Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Воспитание трезвости 2
13.02.2012, 12:42

Воспитание трезвости 2

Вернуться в оглавление

В трудных ситуациях неоценима роль юмора. Любовь к юмору надо воспитывать. До четырех-пяти лет дети могут не понимать юмор. Не так уж редки сцены, когда взрослый дядя «шутит» с трехлетним карапузом, который не в силах понять, чего от него хотят, он все принимает всерьез или в прямом смысле. Но к пяти годам дети начинают улавливать смешное. Тур Хейердал утверждает, что «хорошая шутка бывает столь же полезна, как спасательный пояс». Благодаря юмору трудная, щекотливая, неприятная ситуация предстает в более приемлемом виде. Люди, лишенные юмора, страдают значительно больше. Всепобеждающим юмором наделен герой А. Твардовского Василий Теркин. В тяготах военной службы шутка иной раз нужнее глотка воды.

По уставу каждой роте

Будет придан Теркин свой..

«Я глубоко убежден, — писал М. Светлов, — что первый и главный помощник воспитателя — юмор. Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать. В ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться. Свойство всех детей — нарушать установленное. А если это нарушение показать в смешном виде? Если показать, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон?»

Фазиль Искандер с благодарностью вспоминает школьного учителя, который «смехом закалил наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». Уметь посмеяться над самим собой — это и есть высшее свойство чувства юмора. Юмор неоценим при разрядке накопленных отрицательных переживаний. Трансформировать гнев, горечь в источник смеха — это значит сохранить достоинство, самоконтроль, уважение окружающих. Юмор позволяет сохранить себя в тяжелых ситуациях. Карел Чапек заметил: «Шутят скорее в затруднительном положении, попав в беду, чем на вершине счастья и успеха... Юмор — это всегда немножко защита от судьбы». Быть может, в этих словах скрыт ключ к пониманию закономерности, люди с большим чувством юмора всегда отличаются отзывчивостью, чуткостью к другим. Жестокие люди, как правило, лишены чувства юмора.

«Смех — это человеколюбие», — находим мы у Л. Н. Толстого . Польза юмора признавалась многими выдающимися мыслителями. «Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых», — учил древнегре­ческий ученый-энциклопедист Аристотель «Юмор переносит душу через пропасть и учит ее играть со своим горем», — вторит ему немецкий философ-материалист Л Фейербах.

Антиалкогольная работа с детьми, работа по нейтрализации воздействия алкогольных традиций и обычаев должна проводиться с ранних лет, но наиболее критическим является подростковый возраст. В этом периоде благодаря достигнутому уровню психического и физического развития у подростка возникает потребность в самоутверждении, в жажде признания его прав и возможностей со стороны взрослых. Но взрослые часто ведут себя противоречиво. С одной стороны, признавая несомненное повзросление ребенка, к нему начинают предъявлять повышенные требования, с другой — ему отказывают в праве на самостоятельность, ограничивают его возможности для самоутверждения. В этом суть и источник большинства конфликтов, обид, реакций протеста. Однако не надо думать, что непослушание, своеволие, упрямство — обязательные особенности подростка. Многие семьи переживают этот период благополучно. От взрослых требуется большее понимание внутренних механизмов поведения подростка. Подросток нуждается в общении со взрослыми, в совместной деятельности с ними, в их оценке и одобрении. Отношение к алкоголю может стать источником разногласия. Предпосылками конфликта могут быть отсутствие антиалкогольных установок у ребенка, но и при наличии таковых опасность конфликта не устранена. Подросток должен быть подготовлен и к тому, чтобы отстаивать собственную линию поведения. Это крайне важно. Все дети нуждаются в общении со сверстниками. В подростковом возрасте может усиливаться зависимость от мнения товарищей. Подросток нуждается в уважении товарищей. Но важно воспитать его и в уважении собственных принципов, не поступаться ими в угоду ложному чувству товарищества.

Отношение к алкоголю в семье имеет решающее значение. Но бывают исключения, они связаны с крайними формами злоупотребления алкоголем. В тех семьях, где дети рано познакомились с дикими формами пьянства, у них рано возникает и протест против пьянства Но такая форма антиалкогольного воспитания нас, конечно, не устраивает.

