Приложение 2
Тематика бесед по воспитанию у школьников отрицательного отношенияк употреблению алкоголя (в помощь классным руководителям и воспитателям)
Оглавление
Проведение бесед по антиалкогольной тематике является составной частью общего комплекса мероприятий по антиалкогольному воспитанию учащихся.
Беседы по воспитанию у школьников отрицательного отношения к употреблению алкоголя, как правило, проводятся во внеурочное время. Основная их цель — способствовать расширению знаний и представлений учащихся о сущности пьянства и алкоголизма, о токсическом воздействии алкоголя на психику и организм, о социальных последствиях употребления алкоголя; вырабатывать отрицательное отношение к употреблению алкоголя на основе распространения знаний антиалкогольного характера. Тематика предлагаемых бесед включает ряд направлений, достаточно полно охватывающих проблему.
Первое направление — медико-биологическое. Оно предусматривает раскрытие вредного влияния алкоголя на организм человека, особенно на развивающийся организм подростка. У учащихся необходимо сформировать четкие представления об алкоголизме как о тяжелом заболевании, сначала поражающем психику, а затем и все органы и физиологические системы человека. Особое внимание следует уделять вопросам вредного влияния алкоголя на потомство.
Второе направление — нравственно-этическое. Оно предусматривает раскрытие безнравственности употребления алкоголя, в том числе даже и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на аморальности последствий пьянства и алкоголизма, сколько на раскрытии безнравственности самого факта употребления алкоголя. Тематика ряда бесед прямо направлена на развенчание бытующего мнения о безвредности и допустимости так называемого «культурного» употребления алкоголя.
Третье направление — социально-экономическое. Оно предусматривает раскрытие того урона, который наносит пьянство и алкоголизм народному хозяйству (снижение производительности труда, увеличение непроизводительных расходов, производственный, дорожный и бытовой травматизм и т. д.).
Четвертое направление — правовое. Оно предусматривает распространение знаний о формах юридического отношения к лицам, употребляющим алкоголь, в том числе к подросткам и юношам, с учетом того факта, что большую часть преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного опьянения.
Пятое направление — пропаганда трезвого, здорового образа жизни, содержательного досуга. Оно предусматривает раскрытие путей и способов организации здорового образа жизни, его ценности и необходимости; способов поддержания душевного равновесия, бодрости, хорошего настроения, снятия психического напряжения.
Предлагаемые темы отобраны с учетом возрастных особенностей школьников и уровня их подготовленности. Беседы (и лекции) построены по концентрическому принципу: на начальных этапах даются самые общие представления, а в дальнейшем они расширяются и детализируются.
К проведению бесед целесообразно привлекать медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, работников промышленных предприятий. Беседы полезно сопровождать демонстрацией диафильмов, проводить их в порядке обсуждения просмотренных учащимися фильмов по антиалкогольной тематике. В заключение цикла в конце учебного года полезно организовать для каждой возрастной группы учащихся итоговое мероприятие (конференцию, обсуждение, диспут и т. д.).
Учитель, классный руководитель, планируя проведение бесед по антиалкогольной тематике в соответствии с настоящими рекомендациями, может использовать варианты названий, объединять под общим названием различные аспекты общих проблем здорового образа жизни, правомерного поведения, активного отношения к жизни, готовности к будущей семейной жизни. Он должен быть готов и к тому, что у учащихся, даже младших классов, уже сформирован комплекс представлений об алкоголе и алкогольном потреблении. Эти представления в большинстве случаев содержат свойственные обыденному сознанию алкогольные предрассудки, подсознательную убежденность в том, что употребление алкоголя является признаком взрослости, мужественности. Необходимо учитывать также, что абсолютное большинство учащихся старших классов и часть учащихся VII—VIII классов уже знакомы со свойствами алкоголя, а также некоторых других дурманящих веществ. Поэтому лучше избегать утверждений о немедленных отрицательных последствиях после первых проб алкоголя уже в V—VI классах. Не следует также опасаться открытой критики со стороны учащихся содержания антиалкогольной информации, дискуссии, поскольку это свидетельствует об их заинтересованном отношении к обсуждаемым проблемам и будет способствовать выявлению глубоко коренящихся в сознании учащихся контраргументов.
Особую ценность представляет отношение к учащимся не как к потребителям, объектам воспитательных усилий, а как к активным участникам всенародной борьбы за трезвый и здоровый образ жизни, проводникам антиалкогольной политики в каждую семью. У учащихся должно быть сформировано твердое убеждение в том, что социальное наследование алкогольных обычаев, вредных привычек не должно продолжаться и что в недалеком будущем употребление алкоголя и курение табака станут смешны и нелепы, а дети и внуки сегодняшних школьников будут с удивлением узнавать о существовании таких странных обычаев из книг и рассказов старших.
