Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Советская литература |
13.02.2012, 12:42 | |
В трудных ситуациях неоценима роль юмора. Любовь к юмору надо воспитывать. До четырех-пяти лет дети могут не понимать юмор. Не так уж редки сцены, когда взрослый дядя «шутит» с трехлетним карапузом, который не в силах понять, чего от него хотят, он все принимает всерьез или в прямом смысле. Но к пяти годам дети начинают улавливать смешное. Тур Хейердал утверждает, что «хорошая шутка бывает столь же полезна, как спасательный пояс». Благодаря юмору трудная, щекотливая, неприятная ситуация предстает в более приемлемом виде. Люди, лишенные юмора, страдают значительно больше. Всепобеждающим юмором наделен герой А. Твардовского Василий Теркин. В тяготах военной службы шутка иной раз нужнее глотка воды. По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой.. «Я глубоко убежден, — писал М. Светлов, — что первый и главный помощник воспитателя — юмор. Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать. В ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться. Свойство всех детей — нарушать установленное. А если это нарушение показать в смешном виде? Если показать, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон?» Фазиль Искандер с благодарностью вспоминает школьного учителя, который «смехом закалил наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». Уметь посмеяться над самим собой — это и есть высшее свойство чувства юмора. Юмор неоценим при разрядке накопленных отрицательных переживаний. Трансформировать гнев, горечь в источник смеха — это значит сохранить достоинство, самоконтроль, уважение окружающих. Юмор позволяет сохранить себя в тяжелых ситуациях. Карел Чапек заметил: «Шутят скорее в затруднительном положении, попав в беду, чем на вершине счастья и успеха... Юмор — это всегда немножко защита от судьбы». Быть может, в этих словах скрыт ключ к пониманию закономерности, люди с большим чувством юмора всегда отличаются отзывчивостью, чуткостью к другим. Жестокие люди, как правило, лишены чувства юмора. «Смех — это человеколюбие», — находим мы у Л. Н. Толстого . Польза юмора признавалась многими выдающимися мыслителями. «Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых», — учил древнегреческий ученый-энциклопедист Аристотель «Юмор переносит душу через пропасть и учит ее играть со своим горем», — вторит ему немецкий философ-материалист Л Фейербах. Антиалкогольная работа с детьми, работа по нейтрализации воздействия алкогольных традиций и обычаев должна проводиться с ранних лет, но наиболее критическим является подростковый возраст. В этом периоде благодаря достигнутому уровню психического и физического развития у подростка возникает потребность в самоутверждении, в жажде признания его прав и возможностей со стороны взрослых. Но взрослые часто ведут себя противоречиво. С одной стороны, признавая несомненное повзросление ребенка, к нему начинают предъявлять повышенные требования, с другой — ему отказывают в праве на самостоятельность, ограничивают его возможности для самоутверждения. В этом суть и источник большинства конфликтов, обид, реакций протеста. Однако не надо думать, что непослушание, своеволие, упрямство — обязательные особенности подростка. Многие семьи переживают этот период благополучно. От взрослых требуется большее понимание внутренних механизмов поведения подростка. Подросток нуждается в общении со взрослыми, в совместной деятельности с ними, в их оценке и одобрении. Отношение к алкоголю может стать источником разногласия. Предпосылками конфликта могут быть отсутствие антиалкогольных установок у ребенка, но и при наличии таковых опасность конфликта не устранена. Подросток должен быть подготовлен и к тому, чтобы отстаивать собственную линию поведения. Это крайне важно. Все дети нуждаются в общении со сверстниками. В подростковом возрасте может усиливаться зависимость от мнения товарищей. Подросток нуждается в уважении товарищей. Но важно воспитать его и в уважении собственных принципов, не поступаться ими в угоду ложному чувству товарищества. Отношение к алкоголю в семье имеет решающее значение. Но бывают исключения, они связаны с крайними формами злоупотребления алкоголем. В тех семьях, где дети рано познакомились с дикими формами пьянства, у них рано возникает и протест против пьянства Но такая форма антиалкогольного воспитания нас, конечно, не устраивает. В подростковом