Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 28 » Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом

Глава 1. Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом

 Оглавление

§1. Классовая природа и социальные причины пьянства

 пьянство и алкоголизм — серьезнейшие социальные проблемы, и, как всякие социальные проблемы, они требуют своего рассмотрения и анализа в конкретном историческом аспекте. Положение В. И. Ленина о том, что на каждый вопрос необходимо смотреть «с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»[1],— в полной мере относится и к вопросу о пьянстве.

Алкоголизм и пьянство имеют свои социальные корни, они являются следствием конкретных экономических и социальных причин. В нашем обществе этот социальный порок — тяжелое наследие капитализма, оно ко всему прочему имеет и психологическую обусловленность, приобрело силу традиции, в быту — привычки. Без выяснения причин возникновения пьянства в историческом прошлом, в предшествующих общественно-экономических формациях рассмотрение проблем, связанных с алкоголизмом на современном этапе, не может соответствовать уровню научного анализа данного вопроса.

К. Маркс и Ф. Энгельс расценивали пьянство как НЕИЗБЕЖНОЕ СЛЕДСТВИЕ конкретных социальных условий. В обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, жертвой пьянства являлся трудящийся, который в системе экономических отношений нес функцию производительной силы и вследствие неравномерного распределения материальных и общественных благ оказывался подавленным, изнуренным тяжелым трудом, нищетой, и безработицей. Пьянство являлось логическим проявлением противоречий данной формации. Алкоголь для трудящегося становился средством спасения от невзгод, иллюзорным убежищем от непосильных забот. Кроме того, пьянство стимулировалось правящим классом. Это был фактор его внутренней политики, проявление его идеологии. Алкоголь был дополнительным средством отвлечения трудящихся масс от классовой борьбы. Здесь также сказывались противоречия капиталистического общества. Парадокс поощрения пьянства заключался в том, что параллельно с ним росла и ширилась преступность.

Историки утверждают, что употребление напитков с содержанием различных доз алкоголя бытовало во всех общественно-экономических формациях и во многих странах. Часть этих сведений широко известна и носит хрестоматийный характер. Многочисленные исторические источники рассказывают о том, как наши предки изготовляли хмельные напитки из фруктов, зерна, меда и других пищевых продуктов еще за много веков до нашей эры.

В Древнем Китае алкогольные напитки производили из риса; в Индии — из ячменя, риса, пшена; в Иране в этих целях применяли коноплю; скифы получали вино из коровьего молока; монголы — из кобыльего.

Известно, что родиной пива был Египет. Пивоварение — одно из древнейших ремесел. Археологи предполагают, что еще за 7 тыс. лет до н. э. в Вавилоне варили пиво из ячменного солода и пшеницы. Этот способ производства пива нашел широкое распространение им пользовались в Древнем Египте и в Персии; он был известен народам Кавказа и юга Европы; позже он стал популярен во всей Европе.

Применение алкогольных напитков являлось необходимым атрибутом многих религиозных обрядов. Так, в честь бога Вакха древние греки устраивали пышные празднества, которые получили название вакханалий. Широко известно слово «обуза». Его этимология коренится в соответствующих обрядах Древнего Египта: там любителей хмельного именовали словом «обузус».

В государствах Европы распространение спиртных напитков сопутствовало развитию виноградарства и во многом было связано с историческими, религиозными и прочими причинами. Виноград являлся наиболее распространенным сырьем для получения вина. В средние века в Германии, Скандинавских странах и Древнерусском государстве вырабатывались из меда и хлебных продуктов лишь пиво и брага — напитки с малым содержанием алкоголя.

Найденные недавно документы убедительно свидетельствуют о том, что в IX—XII вв. на территории Киевской Руси и в Новгородских землях было довольно широко распространено пивоварение с применением хмеля и ячменного солода. Причем если первоначально пиво варили лишь для домашнего употребления, то позже, по мере развития товарного производства, напиток становится предметом торговли и обмена.

