5.
Алкоголизм - болезнь.
Оглавление
Наконец, как мы видели, потребление спиртных напитков носит
характер и болезни—алкоголизма. Тогда человек испытывает властное, неудержимое
и непреодолимое влечение к алкоголю. Влечение это подчиняет себе всю личность
больного. Желание выпить у него так сильно, что без медицинской помощи он уже
не в силах с ним справиться. Болезнь эта при известном предрасположении обычно
вырабатывается, как уже об этом говорилось, из «умеренного» потребления
спиртных напитков, из случайных выпивок и т. д. У наследственно отягощенных лиц
она часто выражается в виде запоя.
Например:
Гражд.
Р. 40 л. бухгалтер. Поступает в больницу
9-й раз.
В
наследственности имеется алкоголизм, — один брат застрелился. Сам больной начал
пить с 23 лет, сначала в компании, изредка и «аккуратно», а потом стал пить
запоем. Во время запоя валяется по вокзалам, трактирам, на собственном
чердаке, на черной лестнице... Не раз обвинялся в скандалах. Запои продолжаются
иногда месяца по 1,5 повторяются через несколько месяцев. Пред запоем больной
испытывает приступ тоски, не находит себе места, хочется уйти «куда глаза
глядят», чувствует непреодолимое влечение к алкоголю... В конце запоя у
больного бывают галлюцинации (мыши, крысы, звон колоколов и т. д.). Запой
кончается, и больной чувствует теперь отвращение к алкоголю. В промежутках
между запоями наш больной — хороший и способный работник. В последнее время
стал раздражительным, память несколько ослабела, стал ревнив появились припадки
падучей болезни.
Один
такой запойный алкоголик в повести Сейфуллиной «Каин-кабак» («Новый мир», IV- 1926 г.) рассказывает о себе:
—
Запивать шибко стал. По месяцу, бывает, закручиваю. Ем мало, все пью, пью...
Перегорело от вина в нутре. Ну пьяный не хорош, шибко бесстыж случаюсь. Чтоб
дети мои меня в это время не видели, запой отбываю в Каин-кабаке. Место самое
подходящее...
6.
Общие выводы о причинах алкоголизма.
Итак, причин потребления спиртных напитков много. Все они по
существу могут быть сведены к одному: человек ищет радости и счастья; когда он
не имеет их почему-либо в действительной жизни, то он стремится пережить их в
пьяной мечте и фантазии. Этому способствуют и окружающие заразительные примеры
пьянства, и укоренившиеся пьяные обычаи, и легкомысленный взгляд на опьянение.
Больше
всего пьянствуют при нерадостной нищенской жизни. Но тут может возникнуть и
такой вопрос: не обстоит ли дело наоборот, то есть не происходит ли нищета от
пьянства, а не пьянство от нищеты? Ведь часто говорят: если бы не пили, то жили
бы лучше и богаче.
Конечно,
бедняк знает, что от пьянства он не богатеет, а еще больше беднеет, и что лучше бы ему не пить.
Однако, он пьет. Следовательно, есть такие могучие обстоятельства, которые
сильнее всяких рассуждений. Усталое тело и усталая мысль требуют приятного
отдыха и возбуждения. За свои гроши бедняк ничего не может получить для этого,
кроме опьянения. Остаются в его распоряжении только спиртные напитки, которые и
дают ему нужное забвение, возбуждение и «подкрепление». Мы видели, что чем
тяжелее труд — тем больше пьянство. Но и чем меньше зарабатывает человек, тем
большую часть своего заработка он пропивает. Старые исследования бюджета
рабочего показывают, что если, например, рабочий зарабатывал 80 руб., то расход
на алкоголь составлял 10% его заработка; если он зарабатывал 40 руб., то на
алкоголь тратил уже почти 20%, а при заработке в 15 руб. он пропивал третью
часть своего дохода (33%).
Пьянствуют
только бедняки. Тогда, когда человек не видит и не знает нужды, он не
пьянствует, он только «потребляет» спиртные напитки, то есть пьет их более
равномерно, за хорошей едой, и до бесчуствия не напивается.
Но
почему же — спрашивают — случается так, что некоторые люди не пьют, несмотря на
то, что они происходят из одного и того же класса, живут в одинаковых условиях
труда и быта, как и пьющие люди? Эти редкие случаи полного воздержания от спиртных
напитков бывают от разных причин. Человек может иметь такие счастливые
особенности характера, что он не испытывает потребности в опьянении, или он в
состоянии без труда побороть желание, или он так воспитан и вырос в таких
условиях, что не приобрел привычки к спиртным напиткам (например, громадное
большинство женщин). Случается, что человек имеет какое-либо другое
пристрастие, которое приятно заполняет его досуг и отдых (музыкальный
инструмент, охота, чтение и пр.), так что ему не нужно опьянение. Наконец,
человек может быть захвачен какой-либо задачей в жизни, осуществление и
служение которой дает ему удовлетворение и радость. Например, духоборы - трезвенники.
Они тоже занимаются сельским трудом, но они не пьют потому, что находят
удовлетворение в своем труде и в своем особом устройстве жизни, которое они
считают единственно правильным.
Эти,
можно сказать, исключительные примеры трезвости как раз и подтверждают то
правило, что потребление спиртных напитков порождается неудовлетворенностью,
недовольством и горем жизни, которые переживают народные массы и которые
вытекают из неустройств общественной жизни.
Если
бы пили немногие сотни или тысячи людей, то можно было бы подумать, что эти
люди пьют потому, что они порочны, распущены и имеют дурную волю. Но пьют
миллионы людей, пьют все народы, все классы и состояния. Поэтому и причины
потребления алкоголя должны быть другие: они находятся не в особенностях
отдельного человека, а в условиях жизни всего общества.