Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Октябрь » 29 » Социальные меры преодоления пьянства и алкоголизма

Социальные меры преодоления пьянства и алкоголизма.

Оглавление

Если пьянство и алкоголизм порождены социальными причинами, то и их преодоление возможно только с помощью социальных мер, причем все эти меры должны представлять собой определенную систему и применяться в комплексе. В постановлении ЦК КПСС от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» указывалось на то, что проблема пьянства и алкоголизма в стране за последние годы обострилась. «Не замечавшиеся ранее меры по устранению пьянства и алкоголизма осуществляются неудовлетворительно. Борьба с этим опасным злом ведется компанейски, без необходимой организованности и последовательности. Недостаточно скоординированы в этом деле усилия государственных и хозяйственных органов, партийных и общественных организаций.»[1] Подчеркивая, что многие партийные и советские организации, общественность не дают решительного отпора укоренившимся взглядам на то, что пьянство является неизбежным и неистребимым явлением, а злоупотребления алкоголем очень часто не расцениваются как аморальное и антисоциальное поведение, ЦК КПСС указал на необходимость «разработать и осуществить комплекс всесторонне обоснованных организационных, административно-правовых и воспитательных мер, направленных на решительное усиление антиалкогольной борьбы и повышение ее эффективности».[2]

Поставив соответствующие задачи перед ЦК компартий союзных республик, крайкомами и обкомами КПСС, местными партийными органами, Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС, перед ВЦСПС, центральный орган нашей партии особые задачи предложил решать научным учреждениям: «Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР рекомендовано совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать общегосударственную комплексную программу профилактики и преодоления пьянства и алкоголизма, включая социальные, экономические, демографические, воспитательные, правовые, психологические и медико-биологические аспекты этой проблемы».[3]

Таким образом была создана необходимая база для разработки конкретных мер, направленных на преодоление пьянства и алкоголизма. Часть этих мер действительно разработана и применяется, другая часть еще ждет своего окончательного оформления. Поскольку после принятия Постановления 1985 г. прошло более трех лет, целесообразно посмотреть на результаты.

Еще в сентябре 1985 г., обсудив ход выполнения постановления «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», ЦК КПСС издал постановление, в котором отметил первые положительные итоги антиалкогольной политики. Отмечая, что борьба за трезвость находится в начале своего пути и в дальнейшем должна непрерывно и последовательно нарастать, ЦК КПСС подчеркнул: «Партия не отступит от этой важнейшей задачи и сделает все для ее успешного решения».[4] Такое заявление было необходимо, ибо некоторая часть населения из числа пристрастившихся к спиртным напиткам ждала послаблений, проявляла недовольство мерами, направленными против пьянства. Указывая на положительный опыт, сентябрьское Постановление ЦК акцентировало внимание на нерешенных пока вопросах.

В июне 1987 г. был подведен итог двухлетней борьбы с пьянством и алкоголизмом. В Постановлении ЦК КПСС отмечается существенное оздоровление нравственной атмосферы и правопорядка. В 1986 г. потребление спиртных напитков через торговлю снизилось по сравнению с 1984 г. почти вдвое. На треть уменьшилось число лиц, доставлявшихся в вытрезвители, на 26% — количество преступлений, совершаемых на почве пьянства. Уменьшилось число пострадавших в результате аварий. Впервые за многие годы снизилась смертность людей.[5]

В то же время ЦК КПСС указал на нерешенные проблемы, на существенные недостатки и неудачи в преодолении пьянства и алкоголизма. Эти недостатки имеют общий характер и касаются применения всех видов социальных мер борьбы с алкоголизмом.

1.        Создать повсеместно широкий фронт борьбы с алкоголизмом пока не удалось. Прорывы этого фронта проявлялись как в деятельности местных партийных и общественных организаций, так и в сочетании воспитательных, экономических и административно-правовых мер.

2.        Упор на запретительные административные методы не дает прочных результатов, а, наоборот, загоняет болезнь вглубь, порождает новые проблемы и в конечном итоге компрометирует важное и нужное дело.

