Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Декабрь » 14 » КАК ФОРМИРУЕТСЯ «АЛКОГОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

6. КАК ФОРМИРУЕТСЯ «АЛКОГОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

 Оглавление

Все описанное выше о влиянии алкоголя на здоровье человека — знания далеко не новые. Практически каждый человек рано или поздно в своей жизни с ними сталкивается: кто в школе, кто видео посмотрит, кому товарищ расскажет. Более того, у большей части населения страны наверняка есть жизненный опыт, подтверждающий всю пагубность употребления спиртного. Так почему 98% нашего населения сознательно предпочитают естественному трезвому состоянию алкогольный дурман? Сознательно ли? Всегда ли мы выбираем сами или иногда это делают за нас? Что бы дать ответы на эти вопросы, нужно знать алгоритмы, по которым мозг обрабатывает громаднейшие объёмы информации, поступающей из окружающего мира.

Давайте попробуем в общих чертах разобраться в механизме воздействия на мозг человека новой для него информации.

Вы задумывались когда-либо, почему одной информации мы легко верим, а другую подвергаем сомнению, даже когда в обоих случаях имеем одинаковое количество исходных данных? Все дело в том, достоверность тех или иных данных наш мозг оценивает исходя из частоты их повторения. Чем чаще мы слышим, а еще лучше видим что-либо, тем вероятней, реалистичней, нормальней и естественней нам это кажется.

Например, время от времени покупая помидоры в разных магазинах вы знаете, где они лучше, хотя в принципе купить хорошие помидоры можно и в самом «плохом» магазине, но случается это гораздо реже. То есть принимая решение какой магазин «хороший» для покупки помидор, а какой «плохой» вы будите производить сравнение частоты прохождения сигналов «хороший помидор» — «плохой помидор». Если вы не имеете личного опыта по отношению к чему-либо, то тогда вы буде ориентироваться на мнения других людей, но точно также будете оценивать частоту повторения. Например, выбирая для ребёнка школу с наилучшим качеством преподавания, родители смотрят отзывы на форумах, общаются с соседями, у которых есть дети постарше и т.д. Количественное соотношение полученных «позитивных» и «негативных» отзывов существенным образом повлияет на принятие решения.

Этот пример говорит о том, что новую информацию мозг воспринимает в первую очередь по количеству повторений. Чем чаще повторяется информация, тем, скорее всего, она достовернее.

В эволюции человека (да и всех других живых организмов) это могло закрепляться приблизительно следующим образом: представьте себе первобытное поселение. Справа лес слева речка.

Собралось 10 аборигенов пойти в лес за грибами и пошли. С грибами вернулся один. Остальных ягуары сожрали. Через неделю опять 10 пошли и опять вернулся только один. А другие в это время ходили на речку рыбку ловить там оба раза из 10 вернулось девять — одного сожрали крокодилы. Вариантов два: «сожрут» — «не сожрут». Оценка вероятности наступления того или иного варианта — по частоте поступления сигнала: в лесу девять сигналов «сожрали» и один сигнал «не сожрали». На речке — наоборот. Механизм закрепления простой: тех, кто не понимает, что в лес нечего соваться рано или поздно пережрут почти всех. Остальные дадут потомство, которое по закону Менделя в среднем будет более сообразительным и будет понимать, что лес надо обходить стороной.

Вот так и в реальной жизни — мозг прислушивается к той информации, которая статистически чаще возникает. Если синоптики предсказывают похолодание и снег на 15 февраля — явление привычное и достаточно велика вероятность, что так и будет, а значит стоит одеться потеплее. Но мало кто натянет шубу в середине июля, даже если по радио будут говорить, что на улице -400 С — с таким природным явлением мы еще не сталкивались, а значит, скорее всего, что информация не достоверна.

В условиях, когда не было средств массовой информации, такой алгоритм обработки информации оправдывал себя. То, что человек ежедневно видел вокруг себя (изменение погоды, свойства тех или иных объектов, повадки животных и т.д.), представляло для него первостепенный интерес и ставало частью его жизненного опыта, который, несомненно, был адекватен реальной жизни. Однако все изменилось с появлением кино и телевизора. Теперь, чтобы получать «жизненный» опыт современному человеку не нужно сталкиваться с чем-либо в своей ЛИЧНОЙ, РЕАЛЬНОЙ жизни. Теперь достаточно нажать кнопку и через те же органы чувств, в мозг человека польётся поток информации, совершенно не имеющий никакого отношения к его реальной жизни.

