Это психоз с бредом, возникающий на почве алкоголизма. Больной становится беспокойным, его преследуют тревога, бессонница, головная боль. Возможны припадки эпилептического характера. Болезнь сопровождается галлюцинациями, — как правило, зрительными. Больного сотрясает дрожь, отсюда и название болезни[1]. Слуховые галлюцинации наблюдаются реже, но отличаются особой тяжестью. Страх перед ними часто перерастает в агрессивность (это создаст большую опасность для окружающих) или толкает на самоубийство. Состояние изменчиво, смертельный ужас чередуется с болезненной веселостью, что вызывается изменением галлюцинаций. У больных белой горячкой часто отмечается нарушение памяти и ложная ориентировка. Состояние характеризуется яркими бредовыми представлениями. Например: вчера были на охоте, в кино, на Балатоне и тут же в Азии, в метро, на космодроме и т. д. Приехавший по вызову врач кажется им родственником, с которым они недавно были на выставке, в парке и т. д.
Приведем несколько случаев белой горячки, описанных чехословацким психиатром М. Турчеком.
М. 3. Заболевание начинается с внезапного беспокойства. Больной бегает, его преследуют кошмары ему кажется, что столкнулись электрички и вокруг много мертвых, всюду кровь. Он в ужасе мчится по лесной дороге, потому что кони якобы испугались и понесли повозку. В больнице беспокойство длится еще один день, потом больной засыпает глубоким сном, сильно потеет. При пробуждении состояние нормальное, отмечается, однако, ослабление памяти.
И. Б. Дома ощущение тревоги, ухудшение сна, Тревога усиливается, поэтому он идет в больницу, где бред развивается в полной мере. Мечется в постели Ему кажется, что из стен вылезают большие рыбы, которые лезут к нему в постель и предлагают по играть с ними. Из окна на него пялится голова черта. Больной вскакивает с постели, хочет пить. Решив, что находится в пивной, подходит к окну и заказывает водку. Потом мечется по больничному отделению, играет в футбол, ударяя по несуществующему мячу, который будто отскакивает от стены. Санитары укладывают его в постель, он принимает их за официантов, просит подать выпивку. Беспокойство длится, больше двух дней, потом засыпает. После глубокого сна просыпается в удовлетворительном состоянии.
АЛКОГОЛЬНЫЙ ГАЛЛЮЦИНОЗ
Состояние характеризуется тревогой, головной болью, плохим сном. Больной слышит голоса: некоторые его обвиняют, другие защищают. Сознание не очень нарушено. Болезнь может длиться от нескольких дней до нескольких недель. В прошлом алкогольные галлюцинации считали спором дьявола с ангелом. Белая горячка может перейти в галлюцинации, но бывает и наоборот. При многолетнем злоупотреблении алкоголем возникает параноидный алкогольный психоз, сопровождающийся, в частности, бредом ревности, который может довести больного до убийства. Иногда отмечается алкогольная эпилепсия, которая внешне не отличается от обычной эпилепсии. Длительное потребление алкоголя приводит в конце концов к алкогольному слабоумию, поглупению. Сошлемся на пример, описанный М. Турчеком.
И. Н. Много лет чрезмерно пил. Родные привезли его в клинику, поскольку нес какую-то ахинею. Потерял ориентировку, растерян, значительно нарушена тамять. Не в состоянии повторить последовательно (комбинацию даже из трех цифр, не помнит, обедал ли он, не может запомнить имена санитаров. Плохо соображает. Рассказывает небылицы, например, будто строил в сарае истребитель и другие сложные машины и т. п.
ХРОНИЧЕСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ
Алкоголизм — заболевание, при котором человек, страдающий им, не в состоянии бросить пить, хотя пьянство создает ему всевозможные общественные проблемы и проблемы со здоровьем. Приводим отрывок из чешской книги «Фантастическое и логическое с точки зрения психиатра»:«Алкоголик деградирует во всех отношениях, его мыслительная и творческая способность падает, снижаются его работоспособность и организованность, он становится неряшливым и недобросовестным. Алкоголик — человек раздражительный, грубый. Он циничен, непристоен в выражениях, тяготит всех неуместными шутками. Обманывает, не выполняет обещаний. В общении неприятен, ревнив, высокомерен. Он — воплощение злобы и жестокости всегда готов влезть в драку. Тиранит, бьет людей животных, создает беспорядок в квартире. Постепенно глупеет. Невнимательному наблюдателю он может на первый взгляд показаться добрым, чувствительны: легко сходящимся с людьми, услужливым и благожелательным. Одно настораживает: он все время непрерывно хвастается: он-де некогда был знаменит, сгубили его обстоятельства. Семья, судьба, невезение — вот что довело его до нынешнего состояния. Пока не впадет в психоз, алкоголик не склонен верить в сверхестественное. Вместе с тем верит сплетням, легко по дается интригам и особенно подвержен чувству ревности».
