Оглавление
Пьяное зачатие. Ребенок еще не
появился на свет, но над его судьбой уже нависла опасность болезни или уродства
из-за пьянства родителей накануне зачатия. Не могу не вспомнить о лекции и
фильме, о которых я уже писал в одной из своих книг. Лекцию под названием
«Брачная ночь и медовый месяц», прочитанную доцентом Я. Залитисом, слушал в
Риге, там же смотрел и короткометражный документальный фильм. На экране под
звуки свадебного марша Ф. Мендельсона сдвигаются бокалы с шампанским и... вдруг
(в кино все можно) из бокала показывается голова змеи с отвратительным жалом, а
диктор за кадром говорит: «Молодожены, не пейте на свадьбе, это опасно!».
Эту опасность
пьяного зачатия человечество заметило очень давно. По законам царя Ликурга в
древней Спарте молодоженам запрещалось пить вино на брачном пиру, а кормилицу,
которая употребляла алкоголь, могли казнить. Почему возникли эти запреты?
Потому, что алкоголизм, пьянство родителей или даже просто употребление
алкоголя перед зачатием чреваты опасными последствиями: рождением уродов,
дебилов и т. п.
В Швейцарии и
Франции еще на рубеже XX в. установили, что подавляющее большинство детей с
признаками идиотизма было зачато в период сбора винограда и на масленицу, когда
употребление алкоголя резко увеличивалось. В Рио-де-Жанейро давно бытует термин
«дети карнавала», который применяется к дебилам и умственно недоразвитым,
зачатым в период шумных южноамериканских праздников. Резкое повышение продажи и
употребления алкоголя в нашей стране в период с 1950 по 1970 гг. повлекло за
собой существенное увеличение количества умственно недоразвитых детей,
необходимость открытия новых так называемых вспомогательных школ для этих
детей.
Вот несколько
цитат из книги Ф. Г. Углова: «Люди в репродуктивном периоде жизни, стремящиеся
иметь детей, должны полностью исключить из потребления все виды спиртных
напитков». «Если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба
родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются
неполноценные дети с различными патологическими отклонениями, которые чаще и
тяжелее проявляются в психической сфере: дети рождаются психопатами,
эпилептиками, дебильными и т. д.» И последняя цитата: «Хозяин дома — рабочий...
жена — в учреждении техническим работником. Он пил постоянно, если была
возможность, ежедневно. По улицам, правда, не валялся, работу не пропускал, алкоголиком
себя не считал. Мать в основном выпивала в компаниях, которые у них бывали
часто. Казалось бы, не так все страшно. Но от алкоголя, принимаемого
родителями, пострадали все дети, все четверо оказались неполноценными.
Первый сын начал
учиться в нормальной школе. В первом классе сидел два года: не усвоил
программу. Возили на медико-педагогическую комиссию — разрешили оставить на
второй год. Жалея родителей, учителя решили усиленно заниматься с мальчиком. Он
старался, благодаря упорству матери и учителей закончил три класса. А дальше
уже не смог освоить программу. Стал уходить с уроков, не посещать школу,
убегать из дома.
Второй сын был
признан совсем необучаемым. Страдает недержанием мочи и кала. Третий — тоже
дебил, учится в специальной школе. Четвертый в школу еще не ходит. Растут дети
дикарями, людей боятся. До школы не могли пить чай из чашки, пользовались
соской. Ничем не интересуются... Не зря говорят, что дети расплачиваются за
пьянство родителей».
Что же может
здесь сделать общество, его нравственное влияние, его государственные и
правовые институты? При отсутствии «сухого закона» нельзя с помощью права
запретить проведение алкогольных свадеб и вообще праздничных застолий. Тем
более невозможно реально проконтролировать воздержание мужчины и женщины от
алкоголя накануне акта физической близости. Только внутреннее чувство
нравственной ответственности за последствия своего поведения может если не
предотвратить, то хотя бы сократить число рождающихся не полноценных детей.
Мы очень далеки
от наивных надежд на то, что призывы к чувству ответственности и расчеты на
нравственное самоусовершенствование личности дойдут до каждого и дадут
немедленный и всеобщий эффект. Подавляющее большинство пьяниц и алкоголиков не
читают книг подобного рода и даже не заглядывают в газеты. О какой
ответственности можно говорить применительно к семье П., о которой писала
«Ленинградская правда» в 1985 г. Супруги — пьяницы, родили восемь детей, из
которых половина умственно недоразвиты, а остальные болеют и крайне запущены. Детей
у них отобрали, но как им запретить зачать, родить и сделать несчастным еще
одного? Мать четверых детей А., будучи беременной, оставила своих детей (только
один из детей был нормальным, остальные дебилы) дома без присмотра и
отправилась пьянствовать. В доме начался пожар и дети погибли от удушья. Какой
будет судьба того ребенка, которого носит под сердцем мать, рассказывающая
следователю о событиях так: «Ночью мы пили у матери. Утром я и приятель пошли
ко мне домой. У кинотеатра «Родина» незнакомая женщина рассказала, что ночью
сгорели дети. Я сразу поняла, что речь о моих. Я вернулась к матери. Там меня
задержала милиция...»
