Оглавление
Структурными элементами системы антиалкогольного
законодательства являются отдельные антиалкогольные законы и статьи
антиалкогольного характера отраслей права. Поэтому дальнейшее исследование и
изложение развития антиалкогольного законодательства будет вестись в рамках
административного, гражданского, семейного, трудового и уголовного
законодательства, с учетом хронологически-отраслевого принципа.
Административное
законодательство, направленное
против незаконного производства, хранения,
провоза и
продажи алкогольных напитков,
против
пьянства и алкоголизма
26 июля 1966 года издан Указ Президиума Верховного
Совета СССР "Об усилении ответственности за хулиганство” (39). В соответствии с
ним одним из проявлений хулиганства являлось пьянство. "Хулиганство, как
считает законодатель, - то есть умышленные действия, грубо нарушающие
общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, а равно мелкое хулиганство,
совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного
воздействия за мелкое хулиганство, наказывается лишением свободы на срок от
шести месяцев до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или
штрафом от тридцати до пятидесяти рублей. (…)
12. Появление на улицах или в других общественных
местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную
нравственность, наказывается штрафом в размере от трех до десяти рублей,
налагаемым начальником органа милиции.
В случае появления в пьяном виде подростков в возрасте
до шестнадцати лет штраф налагается на родителей или лиц, их заменяющих” (78,
64).
19 декабря 1969 года утвержден Закон СССР "Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении” (64), в
котором статья 36 предусматривала специальные меры профилактики и лечения. В
частности, в ней записано: "В целях охраны здоровья населения органы
здравоохранения обязаны осуществлять специальные меры профилактики и лечения
заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психические,
венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания), а также
карантинных заболеваний. (…)
Законодательством Союза ССР и союзных республик могут
устанавливаться случаи и порядок принудительного лечения и принудительной
госпитализации лиц, страдающих указанными заболеваниями” (9, 15).
На основании вышеуказанного закона 29 июля 1971 года
издан Закон РСФСР "О здравоохранении” (41). В нем статья 59 посвящена лечению
хронических алкоголиков. Так, "больные хроническим алкоголизмом обязаны
проходить полный курс специального лечения в лечебно-профилактических
учреждениях органов здравоохранения.
Хронические алкоголики, уклоняющиеся от добровольного
лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, направляются в
установленном порядке в лечебно-трудовые профилактории для принудительного
лечения и трудового перевоспитания на срок от одного года до двух лет.
Хронические алкоголики, страдающие тяжелыми
сопутствующими заболеваниями, препятствующими их пребыванию в лечебно-трудовых
профилакториях, инвалиды I и II групп, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет,
уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после
лечения, направляются в установленном порядке в специальные наркологические
отделения для принудительного лечения на срок от трех месяцев до одного года”
(9, 24).
В целях снижения уровня потребления спиртных напитков
в стране Совет Министров СССР 16 мая 1972 года принял постановление "О мерах по
усилению борьбы против пьянства и алкоголизма”, в котором указал на
необходимость осуществления мер по сокращению в 1972-1975 годах производства
водки и крепких водочных изделий, значительному расширению производства безалкогольных
напитков (79, 183).
Для наведения порядка в торговле алкогольными
напитками и сокращения их продажи Совет Министров СССР обязал советы министров
союзных республик, Министерство торговли СССР и другие министерства и
ведомства, имеющие торговую сеть, рассмотреть вопрос о сокращении числа
магазинов по продаже алкогольных напитков, запретить торговлю ими в мелкой
розничной торговой сети, в столовых и буфетах, в специализированных
продовольственных магазинах, сократить или запретить продажу водки в выходные и
праздничные дни (исходя из местных условий). В течение двух-трех лет намечалось
прекратить продажу водки и водочных изделий крепостью свыше 30° в розничной
торговой сети, разрешив ее только в специализированных (водочных) магазинах.
Это постановление явилось основой для принятия в июне-сентябре
1972 года во всех союзных республиках целого ряда антиалкогольных правовых
актов.
Так, 19 июня 1972 года был издан Указ Президиума
Верховного Совета РСФСР, в котором значительно усилена административная
ответственность:
- за распитие спиртных напитков на улицах, во дворах и
подъездах, на стадионах, в скверах, парках и других общественных местах, кроме
предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных
напитков в розлив разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных
депутатов;
- за появление в общественных местах в пьяном виде,
оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
- за вовлечение несовершеннолетних в пьянство;
- за управление транспортными средствами в состоянии
опьянения;
- за нарушение правил торговли спиртными напитками.
