Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наша страница ВКонтакте

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Рекомендации по антиалкогольному воспитанию 2
11.02.2012, 11:09
Рекомендации по антиалкогольному воспитанию

Учитель истории, пользуясь программным материалом, должен раскрыть социальное зло алкоголизма, которое использовали в своих целях имущие классы России. Рассказывая о развитии экономики Украины в XVIII ст., учитель отмечает, что помещики и церковь с целью наживы широко развивали винокуренное производство, в городах и селах открывали трактиры. Спаивание населения помогало им эксплуатировать и угнетать трудящихся. Киево-Печерская лавра содержала свои винокурни и трактиры по всей Киевщине, на Подолии, Черниговщине, извлекая огромные прибыли. При изучении в VIII классе в курсе истории СССР темы «Культура народов России во второй половине XIX ст.» целесообразно использовать картины В. Е. Маковского «В трактире», «Друзья — приятели» и др., в которых раскрывается пагубность пьянства. Разъясняя колониальную политику европейских государств, нужно указать на то, что они спаивали народы Азии, Африки и Америки с целью закабаления и ограбления природных богатств колоний. Большие возможности для проведения антиалкогольной пропаганды дают уроки русской и украинской литературы. На них можно показать антисоциальную сущность пьянства, его последствий — отупление и ожесточение человека, потерю идеалов и интереса к жизни, распад личности, что следует связать с изучением курса «Человек и его здоровье». Трагедия пьянства и алкоголизма раскрывается в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в романе М. Горького «Мать», пьесе «На дне». В. Маяковский рассматривал пьянство как один из наиболее опасных пережитков старого мира в новом социалистическом обществе. Убедительный материал о пагубном воздействии алкоголя на личность находим в творчестве П. Мирного, И. Франко, М. Коцюбинского и других украинских писателей.

На уроках русского и украинского языка полезно подбирать диктанты на антиалкогольную тематику с учетом возраста, общего развития учащихся.

На уроках природоведения и биологии можно раскрыть вредное влияние алкоголя на организм человека на всех уровнях его организма — от белка, клетки, тканей до органов, их систем, психики. Антиалкогольное воспитание целесообразно начинать с III класса, используя для этого материал по природоведению, в частности темы: «Строение организма человека и охрана здоровья», «Зубы, уход за ними», «Органы пищеварения», «Нервная система. Гигиена нервной системы».

На уроках природоведения учитель рассказывает об алкоголе как яде, который пагубно действует на все живое— на растительные и животные организмы. Можно провести такой опыт: в марте одну веточку дерева поставить в воду, другую — в 20-процентный раствор спирта; через 8—10 дней первая веточка распустится, а вторая — засохнет.

В VI классе на уроках ботаники при изучении темы «Семя» можно подготовить опыт о влиянии спирта на прорастание семян овса, пшеницы или фасоли.

При изучении одноклеточных организмов на уроках зоологии в VII классе желательно продемонстрировать под микроскопом, какое действие оказывает 10-процентный спирт на инфузорий-туфелек.

В процессе изучения клеточного строения организмов подробно объясняем учащимся, что алкоголь относится к клеточным, цитоплазматическим ядам, которые вызывают свертывание белков и угнетают жизнедеятельность живых клеток, легко проникая через их оболочки. Спирт обезвоживает белковые образования и разрушает белковую молекулу. На уроках курса «Человек и его здоровье», изучая с учащимися тему «Общее знакомство с организмом человека», учитель может указать на вредное действие спиртных напитков на клетки, ткани и рефлекторную деятельность всех органов и систем. При изучении темы «Опор­но-двигательная система» надо объяснить, что под влиянием алкоголя нарушается координация движений, снижаются сила и работоспособность мышц.

О влиянии алкоголя свидетельствует и изменение состава крови, разрушение кровяных телец, а также снижение общего количества крови вследствие отравления костного мозга и печени, в которых образуются красные кровяные тельца. В результате этого алкоголики становятся слабыми и нетрудоспособными. Об этом целесообразно рассказывать учащимся в процессе изучения темы «Кровь и кровообращение». Следует также подчеркнуть, что под влиянием спирта лейкоциты уплотняются и теряют способность к фагоцитозу, а гемоглобин плохо доставляет кислород тканям.

Материал темы «Кровь и кровообращение» позволит раскрыть пагубное влияние алкоголя на сосуды: изменяются их стенки, происходит закупорка артериол и образуется непитательный кровоток в жизненно важных органах, в результате чего питание тканей нарушается, и они перерождаются. Особенно страдают при этом сердце и мозг; происходят склеротические изменения мозговых сосудов, жировое перерождение сердечной мышцы, развивается гипертония. Частое употребление алкоголя может быть причиной инфарктов, инсультов и внезапной смерти.

Дыхательная система у алкоголиков, подвергаясь действию спирта, часто воспаляется и поражается туберкулезом. Алкоголь осложняет течение пневмонии, приводит к пневмосклерозу. Этими сведениями можно дополнить материал темы «Дыхание».

При изучении темы «Пищеварение» учитель опровергает бытующие представления о стимуляции алкоголем пищеварения, рассказывает о прямом отравлении кишечника, нарушении процесса пищеварения, воспалении желудка, кишечного тракта, болезни печени, нарушении всех ее жизненно важных функций. Алкоголизм приводит к развитию желудочно-кишечных заболеваний (гастриту, энтероколиту, язвам, витаминно-белковой недостаточности).

Изучая тему «Обмен веществ и энергии. Выделение», учащиеся могут узнать о нарушении питания, усвоения белков и витаминов, нарушении процессов тканевого обмена и водного режима под влиянием спирта, об истощении организма алкоголиков, нарушении обмена веществ. Подчеркиваем, что у лиц, употребляющих алкоголь, часто наблюдается заболевание почек, нарушение проницаемости почечной ткани вследствие закупорки кровеносных сосудов, снабжающих почечную ткань.

При изучении темы «Кожа» надо объяснить различие между наружным применением спирта (для растирания, компрессов, вызывающих расширение кровеносных сосудов) и внутренним его потреблением, при котором происходит отравление кожи, снижаются все ее функции (защитные, запасающие, выделительные, чувствительные). У алкоголиков появляется отечность, кожа становится пепельно-серой или синюшной, быстро стареет, образуются морщины и складки. Особенно большие возможности для антиалкогольной пропаганды дает тема «Нервная система. Органы чувств», где изучаются системы, которые больше всего страдают от алкоголизма.

Материал темы «Железы внутренней секреции» позволяет раскрыть влияние спирта на гормональную регуляцию. Учитель подчеркивает, что алкоголь непосредственно влияет на половые железы, угнетает образование гормонов половых клеток, что лишает их способности к оплодотворению и развитию.

В конце изучения всего курса «Человек и его здоровье» делается вывод о том, что алкоголь отрицательно влияет на весь организм человека. Подчеркивая особенности отравления алкоголем молодежи и женщин, обосновываются меры борьбы с алкоголизмом в нашей стране. Реализуя межпредметные связи химии и курса анатомии, физиологии и гигиены человека, учитель раскрывает влияние алкоголя и продуктов его окисления в организме на ферментативные системы, белковые структуры клеток, указывает на растворимость алкоголя в жирах, нарушение переноса ионов, всасывания витаминов, изменение жирового, углеводного и белкового обменов. Следует подчеркнуть, что особенно вреден метиловый спирт, сходный с этанолом.
Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: влияние алкоголя, Антиалькогольное воспитание
Просмотров: 1461 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]