Перечень
страшных примеров можно было бы и продолжить, но не будем этого делать. Одно
ясно — воспитательные меры методами разъяснения, просвещения и уговаривания
доходят далеко не до всех, на некоторых они не действуют абсолютно. Поэтому
вначале сосредоточим внимание на тех мужчинах и женщинах, которым слова
предостережения, ссылки на научные авторитеты и призывы к осмотрительности могут
помочь.
Еще несколько
лет назад предостережения медиков и юристов об опасности пьянства и алкоголизма
для будущих поколений не очень одобрялись. Расхожее суждение тех времен звучало
так: «Не нужно пугать читателя (слушателя)!» Поэтому из книг или из лекций
приходилось иногда вычеркивать страницы или смягчать формулировки. Естественно,
если плановые органы ориентировались на всемерное расширение продажи спиртного,
любые запреты и рекомендации не пить, а тем более вообще не пить расценивались
как идущие вразрез с общей линией. Между тем медицинские показания конца
прошлого и начала нынешнего века, да и самые последние данные были более чем
тревожными.
Так, в конце XIX
в. было установлено, что из 1000 идиотических детей (Франция) у 471 были отцы
пьяницы, у 84 — матери, у 65 — оба родителя. О 170 идиотах сведения не были
получены. И только у 210 из них родители не были пьяницами, или, во всяком
случае, в этом не признавались.
Результаты еще одного научного исследования: «От 215 родителей,
злоупотребляющих спиртными напитками, родилось 37 недоношенных, 16
мертворожденных, 36 плохо развитых, а потому нетрудоспособных детей, 55 человек
заболели туберкулезом, 145 — психическими заболеваниями».
Опасные
последствия пьяного зачатия очевидны. Однако, если еще совсем недавно
запрещалось «пугать население» результатами пьянства, то теперь, к сожалению,
допускается иная крайность, проявляющаяся в том, что любой факт употребления
спиртных напитков связывают с неизбежным рождением умственно недоразвитого
ребенка. Призыв к всеобщей трезвости понятен,.) как с точки зрения борьбы с
социальным недугом в целом, так и в плане генетического здоровья будущих
поколений. Но, к сожалению, до всеобщей трезвости еще очень далеко и поэтому
любое воздействие на пьющих еще людей, независимо от того, пьяницы это или
употребляющие вино эпизодически, может быть эффективным только в том случае,
если в предостережениях и запретах нет «перебора». Что думает человек, когда в
научной или популярной книжке читает, что употребление алкоголя фатально
обусловливает рождение ребенка с психическими отклонениями или идиота? Прежде
всего он оглядывается вокруг и размышляет... За последние 15 лет развод
коснулся около 20 млн человек супругов и 6—7 млн детей. Известно, что около 50%
разводов были обусловлены пьянством одного или обоих супругов и, таким образом,
в «пьяных» супружеских союзах родилось 3—4 млн детей (это только у
разведенных). Но ведь гораздо большее число детей родилось в семьях, которые не
распались, но где алкоголь совсем не исключался из употребления. Что же, все
они, эти многие миллионы детей умственно недоразвиты? Размышляющий человек в
тех же книжках или газетных статьях читает о случаях, когда в семье пьющих
рождаются не только дебилы, но и нормальные, иногда даже талантливые дети. Читатель
сделает такой вывод: опять преувеличивают, запугивают. У него закрадывается
подозрение, что и другие предостережения не так уж и обоснованы. В результате
складывается примерно такой стереотип рассуждений и основанного на них
поведения: поскольку мы все равно абсолютными трезвенниками не будем, к нам все
эти запреты, угрозы и т. п. не относятся, тем более, что в них есть явное
преувеличение. Поэтому «пусть пугают, а нам не страшно». Такова цена
эмоционального подхода, хотя и с самыми лучшими намерениями.