возрасте развивается и оформляется сознательное поведение, выявляется общая направленность нравственных представлений и социальных установок. Необходимо внимательно следить за этим процессом. Чем дальше, тем труднее будет влиять на неправильные установки ребенка. В 1977 году в наркологическое отделение Хабаровской городской психиатрической больницы поступило 25 подростков в связи с нервно-психическими нарушениями, обусловленными употреблением алкоголя и наркотических средств. Разумеется, не все они являются наркоманами или страдают алкоголизмом, но названные вещества уже вызвали у них серьезные нарушения. Часть из них объясняла употребление вредных веществ любопытством, другие стремлением к разнообразию — им скучно в окружающей жизни, а те формы развлечений, которые им предлагают, не увлекают. Большинству несовершеннолетних пациентов урок пошел впрок. Однако хотелось бы уберечь других от таких опасных «уроков». Эти пациенты обращают наше внимание на необходимость поиска таких форм культурно-воспитательной работы, которые увлекли бы всех детей. Понятно, что речь идет не об одной универсальной форме, а о разнообразии форм, удовлетворяющих разные запросы. Подросток вступает в разнообразные формы общения в мире взрослых и сверстников. Меняются не только объем и формы общения, меняется и характер общения, что определяется новой социальной позицией ребенка, активность должна преобладать над пассивностью. Надо предоставлять возможность подростку испробовать свои силы в разных сферах деятельности: общественно-политической, культурно-массовой, физкультурно-спортивной, хозяйственно-бытовой, в сфере техники и художественном творчестве. Не беда, если ребенок меняет свои увлечения: то посещает фото, то радиокружок, то секцию плавания, то борьбы. Ребенок ищет себя. Конечно, лучше если он сразу «найдет себя» и устойчиво займется в одной секции. Не всегда это отражает призвание. Иногда, это следствие пассивности. Ребенок не находит в себе решительности, чтобы самостоятельно сменить надоевший ему кружок на другой. Способности проявляются лишь в труде, и надо дать ребенку возможность испробовать себя в разных видах деятельности. Самое опасное, если у ребенка нет увлечений, если он легко впадает в зависимость от товарищей. Развить высоконравственные убеждения, научить отстаивать их, следовать им — такова задача воспитательного процесса. Все большее распространение в школах и училищах получает идея организации постоянно действующих лекториев с антиалкогольной тематикой. Такие лектории необходимы и для родителей, и для педагогов, и для учащихся. Но если в первых двух случаях поставленная задача антиалкогольного просвещения может решаться прямолинейно, то при организации лектория для школьников требуется особая осторожность, Постановка вопроса «в лоб», декларирование уже в названии лекции «о вреде алкоголя» и пр. вызывает неизбежный негативизм, противодействие. Юные слушатели, особенно подростки, склонны к таким лекциям относиться скептически. Поэтому антиалкогольная пропаганда школьникам должна предлагаться не столь откровенно и небольшими, но действенными порциями. Лекторий может включать и лекцию о спорте («Спорт и здоровье», «Олимпийские чемпионы», «Рекордсмены мира») и о развитии способностей («Резервы памяти», «Как развить способности») или «Что значит быть современным?», «Юноша становится мужчиной», «Мы становимся взрослыми» и многие другие, но в каждой лекции должен естественно, непринужденно, без явного нажима подаваться материал о вреде алкоголя, наркотиков, курения. Точно так же, организуя встречи с интересными людьми (рабочими, спортсменами, ветеранами революции, войны, труда, комсомольцами 20-х годов), необходимо изыскивать возможности для включения антиалкогольного материала. Подкрепленный авторитетом популярных среди ребят людей антиалкогольный тезис станет действенным. Самое опасное — подавать антиалкогольную пропаганду монотонно, неинтересно, банально. Банальность, даже самая правильная по содержанию, убивает истину. Она не воспринимается. Известный русский юрист А. Ф. Кони писал: -«Зеленому змию» всемерно избегалось наносить удар в сердце или даже напугать его, а все стремление было обращено на то, чтобы создать на его победном шествии некоторые — весьма им легко обходимые — затруднения и призрачные препятствия». В нашей стране положение изменилось коренным образом. Ни государство, ни общество не заинтересовано