Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Алкоголь и личность - вступление
17.02.2012, 22:46

ОТ АВТОРОВ

Оглавление

Алкоголизм - проблема сложная, многосторонняя, включающая медицинский (медико-биологический, биохимический, физиологический и др.), психологический, социальный, экономический, социально-культурный и другие аспекты. Не все ее стороны достаточно хорошо изучены и тем более известны широкому кругу населения, что нередко приводит к ошибочным представлениям о легкости решения этой проблемы.

В предлагаемой книге читатель может познакомиться с некоторыми весьма существенными аспектами алкогольной проблемы, которые обычно выпадают из внимания антиалкогольной пропаганды. Речь идет о личностном (человеческом) факторе пьянства и алкоголизма. Раскрывая содержание указанного фактора, нами предпринята попытка синтезировать два самостоятельных направления исследований: традиционный медицинский, клинический подход, обогащенный методологией других дисциплин (медицинская и социальная психология, медицинская антропология), который в течение многих лет развивается одним из авторов (Ц.П. Короленко), и направление, основанное на клинико-психологическом анализе и психотерапии алкоголизма (В.Ю. Завьялов). Первое направление - это анализ алкоголизма как общественного явления, психосоциальной патологии, изучение общих медико-психологических механизмов формирования зависимости от алкоголя; второе - взгляд «изнутри личности», исследование индивидуально-психологических механизмов заболевания.  В настоящее время как никогда важен синтез научных знаний и вытекающий отсюда комплексный подход к решению проблемы.  Всякая односторонность в этой работе обходится дорого: трата сил и средств без ожидаемого результата, разочарование и отказ от борьбы, формализм, «перегибы» и спешка в попытке немедленно покончить с «пережитком прошлого», борьба мнений по поводу алкоголизма, а не борьба с самим явлением и т.д.

Когда-то И. Ильф и Е. Петров писали, что вместо того чтобы бороться за чистоту, лучше просто выметать улицы. Перефразируя высказывание сатириков, можно выдвинуть следующий лозунг: вместо того чтобы бороться с алкоголем, лучше вытеснять его последовательно и спокойно из различных сфер нашей жизни, где он занял слишком большое место. Алкоголь (а также другие психоактивные вещества) необходимо вытеснять из сфер общения и многообразных межличностных связей, которые ответственны за формирование личности человека (семья, группы сверстников, группы сослуживцев и т.д.). Алкогольная проблема в связи с этим рассматривается как тормоз на пути развития здоровой и гармонично развитой личности. Вот почему так своевременны меры, осуществляемые в стране по борьбе с пьянством, за здоровый образ жизни. Отсюда понятно, почему в книге так много места отведено «личностному фактору» алкоголизма и психологическим аспектам формирования синдрома алкогольной зависимости - основного проявления алкоголизма.

 

ГЛАВА I

 Алкогольные проблемы общества и человека из истории вопроса

 

Дикий виноград существовал на Земле еще до появления человека. Листья и стволы виноградной лозы обнаруживаются в окаменелостях каменноугольного периода. В это время виноград произрастал даже в таких северных районах, как Гренландия, Аляска и Шпицберген. Наступление ледникового периода оттеснило виноград в южные районы.

Развитие культурного винограда, очевидно, происходило постепенно. Каждое поколение людей приобретало в этом отношении новый опыт. Плоды винограда были источником питания человека, а в дальнейшем - основой для изготовления уксуса и вина. Производство вина началось в результате случайного открытия естественного процесса ферментации виноградного сахара дрожжевыми грибками. Рост грибков в виноградном соке без доступа воздуха сопровождается выделением углекислого газа и этилового спирта.  Большинство пьющих людей и не подозревают, как подметил один известный нарколог, что они потребляют экскременты дрожжевых грибков!  Когда концентрация этилового спирта при брожении вина достигает  12-13%, дрожжевые грибки гибнут от «острой алкогольной интоксикации». Вот почему натуральные виноградные вина содержат алкоголь в концентрациях не более 13%. Со временем люди научились искусственно повышать содержание алкоголя в спиртных напитках.

Вино употреблялось в Древнем Египте еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют найденные в гробницах фараонов винные сосуды, а также произведения настенной живописи, изображающие изготовление вина. В нижнем течении реки Тибр около 2500 лет до н.э. выращивались винные сорта винограда в искусственно орошаемых садах. Лист винограда у древних шумеров был символом жизни. Вино производилось в Древнем Китае, Индии, Персии. Известна легенда времени владычества шаха Шемихана (V век до н.э.), в которой рассказывается о том, как началось изготовление вина в Персии. Согласно легенде, семена винограда были принесены шаху орлом. Их посадили. Вырос виноград. Плоды собрали, выжатый из них сок поместили в сосуд. Через некоторое время сок в сосуде «вскипел без огня», а затем стал красным и чистым,  «как рубин». Шах заставил попробовать жидкость приговоренному к смерти. Убедившись в том, что человек стал веселым и остался живым и невредимым,  шах простил его. С этого времени люди изготовляют вино и употребляют его на различных праздниках.

