Оглавление
Предвижу
возражения на мой призыв к абсолютной трезвости: «Ну, уж это слишком! Бывают в
жизни ситуации, когда без вина обойтись никак нельзя. Хотя бы свадьба. Разве
можно представить себе это торжество без шампанского?!»
Можно. И не
только умозрительно представить. Такие свадьбы многие видели своими глазами в
разных городах и селах нашей страны. О безалкогольных свадьбах москвичей
рассказал 14 мая 1985 года в газете «Советская культура» студент МГУ Георгий
Хоботьев:
«Когда я узнал,
что в Москве существует опыт проведения безалкогольных свадеб, то отнесся к
этому с недоверием. Неужели возможно избежать привычного всем винно-водочного
застолья, на устройство которого приходится большая часть затрат при подготовке
свадьбы? Не будет ли скучно гостям? С такими мыслями я ехал на праздничный вечер
в честь бракосочетания членов ЭСТы Московского инженерно-физического института
по приглашению ее руководителя Нины Николаевны Кошеверовой.
ЭСТа —
экспериментальная студия танца, вот уже десять лет существующая при МИФИ. Здесь
очень популярны новогодние балы, праздники проводов зимы, маевки, студенческие
походы, которые организуют студийцы. И все это без единой рюмки алкоголя.
В первый год в
студии занимались 75 человек. Занимались серьезно, увлеченно, каждым уроком
опровергая сомнение: нужны ли физикам танцы? Весной, когда расставались на
каникулы, ребята предложили организовать бал. С этого бала, в который было
вложено много фантазии, режиссерской выдумки, и начались знаменитые эстовские
праздники. Впрочем, организация праздников студенческой самодеятельности — дело
в определенной степени не новое, скорее даже традиционное. А вот когда пришла
пора отпраздновать свадьбу первых молодоженов-студийцев Валерии Воробьевой и
Владимира Хотылева, коллективу пришлось обратиться к «источникам», почитать
литературу. Разыскали сценарии, методические рекомендации. Полистали и закрыли,
разочарованные. На каждой странице провозглашались тосты, да и шутки были
плоские. Пришлось все выдумывать самим, создавать праздник своими руками.
Посетили кафе, где проходила тогда свадьба, удивлялись, почему на столах нет ни
одной бутылки вина. Удивлялись и всему свадебному ритуалу, веселым искренним
поздравлениям, таким необычным танцам. С тех пор эстовцы сыграли два десятка
свадеб.
...И вот я вхожу
в зал, где собрались родные и друзья молодых — студентки третьего курса Ирины
Саверченко и аспиранта Виктора Удальцова. Прежде всего поражает само свадебное
помещение. В глубине стол для жениха и невесты, их родителей. У стен маленькие
столики с лимонадом, чаем, печеньем, пирогами, конфетами. Вся остальная площадь
зала отдана для танцев.
Молодоженов
встречают русскими свадебными песнями, хлебом-солью. Их представляют новой
родне. По старинной русской традиции молодожены разламывают каравай хлеба:
удастся разделить его на равные части — будет согласие в семье. Первый танец в
честь новобрачных. Сколько красоты, естественности в движениях пар! Порой
кажется, что присутствуешь в театре, но это потому, что я тут впервые.
Остальные приглашенные прекрасно знают друг друга, знают, как сочинялись все приветствия,
сами репетировали песни в честь молодых. И вообще с радостью участвуют в
вечере!
Традицией
свадебных торжеств стали и росписи жениха и невесты в красочно оформленной
книге записей актов гражданского состояния. Каждая страница в ней — рассказ о появлении
новой семьи. Молодожены клянутся быть верными друг другу в самых тяжелых
испытаниях, пройти вместе рука об руку всю жизнь. В их честь поют гимн ЭСТы:
«Слава могучему племени физиков...»
В подарок
новобрачным преподносят два хрустальных бокала. Из них пьют только на свадьбе и
только... родниковую воду! Молодые должны сохранить эти бокалы на всю жизнь,
чтобы передать через годы своим детям на свадьбе.
Традиционное
«Горько!» и затем снова танцы. Вальс, фокстрот, танго, танцы быстрые и
медленные, парные и коллективные, традиционные и современные. Здесь не чураются
и «модных» танцев, какие бывают на обычных свадьбах. Только исполняют их
пластично, красиво, так, как, наверное, они и были задуманы. Танцуют тоже
по-разному. Некоторые из пар — виртуозы, участники городских конкурсов, другие
делают только первые шаги в танцевальном искусстве, третьи пришли в студию ради
удовольствия.
ЭСТа уже давно
превратилась из студии в студенческий клуб. Со своими правилами и традициями,
которые поддерживает и развивает выборный совет во главе с президентом клуба. В
клубе можно не только научиться танцу, но и найти новых друзей, обсудить с ними
волнующие проблемы. Ведь дома не всегда есть возможность и условия встретиться
с друзьями, а «общение» в кафе и ресторанах, как правило, сводится к обычной
выпивке.
Нужно, чтобы
таких клубов было больше. Все с этим согласны. Но на пути встают
организационные трудности, проблемы. Необходима, например, территория для
встречи, но как ее найти? МИФИ не имеет собственного Дворца культуры, а с
арендой помещений трудно. Рядом пустуют великолепные школьные здания с актовыми
и спортивными залами, но по существующему положению дирекция школ не имеет
права предоставлять в вечернее время залы «чужим». Использовать ближайшие кафе?
Но попробуйте объяснить администрации, что спиртное вам не нужно: под любыми
предлогами откажут!
Немалые
трудности связаны и с отсутствием интересных методических разработок молодежных
балов и праздников. Фантазия членов ЭСТы — не от хорошей жизни. Невелик еще
вклад в развитие и пропаганду новых обрядов научно-методических центров
народного творчества и культурно-просветительной работы, располагающих
квалифицированными кадрами, большими возможностями. Лучшие традиции, веками
существовавшие на Руси, должны быть обогащены новым советским содержанием.
Здоровый трудовой досуг, веселые трезвые праздники — свою лепту в их создание
могли бы внести писатели и композиторы, представители творческой интеллигенции.
Но даже при всех
трудностях, о которых говорилось выше, ЭСТа существует, привлекая к себе сотни
молодых людей. Существует благодаря энергии своего руководителя, решительности
и настойчивости совета клуба.
Думается, к
моменту выхода этой книжки никаких осложнений в деятельности ЭСТы не останется,
и по ее подобию возникнут новые студии и клубы. Ведь Совет Министров СССР,
рассмотрев вопрос о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению
самогоноварения, обязал советы министров союзных и автономных республик,
исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов, министерства и
ведомства СССР «активнее вовлекать граждан, и особенно молодежь, в
общественно-политическую жизнь, научно-техническое творчество, пробуждать
глубокий интерес к художественной самодеятельности, искусству, физкультуре и
спорту». Эти указания полностью соответствуют постановлению ЦК КПСС «О мерах по
преодолению пьянства и алкоголизма», в котором по этому поводу говорится:
«Предусматривается, что Совет Министров СССР рассмотрит с участием ВЦСПС и ЦК
ВЛКСМ вопрос о расширении строительства и реконструкции в двенадцатой пятилетке
клубов, Дворцов и Домов культуры, спортивных сооружений, особенно в новых
городских жилых районах и на селе»
Новые
постановления партии и правительства создают все необходимые предпосылки для
успешной борьбы с пьянством и алкоголизмом. «Намечавшиеся ранее меры по
устранению пьянства и алкоголизма,— отмечается в постановлении ЦК КПСС «О мерах
по преодолению пьянства и алкоголизма»,— осуществляются неудовлетворительно.
Борьба с этим социально опасным злом ведется кампанейски, без необходимой
организованности и последовательности. Недостаточно скоординированы в этом деле
усилия государственных и хозяйственных органов, партийных и общественных
организаций». И постановление намечает четкую конкретную программу мер по
преодолению уродливого явления, каковым необходимо признать пьянство.
Вскоре после
публикации этого постановления, 20 мая 1985 года, в МГК КПСС состоялось
совещание первых секретарей РК КПСС и председателей райисполкомов, на котором,
в частности, рассматривалась предстоящая работа по осуществлению постановления
ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Отмечалось, что
принципиальная новизна целевой установки Центрального Комитета — не просто
вести борьбу с пьянством и алкоголизмом, а полностью преодолеть их, исключить
из жизни нашего общества. Сейчас вопрос ставится так: пьянство — это опасность
для страны, избавляться от него надо решительно и безотлагательно, рассматривая
эту задачу как дело огромной социальной и политической важности.