в распространении пьянства и алкоголизма. Разрабатываются экономические и организационные меры, направленные на сокращение потребления алкогольных напитков. Имеется система государственного принуждения по отношению к лицам, злоупотребляющим алкоголем, а также совершающим правонарушения на почве пьянства. Эти меры включают уголовные, административные, дисциплинарные и гражданско-правовые санкции. В законодательном порядке преследуются такие правонарушения, как появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; распитие спиртных напитков в общественных местах, нарушение правил торговли спиртными напитками; приобретение спиртных напитков домашнего производства; вовлечение несовершеннолетних в пьянство. В нашей стране запрещена реклама винно-водочных изделий. Специальные правила ограничивают продажу алкогольных напитков крепостью 30 градусов и выше. Граждане, злоупотребляющие алкоголем, могут в судебном порядке признаваться ограниченно дееспособными. Над ними назначается попечительство, и они без согласия попечителя не могут распоряжаться своими деньгами и материальными ценностями. Для координации работы государственных и общественных органов созданы комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом при районных, городских, областных и краевых. Советах народных депутатов, при Советах министров союзных и автономных республик. Работают комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом при промышленных предприятиях и учреждениях. Организована сеть наркологических диспансеров, кабинетов, наркопунктов и наркопостов, которые должны проводить работу по предупреждению, выявлению и лечению лиц, страдающих алкоголизмом. Но похоронить пьянство одними законодательными мерами невозможно. «Законы бессильны, пока не проснулось общественное мнение» (Ф. Энгельс). В постановлении ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма», принятом в 1972 году, ставится задача широко развернуть массово-политическую и культурно-воспитательную работу в коллективах и среди населения по месту жительства, усилить противоалкогольную пропаганду, повысить эффективность общественного и административного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем. Необходимо широко использовать печать, радио и телевидение, кино, зрелищные мероприятия, лекционную пропаганду, систематически разъяснять населению огромный вред, наносимый пьянством здоровью людей, воспитанию детей и подростков, всему советскому обществу. Воспитание антиалкогольного убеждения у детей и подростков требует комплексного подхода. Важнейшими звеньями в этом комплексе являются семья и школа.
В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ О ВОСПИТАНИИ Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение. И, Гете Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости Г. Ибсен, норвежский драматург Береги молодость! М. Горький, Наихудшее, чему может научиться молодежь, — легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развиваегся порок. Демокрит, древнегреческий философ Дружба, что родилась за винной чаркой, проходит, словно хмель после крепкого сна Менандр, древнегреческий драматург Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу У. Теккерей, английский писатель Величайшая победа — есть победа над самим собой. П Кальдерон, испанский драматург Все победы начинаются с победой над самим собой Л. Леонов Уж и маленькая победа над собой делает человека намного сильней М. Горький, Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А, Сихомлинский, советский педагог Наш разум и наша совесть самым настоятельным образом требуют от нас того, чтобы мы перестали пить вино и угощать им Л И. Толстой В пьянстве нет ни ума, ни добродетели Пьяница хуже животного себя делает Какое может быть удовольствие для умного человека в таком безобразии? Г. Сковорода, украинский поэт, философ, просветитель Алкоголь парализует самые тонкие и самые возвышенные душевные состояния и на первом плане — чувство стыда И. А Сикорский, русский психиатр Пьяного воодушевления ищут, между прочим те лица, у которых имеется слишком малый запас моральной силы, чтобы побороть «соблазны» водки и выдержать борьбу с невзгодами и испытаниями судьбы. Она должна заменить собой недочеты характера, силы воли, стойкости, недочеты от природы или от плохого воспитания.
В. Я. Данилевский, русский физиолог
| |
Просмотров: 6586 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |