма, содействовать обмену передовым опытом, обеспечивать научную разработку актуальных проблем наркологии. Желательно, чтобы такой орган одновременно курировал работу по профилактике табакокурения, токсико- и наркоманий, поскольку наряду с алкоголизмом, они составляют совокупность схожих расстройств.

Подобный центр профилактики наркологических расстройств в масштабе города, области, республики, а возможно, и страны мог бы поставить на более высокий уровень соответствующую работу. Непременным условием его деятельности должно быть эффективное взаимодействие с наркологической службой и комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом, Всесоюзным добровольным обществом борьбы за трезвость.

Рассматривая ход выполнения постановлений о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, ЦК КПСС отметил, что борьба с этими негативными явлениями должна непрерывно и последовательно нарастать, она признана важнейшей общепартийной, общегосударственной задачей[1]. Ее решение во многом определяется нашей активностью в перестройке образа жизни.

К сожалению, еще далеко не все осознали, что злоупотребление алкоголем несет в себе угрозу здоровью, счастью и благополучию советских людей, а значит, наносит урон и государству в целом. Для формирования здорового образа жизни советских людей необходима целенаправленная работа, основанная на современных знаниях о профилактике алкоголизма и формировании гармонически развитой личности.

Разумеется, научные и организационные вопросы профилактики алкоголизма нуждаются в дальнейшем углубленном изучении, основанном прежде всего на опыте исследовательской и практической работы, предполагающей дифференциацию профилактических мероприятий в разных аспектах, в том числе в зависимости от пола.



[1] «Правда», 1988, 26 октября.

10:08
Предупреждение алкогольной болезни
Просмотров: 7505 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]