Лечение алкоголизма может быть успешным лишь тогда, когда сам алкоголик хочет и старается вылечиться. А это означает, что он должен не только пройти курс лечения, но и постоянно, всегда воздерживаться от алкоголя. В Чехословакии существует два типа лечебных учреждений. Антиалкогольные консультации, где проводится амбулаторное лечение; и специализированные больницы либо антиалкогольные отделения в больницах общего типа, где лечат стационарно.
В основе обоих видов лечения лежит психотерапия, главным образом коллективная, групповая. Цель лечения — выздоровление. Больной должен безоговорочно принять принцип полного и постоянного воздержания, без этого не может быть позитивных перемен в его личности. Каждый должен знать, что алкоголизм можно победить, но это требует абсолютного воздержания.
Про Белочку, альтернативным языком из статьи с Луркоморья.
Белочка (белая горячка, белка, aka ОРЗ — очень резко завязал/запил, латинск. рас. delirium tremens) — epic fail межушного ганглия вследствие ВНЕЗАПНОГО прекращения воздействия веществ, чаще — бухла, реже — родственной бухлу барбитуры. Живет в синей ямке. Естественные враги белочки — православный ёжик и медики.
К алконавтам белочка обычно приходит, или они её ловят — как повезет.
Адская белочка
Белая горячка наступает через сутки-двое после запоя или сильного алкогольного отравления (не путать с отправлением). Как маркер, БГ предшествует нарастающая необоснованная тревога. Если БГ «приболел» пьяный — это уже алкогольный психоз.
Клиника
"— Просто помутнение рассудка, клянусь честный слово.
— Ясно, delirium tremens.
— A?
— Белаягорячка.
— Да, горячий, горячий, савсэм бэлий."
— «Кавказская пленница»
Выглядит это примерно так
Приходит даже к супергероям
Алконавт в БГ — страшное, дикое зрелище. Обожравшийся мухоморов средневековый социопат ни в какое сравнение не идёт. Санитары обычно летают по отделению как страшный бред сумасшедшего, долго лечатся от переломов и синяков.
Но так бывает далеко не всегда — в основном поциент на взгляд со стороны просто совершает неадекватные поступки: заглядывает под стол, что-то стряхивает с себя, при попытке с ним поговорить несёт полную ахинею, также принимает одних людей за других и не может объяснить, где находится. Первое время днем это все дело отпускает (т. н. «люцидное окно»). В моменты просветления человек еще может сам добежать до больницы. При развернутом делирии он уже занимается херней в режиме 24/7.
Хитрость белочки заключается в том, что она может явиться даже тогда, когда ты, мой дорогой, этого даже не ждешь. У некоторых индивидов при II стадии алкоголизма толерантность к «зеленой змейке» на ранних этапах улетает в стратосферу, что приводит к тому, что даже после недели непрерывных возлияний этанола на организме этот никак не сказывается. Пациент начинает бухать, например, в начале недельного отпуска и заканчивает в самом конце. После этого он спокойно спит одну ночку в воскресение и, как ни в чем не бывало, идет в понедельник на работу. Максимум, что он будет испытывать негативного — небольшую жажду и присутствие легкой холодной испарины на лбу (опционально с легким тремором культяпок) . Черт, да от него даже запаха может не быть! Казалось бы — profit? Ан, нет! Самое веселье начнется в ближайший вечер/ночью. Когда придет время ложиться спатки, наш герой с удивлением заметит, что и спать-то совсем не хочется. Более того, откуда не возьмись, рот обильно наполнится слюной а все тело резко начнет обливаться холодным потом и покроется мелкой дрожью. Темнота же вперемежку с выясняющими отношения пьяными гопниками за окном, на которых тебе еще совсем недавно было насрать, заставят твое сердце отплясывать лезгинку, а очко сожмется до размеров горошины. Ощущение, что по тебе кто-то все время ползает не будет покидать тебя ни на мгновение. Нередко бывает, что в постель к человеку действительно может кто-то заползти или просто залететь в окно (майский жук каждый год гарантирует это). Если такое случится в ситуации нашего героя, то есть большой шанс обоссать (или даже обосрать) портки и стать героем от сердечного приступа. Если же пациент нереальными усилиями таки умудряется заснуть, это приводит к обязательному ночному кошмару, который для него может длиться целую вечность. Бедолага же сам уже не в состоянии из него выбраться. Когда же кошмар отпускает, и наш парень подрывается с кровати, весь промокший и дрожащий от страха, он с о%уевшим видом замечает, что прошло лишь полчаса — час. Часы проверяются постоянно в ожидании, когда же настанет утро и весь этот пи$дец, наконец, закончится. Самое забавное, что человек страдает больше внутри, чем снаружи. Он осознает, что с ним творится говно. Он вменяем, но он ничего с этим не может поделать, ибо, психика-с. Он на грани между здравым смыслом и полным безумием. Начинается баттхерт, такой вот «подарочек» от собственного мозга. Ведь еще прошлым утром все было хорошо! :(Можно заюзать чит, а именно — сожрать любое колесо, содержащее бензодиазепины. Это выключит до самого утра. Лучше вообще при малейшем ощущении бессонницы на фоне делирия закидывать транк, так как чем лучше ты будешь спать ближайшие 2 — 3 ночи, тем быстрее белочка от тебя отстанет. И ни в коем случае не следует пренебрегать этим читом и тупо пережидать, так как обливание холодным потом, пробивание мотором грудной клетки, обильная кладка кирпичей и разглядывание одичавшим взором в занавесках призраков организму на пользу точно не пойдут. Так-то.
Если же грань ты уже переступил… Важно, что фиксация поциента необходима, даже если он кажется мирным, ибо содержание глюков может смениться в любой момент. Сейчас белочники лежат в реанимации зафиксированными: в ...ую у них трубка под названием катетер — и дуркуй сколько влезет.
Белочка вызывает у пациента бред, который обусловлен лютыми, бешеными глюками, ознобом и повышением температуры. Глюки обычно отнюдь не дружелюбны, часто приходят в образе мелких тварей, мечтающих сожрать или хотя бы надкусить пациента (тараканы, черти и прочие насекомые). Не исключено, что пациент даже может выпрыгнуть в окно. В одном неописуемом случае пациент поступил в больницу с многочисленными порезами кожи. Как он объяснил врачам, к его коже прицепились чёртики и он срезал их бритвой.
Вообще, галлюцинации при белке не слишком разнообразны и сюжетны. Обычно встречаются только три сюжета:
Мелкие твари — пациент видит лезущих на него маленьких уродливых тварюшек в огромном количестве. Это могут быть тараканы, пауки, белые мыши, классические чёртики, да хоть хэдкрабы.
Злые голоса — пациент слышит недружелюбно настроенные голоса из тёмных углов, из-за стен и дверей. В зависимости от остатков личности алкаша голоса могут
идентифицироваться по-разному: допившийся до белки уркаган будет слышать ментов, которые стучат в дверь и кричат, чтобы он сдался и пошел в тюрьму, верящий в нечистую силу будет слышать замогильные голоса из ада, которые будут грозить утащить его в преисподнюю, застенчивый интроверт будет слышать дразнилки: «Ты толстый! Ты жирный!». Практически в любом случае — голоса либо пугают до усрачки, либо бесят до белого каления.
Тёща-Палпатин — если в поле зрения белочника появляется человек, он может видеться в виде чудовища. Часто пациент думает, что вот он, тот, кто напускает белых мышей и злые голоса — и нападает с первым попавшимся тупым тяжелым предметом, желая отомстить за свои страдания.
Основную опасность при визите белочки представляет риск саморасчленения, для окружающих пациента — попытки последнего набить фрагов с чертей и толпы их приверженцев: топором, бензопилой или другим подручным инструментарием. Очень редки случаи тихих поциентов, или таких, которые будут смеяться, геройствовать, пускать слюни, пытаться помочь в чем-либо или умиротворенно поглощать собственные экскременты. Бди, анонимус, никто не знает, когда поциент внезапно ощутит себя Гордоном Фримэном!
При удачном исходе больной надолго засыпает, просыпается, начинает вести себя адекватно, и его переводят недели на три в обычное алкогольное отделение — чтобы пришёл в себя, и, может быть (ха-ха), отказался от пьянства и начал приносить пользу семье и обществу, после чего выписывают (сам диагноз в медкартах остаётся — то есть лицензию на ружье и водительские права без взятки не дадут).
Лечение
При советской власти БГ правильно лечилась спиртом смесью Попова (бухло с фенобарбиталом) или Равкина (бромид натрия, настой травы пустырника и барбитал-натрий). После прихода к власти сухого законника Горбачева алкоголь в медицинских целях запретили, лечить стали большими дозами реланиума, что, впрочем, тоже неплохо. Если белка упорная и реланиумом никак не изгоняется, применяется тяжёлая артиллерия в виде тиопентала натрия. Буржуи в аналогичной ситуации могут применять и пропофол (он же «Диприван»), особенно при необходимости интубации.
Вообще, помимо транквилизаторов разной степени активности, основным компонентом лечения является восполнение потерянных жидкости и солей в измученном нарзаном организме алконавта. Также нелишним считается назначение тиамина (витамина B1), но не для лечения собственно белочки, а для предотвращения развития энцефалопатии Вернике или синдрома Корсакова.
Куча народу мрёт от лечения нейролептиками. От аминазина (только в крайне запущенных случаях, например, при появлении чертей, а так — короткий курс и только в активной стадии), галоперидола (вообще запрещен, но любим сельскими недофельдшерами и насмотревшимися сионистских сериалов доброжелателями) и иже с ними развивается реактивный отёк мозга, смерть медленна и мучительна. Впрочем, те же буржуи и не рекомендуют ограничиваться ТОЛЬКО нейролептиками и считают основным лекарством бензодиазепиновые транквилизаторы.
Народная медицина
Лечить белку самостоятельно нельзя. Но:
В быту, если вокруг, например, тайга, где врачи не водятся, алконавту, подцепившему БГ, стоит налить от 50 до 100 мл растворенного медицинского спирта, зафиксировав перед этим, разумеется. Если рядом есть бабушка с феназепамом, не помешает закусить целебный напиток парой таблеток. Вышеописанная комбинация повредит меньше, нежели дальнейшее развитие «белки».
Некоторое подобие микстуры Попова можно получить, растворив в том же спирте один флакон (25 мл) таких «бабушкиных» препаратов, как «Корвалол», «Корвалдин» или «Валокордин» (содержат барбитуру). Но ни в коем случае не «Валокормид» (в нём барбитуры ни...уя нет, а есть бром)! К такому коктейлю полностью применима вышеупомянутая сентенция о «меньшем вреде». Ну, и вкус премерзотнейший, но тут уж не до выбора.
Если белка в лёгкой степени, то есть трясучка и ужас уже начались, но явных глюков нет (а у начинающего алкодактиля на второй стадии вечером в понедельник после типичных алковыходных скорее всего будет именно так) — это можно лечить дома. Основной помощник нам в этом деле — феназепам. Следует упарывать сначала одно колесо, затем c интервалом где-то в полчаса другое, пока симптомы не закончатся и не начнёт клонить ко сну. На следующий вечер, если симптомы вернулись — повторить. Если пришлось упарывать феназепам три ночи подряд или более — придётся слезать уже с него; в этом деле нам поможет чудо-микс «Элберет Гилтониэль»: 4 табла фенибута днём, две фенибута вечером, после крайних двух таблов запить раствором из 100 капель корвалола. При необходимости повторить. Если феназепам не справляется или возникают глюки — вызывать скорую и сдаваться докторам.
Исход
Чаще визит белки заканчивается выздоровлением, но иногда экстерминатусом (1 из 5 — 7 пациентов) от отека мозга. Несколько визитов белочки подряд могут привести к долговременной принудительной госпитализации для испытания экспериментальных психотропных препаратов, в результате чего пациент превращается в слюнявый и срущийся овощ.