Тематика и содержание бесед для учащихся I—IV классов
I. Зачем люди пьют вино?
1) Понятие об алкоголе и его действие на человека.
2) Причины употребления алкогольных напитков.
3) Неправильные, ошибочные представления людей о «пользе» алкогольных напитков.
II. Вино — причина многих несчастий
1) Люди, употребляющие алкогольные напитки, причиняют вред себе и окружающим (ухудшается здоровье, снижаются результаты труда, ухудшаются взаимоотношения в семье, часто происходят несчастные случаи в быту и на производстве).
2) Учащимся следует отрицательно относиться к алкоголю, они должны понимать, что употребляющие его люди заслуживают критики, порицания.
III. Борьба с пьянством — задача всех советских людей
1) Борьбу с пьяницами должны вести все советские люди.
2) Борьба нашего государства с употреблением алкогольных напитков — проявление заботы о здоровье граждан, о подрастающем поколении.
Тематика и содержание бесед для учащихся V—VIII классов
I. Употребление алкоголя — вредная привычка, с которой необходимо бороться
1) Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.
2) Употребление алкоголя — одна из наиболее вредных привычек.
3) Употреблять алкоголь некоторых людей побуждают ошибочные представления о его мнимой пользе.
4) Каждый советский человек должен бороться с алкогольным злом; роль постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (май, 1985).
II. Во что обществу обходится пьянство?
1) Употребление алкоголя наносит огромный ущерб народному хозяйству, общественному производству, экономике страны.
2) Употребление алкоголя — частая причина распада семьи.
3) Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.
III. Употребление алкоголя и здоровье
1) Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека, на производительность труда и достижения в спорте (ухудшается точность, быстрота и координация движений).
2) Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.
IV. Формирование алкоголизма
1) Опьянение — особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.
2) В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба — привычка — болезнь).
3) Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.
4) Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.
5) Алкоголизм — тяжелое психическое заболевание.
V. Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример
1) Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими; свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинства.
2) Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.
VI. Преимущества трезвого, здорового образа жизни
1) Трезвый, здоровый образ жизни — залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.
2) Употребление алкоголя ведет к болезням и сокращению продолжительности жизни, к семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.
VII. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения
1) Понятие о правонарушениях и формы правовой ответственности за них.
2) Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения — нарушение общественного порядка.
3) За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.
Диспут: Как ты проводишь свободное время? Как бы ты хотел его проводить?
Диспут: Коллектив и компания. В чем различия?
Диспут: Тебе предложили выпить, закурить... Как ты поступишь?
Тематика и содержание бесед для учащихся IX—XI классов
I. Роль постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»в борьбе советских людей с алкогольным злом (май, 1985)
1) Основные положения постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»; постановление ЦК КПСС — новый этап в борьбе социалистического общества с алкогольным злом.
2) Борьба с пьянством и алкоголизмом — всенародное дело; каждый советский человек, в том числе и учащиеся, должен хорошо знать свои задачи в борьбе с алкогольным злом.
II. От вредной привычки к болезни
1) Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека; формирование зависимости человека от алкоголя.
2) «Культурное» потребление алкоголя — пьянство — алкоголизм — звенья единой цепи.
3) В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности; безнравственность пьянства и алкоголизма.
4) Особенности подростково-юношеского пьянства и алкоголизма; употребление алкоголя в подростково-юношеском возрасте особенно быстро ведет к деградации личности.
III. Алкоголь и семья — неразрешимое противоречие
1) Семья, где хотя бы один из ее членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.
2) Употребление алкоголя одним из супругов — частая причина распада семьи.
3) Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.
IV. Необходимость борьбы с алкогольными обычаями и традициями
1) Природа алкогольных обычаев и традиций.
2) Западные идеологи стремятся навязать советским людям
буржуазные стереотипы поведения; алкоголь в системе «западного» образа жизни.
3) Преодоление алкогольных обычаев и традиций — необходимое условие полной победы над алкогольным злом.
V. Алкоголь и жизненные перспективы человека
1) Употребление алкоголя делает невозможным осуществление человеком его жизненных планов.
2) Употребление алкоголя препятствует овладению профессией, ведет к утрате трудовых навыков.
3) Алкоголь лишает человека всех основных жизненных ценностей: дружной семьи и здоровых детей, здоровья и долголетия, уважения других людей, материального благополучия.
Диспут: День рождения, дискотека, турпоход... Есть ли здесь место алкоголю?
Диспут: Тебе предложили выпить, закурить... Как ты поступишь?
См. также "Практические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"