Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Советская литература |
28.02.2012, 22:06 | |
Заключение В небольшой по объему книге мы попытались показать комплексность проблемы алкоголизма. Эту проблему нельзя рассматривать как сугубо медицинскую. Неправильно понимать ее и как только моральную или нравственного развития личности. Медицинская концепция алкоголизма как болезни объясняет лишь один из аспектов вопроса, а именно психобиологические изменения, связанные с хронической интоксикацией алкоголем. Что касается синдрома алкогольной зависимости, то объяснительные возможности медико-биологического подхода при этом значительно ограничены. Психологическая концепция алкоголизма как проблема задержки и искажения нормального процесса созревания личности значительно расширяет наши знания, но сама по себе также является только одним из аспектов обсуждаемого феномена. Мы лишь коснулись социологического аспекта алкоголизма, описывая «алкогольную субкультуру», групповые «нормы потребления» алкоголя, общение в алкогольных микрогруппах и т.д. Также лишь коснулись культурологических основ потребления алкоголя - передачи традиций, значений, ритуалов и «правил пития», которые складывались на протяжении многих лет, с того момента, когда люди научились вырабатывать спиртосодержащие напитки. Из обсуждения «выпали» другие аспекты: экономические, юридические, демографические и т.д. Но это не означает, что они не имеют никакого отношения к рассмотрению алкоголизма с точки зрения врачебного подхода. Врач ориентирован в своей работе прежде всего на индивидуальность человека, которому он помогает справиться с алкогольными проблемами. Однако в каждом человеке удивительным образом отражаются и индивидуальная неповторимость, и общественно значимые проблемы во всем их многообразии. Можно сказать, что, не узнав, чем живут конкретные люди, как и для чего они живут, нельзя понять, как и для чего живет общество в целом, которое состоит прежде всего из людей, а не из вещей и «суммы технологии». Нельзя глубоко понять и конкретного человека, не зная общества, в котором он вырос и живет, людей, которые его окружают, того места, которое он занимает в социуме. Проблема алкоголизма прежде всего проблема Человека, его бытия. Поэтому бесперспективно выделять в качестве главного, основного или «самого эффективного» какой-либо один подход - он скорее всего будет односторонним, а значит, и неправильным. Совершенно ясно, что при анализе алкоголизма и пьянства не следует пользоваться разъединительным союзом «или»: социальные или биологические факторы имеют ведущее значение в развитии алкоголизма? Какие меры использовать в борьбе с алкоголизмом - гуманные медицинские или меры «социального давления»? и т.д. Мало того, что это «или» разъединяет наши знания о человеке в целом, ведет к чрезмерной специализации (один специалист знает и разбирается в пределах одной «части человека», другой мастер знает все о «главных пружинах» человеческого поведения, третий считает, что «пружины» у всех одни и те же, а вот регуляторы поведения разные, и он хорошо знает «самый главный» регулятор) и однобокому пониманию человека как целого, «или» разъединяет усилия людей в борьбе с алкоголизмом. Сколько острых споров и дискуссий развернулось в последние годы по самым разным аспектам пьянства и алкголизма! К сожалению, большинство из них относится в основном к категории спора о терминах «яд алкоголь или не яд», «наркотик или не наркотик» (опять «или») и т.д. Как будто в точном и навсегда законченном определении понятий скрыто решение проблемы. Модель неэффективной борьбы с алкоголизмом хорошо видна в психотерапевтическом кабинете, когда Преследователь и Спаситель спорят о том, как правильнее «помогать» Алкоголику избавиться от пьянства, а сам пьющий в это время с удовольствием наблюдает спор: он прекрасно понимает, что спорящие стороны обсуждают собственные проблемы, а не его личные, хотя разговор и идет о пьянстве; он понимает также, что дискуссия наказывает обоих спорящих - одного за то, что «грубо» вмешивается в жизнь Алкоголика со своей моралью, другого за то, что «лезет в душу» со своим «спасением» и за счет этой благодетельности считает себя хорошим человеком. Алкоголик понимает, что затянувшийся спор снимает с него личную ответственность за пьянство, он ждет, когда дискутирующие стороны договорятся, и продолжает пить: «Когда научатся лечить алкоголизм, тогда, может быть, решусь...» В отличие от других болезней человека, при которых он хочет вылечиться, т.е. избавиться от болезни и от страдания, но не может этого сделать без посторонней помощи, а поэтому и ищет помощь, при алкоголизме человек может избавиться от своего «страдания», но не хочет этого делать по разным причинам. И с этим приходится считаться, во всяком случае не забывать об этом. Эффективная помощь человеку, злоупотребляющему алкоголем, возможна лишь в том случае, когда «антиалкогольное воздействие» обращено не на какую-то «часть» личности (например, только лишь на морально-ценностные установки с использованием в качестве «базиса» антиалкогольного воспитания моральный страх или страх наказания), а на личность в целом. Воздействие на личность в целом предполагает неисчерпаемое разнообразие форм и содержания антиалкогольного воспитания и в конечном счете направлено на развитие личности. Излечение от алкоголизма, как показывает психотерапевтическая практика, - это не возврат человека «на исходные позиции», т.е. на тот этап личностного развития, который предшествовал массивной алкоголизации и появлению алкогольной зависимости, это прогрессивное движение вперед, дальнейший личностный рост, переосмысление всего жизненного опыта, напряженный поиск новых способов жизнедеятельности, общения, адаптации и творчества. | |
Просмотров: 5875 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |