Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 18 » Профилактика пьянства

Профилактика пьянства

Оглавление

Всю работу по предупреждению пьянства и алкоголизма среди населения принято разделять на специфическую и неспецифическую, так называемую косвенную, профилактику.

К специфической профилактике относятся все те меры, которые прямо направлены на сокращение потребления алкоголя. Среди них в качестве примеров можно назвать воспитание общественного мнения о нетерпимости пьянства, искоренение традиций широкого употребления спиртных напитков, в том числе путем противоалкогольного просвещения населения и применения общественных мер воздействия на людей, злоупотребляющих алкоголем. Мерами специфической профилактики являются также ограничение числа мест и времени продажи спиртных напитков, государственная политика определения их стоимости, административные меры борьбы с пьянством (лишение злоупотребляющих алкоголем так называемой 13-й заработной платы, путевок, премий), административное принуждение — штрафы, накладываемые на лиц, допускающих в пьяном виде антиобщественные проступки, и др.

Меры косвенной профилактики опосредованно влияют на уменьшение потребления алкоголя. Среди них в первую очередь следует выделить гармоничное воспитание личности человека, повышение уровня его образования и культуры, увлеченность своей работой, формирование у людей, скажем, устойчивого интереса к литературе, театру, музыке, занятиям спортом, туризмом. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные со специфической профилактикой пьянства. Пьянство тысячами корней предрассудков и обычаев тяжелым грузом повисло на человечестве. И большие трудности возникают при попытках преодоления или хотя бы даже ослабления влияния этих обычаев. Еще в 1911 г. Т. И. Вяземский прозорливо отмечал, что при проведении антиалкогольной работы «... научно разработанные критерии, взгляды, концепции, касающиеся вреда от потребления алкоголя, переносить на исторически сложившееся мировоззрение в народе следует с большой деликатностью и тактом».

Справедливость этих слов находит полное подтверждение в наши дни, в период осуществления широкой программы профилактики пьянства и алкоголизма в стране. Многие люди недоверчиво относятся к призывам врачей о трезвости: «если продают водку, то, очевидно, для того, чтобы ее пить». При этом совершенно упускается из виду, что альтернативы государственной продажи алкоголя нет и не может быть. Указанная зависимость прослеживается особенно отчетливо, как уже отмечалось, при рассмотрении полной неэффективности применения «сухого закона», учреждаемого и впоследствии обязательно отменяемого в силу бесполезности в разных странах и в самое разное время. Решающая роль неблагоприятной микросреды, окружающей человека, и тех или иных нарушений семейно-бытовых отношений в возникновении пьянства и алкоголизма в нашем обществе отчетливо видна из материалов исследования советских социологов. Оказалось, что среди людей, попадающих в медицинские вытрезвители, 3,5% пили в честь выходного дня, 16% «обмывали получку», 26% пили «за компанию» и 38% — просто без всяких причин.

Все эти поводы и, главное, пьянство без причин говорят об особой живучести алкогольных традиций среди части населения. Отношение каждого человека к употреблению алкоголя складывается годами под влиянием воспитания, друзей, конкретных окружающих его условий, включая и влияние часто пьющих товарищей по работе. Наше общество может полностью воздействовать на большинство причин, способствующих поддержанию алкогольных традиций. Другое дело, что процесс этот трудный и для эффективного его осуществления необходима большая и планомерная работа, а также детальное знание причин этих традиций.

Подобно любым обычаям алкогольные традиции, с одной стороны, складываются исторически, т. е. столетиями, с другой стороны, они несут в себе известный отпечаток той психической деятельности людей, которая обычно недостаточно осознается ими. Совершенно понятно, что борьба с алкогольными традициями должна рассматриваться с позиций такого же исторического процесса, как и их возникновение. В этом смысле имеют значение известные в социальной психологии эффекты подражания поведению тех людей, которые являются для человека своеобразным образцом, или эталоном, поведения. Здесь можно сослаться на примеры подражания детей родителям, младшего старшему, рабочего мастеру, учеников своим учителям, некоторых зрителей любимым киногероям. К сожалению, подражание не ограничивается копированием исключительно положительного поведения. Яркой иллюстрацией сказанному может служить известный педагогам и врачам факт своеобразного подражания, охватившего, правда, незначительную часть подростков после выхода в свет на русском языке первого издания «Трех товарищей» книги, созданной пером блестящего писателя и публициста Э. М. Ремарка. Эти подростки притягательную силу романа видели прежде всего не в его содержательной стороне, а в той внешней легкости и непринужденности, с которой герои романа ежеминутно опрокидывали рюмочки, сопровождая пьянство образными эпитетами, веселыми и изящными шутками, проявляя при этом образцы находчивости и остроумия. Правда, период общей «увлеченности» среди подростков внешне притягательной стороной романа довольно быстро закончился, и установилось правильное отношение к этому серьезному произведению литературы.

Разумеется, было бы ханжеством, да и невозможно требовать от художественных произведений современной мировой литературы «алкогольной стерильности» в смысле изъятия из них всех сцен, связанных с употреблением спиртного. Потому-то и оказываются такими живучими и довольно многочисленными в литературе сцены потребления алкоголя, что они отражают народные традиции. Однако с сожалением приходится наблюдать, что режиссерский замысел подавляющего большинства современных спектаклей, кино- и телефильмов обязательно упирается в ненужное смакование застолья. Причем вне зависимости от содержания произведения

 Самые выразительные сентенции, свое жизненное кредо герой, как правило, произносит с бокалом в руке. Один из читателей «Комсомольской правды» в шутку провел незапрограммированный «эксперимент». Он подсчитал, что из 100 просмотренных им художественных кинофильмов в 96 картинах неоднократно воспроизводились сцены потребления алкоголя. Никак нельзя согласиться с этой своеобразной, хотя и завуалированной, но тем более безусловно опасной рекламой пьянства. Роль вредных последствий такой косвенной рекламы, учитывая ее художественную, наглядную форму, довольно велика. Эта наглядность имеет особое значение в либерализации общественного отношения к проявлениям пьянства.

В пресечении завуалированной пропаганды пьянства немало могут сделать работники искусства, литературы, и наше общество вправе потребовать в первую очередь от них правильного понимания стоящих при этом задач. Примеры терпимости к пьянству встречаются на каждом шагу. Посмотрите в автобусе или в вагоне электрички на загулявшего любителя спиртных напитков. По меньшей мере до тех пор, пока он не начинает физически обижать пассажиров, большая часть окружающих смотрят на такого попутчика либо со снисходительной улыбкой, либо в лучшем случае равнодушно. Нередко можно даже наблюдать сцены, когда работники милиции или народные дружинники пытаются водворить упирающегося пьяного дебошира в милицию, а некоторые «сердобольные» граждане не только сочувствуют «потерпевшему», но и активно выступают в его защиту. Все это наглядно показывает, что задача радикального изменения общественного отношения к пьянству не потеряла своего значения и в наши дни.

Особое место в профилактике пьянства занимает противоалкогольная пропаганда. Сложившиеся в народе традиции оказывают двоякое влияние на проведение противоалкогольного воспитания. Некоторые злоупотребляющие алкоголем люди активно противодействуют этому влиянию, используя вкривь и вкось истолковываемые примеры из собственной жизни, свидетельствующие якобы в пользу употребления спиртного. Однако такое открытое сопротивление преодолеть сравнительно нетрудно, так как для населения малоубедительными являются аргументы, выдвигаемые злоупотребляющими алкоголем. Вместе с тем традиционно укоренившиеся взгляды на допустимые образцы употребления спиртных напитков в обществе оказывают более незаметное на первый взгляд, но зато и крайне устойчивое стихийное сопротивление трезвости.

Существует целый ряд методов и средств противоалкогольного воспитания населения. Общими принципами проведения профилактической противоалкогольной пропаганды являются: необходимость соблюдения дифференцированного и целенаправленного ее характера, комплексность, единство и согласованность всех рекомендаций, использование разнообразных форм и изменение содержания пропаганды в зависимости от конкретных задач.

Дифференцированный характер пропаганды заключается в учете возраста слушателей, преобладающего среди них уровня образования, воспитания, сельского или городского состава населения и др.

Одна из главных целей пропаганды состоит в достижении понимания населением всех вредных последствий, связанных со злоупотреблением алкоголем. Другой целью пропаганды является выработка у людей таких мотивов поведения, которые позволили бы им воздерживаться от чрезмерного употребления спиртного. Комплексность антиалкогольной пропаганды зависит от трех обстоятельств. Во-первых, в ней участвуют не только медицинские работники, но и представители самых различных профессий — инженерно-технический персонал предприятия, общественные шефы, наставники, члены Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и многие другие. Такой разнородный состав людей, осуществляющих пропаганду, требует специальной их подготовки и в первую очередь медицинскими работниками в целях приобретения достаточной компетенции в этих вопросах, унификации и согласованности сообщаемых населению рекомендаций.

Во-вторых, используются разнообразные формы пропаганды— лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, научно-популярные кинофильмы с противоалкогольной направленностью, стенные газеты, брошюры, плакаты. В современной научной литературе описан феномен так называемого познавательного диссонанса. Он заключается в том, что иногда человек, расширяя свои знания о каком-то явлении, приходит сам с собой в состояние противоречия. Например, пьяница, не желающий отказаться от спиртного, знакомится с результатами научных исследований, указывающими на связь между злоупотреблением алкоголем и самыми разнообразными, но неспецифическими, т. е. встречающимися и у людей, не страдающих алкоголизмом, расстройствами здоровья. У него может появиться отрицательное, скептическое отношение к достижениям науки. Поэтому перенасыщенность информации в какой-либо одной форме, например, исключительно путем демонстрации антиалкогольных плакатов или лозунгов, вызывает у людей психологически понятный негативизм к ним. Специальные лекции по противоалкогольной тематике рекомендуется читать эмоционально насыщенно, сопровождать демонстрацией слайдов или цветных диапозитивов, а временами чередовать с проведением бесед по проблемам этики, морали и т. п.

В-третьих, противоалкогольное воспитание требует обязательного сочетания его с пропагандой здорового образа жизни. В этом смысле самым главным оказывается пробуждение у людей, злоупотребляющих алкоголем, взамен интереса к пьянству новых здоровых интересов. Рекомендуется проведение стационарных и передвижных выставок, стендов, фотовитрин о счастливом детстве, материнстве, любви, профессиональных успехах. Тематика противоалкогольной информации должна соответствовать форме ее проведения. Так, материалы, касающиеся вредных последствий от злоупотребления алкоголем для здоровья людей, предпочтительнее издавать в виде брошюр, рассказывать об этих последствиях в лекциях, беседах. Информация о влиянии пьянства на нарушение отношений в семье более доходчива при условии ее наглядно и образного изображения в кинофильмах, телепередачах, художественных произведениях, оказывающих сильное эмоциональное воздействие. Необходимо, чтобы содержание пропаганды отвечало интересам преобладающих в данной аудитории людей того или иного пола, профессии, учитывало специфику местных национальных традиций.

Действенность противоалкогольной пропаганды значительно возрастает, если она является конкретной. Поэтому следует в первую очередь использовать так называемый местный материал, т. е. основанный на анализе, скажем, несчастных случаев на производстве, возникших вследствие пьянства у того рабочего, которого аудитория хорошо знает.

При проведении пропаганды недопустимы излишнее морализирование, оскорбление самолюбия или какие-либо попытки унижения даже тех людей, кто заведомо злоупотребляет спиртным. На некоторых предприятиях борьба с алкоголизмом была доведена до абсурда. Лицам, злоупотребляющим алкоголем, выдавали огромные пропуска с надписью: «Я алкоголик». Разумеется, потребовалось вмешательство прокуратуры, чтобы остудить пыл такого рода поборников трезвости. Активно воздействует на создание людей и санитарная реклама. Она объясняет населению неверные представления о свойствах алкоголя, коварство его действия на организм человека, выступающего якобы в роли то «лекарства», то «друга» при всех жизненных затруднениях.

Большую работу по противоалкогольному психогигиеническому воспитанию населения проводят Всесоюзное общество «Знание», дома санитарного просвещения, учреждения Красного Креста и Красного Полумесяца. Под влиянием санитарной пропаганды из года в год увеличивается число людей, добровольно поступающих на лечение от алкоголизма. О ее эффективности свидетельствуют многочисленные письма трудящихся, поступающие в Министерство здравоохранения СССР, в редакции газет и журналов.