Раскопки Шлимана показали, что в Греции 4000 лет назад жители Трои также знали секрет получения вина. В «Одиссее» Гомера имеется описание того, как Одиссей напоил исмарийским вином одноглазого великана Полифема. Дионис в древнегреческой мифологии бог виноградарства и виноделия, у римлян он назывался Вакхом. Подобный бог существовал в верованиях балканских народов, тракийцев. Он был покровителем зверей, растений и вина.

Проблемы, связанные со злоупотреблением вина, также известны человечеству с глубокой древности. В работах Геродота указывается на широкое распространение употребления алкоголя в античном мире. Так, в книге «Клио», оценивая обычаи племени массагетов-саков, автор указывает, что они «собирали спелые плоды с деревьев и затем сохраняли их» (очевидно, давали им возможность подгнить). Собравшись толпой в одном месте, массагеты зажигали костер и бросали эти плоды в огонь. От запаха сжигаемых плодов они приходили в состояние опьянения, подобно тому как эллины пьянели от вина. Чем больше плодов они бросали в огонь, тем сильнее их охватывало опьянение. И это продолжалось до тех пор, пока все не вскакивали, не пускались в пляс и не начинали петь песни.

В книге «Евтерия» Геродот приводит данные об употреблении вина в Древнем Египте, изготовляемого из ячменя, «потому что в этой стране нет виноградной лозы». На пиршествах каждому сотрапезнику показывали деревянное изображение покойника, лежащего в гробу, со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким».

Геродот приводит также данные о постоянном ввозе в Египет вина из Эллады и Финикии: «Из всей Эллады, да, кроме того, еще из Финикии, в Египет привозят дважды в год вино в глиняных сосудах».

Примерно в 800 году н.э. арабские алхимики научились получать спиртовый дистиллят с помощью возгонки и последующим охлаждением паров этилового спирта[1]. Это открытие дало возможность производить алкогольные напитки практически в неограниченном количестве, используя в качестве сырья разнообразные пищевые продукты, а не только виноград.

Наряду с развитием винопроизводства и совершенствованием технологии получения спиртных напитков обращалось внимание на отрицательное влияние алкоголя на здоровье и характер человека. Существовали различные стили употребления алкоголя и правила, ограничивающие риск развития отрицательных последствий. Так, например, в Древнем Риме вино разводили водой. По закону Ромула мужчинам до 35 лет запрещалось употреблять вино, не разрешалось пить вино женщинам.

Главным напитком в течение многих столетий у людей было молоко. Однако в дальнейшем употребление вина постепенно увеличивается. Его начинают все чаще пить в неразведенном виде и во все больших количествах. Во времена Нерона употребление неразбавленного вина становится наиболее популярным. Одномоментный прием его больших количеств считался скифским обычаем. Было распространено выражение: «Тот, кто тянет вино, как лошадь воду, называется скифом».

Развивается широкая виноторговля, вино привозят на римский рынок с Иберийского полуострова, из Галлии и Греции. Все большее количество земель распахивается под виноградники, зачастую во вред другим культурам, что приводит к подорожанию хлеба, продовольственным затруднениям. Римские легионеры разводят виноградники и производят вино во многих провинциях империи и даже на территории современной Англии.

В 91 году римский император Домициан в связи с трудностями продажи вина, производимого непосредственно в столице и ее окрестностях, запрещает его изготовление в отдаленных провинциях. Запрет, как правило, не соблюдался, хотя формально существовал около 200 лет, пока император Проб в 280 году не отменил его и, более того, не приказал разводить виноградники на Рейне и Дунае.

История подходов к алкогольным проблемам прошла много этапов. Далеко не сразу сформировалось современное представление об алкоголизме как о болезни, хотя уже в древних источниках можно найти упоминание о болезненном характере влечения к алкоголю. Медицинский подход отражается, например, в высказываниях римского юриста Ульпиана (170-228 годы н.э.), который неумеренное пьянство считал проявлением болезни.

Широкую популярность получили в прошлом морально-этические концепции алкоголизма. В основе их лежало представление о том, что острая алкогольная интоксикация является самоповреждением и вызывается по воле принимающего алкоголь человека. Еще в начале I века известный римский философ Сенека писал: «Пьянство является не чем иным, как состоянием безумия, целенаправленно вызванным». Это положение легло в основу юридических законов, рассматривающих пьянство как отягчающее обстоятельство при совершении преступлений в Древнем Египте и Греции. Положение это сохранило свое значение до настоящего времени во многих странах, в том числе и в СССР.

В то же время это правильное в принципе утверждение привело к формированию концепции, отрицающей понимание алкоголизма как болезни. Она получила широкое распространение в XVIIIXIX веках. Лица, злоупотребляющие алкоголем , рассматривались сторонниками этих концепций как морально падшие, греховные, совершившие преступление. Они приравнивались к ворам, убийцам и другим криминальным элементам. Злоупотребление алкоголем в различных формах и проявлениях не считалось выражением болезни, а оценивалось с точки зрения морали. Наиболее активными проводниками такого подхода были члены протестантских церквей, особенно методистской и баптистской, а также члены раз­личных религиозных сект, расценивающих любое употребление алкоголя как тяжкий грех и грубое нарушение морали.

Во многих странах между представителями таких подходов и врачами, а также лицами, придерживающимися медицинских взглядов на алкоголизм, шли острые дискуссии. Вынужденные признать очевидное - наличие болезненных расстройств в конкретных случаях, сторонники морально-этического подхода выдвигали тезис о том, что «хотя это и болезнь, но вызванная по собственному желанию, а поэтому все равно не болезнь». В качестве примера такого отношения к алкоголизму можно привести выступление Тодда под названием: «Пьянство - порок, а не болезнь», сделанное им в 1882 г. в Миддлтауне (США). В этом выступлении, в частности, Тодд говорил, что «отсутствует какая-либо выгода в установлении теории, считающей пьянство болезнью. Объективно это приводит к облегчению ответственности пьяницы и защищает его от осуждения его товарищей». И далее: «...пьяницы - это последние люди, которыми следует заниматься». Тодд призывал прекратить прием в больницы пьяниц, которых он на своем уровне знаний не отграничивал от алкоголиков, обосновывая это ненужными большими затратами.

Следует отметить, что лица, придерживающиеся морально-этического отношения ко всем проблемам, связанным со злоупотреблением алкоголем, не всегда формировали замкнутые общества, а рассеивались среди людей, не занимающих столь однозначного отношения к проблеме, что объективно приводило к постепенному сглаживанию позиций. Джеллинек приводит данные, свидетельствующие о том, что в середине XX века даже наиболее экстремистски настроенные члены пуританских общин начали относиться менее однозначно к алкогольным проблемам, увидев в них и медицинскую сторону. Интересные в этом отношении данные приводит также американский ученый Клайнбелл: большинство протестантских священников, посещавших Иэльскую летнюю школу исследования алкоголя, на специальном психологическом опросе показали, что «алкоголизм начинается как личный грех и заканчивается болезнью». Автор в то же время обнаружил и менее упрощенные ответы, как, например: «Может быть, это и грех, но в большей степени симптом или наличие греховных условий в обществе». Таким образом, даже непосредственно в ортодоксальных религиозных общинах морально-этическая концепция алкоголизма в чистом виде, как правило, к середине XX века не удерживается.

Концепция оказалась совершенно несостоятельной, когда речь шла о терапевтических подходах к алкоголизму, так как она отвергала саму идею необходимости медицинского вмешательства, заменяя последнее моральным осуждением, порицанием, проклятьем и т.д. Люди, страдающие алкоголизмом, члены их семей слушали проповеди и призывы, но реальной помощи не получали и, несмотря на скептическое отношение к медицине, вынуждены были обращаться к врачам. Даже принимая во внимание недостаточную эффективность лечения, в ряде случаев они видели излечение острых алкогольных психозов, улучшение общего состояния здоровья и в части случаев наступление длительных ремиссий.

Одностороннее морально-этическое отношение к алкоголизму, исключающее алкоголизм как концепцию болезни, отвергнуто наукой. Оно практически изжило себя в большинстве регионов мира и не поддерживается научной обществен­ностью, поскольку находится в полном несоответствии с современными данными об алкогольной проблеме. Отрицание медицинской стороны алкоголизма вместе с тем встречается и сегодня среди отдельных лиц или групп, что связано с недостаточным уровнем знаний по этому вопросу или исключительно иррациональным, эмоциональным отношением.


[1] Слово «алкоголь» происходит от арабского аль-куль, которое использовалось вначале для обозначения тонкого сурьмяного порошка, а позднее - как нечто тончайшего, неосязаемого, затем - чистого экстракта.

 

Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: История алкоголя
Просмотров: 7226 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]