3.        Крайне опасной является переоценка некоторыми партийными и государственными органами, должностными лицами достигнутых результатов. Некоторые положительные факты антиалкогольной борьбы поспешно зачисляются в незыблемый актив, в то время как пристрастие к спиртному нельзя преодолеть наскоком, шумными кратковременными кампаниями.

4.        ЦК КПСС отметил, что наряду с настроениями самоуспокоенности появились проявления растерянности перед трудностями и сложностями борьбы с укоренившимися привычками. Преодоление этих двух крайностей — важнейшая задача.

5.        Постановление ЦК КПСС призывает сосредоточить усилия на кропотливой организаторской и воспитательной профилактической работе, перестройке сознания и психологии людей, повышении их внутренней культуры, оздоровлении отношений в семье, сфере быта и отдыха.

Указанные выше узловые моменты постановления ЦК КПСС должны приниматься во внимание при оценке направлений и перспектив всего комплекса мер, которые нужно применять для преодоления алкоголизма и пьянства.

Экономические меры. Сокращение производства и потребления спиртных напитков является важнейшей экономической мерой в борьбе за преодоление пьянства и алкоголизма. Последовательное проведение этой меры необходимо и в дальнейшем, учитывая, что именно эта мера подвергается скрытым или открытым атакам. За первые два года действия антиалкогольных постановлений производство и потребление спиртных напитков снизилось, однако уже в первом квартале 1987 г. произошло увеличение производства виноградного вина и коньячных изделий на предприятиях Госагропрома СССР. К концу 1987 г. положение несколько выправилось и за три квартала этого года было продано спиртных напитков на 15% меньше, чем за это же время в 1986 г.[6] Сокращение производства алкоголя остро ставит вопрос о перепрофилировании алкогольных производств, рациональном использовании винограда на пищевые цели. Неразумное уничтожение виноградников, предпринятое в некоторых местах в привычном приказном стиле, свойственном для эпохи застоя, должно быть повсеместно пресечено. Об этом прямо говорит ЦК КПСС: «Не допустить сокращения площадей виноградников».[7]

С тем, чтобы возместить потери товарооборота и дать возможность потребителю расходовать свои деньги рационально, проводится и должно все больше расширяться наращивание выпуска нужных населению высококачественных товаров, совершенствоваться сфера платных услуг, охватывающая быт, досуг людей, туризм, охрану здоровья и т. д. Деньги, которые раньше шли на приобретение алкоголя, нужно «взять» в обмен на пользующиеся спросом товары и услуги. К сожалению, план розничного товарооборота за первые три квартала 1987 г. выполнен не был и государство недополучило за эти месяцы 9,4 млрд. руб., из которых 4,5 млрд составили «алкогольные деньги».[8]

Важной мерой преодоления пьянства и алкоголизма является упорядочение торговли спиртными напитками. Существенное сокращение производства и закрытие части винных магазинов породило проблему очередей и «винных десантов». В некоторых районах для борьбы с очередями и введения «справедливого» распределения прибегли к помощи карточек, талонов и т. д. ЦК КПСС рекомендовал местным органам отменить торговлю спиртными напитками по талонам, спискам, заказам как противоречащую самой идее борьбы за искоренение пьянства, дискредитирующую ее. Очереди остались и к ним, видимо, следует пока привыкнуть как к неизбежному злу. Сейчас их можно ликвидировать только двумя способами: вернуться к торговле спиртным на уровне 1984 г., а это значит отступиться от борьбы с пьянством, или полностью прекратить торговлю, т. е. ввести «сухой закон», о нереальности которого мы писали выше. Сокращение и ликвидация очередей на основе падения потребности в алкоголе реальны лишь в достаточно отдаленном будущем. Что касается самой торговли, то она должна вестись в строго установленном законом порядке, без каких-либо нарушений. Некоторые местные органы ограничивают отпуск вина в одни руки определенным количеством бутылок, причем в одних местах этот лимит один, в иных — другой, но вдруг выясняется, что в некоторых районах никаких лимитов нет и можно сразу свободно приобрести несколько ящиков спиртного. Если уж устанавливать лимит, то он должен быть введен приказом Минторга СССР и быть единым для всей страны. Тогда не будет межрайонных, межобластных или межреспубликанских «винных десантов».