Росло производство алкоголя, росли и рынки сбыта. Алкоголь быстро-приобретал приверженцев, однако в течение многих веков употребление алкогольных напитков было классовой привилегией знатных и обеспеченных людей. Причина заключалась в том, что в течение многих столетий человечеству не были известны дешевые способы изготовления винно-водочной продукции.

В XIII в. открывают технику изготовления этилового спирта. Открытие явилось неожиданностью для самого изобретателя:арабский алхимик Рагез, производя опыты в поисках философского камня, нашел способ получения абсолютно чистого спирта, назвав его «аль как голь», т. е. «самая тонкая, чистая сущность вещи». Позже было найдено новое название — «спирт», производное от «спиро», что в переводе с латинского означает «дышу». Спирт стали смешивать с водой — так появилась водка.

Следующая ступень в истории алкогольной промышленности — разработка технологии промышленного производства крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до пятидесяти градусов. Произошло это в XVI в. Способ получения спирта путем перегонки сделал спиртные напитки дешевыми и широко доступными. Пьянство стало повседневно доступным даже самым неимущим людям. Водка получила массовое распространение по всей Европе, особенно в Англии, Швеции, Германии. С XVI в. границы ее распространения расширяются до пределов России. Первый кабак в Москве был построен при Иване Грозном, а при Борисе Годунове питейные заведения стали привычными и общедоступными. Целовавшим крест торговцам-целовальникам — предоставлялись самые широкие полномочия: по уговору все доходы от продажи вина полностью передавались в царскую казну. Официальная церковь поощряла сопровождение религиозных праздников массовым пьянством, а многочисленные религиозные праздники стали его нравственным оправданием. Таким образом, пьянство становится источником государственного дохода. Это было и средством управления: «Пьяным народом легче управлять»,— утверждала императрица Екатерина II. Спаивание населения оказалось выгодным и экономически, и политически — оно оказалось одним из средств против классовой борьбы.

Распространение пьянства имело непосредственное отношение и к национальной политике царизма. Пьянство проникло и на территорию Крайнего Севера. За спиртные напитки у местного населения выменивались природные ценности края. Вино стало «ценой» рабочей силы, которая покупалась за бесценок. Таким образом, вино приобрело новую функцию — оно стало категорией товарных, экономических отношений.

Систематическое расширение производства алкогольных напитков, рост пьянства вызвал поиск различных средств борьбы с этим социальным злом. Общество обращалось к законодательству. Законодательные акты были направлены на пресечение и предупреждение алкоголизма. Известен следующий исторический факт: китайский император ByВанг (1200 г. до н. э.) приговаривал к смертной казни каждого из уличенных в общей попойке. Исключения составляли лишь те случаи, когда употребление спиртных напитков имело место при совершении религиозных обрядов. Известен эдикт китайского правительства 1116 г. до н. э. «Извещение о пьянстве». Данный указ содержит информацию относительно нравов общества. В нем, в частности,сообщалось о том, что многие китайцы крайне распущены, что они потеряли свою добродетель. В этом древнем документе сообщалась также причина столь неблагополучного состояния нравов—невоздержанность в употреблении хмельных напитков. Правительство, сознавая пагубность сложившейся ситуации, вынуждено было прибегнуть к крайним мерам: согласно указу не в меру пьющим грозила смертная казнь.

Это далеко не единственный пример борьбы с пьянством в обществе в те давние времена. Например, из истории Древней Индии известно, что браминов, т. е. служителей культа высшей касты, уличенных в пьянстве, принуждали в знак наказания пить кипящее вино из раскаленного металлического сосуда. Средством наказания также являлись кипяток или коровья моча. Жен браминов, нарушивших, как сейчас говорят, трезвый образ жизни, изгоняли из дому. На лбу этих женщин выжигали красноречивое позорное, клеймо: изображение сосуда.

Известны случаи борьбы с алкоголизмом в Греции. Согласно учрежденным там законам, неисправимых, злостных пьяниц карали смертной казнью либо ссылкой. В Риме уличенных в пьянстве плебеев обращали в рабство. Таким образом, одним из психологических средств воздействия на пьяниц в древние времена являлся страх.