Вместе с тем встречающиеся иногда противоалкогольные плакаты, стенды с устрашающим и гротескным содержанием, где стали уже шаблонными изображения пьяниц, тонущих в бутылках или в стакане водки, с пляшущими на голове чертями, — не имеют сколько-нибудь значительной профилактической ценности. Некоторые элементы устрашения, бесспорно, необходимы при осуществлении антиалкогольного воспитания, но они должны ограничиваться разъясняющей информацией пагубности пьянства.

Самые серьезные трудности возникают при проведении профилактической противоалкогольной работы среди пьяниц или тем более среди алкоголиков. Эти трудности связаны. Прежде всего с формированием у них особого некритического отношения к своему состоянию. Одна из причин такого отношения кроется в медленном, длящемся годами переходе от так называемого нормального потребления спиртных напитков к хроническому алкоголизму, при котором нельзя провести четкую грань между произвольным, т. е. регулируемым человеком, потреблением спиртного и возникновением болезненного влечения к алкоголю.

Почти все признаки алкоголизма, правда в изолированном и стертом виде, изредка возникают у людей и при обычном, бытовом потреблении алкоголя, без каких-либо проявлений злоупотребления, определяясь, например, эмоциональным состоянием человека, случайной передозировкой алкоголя, временной слабостью после перенесенных заболеваний, обстановкой потребления, усталостью и т. п. Поэтому эти признаки долго не отождествляются в сознании человека с заболеванием. Нарицательный смысл понятия «алкоголик», эквивалентного в бытовой речи слову «хулиган» или «преступник», обычно вызывает у человека не всегда полностью осознаваемое им стремление найти в своем состоянии в первую очередь черты различия с примерами еще более тяжелых проявлений пьянства.

Обращают на себя внимание особенности восприятия алкоголиками или пьяницами даже той противоалкогольной информации, которая содержит в себе ситуации, сходные с их жизнью. Один больной хроническим алкоголизмом, систематически пропивавший в течение многих лет заработную плату, обрекая тем самым семью на материальные лишения, никак не мог согласиться с тождественностью ситуаций на предъявляемых ему открытках, плакатах с изображениями «тривиального алкоголика», замахивающегося на свою жену и ребенка. По его мнению, коренным отличием от указанных ситуаций служил характерный пример, что утром, после пьяных эксцессов он обычно находил у себя в кармане кулек конфет или дешевую игрушку, припасенную для дочери.

Другой алкоголик, поступавший около 70 раз в медицинские вытрезвители, но не перенесший ни одной алкогольной горячки, именно в этом видел причину того, что он «не является алкоголиком». Не всегда убеждает больных даже предшествующее лечение алкоголизма, в объяснении которого они отыскивают «объективные причины», побудившие согласиться на лечение, тогда как «никакой необходимости в нем не было». Усугубляется это непонимание своего состояния еще и тем, что пьянство, как правило, чередуется со «светлыми промежутками» в 1—2 иногда и 3 дня, возникающими либо вследствие исчерпывания денежных средств, либо при воздействии родственников, сотрудников по работе или органов милиции. Такие «светлые промежутки» создают у человека ошибочное впечатление, что он способен прекратить пьянство, когда только этого пожелает.

Указанные особенности восприятия противоалкогольной информации лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, позволяют схематично выделить три основные цели пропаганды: достижение полного осознания такими людьми своего состояния, формирование у них понимания необходимости прекратить пьянство, и, наконец, практические рекомендации к осуществлению этого намерения.

Следует иметь в виду еще одну трудность, связанную с противоалкогольным воспитанием, а именно то обстоятельство, что соответствующие лекции посещают в основном непьющие или мало пьющие люди, тогда как пьяниц привлечь в такую аудиторию оказывается весьма сложно. Вместе с тем противоалкогольные лекции нужны не только мало пьющим, но и в первую очередь злоупотребляющим алкоголем. Поэтому одним из важных практических мероприятий в этом направлении является расширение объема противоалкогольной пропаганды непосредственно на промышленных предприятиях, проводимой обязательно для всех работников.

22:20
Профилактика пьянства
Просмотров: 8232 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]