Людям, серьезно
думающим о последствиях своих поступков и решающих иметь потомство, мы сказали
бы так: реальная опасность появления неполноценного потомства есть в любом
случае систематического пьянства или даже однократного употребления алкоголя
накануне зачатия. Степень этой опасности очень велика и супруги, серьезно
задумывающиеся о будущем своих детей, должны это иметь в виду. Меры по
предотвращению беременности хорошо известны и к ним нужно прибегнуть в любом
случае, если зачатие ребенка может произойти после обильно или даже не очень
обильного употребления алкоголя. Тем же супругам, которые страдают алкоголизмом
или регулярно пьют (оба или один из них), нужно категорически посоветовать не
иметь детей до полного излечения от алкоголизма или прекращения пьянства, так
как в этих случаях рождение ребенка с органическими дефектами психики
неизбежно.
Имеются
жизненные ситуации, когда опасность пьяного зачатия увеличивается во много раз
по сравнению С теми случаями, когда это происходит в семье, созданной на базе
зарегистрированного брака. Известно, что примерно каждый десятый ребенок,
который появляется на свет в нашей стране, рождается у женщины, которая в
зарегистрированном браке с отцом ребенка не состоит (в некоторых
западноевропейских странах этот процент еще выше). Это еще ничего, если мужчина
и женщина состоят в отношениях, которые по своему фактическому содержанию
приближаются к супружеским, хотя не оформляются законным порядком. А если этого
нет? Если это случайная связь, случайная компания, случайные люди, но зато
неслучайное и обязательное присутствие спиртного, да еще и в большом
количестве? Недавно мы открыто стали писать о наркомании, как явлении
социальном и крайне опасном. Буквально на наших глазах появилась токсикомания,
порок еще мало исследованный, но губительный, особенно для подростков. Между
тем уже много лет рядом с пьянством и наркоманией развивается явление не менее
опасное — «сексомания». Во многих случаях эти явления переплетаются, и их
симбиоз пагубно влияет на общество, на семью, на потомство. Когда мы с тревогой
говорим о том, что молодежь слишком рано вступает в половую жизнь, мы должны
точно знать, что в действительности происходит. Для значительной части молодых
и не очень молодых людей секс потерял всякую связь с высокими чувствами и
превратился в некую острую приправу к вину и водке, к наркотикам и другим
препаратам, в своеобразный спорт, являющийся обязательной составной частью так
называемого «балдежа». К сожалению, об этом не пишут, а проблему социологически
не исследуют. Только юристы да медики знают, что такое групповой секс и половые
извращения, каковы современные формы содержания притонов разврата и как в наших
условиях живет и приспосабливается к обстоятельствам «самая древняя профессия»
— проституция, о которой мы только недавно стали писать. Но все это крайние
случаи, когда события и деяния приобретают уголовную окраску, а последствия
требуют вмешательства венеролога. А как бывает обычно, без уголовных эксцессов?
Сколачивается смешанная компания молодых людей, иногда знакомых, а иногда и
незнакомых друг с другом. Давно уже появился термин «снять девочек», которые,
естественно, готовы на все. Подбирается «хата» (извините за вульгарную
терминологию) и обеспечивается стол со спиртным и закуски. Главное — спиртное,
но наши молодые мужчины избаловались и частенько требуют от женщины деликатесов
или домашних разносолов. Пьют, закусывают и «балдеют» под музыку, а теперь, в
связи с НТР, и с помощью видеофильмов соответствующего содержания. Могу
предположить, что интеллектуальные разговоры не очень в чести, хотя допускаю,
что в некоторых компаниях это тоже соответствующий антураж «балдежа», когда
смелые и раскованные суждения играют роль перца и горчицы.
Что дальше? В
последнее время в газетах прямо и откровенно рассказывают о том, как
молоденькие мальчики и девочки «дышат» или как добывают «травку» и курят, как
колют наркотики, как добывают валюту проститутки. Это правильная линия нашей
прессы — читатель должен видеть воочию, как все это происходит и какие
уродливые формы принимает. После того, как участники «дружеской» встречи дошли
до определенной кондиции, формируются пары, которые находят уединенное место, а
иногда даже и этого не делают, как в некоторых общежитиях, где все происходит в
одной и той же комнате и т. д. «Зачем нам знать все эти гадости»,— скажет иной
читатель. Чтобы видеть социальное зло во весь его рост, без косметики и
розового камуфляжа.
Читатель,
надеюсь, понимает, что в этой ситуации опасность пьяного зачатия удесятеряется.
Что сказать женщине, которая забеременела именно в такой ситуации? У нас не
очень принято давать рекомендации о желательности искусственного прерывания
беременности, но здесь я бы такую рекомендацию дал — сделайте аборт.