В подростковом возрасте развивается и оформляется сознательное поведение, выявляется общая направленность нравственных представлений и социальных установок. Необходимо внимательно следить за этим процессом. Чем дальше, тем труднее будет влиять на неправильные установки ребенка.

В 1977 году в наркологическое отделение Хабаровской городской психиатрической больницы поступило 25 подростков в связи с нервно-психическими нарушениями, обусловленными употреблением алкоголя и наркотических средств. Разумеется, не все они являются наркоманами или страдают алкоголизмом, но названные вещества уже вызвали у них серьезные нарушения. Часть из них объясняла употребление вредных веществ любопытством, другие стремлением к разнообразию — им скучно в окружающей жизни, а те формы развлечений, которые им предлагают, не увлекают. Большин­ству несовершеннолетних пациентов урок пошел впрок. Однако хотелось бы уберечь других от таких опасных «уроков». Эти пациенты обращают наше внимание на необходимость поиска таких форм культурно-воспитательной работы, которые увлекли бы всех детей. Понятно, что речь идет не об одной универсальной форме, а о разнообразии форм, удовлетворяющих разные запросы.

Подросток вступает в разнообразные формы общения в мире взрослых и сверстников. Меняются не только объем и формы общения, меняется и характер общения, что определяется новой социальной позицией ребенка, активность должна преобладать над пассивностью. Надо предоставлять возможность подростку испробовать свои силы в разных сферах деятельности: общественно-политической, культурно-массовой, физкультурно-спортивной, хозяйственно-бытовой, в сфере техники и художественном творчестве. Не беда, если ребенок меняет свои увлечения: то посещает фото, то радиокружок, то секцию плавания, то борьбы. Ребенок ищет себя. Конечно, лучше если он сразу «найдет себя» и устойчиво займется в одной секции. Не всегда это отражает призвание. Иногда, это следствие пассивности. Ребенок не находит в себе решительности, чтобы самостоятельно сменить надоевший ему кружок на другой. Способности проявляются лишь в труде, и надо дать ребенку возможность испробовать себя в разных видах деятельности. Самое опасное, если у ребенка нет увлечений, если он легко впадает в зависимость от товарищей. Развить высоконравственные убеждения, научить отстаивать их, следовать им — такова задача воспитательного процесса.

Все большее распространение в школах и училищах получает идея организации постоянно действующих лекториев с антиалкогольной тематикой. Такие лектории необходимы и для родителей, и для педагогов, и для учащихся. Но если в первых двух случаях поставленная задача антиалкогольного просвещения может решаться прямолинейно, то при организации лектория для школьников требуется особая осторожность, Постановка вопроса «в лоб», декларирование уже в названии лекции «о вреде алкоголя» и пр. вызывает неизбежный негативизм, противодействие. Юные слушатели, особенно подростки, склонны к таким лекциям относиться скептически. Поэтому антиалкогольная пропаганда школьникам должна предлагаться не столь откровенно и небольшими, но действенными порциями. Лекторий может включать и лекцию о спорте («Спорт и здоровье», «Олимпийские чемпионы», «Рекордсмены мира») и о развитии способностей («Резервы памяти», «Как развить способности») или «Что значит быть современным?», «Юноша становится мужчиной», «Мы становимся взрослыми» и многие другие, но в каждой лекции должен естественно, непринужденно, без явного нажима подаваться материал о вреде алкоголя, наркотиков, курения. Точно так же, организуя встречи с интересными людьми (рабочими, спортсменами, ветеранами революции, войны, труда, комсомольцами 20-х годов), необходимо изыскивать возможности для включения антиалкогольного материала. Подкрепленный авторитетом популярных среди ребят людей антиалкогольный тезис станет действенным. Самое опасное — подавать антиалкогольную пропаганду монотонно, неинтересно, банально. Банальность, даже самая правильная по содержанию, убивает истину. Она не воспринимается.

