Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Неспецифические условия, способствующие развитию алкоголизма
23.02.2012, 17:19

Неспецифические условия, способствующие развитию алкоголизма

Оглавление

К неспецифическим условиям формирования алкогольной мотивации можно отнести общественные условия развития личности, которые делают человека уязвимым к алкоголю, однако сами по себе еще не вызывают появления к нему па­тологической потребности. Это - семья и особенности воспитания, выбор профессии, друзей, супружество, выбор ведущей деятельности и другое. Остановимся более подробно на самых важных аспектах этого вопроса.

 Семья, раннее развитие и тип воспитания. Ретроспективное изучение условий семьи и раннего развития у больных алкоголизмом показывает, что очень часто будущий алкоголик уже в первые годы жизни сталкивается с тяжелыми обстоятельствами семейной жизни, которые квалифицируются психологами как депривадия, т.е. лишение эмоциональной поддержки, лишение личности нормальных условий развития. Так, М. Блейлер установил, что 60% обследованных им алкоголиков провели свои молодые годы в разрушенных семьях. Олкон специально изучал группу состоящую из 1100 пациентов психиатрических больниц Нью-Йорка, для выяснения соотношений между заболеваемостью у детей и смертью их родителей (и других форм депривации). Обнаружено, что у алкоголиков значительно чаще наблюдались разводы между родителями, тогда как смерть родителей (особенно матери) чаще была у больных с тяжелыми аффективными расстройствами.

Другие авторы также установили большое количество разводов между родителями в анамнезе алкоголиков. Но даже и в полных семьях взаимоотношения между родителями были конфликтными и напряженными. В известном исследовании В. и Дж. Мак-Кордов показана роль семейных конфликтов между родителями в возникновении пьянства у их детей. В семьях с постоянными межсупружескими конфликтами, а также неконструктивными формами их разрешения (драки, оскорбления) вероятность появления алкоголизма у детей была значительно выше, чем в благополучных семьях.

Острые конфликты между отцом и матерью, которых ребенок одинаково горячо любит и в любви которых нуждается, оказывают очень сильное негативное воздействие на эмоциональное состояние детей, а частые конфликты - на их общее психическое развитие. Наблюдая конфликты между родителями или пассивно участвуя в них, когда один из родителей привлекает ребенка «на свою сторону» (например, мать защищается ребенком, как щитом, от агрессивного мужа и т.д.), маленький человек психологически «разрывается на части», поскольку не может (до определенного времени) отдать предпочтение одному из родителей - ему нужны оба. Ребенок становится главной жертвой «семейной баталии». Он не может активно включиться в конфликт и разрешить его, поэтому ему остается только тяжело страдать, сопереживая обоим родителям. При достижении определенной  зрелости он научится защищать свою личность от этих переживаний, научится, «не обращать внимания» или даже снисходительно относиться к очередной ссоре родителей, посмеиваясь над их «причудами». Однако эта защита будет очень дорого оплачена: раннее появление цинизма, высокомерия, непонимания чувств других, нежелание встать на место другого, культ собственного «я» или крайняя неуверенность, избегание всяких конфликтов, напряжений и принятия личной ответственности - такова цена этой защиты.

В том, что ребенок одинаково любит обоих родителей, убеждаются сами взрослые, задавая детям такой обычный, широко распространенный, но очень коварный вопрос: «Ты кого больше любишь - папу или маму?» Этот вопрос, психологически бестактный и безграмотный, как правило, смущает детей и заставляет их выискивать лазейки, чтобы не обидеть ни папу, ни маму. Дети редко говорят: «Люблю обоих одинаково», так как вопрос задается жестко «или – или». Смышленным, развивающимся без задержки и проблем детям удается ответить «дипломатически» или игриво.