Согласно Указу к административным правонарушениям,
способствующим распространению пьянства, относились: нарушение работниками
торговых предприятий правил торговли спиртными напитками; скупка и перепродажа
водки и других спиртных напитков по повышенной цене (спекуляция); изготовление,
сбыт, хранение и приобретение самогона, браги, араки, чачи, тутовой водки и
других крепких спиртных напитков домашней выработки.
На основании этого же Указа для координации работы
государственных и общественных организаций при исполкомах районных, городских,
областных и краевых Советов народных депутатов, при советах министров союзных и
автономных республик были созданы комиссии по борьбе с пьянством. В необходимых
случаях такие комиссии создавались при исполкомах сельских и поселковых Советов
народных депутатов. В состав комиссии входили депутаты местных Советов,
представители партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, руководители
предприятий, работники здравоохранения, торговли, просвещения, органов
внутренних дел.
Комиссии координировали работу всех организаций,
направленную на профилактику пьянства и алкоголизма, разрабатывали необходимые
мероприятия, подготавливали постановления. Они контролировали работу наркологической
службы и органов внутренних дел по выявлению лиц, злоупотребляющих алкоголем и
страдающих алкоголизмом, и проведению по отношению к ним медико-социальных
мероприятий.
Комиссии по борьбе с пьянством проверяли соблюдение
соответствующего законодательства в торговле и в общественном питании,
организовывали антиалкогольную пропаганду. В своей работе комиссии
взаимодействовали с другими комиссиями - административной, по делам
несовершеннолетних и др.
Постоянно действующие комиссии по борьбе с
алкоголизмом создавались приказом руководителя органа здравоохранения при
министерствах здравоохранения союзных и автономных республик, краевых,
областных, городских, районных отделах здравоохранения, в сельских районах при
центральных районных больницах. Председателем комиссии назначался заместитель
руководителя органов здравоохранения; заместителем председателя - главный
нарколог соответствующего административного центра.
Комиссии по борьбе с алкоголизмом контролировали
работу медицинских учреждений по организации антиалкогольных мероприятий, по
выявлению больных алкоголизмом и совершенствованию их лечения, проведению
санитарно-просветительной работы.
Комиссии по борьбе с пьянством при промышленных
предприятиях проводили антиалкогольные мероприятия непосредственно на предприятии:
- предупреждение условий, способствующих употреблению
алкогольных напитков в рабочее время при исполнении служебных обязанностей;
- организация противоалкогольной пропаганды на
предприятии, острое реагирование на любой случай употребления алкоголя в
рабочее время через стенную печать, сатирические плакаты, малотиражную газету,
местное радио;
- проведение воспитательной работы среди лиц,
злоупотребляющих алкоголем, и в необходимых случаях направление их в
наркологический кабинет, на стационарное лечение или в лечебно-трудовой
профилакторий;
- контроль за лечебно-трудовым режимом отделения по
лечению алкоголизма, функционирующего при предприятии;
- привлечение цеховых врачей и отдела по труду и
зарплате для подсчета экономических потерь, вызванных заболеваниями и
нарушением трудовой дисциплины вследствие пьянства;
- руководство и оказание помощи наркологическим
постам;
- создание необходимых условий на предприятии для
спортивных занятий, оздоровительной физической культуры, художественной
самодеятельности, кружковой работы при Доме культуры, хорошей организации
заводских столовых и буфетов, заочного и вечернего обучения и др.;
- применение строгих общественных и административных
мер по отношению к каждому случаю злоупотребления алкоголем (72, 845).
В профилактике пьянства и алкоголизма немаловажную
роль играли такие меры, как направление хронических алкоголиков на принудительное
лечение.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта
1974 года "О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических
алкоголиков” (58) устанавливал, что граждане могут быть направлены в
лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) для принудительного лечения, если они
систематически злоупотребляют спиртными напитками, нарушают на почве пьянства
трудовую дисциплину, общественный порядок и правила социалистического общежития
и, несмотря на принятые меры дисциплинарного, общественного или административного
воздействия, уклоняются от добровольного лечения или злоупотребляют алкоголем
после лечения. В лечебно-трудовые профилактории направляются также хронические
алкоголики, не имеющие постоянного места жительства и занимающиеся
бродяжничеством или попрошайничеством, либо ведущие иной паразитический образ
жизни, если их действия не подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния.
Срок принудительного лечения - 1-2 года.
Решение о направлении в ЛТП принимал народный суд по
ходатайству профсоюзных организаций, администрации предприятий, наркологической
службы, милиции на открытом судебном разбирательстве. Для передачи дела в народный
суд необходимо было медицинское освидетельствование, которое проводил комиссия
в составе трех врачей (психиатра-нарколога, невропатолога и терапевта).