Известный русский юрист А. Ф. Кони писал: -«Зеленому змию» всемерно избегалось наносить удар в сердце или даже напугать его, а все стремление было обращено на то, чтобы создать на его победном шествии некоторые — весьма им легко обходимые — затруднения и призрачные препятствия». В нашей стране положение изменилось коренным образом. Ни государство, ни общество не заинтересовано в распространении пьянства и алкоголизма. Разрабатываются экономические и организационные меры, направленные на сокращение по­требления алкогольных напитков. Имеется система государственного принуждения по отношению к лицам, злоупотребляющим алкоголем, а также совершающим правонарушения на почве пьянства. Эти меры включают уголовные, административные, дисциплинарные и гражданско-правовые санкции.

В законодательном порядке преследуются такие правонарушения, как появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; распитие спиртных напитков в общественных местах, нарушение правил торговли спиртными напитками; приобретение спиртных напитков домашнего производства; вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

В нашей стране запрещена реклама винно-водочных изделий. Специальные правила ограничивают продажу алкогольных напитков крепостью 30 градусов и выше. Граждане, злоупотребляющие алкоголем, могут в судебном порядке признаваться ограниченно дееспособными. Над ними назначается попечительство, и они без согласия попечителя не могут распоряжаться своими деньгами и материальными ценностями.

Для координации работы государственных и общественных органов созданы комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом при районных, городских, областных и краевых. Советах народных депутатов, при Советах министров союзных и автономных республик. Работают комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом при промышленных предприятиях и учреждениях. Организована сеть наркологических диспансеров, кабинетов, наркопунктов и наркопостов, которые должны проводить работу по предупреждению, выявлению и лечению лиц, страдающих алкоголизмом.

Но похоронить пьянство одними законодательными мерами невозможно. «Законы бессильны, пока не проснулось общественное мнение» (Ф. Энгельс). В постановлении ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма», принятом в 1972 году, ставится задача широко развернуть массово-политическую и культурно-воспитательную работу в коллективах и среди населения по месту жительства, усилить противоалкогольную пропаганду, повысить эффективность общественного и административного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем. Необходимо широко использовать печать, радио и телевидение, кино, зрелищные мероприятия, лекционную пропаганду, систематически разъяснять населению огромный вред, наносимый пьянством здоровью людей, воспитанию детей и подростков, всему советскому обществу.

Воспитание антиалкогольного убеждения у детей и подростков требует комплексного подхода. Важнейшими звеньями в этом комплексе являются семья и школа.

 

В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

О ВОСПИТАНИИ

Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение.

И, Гете

Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости

Г. Ибсен, норвежский  драматург

Береги молодость!

М. Горький,

Наихудшее, чему может научиться молодежь, — легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развиваегся порок.

Демокрит, древнегреческий философ

Дружба, что родилась за винной чаркой, проходит, словно хмель после крепкого сна

Менандр, древнегреческий драматург

Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу

У. Теккерей, английский   писатель

Величайшая победа — есть победа над самим собой.

П  Кальдерон, испанский драматург

Все победы начинаются с победой над самим собой

Л. Леонов

Уж и маленькая победа над собой делает человека намного сильней

М. Горький,

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А, Сихомлинский, советский педагог

Наш разум и наша совесть самым настоятельным образом требуют от нас того, чтобы мы перестали пить вино и угощать им

Л   И. Толстой

В пьянстве нет ни ума, ни добродетели Пьяница хуже животного себя делает Какое может быть удовольствие для умного человека в таком безобразии?

Г. Сковорода,

украинский поэт, философ,

просветитель

Алкоголь парализует самые тонкие и самые возвышенные душевные состояния и на первом плане — чувство стыда

И. А Сикорский, русский психиатр

Пьяного воодушевления ищут, между прочим те лица, у которых имеется слишком малый запас моральной силы, чтобы побороть «соблазны» водки и выдержать борьбу с невзгодами и испытаниями судьбы. Она должна заменить собой недочеты характера, силы воли, стойкости, недочеты от природы или от плохого воспитания.

В. Я. Данилевский, русский физиолог
Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: трезвость
Просмотров: 1451 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]