Йозеф Шванцар приводит пример разрешения ребенком конфликта между отрицательными и положительными ценностями (кому отдать предпочтение) в форме «покидания поля», как говорят психологи: трехлетнюю дочь отец поставил в затруднительное положение избитым вопросом: кого она больше любит - папу или маму. После небольшого колебания девочка ответила: «Ты золотой», и больше ничего. Она верно угадала коварство этого вопроса и, употребив бытующее дома выражение («золотой мой»), удовлетворила отца хотя и другим, но положительным решением. Предпочесть отца означало бы признать меньшее значение матери, и наоборот. Удовлетворение отца таким ответом означает, что в данной семье царит согласие, взаимоуважение и любовь. В конфликтных семьях один из родителей, задав подобный вопрос, удовлетворился бы тем, что ребенок отдает предпочтение ему, а другого (другую) «не любит». Некоторые матери наносят непоправимый вред своему ребенку, заставляя его «не любить папу» или по крайней мере делать вид, что не любит, лгать ей в угоду. В таких случаях конфликт между взрослыми переносится на плечи детей. Детским психиатрам давно известна роль супружеских конфликтов и напряжений в развитии неврозов, задержках психического развития и других отклонениях в здоровье и поведении детей. Иной раз болезнь ребенка, на котором вымещается конфликт, является стабилизатором семьи: пока ребенок болеет, супруги объединяются в общей заботе о больном или спорах о том, как ему лучше помочь (в худшем случае в обвинениях друг другу - кто больше виновен в случившемся), острота конфликта между родителями ослабевает. При лечении такого ребенка конфликт между родителями может резко усилиться или «вскрыться», как гнойник: восстанавливающееся здоровье или нормативное поведение ребенка дестабилизирует такую семью. Задача психотерапевта - не дать семье «стабилизироваться за счет ребенка». Мы сами неоднократно убеждались в психотерапевтической практике, что лечение невротических или поведенческих расстройств у маленьких детей - это прежде всего лечение семьи, в которой они живут. Иногда удавалось вылечить некоторые расстройства (ночные страхи и возбудимость, внезапно возникающее заикание и другие отклонения), воздействуя только на родителей (в основном на мать), даже без непосредственного контакта с ребенком.

Любовь обоих родителей к ребенку, особенно любовь, нежность, забота и постоянный контакт с матерью, — первейшее условие нормального психического развития человека, «закладка прочного фундамента» в дальнейшем развитии здоровой личности. Существует огромное количество примеров того, что лишение детей в раннем возрасте материнской любви, родительской защиты, заботы (полное или даже частичное) приводит к непоправимым последствиям - к самой разнообразной психической патологии в будущем, в том числе и к алкоголизму.

Проблема психической депривации в раннем возрасте становится весьма острой в современном, бурно развивающемся обществе: значительно изменилась структура семьи, она стала «малолюдной» - мало детей, супруги предпочитают отделяться от своих родителей и жить независимо; женщины очень широко включены в профессиональную и общественную деятельность и т.д. Государство делает многое для разностороннего развития и воспитания детей, но даже самые лучшие детские учреждения не могут быть полноценной заменой родительской любви и заботы, не могут восполнить дефицит необходимого в раннем возрасте непосредственного общения с самыми близкими людьми - родителями, братьями, сестрами, дедушками и бабушками.

Рассматривая определенный тип воспитания в семье, наиболее специфический для развития алкогольной зависимости в будущем, можно высказать следующее: наиболее часто выявляется сочетание эмоционального неприятия ребенка (или меняющееся, непостоянное отношение) со слабым контролем (гипоопека), доходящим иногда до полной безнадзорности детей. Враждебно разрешающий тип воспитания, т.е. эмоциональное неприятие, отсутствие любви и ласки, сочетающееся с предоставлением ребенку «свободы», а по сути дела отказ направлять и контролировать его жизнедеятельность, приводит к развитию в личности ребенка таких черт, как импульсивность, агрессивность, трудно контролируемое поведение, плохая социальная приспосабливаемость и другие, которые все вместе и каждая в отдельности неизбежно ведут к конфликтам.

Бесконтрольный (гипоопека) тип воспитания приводит к различным социальным девиациям личности в будущем: правонарушениям, аморальности, асоциальности и другим формам отклоняющегося поведения. Многие авторы считают, что социальная девиация является одним из главных факторов развития алкоголизма. Например, Хилл относит к ней такие признаки, как недостаток самокритики, социальная тревога, чувство вины, которые провоцируют необычное поведение: отсутствие стабильных интересов, удовлетворения в повседневных занятиях, предпочтение ближайших, а не отдаленных целей, неумение самостоятельно решать жизненные проблемы.

В таких случаях алкоголь быстро освобождает от тревоги и монотонности обычной жизни, от конфликтов и фрустраций, что и вызывает психологическую зависимость.

Среди больных алкоголизмом, однако, встречаются лица, формирующиеся при других типах воспитания, в том числе и в условиях чрезмерной опеки, или опеки с эмоциональным принятием. Алкоголизм у них возникает по несколько другим механизмам. Обычно это люди, претендующие на безоговорочное признание их личности (демонстративный вариант, о котором мы писали выше).

Весьма характерным для формирования личности тех, кто имеет большую склонность к злоупотреблению алкоголем, является альтернирующее, непостоянное, эмоциональное отношение родителей, особенно матери, к ребенку в раннем детстве. В приводимой уже работе Мак-Кордов такой тип воспитания чаще всего определялся в анамнезе жизни алкоголиков. О таком воспитании и его последствиях в развитии личности убедительно пишет Томас Харрис. Ребенка воспитывают в атмосфере непоследовательности, противоречивости отношений родителей к нему, когда мать то дает ребенку колоссальное утешение и одобрение (осыпает поцелуями, захваливает, бурно играет с ребенком, подбрасывает вверх – «жизнь великолепна»!), то надолго исчезает, бросает ребенка (утешения нет), а когда приходит - он невыносим, надоедлив, мать отталкивает его от себя. Ребенок плачет и снова идет к матери. Мать ударяет его. Что случилось? Что он сделал? Раньше ему было так хорошо, а теперь так плохо. Криком и плачем ребенок усыпляет себя. На следующий день мать в хорошем настроении, и «жизнь великолепна». Все «ясно» для ребенка: вчера было плохо, сегодня снова хорошо; потом опять будет плохо; «я не знаю, почему, но со временем все изменяется». Трудно двухлетнему ребенку понять, что происходит с матерью, когда она меняет одну личность на другую. Из-за этих несоответствий ребенок отказывается от попыток понять причинно-следственные связи. И приходит к выводу, что «все происходящее со мной - дело времени, а не взаимосвязи вещей и событий». Он не анализирует спады и подъемы - они непредсказуемы, также как и непредсказуемы изменения в настроении у его матери. Не найдя смысла в периодических изменениях ее настроения, ребенок впоследствии не ищет смысла в периодических изменениях настроения у самого себя: «Время придет, и что-то явно должно произойти». В дальнейшем такая незрелая в эмоциональном отношении личность может прибегать к алкоголю и к другим наркотикам, чтобы временами испытывать повышение настроения, «радость жизни», регулировать собственное психическое состояние, не задумываясь над причинами эмоциональных колебаний.

Данный вариант психического склада человека близок к циклоидному типу характера, о котором мы писали выше. Вероятность формирования зависимости от алкоголя в этом случае очень велика. В литературе по психологическим факторам алкоголизма такой тип характера описывается как маниакально-депрессивная личность.

Изучение раннего развития личности алкоголика показало, что большое значение имеют и такие факторы, как пассивная роль отца, доминирование в семье матери, противоречивые воспитательные установки у родителей, «безотцовщина», конфликтные отношения между детьми в семьях, когда старшие дети издеваются (по примеру родителей) над младшими. В некоторых работах, например, найдено, что алкоголизмом чаще всего заболевают младшие дети. Наиболее глубокие корни алкоголизма кроются в семье, в тех условиях воспитания, которые создают предпосылку к «психологической уязвимости».

Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: алкоголизм, формирование алкоголизма
Просмотров: 6032 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]