Материалы для рассмотрения в суде готовил отдел внутренних дел.
В случае уклонения больных от обследования и явки на
комиссию они доставлялись органами милиции в принудительном порядке.
Постановление суда о назначении принудительного лечения в ЛТП являлось
окончательным и обжалованию не подлежало.
Профилакторий находился в ведении Министерства
внутренних дел СССР. Медицинская часть состояла из стационарного и
амбулаторного отделений, в штате которых имелись врачи психиатры-наркологи,
фельдшеры и медицинские сестры.
Побег из лечебно-трудового профилактория наказывался
по ст. 186 УК РСФСР до 1 года лишения свободы. В профилакториях проводились все
виды антиалкогольного лечения в сочетании с общественно-полезным трудом в
цехах, расположенных на его территории, и на промышленных и
сельскохозяйственных предприятиях.
Борьба с пьянством и алкоголизмом велась не только
медицинскими работниками, но и работниками милиции. Так, 8 июня 1973 года был
издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных обязанностях и правах
советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью”
(26). В нем отмечалось, что "милиция выполняет следующие основные обязанности:
з) ведет совместно с другими государственными и
общественными организациями в соответствии с действующим законодательством
борьбу с пьянством и иными антиобщественными явлениями, способствующими
совершению преступлений; выявлению лиц, уклоняющихся от общественно-полезного
труда и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни, и принимает в
отношении этих лиц меры, предусмотренные законом” (9, 17).
Аналогичная работа проводилась и в отношении
несовершеннолетних: с 1935 года - детскими комнатами милиции (43), а с 1977
года - инспекциями по делам несовершеннолетних (27). В Указе Президиума
Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года говорилось о том, что "инспекции
по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:
а) проводят работу по предупреждению правонарушений
среди несовершеннолетних:
- употребляющих спиртные напитки, наркотические или
психотропные вещества;
- систематически самовольно уходящих из семьи в
возрасте до 16 лет или самостоятельно уходящих из специальных
учебно-воспитательных учреждений;
- злостно уклоняющихся от учебы, работы…” (9, 17).
В профилактике и преодолении пьянства
несовершеннолетних и их родителей заметную роль играли комиссии по делам
несовершеннолетних. 3 июня 1967 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР
было утверждено "Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних” (73). В
соответствии с ним "районные (городские), районные в городах комиссии по делам
несовершеннолетних могут применять к родителям или лицам, их заменяющим, в
случае злостного невыполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей, или
за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения, или за потребление
несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача, а также за
совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного
движения, за появление в общественных местах в пьяном виде, а равно распитие
спиртных напитков или в связи с совершением несовершеннолетними других
правонарушений, следующие меры воздействия:
а) вынести общественное порицание;
б) вынести предупреждение;
в) возложить обязанность возместить причиненный
несовершеннолетним ущерб, не превышающий 50 руб.;
г) наложить штраф в размере до 30 руб., а за появление
в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет или за
распитие ими спиртных напитков на родителей или лиц, их заменяющих, штраф налагается
в размере от 30 до 50 руб., за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения
- в размере от 50 до 100 руб.
Комиссии по делам несовершеннолетних могут передавать
дела о родителях или лицах, их заменяющих, на рассмотрение товарищеского суда,
комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении,
организации и их структурных подразделениях, общественных организаций или
трудовых коллективов. Комиссия вправе входить в районный (городской) народный
суд с заявлениями об ограничении дееспособности родителей, о лишении родителей
родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских
прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц,
лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении
которых они лишены родительских прав, невозможно” (9, 30).
Определенную помощь подросткам, осужденным с отсрочкой
исполнения, оказывают общественные воспитатели. 13 декабря 1967 года был
утвержден Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "Положение об общественных
воспитателях несовершеннолетних” (68). В нем отмечалось, что
"3. Общественные воспитатели назначаются, когда это
будет признано необходимым, для предупреждения безнадзорности, правонарушений,
исправления и перевоспитания несовершеннолетних:
…
ж) употребляющих спиртные напитки, наркотические или
психотропные вещества;
з) систематически самовольно уходящих из семьи в
возрасте до 16 лет;
и) злостно уклоняющихся от учебы или работы” (9, 30).
23 октября 1980 года принято постановление Верховного
Совета СССР "О введении в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных
республик об административных правонарушениях” (15). Предлагалось ввести в
действие Основы с 1 марта 1981 года. Из 42 статей только две посвящены вопросам
пьянства. Ст. 17 предусматривала лишение права управления средствами транспорта
инвалидов, которые управляли ими в состоянии опьянения. Ст. 21 устанавливала состояние
опьянения как обстоятельство, отягчающее ответственность за административное
правонарушение. Хотя орган (должностное лицо), налагающий административное
взыскание, может и не признать данное обстоятельство отягчающим (65, 265).