Цена на спиртные напитки — важнейший экономический показатель. За последние 20 лет она возрастала на водку и коньяки примерно в три — три с половиной раза, на шампанское примерно в два, на крепленые виноградные вина примерно на одну треть, на сухие вина и пиво процентов на двадцать. Нельзя не заметить, что никакого влияния на потребление спиртных напитков это не оказало и, следовательно, было чисто фискальной мерой получения дополнительных средств для некоторой компенсации убытков, которые общество несло от прогулов, производственного травматизма, брака и т. п. последствий пьянства. Всякие ссылки при повышении цен на спиртное на борьбу с пьянством были, по меньшей мере, лицемерием со стороны тех, кто уповал на «алкогольную добавку» в бюджет. Видя, что баланс между денежным доходом от продажи алкоголя и убытками от пьянства не в пользу казны, они готовы были на дальнейшее повышение цен. «А что если увеличить розничные цены на алкогольные изделия — ну, например, вдесятеро? Может быть тогда этот новый баланс окажется к выгоде питейной торговли? В том-то и дело, что нет».[9]

Мы не беремся судить об уровне цен на спиртное в настоящее время. Поскольку в ближайшие годы должна произойти общая реформа ценообразования, в ходе этой реформы, видимо, будет решена и проблема цены на спиртные напитки. Считаю, что безудержное повышение цен на алкоголь чревато опасными последствиями экономического и социального характера. С точки зрения финансовых и хозяйственных органов повышение цен на водку, пиво и другие напитки — самый легкий способ увеличения доходов без каких-либо капиталовложений. Но такое повышение цен немедленно оказывает влияние на общий рост цен на негосударственном рынке товаров и бытовых услуг. Расширение рыночной торговли лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, кооператоров, колхозов и колхозников — яркая примета сегодняшнего дня. К сожалению, лишь немногие из торгующих на рынке являются твердыми сторонниками трезвеннического движения, а это значит, что их реагирование на повышение цен на вино будет однозначным. Что касается неформальных бытовых услуг, то экономистам и финансистам было бы полезно уяснить, что анекдот про водопроводчика, который сказал, что его абсолютно не беспокоит повышение цен на водку хоть и в несколько раз, так как его услуга оплачивается только натурой — пол-литра водки, имеет немалый смысл: повышение цен ударит не по пьющему водопроводчику, а по непьющим гражданам, нуждающимся в его услугах.

Недавно в «Правде» был воспроизведен такой разговор: «Значит и вы, бабуля, гоните (самогон)? Зачем? Да как же зачем? Все мы вдовы войны, кто нам крышу починит, угля завезет, забор подлатает, картошки доставит? Денег ведь не берут, а „казенки" на нашу пенсию не накупишься. А так у меня всегда есть, работники и находятся».[10] Вот он — результат безудержного повышения цен на алкоголь. Хорошо бы, чтобы эти соображения дошли до того, «от кого зависит».

Нельзя не думать и о социальных последствиях повышения цен, которые тяжким бременем лягут на семейные бюджеты многих десятков миллионов граждан. «Ну и пусть, незачем покупать спиртное!». В данном случае мы обеспокоены не покупателями и потребителями спиртного, а теми членами семей, которые не покупают, и не употребляют. Мы уже не говорим о том, что повышение государственных цен повысит экономическую выгодность спекуляции спиртным и самогоноварения, которые и так достаточно распространены и имеют в условиях борьбы с пьянством тенденции роста.

Социальные мероприятия преодоления пьянства и алкоголизма. В постановлении ЦК КПСС «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по преодолению пьянства и алкоголизма и активизации этой работы» (1987 г.) Совету Министров СССР предложено ускорить принятие и обеспечить последовательную реализацию общесоюзной комплексной программы профилактики и преодоления пьянства и алкоголизма. Хотя разработка такой программы предусматривалась еще постановлениями 1985 г., вопрос, к сожалению, до сих пор не решен. Но уже сейчас очевидно, что будущая программа в области социальной должна быть нацелена на ряд мер, которые призваны противопоставить стремлению к алкоголю или наркомании (токсикомании) привлекательную и максимально доступную альтернативу, одновременно создавая существенные препятствия на пути алкогольных традиций.

С этой точки зрения укрепление трудовой дисциплины и порядка на производстве, осуществление всего комплекса мер по перестройке народного хозяйства, повышение заинтересованности каждого работника в результатах его труда безусловно должны играть положительную роль. Такое же значение имеют и мероприятия, направленные на преодоление негативных явлений вроде коррупции, протекционизма, бюрократизма, взяточничества и т. д. и на внедрение в нашу общественную жизнь подлинно демократических начал гласности, социальной справедливости, высокой нравственности. Можно сказать, что общее оздоровление социальной обстановки в обществе, создание атмосферы нетерпимости ко всем недостаткам, вскрытым в последние годы, является необходимым условием эффективности конкретных мер, направленных на борьбу с пьянством, алкоголизмом и наркоманией.

В ряду этих мер особое значение имеет организация досуга населения. Еще в Постановлении ЦК КПСС 1985 г. указывалось на необходимость совершенствовать организацию досуга трудящихся, особенно молодежи, создавать условия, обеспечивающие разумное использование свободного времени. Говорилось о расширении строительства и реконструкции в двенадцатой пятилетке клубов, дворцов и домов культуры, спортивных сооружений, особенно в новых городских жилых районах и на селе. К сожалению, в 1986 г. планы строительства учреждений культуры, спортивных сооружений выполнены не были.[11] Это, однако, не должно ослаблять усилий по вовлечению широких масс в мероприятия, которые по самой своей природе несовместимы с пьянством. Для организации, например, лыжных кроссов, в которых иногда участвуют десятки тысяч лыжников всех возрастов (Эстония), не требуется больших капиталовложений, нужны желание, энтузиазм и организованность. Прибалтийский опыт с успехом воспринят в Москве и Ленинграде, на Урале и в Сибири. Иногда дворцы культуры и клубы не выполняют задач организации трезвого досуга, в то время как отдельные энтузиасты делают очень много. Именно так следует оценить самоотверженную и в какой-то мере романтическую атмосферу жизни «семейных клубов». Автор интересной корреспонденции писал: «Мысленно сравниваю клубы трезвости и семейные клубы. И вот парадокс: у трезвенников на знаменах— борьба против этого постыдного зла... У „семейников" — совсем иное, тема выпивки и борьбы с ней занимает ничтожно малое место в их разговорах, они просто не пьют, поскольку рядом с ними всегда дети...»[12]

Все меры, которые сейчас принимаются государством по укреплению семьи — создание нормальных жилищных условий, оказание материальной помощи молодым семьям, расширение сети детских учреждений и т. д.,— все это направлено и на решение проблемы преодоления пьянства и алкоголизма, ибо «пьянство переместилось главным образом в сферу быта — в семьи, общежития. Надо повести бескомпромиссную борьбу с бескультурьем и всякого рода излишествами в быту и формах гостеприимства».[13]



[1] Правда. 1985. 17 мая.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Правда. 1985. 19 сент.

[5] Постановление ЦК КПСС «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по преодолению пьянства и алкоголизма и активизации этой работы» // Правда. 1987. 2 июня.

[6] О б итогах выполнения Государственного плана экономического и социального развития СССР за девять месяцев 1987 г. // Правда. 1987. 18 окт.

[7] Правда. 1987. 2 июня.

[8] Правда. 1987. 18 окт.

[9] Шевердин С. Активизация человеческого фактора и борьба за трезвый образ жизни // Там же. С. 63.

[10] Мартынов А. Ухабы на дороге трезвости // Правда. 1987. 19 окт.

[11] Правда. 1987. 2 июня.

[12] Хилтунен В. Счастливый папа на тропе познания // Трезвость и культура. 1986. № 6. С. 16.

[13]О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по преодолению пьянства и алкоголизма и активизации этой работы // Правда. 1987. 2 июня.
13:26
Социальные меры преодоления пьянства и алкоголизма
Просмотров: 7488 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]