Некоторые
партийные, советские, общественные организации, говорилось на совещании, не
дают решительного отпора укоренившимся несостоятельным взглядам на пьянство как
неизбежное и непреодолимое явление. Злоупотребление алкоголем зачастую не
расценивается как аморальное, антисоциальное поведение. Администрация,
общественные организации занимают примиренческие позиции, не используют по
отношению к пьяницам в полной мере силу закона и общественного мнения.
Слабо еще
развернута антиалкогольная пропаганда.
Существенные
недостатки имеются и в организации торговли винно-водочными изделиями.
Центральный
Комитет партии требует от нас коренным образом изменить положение дел в борьбе
против пьянства и алкоголизма. Главное — придать этой работе всенародный
характер.
Постановления ЦК
КПСС и Совета Министров СССР, Указы Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР
о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма встречены в Москве с одобрением и
поддержкой. Москвичи обращают внимание на необходимость с первых же дней
повсеместно и неуклонно организовать их претворение в жизнь.
В этой связи на
совещании были определены конкретные задачи партийных комитетов и общественных
организаций, подчеркивалась необходимость обратить первостепенное внимание на
повышение требовательности к коммунистам и руководителям за неуклонное
выполнение постановления ЦК КПСС, усилить противоалкогольную пропаганду,
использовать все формы лекционной и агитационно-массовой работы, привлечь к ней
все имеющиеся кадры. Говорилось о необходимости фиксировать и анализировать все
ценные и дельные предложения и инициативы, поступающие от трудящихся, от
актива, подкреплять их делом, конкретной организаторской работой, оперативно
реагировать на сигналы с мест о допускаемых злоупотреблениях алкоголем.
Сейчас во многих
трудовых коллективах рождаются полезные инициативы. Так, рабочие первого
механического цеха станкостроительного завода «Красный пролетарий», обсудившие
постановление ЦК на рабочем собрании, решили не допустить ни единого нарушения
трудовой дисциплины на почве пьянства. Нормой своей жизни объявили «сухой
закон» многие передовые бригады производственных объединений «Темп», АЗЛК,
«Станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе», ряда предприятий
Главмоспромстройматериалов.
Таких примеров
уже немало.
На совещании
были рассмотрены меры, которые следует осуществить МГСПС, профсоюзным
организациям для обеспечения общественного контроля за неукоснительным
применением в отношении пьяниц предусмотренных законодательством мер.
Подчеркивалось, что успешно бороться за преодоление пьянства невозможно без
создания разумной организации досуга людей, создания благоприятных условий для
насыщенного и полезного заполнения свободного времени людей, особенно молодежи,
а потому так важно обратить внимание на деятельность находящихся в районах
клубов, Дворцов и Домов культуры, красных уголков для развития самодеятельного
художественного и научно-технического творчества трудящихся, с максимальной
отдачей использовать стадионы, спортзалы, спортивные площадки для
физкультурно-массовой и оздоровительной работы.
На совещании
подчеркивалась необходимость разработать и осуществить практические меры по
обеспечению требований постановления ЦК КПСС об изменении порядка торговли
винно-водочными изделиями. Рассматривались задачи по усилению индивидуальной
работы с педагогически запущенными подростками, так называемыми трудными
семьями, обеспечению четкого взаимодействия и объединения усилий в этой работе
преподавательских коллективов с административными органами, учреждениями
здравоохранения, шефствующими трудовыми коллективами. Особое внимание было
уделено активизации комсомольских организаций в работе с подростками по месту
жительства, в трудовых и учебных коллективах. На совещании говорилось о
необходимости усиления работы комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом,
широком распространении опыта добровольных обществ борьбы за трезвость,
действующих на многих предприятиях города.
Выполнение
поставленных задач потребует немалых усилий. Но нам, советским людям, они по
плечу. И самое главное в работе — борьба за трезвую молодежь. Немалое значение
в такой борьбе принадлежит и антиалкогольной пропаганде.
Я вспоминаю один
эпизод. Много лет назад, когда появилось первое издание моей книжки «История
болезни № 689», я зашел в книжный магазин купить тридцать экземпляров брошюры,
чтобы подарить их моим друзьям.
