Трезвая русь
Декоративные кованые элементы наша художественная обработка металлов. Заказать изделия для малышей. Детский аккумуляторный мотоцикл. Недорого и быстро.

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Рекомендации по антиалкогольному воспитанию
11.02.2012, 11:08

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИАЛКОГОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Предисловие. Общие  методические  рекомендации

Формирование вредных привычек

Состав алкогольных напитков и влияние их на организм

Алкогольное опьянение, степени алкогольного опьянения

Влияние алкоголя на пищеварительную систему

Влияние алкоголя на органы кровообращения

Влияние алкоголя на нервную систему и психику

Влияние алкоголя на потомство

Влияние алкоголя на работоспособность

Рекомендации по антиалкогольному воспитанию

Исходя из социологических исследований, изучения специальной литературы, можно выделить следующие основные задачи антиалкогольной работы со школьниками:

I. Вооружать учащихся знаниями об отрицательном действии спиртных напитков на человека с точки зрения:

а) общебиологической — раскрывать действие алкоголя на организм человека, его органы и системы;

б)        генетической — объяснять, как алкоголь влияет на наследственность организма, потомство;

в)        медицинской — объяснять вредное воздействие алкоголя на здоровье человека, на продолжительность его жизни;

г)        социологической — раскрывать вредное влияние алкоголя на производственную деятельность человека, производительность труда, на семейные отношения, воспитание детей, влияние алкоголя на возрастание травматизма, преступности и т. д.

Антиалкогольная воспитательная работа должна быть направлена на вооружение учащихся такими знаниями, которые бы позволили не только сформировать у них правильное представление о вредном действии алкоголя, но и показать несовместимость пьянства с принципами коммунистической морали, с советским образом жизни, раскрыть связь алкоголизма с нарушением советского законодательства.

II.        Формировать у школьников определенные психологические тормоза, препятствующие подражанию дурным примерам старших товарищей или взрослых.

III.  Воспитывать у несовершеннолетних нетерпимое отношение к употреблению алкоголя, привлекать их к активной борьбе с этим социальным злом.

IV. Своевременно выявлять учеников, которые периодически употребляют спиртные напитки, и проводить с ними индивидуальную воспитательную работу, направленную на преодоление вредной привычки, ограждать других от их вредного влияния.

V.    Ознакамливать школьников с действующими правовыми нормами борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Разъяснять постановления ЦК КПСС и Советского правительства, направленные на борьбу с пьянством.

Антиалкогольное воспитание можно проводить в такой последовательности:

1.    Изучать причины, порождающие пьянство, и устранять их.

2.    Осуществлять дифференцированную пропаганду, направленную на формирование отрицательного отношения к алкоголю.

3.    Организовывать эффективную профилактическую антиалкогольную работу среди школьников и родителей.

Формирование у школьников убеждений во вредном действии спиртных напитков будет успешным, если изложение материала сопровождается интересными примерами, используются кинофрагменты, соответствующая худо­жественная литература, приводятся пословицы, поговорки, высказывания ученых и т. д.

Необходимо приучить школьников в каждом конкретном случае сопоставлять свое поведение и поведение других людей с нравственными и правовыми нормами, сознательно корригировать поступки относительно этих норм и требовать этого от других. Привычку соблюдения правил социалистического общежития, моральных и правовых норм следует рассматривать как закономерный результат сознательного отношения учащихся к выполнению своего гражданского долга.

Школьники и молодежь должны соблюдать конституционные обязанности, уважать права и законные интересы других лиц, непримиримо относиться к антиобщественным поступкам, совершенным лицами в состоянии опьянения. Целесообразно раскрывать учащимся особенности борьбы с отдельными видами правонарушений, совершаемых в общественных местах, на производстве, в быту.

Поскольку восприятие алкогольных традиций микросоциальной среды начинается с дошкольного возраста, а формирование алкогольных установок (как негативных, так и позитивных) с 9—10 лет, то проводить антиалкогольную ориентацию учащихся следует в начальных классах.

Антиалкогольная ориентация школьников имеет две стороны — антиалкогольное воспитание и антиалкогольную пропаганду.

Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, негативные алкогольные установки, то антиалкогольная пропаганда — иллюстративная часть антиалкогольной ориентации. Ее задача — поддерживать негативное отношение детей к употреблению алкоголя на основе выработанных в процессе антиалкогольного воспитания взглядов.

Процесс формирования негативных алкогольных установок состоит из восприятия детьми алкогольных обычаев своей микросоциальной среды и выработки личного отрицательного к ним отношения. В этом процессе выделяют три фазы.