Гораздо легче,
конечно, давать советы тем мужчинам и женщинам, которые не могут даже помыслить
о подобной форме общения. Лица, живущие в браке либо состоящие в фактических
отношениях, которые приближаются к брачным, естественно, относятся к
воспроизведению своего будущего потомства серьезнее. Но и здесь еще очень много
легкомыслия, элементарной медицинской неграмотности, а иногда и веры в
сомнительные житейские рекомендации. Почему-то считается, например, что
опасность рождения ребенка с органическими недостатками развития и психики
может касаться лишь алкоголиков, но для умеренно пьющих это безопасно.
Иногда
рассуждают о том, что «пьяное зачатие» со всеми его отрицательными
последствиями не относится к тем, кто употребляет «благородные» и легкие вина
вроде шампанского или цинандали, но не пьет крепких напитков. В уже цитированной
книге Ф. Г. Углова приводится очень характерный пример, когда явные дефекты в
развитии ребенка были обусловлены всего лишь употреблением молодоженами на
свадьбе шампанского и легких сухих вин.
Нельзя не
видеть, что легкость сексуального общения, о которой мы писали выше, во много
раз увеличивает опасность заболевания СПИДом — этой коварной и смертельной
болезнью конца века.
Что же делать,
как защитить общество и будущие поколения от катастрофических последствий
«пьяного зачатия»? Совершенно очевидно, что определенные результаты должна дать
умно организованная пропаганда идей трезвости, воспитательные меры в отношении
молодоженов, молодых супругов и т. д. Но ведь есть ситуации, когда никакие
уговоры и предостережения не помогают. Полностью деградировавшая в результате
пьянства женщина рожает и продолжает рожать одного за другим детей, большинство
из которых обречены на жалкое существование в специальных учреждениях. В силу
гуманного отношения нашего общества к любому из своих членов, в том числе и к
умственно недоразвитому, мы сразу и безусловно отвергаем так называемую
«эвтаназию» — уничтожение безнадежно больных, умалишенных и т. д. «Современный
цивилизованный мир не допускает и мысли о принудительной эвтаназии, хотя
известно, что в гитлеровской Германии было уничтожено более 5000 детей,
страдающих неизлечимыми заболеваниями».
Значит, какие-либо меры в отношении уже рожденных с соответствующими дефектами
детей абсолютно недопустимы. А в отношении их родителей? «У хронических
алкоголиков дети так часто рождаются дегенеративными и идиотами, что вопрос о
принудительной стерилизации алкоголиков ставился не раз в целом ряде стран, и
он имеет под собой серьезные основания — защиту общества от деградации».
Медицинская
сторона этого вопроса — не наша сфера. А вот нравственную и правовую следует
рассмотреть. Всякое вторжение с помощью принудительных мер в область
физиологических интересов отдельной личности крайне нежелательно. Католическая
церковь, например, резко осуждает аборты, а у нас в свое время аборт был запрещен
законом и влек уголовную ответственность как для того, кто производил аборт,
так и для самой женщины, которая подвергалась операции. Религиозный смысл
запрета мы не будем сейчас анализировать, что касается обоснования закона 1936
г., который так и назывался «О запрещении абортов, помощи роженицам...», то в
свое время говорилось о здоровье женщин, о необходимости укрепления семьи и
повышения рождаемости. В отношении здоровья женщин опыт показал, что так
называемый «криминальный аборт», совершаемый, как правило, в антисанитарных
условиях, приносил в целом не меньший вред, чем аборты, совершаемые до этого в
условиях полной свободы аборта. «Смертность от легальных абортов ничтожна, и
поэтому жизнь женщин не подвергается риску. Легализация абортов ведет к сокращению
нежелательных рождений и в конечном итоге к облегчению положения больших и
малоимущих семей».
В достаточно длительный отрезок времени влияние запрещения абортов на рост
народонаселения очень незначительно. Сама по себе идея принудительного сохранения
беременности при явном нежелании женщины рожать ребенка представляется нам не
совсем нравственной. Конечно, нужно стимулировать рождаемость (там, где это
необходимо), но почему именно методом уголовно-правового запрета?
Углов Ф.
Г. Из плена иллюзий. М., 1986. С. 125, 130, 132.
Дарьялова
Н. Пожар // Литературная газета. 1987. № 6.
Углов Ф.
Г. Из плена иллюзий. С. 131.
Балаян 3. Без промаха // Новый мир. 1985. № 12. С.
182—183.
А л е к с
е е в Н. С. Злодеяние и возмездие. М., 1986. С. 76.
У г л о в Ф. Г. Из плена иллюзий. С. 134.
Осколкова О. Б. Современные демографические тенденции.
М., 1984. С. 25.