20 июня 1984 года принят "Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях”, в котором тринадцать статей имеют
антиалкогольный характер (13).
Ст. 21 предусматривала передачу материалов об
административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной
организации, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности
правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
В отношении лиц, освобожденных от административной
ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 117,
120, 124, 147, 151, 160-163 вышеупомянутого Кодекса, материалы могут быть
переданы на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством.
О мерах общественного воздействия, примененных к
лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьями 49, 117, 120, 124,
147, 151, 153, 160-163 настоящего Кодекса, администрация, комиссия по борьбе с
пьянством, образованная на предприятии, в учреждении, организации и их
структурных подразделениях, товарищеский суд или общественная организация
обязывались в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу),
направившему материал.
Ст. 30 Кодекса устанавливала лишение права управления
средствами транспорта лицам, которые пользовались этими средствами в связи с
инвалидностью, но допускали случаи управления ими в состоянии алкогольного
опьянения.
К обстоятельствам, отягчающим ответственность за
административное правонарушение, - как отмечается в ст. 35, - относилось, в
частности: "6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган
(должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от
характера административного правонарушения может не признать данное
обстоятельство отягчающим” (9, 26).
Статьи 117, 120, 121 и 124 касаются вопросов
управления транспортными средствами в состоянии опьянения и уклонения от
освидетельствования.
В ст. 117 указывалось на то, что управление
транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также передача
управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -
влечет наложение штрафа в размере 100 руб. или лишение водителей права
управления транспортным средством, а водителей, имеющих право управления
несколькими видами транспортных средств, - всеми видами транспортных средств,
на срок од одного года до трех лет.
"Управление транспортными средствами, - в соответствии
со статьей 120, - не имеющими права управления этими средствами и находящимися
в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу,
находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение штрафа в размере 100 руб.”
(9, 27).
Согласно ст. 121 уклонение от прохождения
освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение штрафа в размере
100 руб. или лишение права управления транспортным средством на срок от одного
года до трех лет.
В соответствии со ст. 124 допуск к управлению
транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц,
не имеющих права управления транспортным средством, - влечет наложение штрафа
на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию
транспортных средств, в размере 100 руб.
Ст. 151 Кодекса (о мелкой спекуляции). Скупка и
перепродажа с целью наживы в небольших размерах водки и других спиртных
напитков, а равно товаров народного потребления и продуктов сельского
хозяйства, кассовых и товарных чеков и талонов, билетов в зрелищные и другие
предприятия, книг, нот, грампластинок, магнитофонных, видеофонных кассет и иных
ценностей, если размер наживы не превышает 30 руб. - влечет наложение штрафа в
размере от 50 до 100 руб. с конфискацией предметов спекуляции.
За приобретение самогона, чачи, араки, тутовой водки,
браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки, как записано в ст.
160, налагается штраф в размере от 30 до 100 руб.
Статьи 161-162 посвящены распитию спиртных напитков. В
первом случае речь идет о производстве, во втором - об общественных местах.
Так, распитие спиртных напитков на производстве
(рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений,
организаций) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии - влекло наложение
штрафа в размере от 30 до 50 рублей.
Участие мастеров, начальников участков, смен, цехов и
других руководителей в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков
на производстве или непринятие ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся
в нетрезвом состоянии, либо сокрытие случаев распития спиртных напитков или
появление на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников - влекло
наложение штрафа в размере от 50 до 100 руб.
За распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах,
в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других
общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в
которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена исполнительным комитетом
местного Совета народных депутатов, или появление в общественных местах в
пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную
нравственность, налагался штраф в размере от 20 до 30 руб. или предупреждение.
Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер
административного взыскания, - влекли наложение штрафа в размере от 30 до 50
руб.
Если лицо дважды в течение года подвергалось
административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах
или появление в общественных местах в пьяном виде, то на него налагался штраф в
размере от 50 до 100 руб. Это взыскание могло быть заменено исправительными
работами на срок от одного до двух месяцев с удержанием 20% заработка или
административным арестом на срок до 15 суток.
На родителей или лиц, их заменяющих, подростков в
возрасте до 16 лет налагался штраф в размере от 30 до 50 руб. за появление
последних в общественных местах в пьяном виде или за распитие ими спиртных
напитков.
Если родители несовершеннолетнего или иные лица довели
несовершеннолетнего до состояния опьянения, то они подвергались штрафу в
размере от 50 до 100 руб.