Первая фаза охватывает антиалкогольное воспитание детей раннего возраста до 9 (мальчиков) — 11 лет (девочек). Задача антиалкогольной ориентации в этом возрасте — формирование у детей негативного отношения к алкогольным обычаям. Основное внимание в антиалкогольной работе в начальных классах следует уделять нейтрализации алкогольного влияния взрослых на сознание детей. Ведь для детей этого возраста родители, и вообще взрослые, являются примером для подражания. Именно поэтому необходимо особенно широко проводить антиалкогольную пропаганду среди родителей, привлекать их к антиалкогольному воспитанию детей.

Вторая фаза — это работа с детьми переходного возраста. В этот период у школьников вырабатывается собственное отношение к употреблению алкогольных напитков. Антиалкогольная ориентация во второй фазе должна сводиться к активному воспитанию у ребят негативного отношения к алкоголю путем многоплановой комплексной антиалкогольной пропаганды.

У старшеклассников преимущественно уже сложилось свое отношение к алкоголю. Поэтому следует углублять и расширять их негативные алкогольные установки, что является третьей фазой антиалкогольной ориентации.

Антиалкогольная пропаганда, как и любое воспитательное воздействие, эффективна лишь в том случае, если учитываются существенные для данного конкретного возраста мотивы поведения учащихся, уровень их нравственного сознания и образования, специфика познавательной деятельности. При этом нужно принимать во внимание значительное расхождение между знаниями учащихся о вредном влиянии алкоголя на здоровье человека и нравственной оценкой состояния опьянения, от которой зависит формирование отношения к алкоголю в будущем.

Односторонняя медицинская ориентация лишь на «вред алкоголя» способствует воспитанию нравственного формализма и безответственности. Наиболее действенными будут те антиалкогольные лекции и беседы, материалы которых органически вплетаются в целостную структуру школьного предмета. При этом не надо излишне фиксировать внимание на вопросах, связанных с употреблением алкоголя, за исключением случаев, когда повод к специальным антиалкогольным беседам глубоко обоснован. В первую очередь необходимо развивать моральное отвращение к пьянству. Это особенно важно, поскольку мораль обусловливает не только способ мышления, но и соответствующий принцип поведения, практические действия.

Поурочную антиалкогольную пропаганду нужно начинать как можно раньше, так как первая антиалкогольная информация в раннем возрасте запоминается наиболее прочно. При этом следует исходить из задач учебных программ общеобразовательной школы. Например, учитель родного языка должен использовать дидактический материал, не только содержащий нужные орфограммы, но и раскрывающий содержание нравственных понятий, в том числе и антиалкогольного характера. И хотя рассматриваются чисто грамматические категории, при выполнении заданий надо обращать внимание и на содержание предложений. К.Д. Ушинский подчеркивал, что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, чувств, художественных образов.

С целью антиалкогольного воспитания целесообразно подбирать специальные тексты для изложений, диктантов и упражнений, которые помогают учащимся осмыслить безнравственность тех людей, у которых выработалась привычка к употреблению алкогольных напитков. В курсах «Русский язык» и «Русская литература» в IV классе при составлении рассказов по картинкам можно исполь­зовать репродукции картин с элементами антиалкогольного характера как наглядный материал для разъяснения социальной порочности пьянства.

Богатый материал для антиалкогольного воспитания содержат пословицы и поговорки, меткие изречения, заключающие в себе глубокий смысл, народную мудрость. Можно подобрать пословицы на каждую грамматическую тему.

Рассказывая в IV классе о положении народов в царской России (учебник для IV класса «Рассказы по истории СССР»), необходимо подчеркнуть, что спаивание народа, одурманивание его религией и водкой были распространенными способами угнетения трудящихся.

При проведении антиалкогольной пропаганды следует раскрывать несовместимость пьянства с коммунистической моралью, с советским образом жизни. В процессе изучения обществоведения учащихся ознакамливают с постановлением Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» от 7 мая 1985 г.

С антиалкогольным воспитанием следует связать темы «Государство и личность», «Трудовое право», «Административное право», «Уголовное право», которые изучаются в курсе «Основы Советского государства и права». Рассматривая тему «Трудовое право», важно подчеркнуть, что употребление спиртных напитков приводит к нарушению трудовой дисциплины, снижению производительности труда и заработной платы, прогулам, за которые каждый гражданин несет дисциплинарную и материальную ответственность. Объясняя конституционное право на отдых, необходимо подчеркнуть, что в нашей стране созданы все условия для разнообразного культурного и разумного отдыха, который несовместим с употреблением алкоголя.

Рекомендации по антиалкогольному воспитанию 2

Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: Алкоголь классный час
Просмотров: 8016 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]