Девушка-продавщица,
разумеется, не знала, что я автор книжки. Может быть, она приняла меня за
бригадира, который решил обеспечить книгами всю бригаду.
— Вам тридцать
экземпляров? Очень правильно делаете, что покупаете. Вы знаете, я вчера
прочитала — и чтобы я теперь взяла хоть каплю в рот! Ни за что!
Эта реплика была
для меня приятнее, чем все хвалебные рецензии, появившиеся в прессе спустя
некоторое время.
Молодежь — самая
отзывчивая, самая благодарная и благодатная аудитория. Молодежь — наше будущее,
она самая перспективная часть населения. И если нам, зрелым и пожилым людям,
удастся воспитать здоровую смену, поколение убежденных трезвенников — проблема
пьянства и алкоголизма будет полностью решена. Ведь старые пьяницы и алкоголики
просто вымрут, как вымерли в свое время неприспособленные к жизни
доисторические ящеры и ихтиозавры.
Наша пресса
нет-нет да и предоставит «площадь» на своих полосах проповедникам эстетизации
винопотребления, апологетам «культурного» застолья.
Призывы к
окультуриванию пьянства наивны и даже опасны. Единственная возможность
прекратить принесение сотен тысяч человеческих жертв на алтарь «зеленого змия»
— абсолютное и всеобщее воздержание от спиртного.
Есть люди,
которые всю жизнь эпизодически умеренно выпивают, но не становятся пьяницами, а
тем более — алкоголиками. У других же развитие симптомов алкогольной болезни
происходит с катастрофической быстротой, особенно когда они начинают свою
алкогольную биографию в юношеском возрасте. Конечно, если на путь
систематического и многолетнего пьянства попадает самый устойчивый к алкоголю
человек, он рано или поздно все равно доведет себя до хронического алкоголизма.
И все-таки, существует определенная предрасположенность к этому страшному
заболеванию, которая связана с малоизученными на сегодняшнем этапе познания
особенностями психики, обменных процессов в организме. Для многих людей
испытание рюмкой становится роковым. Такой человек может прожить жизнь, не зная
вкуса вина и не подозревая, что он мог легко превратиться в алкоголика. Но
чаще, в силу алкогольных традиций и обычаев, благодаря «культурному» застолью,
ему не удается избежать злополучной «первой рюмки», а за ней и второй, и
третьей...
Если бы ко мне
на прием пришел юноша и спросил, может ли он изредка выпивать, не рискуя
превратиться со временем в хронического алкоголика, я бы не смог ему дать
точный, исчерпывающий ответ. За долгую жизнь я сталкивался со случаями, когда
интуиция подсказывала мне, что вот этот молодой человек, жадно проглатывающий дозу
сорокаградусной, через несколько лет будет хроническим алкоголиком. И я говорил
об этом всякий раз таким юношам. Они выслушивали меня с усмешкой, тут же
забывали о предостережении. И, к моему глубокому огорчению, со временем я
неоднократно убеждался, что был прав. Но ведь это — всего лишь интуиция. Да и
прогноз мой исходил из бытовых наблюдений, причем я видел молодых людей в
обстановке застолья, с рюмкой в руке.
Пока существует
только один способ убедиться в наличии или отсутствии выраженной предрасположенности
к алкогольной болезни — подвергнуть себя рискованному испытанию рюмкой. Выпить
раз, другой, третий и пронаблюдать за своей реакцией. Но такой эксперимент над
собой можно, пожалуй, сравнить с попыткой проверить профессиональную
бдительность водителей электропоездов, ложась на рельсы перед каждой
электричкой в ожидании— заметит или не заметит вас водитель, остановит
своевременно поезд или не остановит.
Поэтому на
вопрос любого юноши, можно ли ему умеренно выпивать, я отвечу только одно и
всегда одно: нет! Слишком велик риск. Слишком много ставится на карту ради
весьма и весьма сомнительной радости одурманивания себя алкоголем.
В последнее
время я стал чаще и чаще встречать молодых людей, которые резко отрицательно
относятся к винопотреблению, не курят, увлекаются спортом, много читают,
интересуются искусством, стремятся получить интересную специальность с
непременным творческим элементом. Они — пример для подражания.
Для того чтобы
стать полноценной личностью, прожить яркую, интересную жизнь, надо прежде всего
позаботиться о том, чтобы не убить себя в себе.