Наряду с физическими средствами борьбы с пьянством использовались и нравственные, воспитательные формы воздействия на общество. Так, в Древней Спарте в целях воспитательного воздействия на молодых спартанцев им показывали рабов, которых предварительно заставляли принять большую дозу алкоголя, —омерзительный облик пьяного вызывал отвращение к спиртным напиткам у молодежи. В Спарте же был издан закон, запрещавший молодоженам употреблять вино в день их бракосочетания. Кстати, известно, что на Руси молодожены во время свадебного пира имели право пить только квас. В Древнем Риме потребовалось специальное решение сената, которое предписывало воздерживаться от пьянства даже в традиционные языческие празднества: были запрещены возлияния в честь бога вина и веселья Вакха. Суров был закон к пьющим женщинам: им вообще запрещалось употреблять вино, тогда как мужскому населению — до наступления тридцатилетнего возраста. Более того, мужчина, опять же согласно законодательству, имел право лишить жизни женщину, которая оказывалась пристрастной к вину. По законам Греции преступление, совершенное в состоянии опьянения, влекло за собой более тяжелую меру наказания.

Не менее жестокими и бескомпромиссными были меры борьбы с общественным пьянством и в эпоху средневековья. Изощренные наказания рассматривались как средство оздоровления нравственности общества и каждого его члена. Так, в Англии той поры уличенных в пьянстве водили по улицам с ярмом на шее. Трижды погружали в воду женщин-пьяниц в Голландии.

Однако пьянство, порожденное государственной системой, продолжало процветать. В силу ряда исторических и физиологических причин в ряде стран активная роль в борьбе с пьянством принадлежала женщинам. Подобно героиням «Лисистраты» Аристофана, они собирались, объединенные идеей борьбы с алкоголизмом, в многочисленные группы, устраивали антиалкогольные шествия, митинги. Одной из форм их борьбы были погромы питейных заведений. Такие «крестовые походы» против пьянства ярко проявили себя и в середине XIX в.

Идеей неприятия пьянства как социального порока были озабочены видные мыслители прошлого. Так, немецкий гуманист Себастиан Брант в своем «Корабле дураков», книге, которая вошла в сокровищницу мировой литературы, во имя исправления рода человеческого бичевал пьянство как один из чудовищных пороков общества. Он так описывал пьяниц:

Трясуч, дурашлив, голос пропит.

Свой смертный час он сам торопит.

На свете нет порока гаже.

Муж просвещенный, мудрый даже,

Предавшись пьянству, до конца

Лишится славы мудреца.

Вино и мудрых в грязь повалит

И колпаки на них напялит.

 

Бескомпромиссно обличалось пьянство в устном народном творчестве и памятниках письменной культуры Руси. Еще поучения Владимира Мономаха содержал следующую нравственную заповедь: «Лжи остерегайтесь, и пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело». «Не буди винопийца», — учили книги и проповеди. В сознание русского человека входил образ пьяницы, который был «сам себе враг и убийца». Согласно народным преданиям, сказкам, пословицам пьянство опустошало землю, отнимало у человека свободу, разрушало семью, здоровье, вытравляло природную красоту и разум.

Борьба с пьянством в России приобретала массовый характер, выливалась в народные бунты. В 1859 г. по европейской части России прокатилось более 600 крестьянских антиалкогольных бунтов. Это была одна из форм проявления классовой борьбы. Крестьяне громили кабаки. Наравне со стихийными формами протеста проводилась и активная деятельность, направленная на закрытие кабаков и прочих питейных заведений. В конце прошлого века антиалкогольные цели стали политическими и социальными лозунгами передовой русской интеллигенции. Антиалкогольному движению противостояла официальная внутренняя, экономическая и социальная политика самодержавия.

 

[1]Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 67.

15:32
Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом
Просмотров: 11299 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]