Известно, что мозг любую поступающую в него информацию преобразует в поток электрических импульсов проходящих по нейронам. То есть вне зависимости от источника информации: увидел по телевизору, увидел в театре на сцене, слышал лично, услышал от другого человека, услышал по радио, прочитал в книжке и представил в воображении — всё это в конечном итоге превращается в поток электрических импульсов. И всё различие между источниками информации — это малая довесочка: «читал», «смотрел кино», «видел сам лично». Многие из тех, кто в молодости много читал художественной литературы, наверное, сталкивались с таким эффектом, когда пересказывая друзьям какой-то интересный сюжет во всех подробностях, вдруг не понимаешь, читал ты это или смотрел в кино. Информация выдавалась в сознание в виде образов, которые формировались во время чтения и эти образы уже не имели специфической приставки, обозначающей их происхождение («читал» или «смотрел в кино»). Подсознание же вообще, скорее всего, не может отличить информацию, полученную опытом личной жизни, от информации, полученной из «художественных» источников. Происходит это потому, что за время эволюции вида «человек разумный» большую часть времени человек получал информацию только сам лично (не было кино, радио, книг и т.д.) и только о том, в чём он лично участвовал. Даже речь появилась в эволюционном плане относительно недавно (относительно длительности развития жизни от зарождения до наших дней). То есть, на протяжении большей части эволюционного процесса не было необходимости различать источники информации для определения степени их достоверности, так как был только один источник — окружающая реальность. То есть, только наше сознание, при условии, что оно запомнило откуда взялся поток образов, может понять — стоить считать эти образы достоверными или нет. И здесь есть одно НО. Дело в том, что около 90% информации обрабатывается человеком на уровне подсознания. В некоторой научной литературе это отразилось в том, что многие исследователи, не понимая этого, утверждают, что мы используем мозг только на 10%, а остальное всё бездействует. Действует! — но, просто, в сознание не выводится, поэтому не всеми понимается.

Вы через глаза получаете огромный поток информации. Представьте себе, что вы подошли к окну на 10-м этаже и посмотрели сверху на улицу. Вы увидите массу объектов людей, автомобилей, деревьев, кустов, зданий и т.д. Вы при этом не будете думать «вот дом», «вот одна машина», «вот вторая машина», вы вообще при этом можете думать про новогоднюю ёлку, но если вас попросить посчитать машины, припаркованные перед домом, вы их легко посчитаете и даже не задумаетесь где искать машины и как отличить припаркованные от движущихся. Это, за ваше сознание давно уже сделало подсознание: выделило объекты, идентифицировало их и отслеживает. И когда у сознания возникла соответствующая задача, подсознание сразу же выдало необходимую информацию. Да мы и в пространстве ориентируемся потому, что наше подсознание постоянно контролирует наше местоположение. Вы когда утром в ванную идёте умываться, вы же себе маршрут не прокладываете (так как вы это делаете когда идёте в поход), а просто идёте в ванную. Вы скажите «автоматизмы» — мы это каждый день делаем. Правильно, но кто-то же командует этими автоматизмами — это и есть подсознание. Оно говорит куда двигаться, где развернуться и т.д.

В наше время поток информации, поступающий к человеку, намного больше, чем даже 100 лет назад, не говоря уже о 1000 лет. Теперь за два часа вечернего просмотра кинофильма человек получает в десятки и сотни раз больше информации, чем из реальной жизни за весь предыдущий день. Чтобы как-то справиться с огромным объёмом и, не имея возможности заранее знать, какая информация может быть полезна, а какая нет, подсознание выхватывает ту информацию, которая повторяется наиболее часто и преподносит её сознанию как актуальную, заслуживающую доверия и важную. Вот и получается, что на наш мозг действует в основном не исходя из той информации, которая поступает из реальной жизни, а под действием той информации, которая закачивается в него, грубо говоря, из телевизора.

Современное телевидение не столько отражает окружающий мир, сколько принимает непосредственное участие в его формировании. Обилие сцен употребления алкоголя в кино сделали его неотъемлемой частью жизни. Попробуйте вспомнить вот так сразу несколько фильмов, в которых нет ни одной сцены употребления алкоголя и табака — вряд ли у вас это быстро получится. Зато практически каждый сразу может назвать десятки фильмов, где сюжет завязан на пьянке: «Ирония судьбы», «Сваты», «Особенности национальной рыбалки»... Именно кино привило нам на уровне подсознания стереотипы, что алкоголь — это отдых, праздник; умение пить — атрибут мужественности, героизма; пьянство — отличительная черта русского народа и прочий вздор. Постоянными повторениями нас, как животных, с малых лет дрессируют на заданные автоматизмы, которым мы бездумно следуем.

 6.1 Как и когда формируется сознание человека

Психологами в обычном детском саду был проведён интересный эксперимент[1]: пятилетним малышам предложили сыграть в праздник. Представление о празднике у детей оказалось достаточно предсказуемым: ребята накрыли на стол, в центр вместо бутылок поставили кегли. Когда все расселись, мальчики сделали вид, что разлили из импровизированных бутылок по чашечкам выпивку и начали чокаться.

Этот эксперимент показывает, что уже в пять лет дети четко знают, праздник — это стол и бутылки. Кто им передал такой «навык» тоже не трудно догадаться — родители. А вот спросите пятилетних малышей, что такое алкоголь и почему его пить нельзя — вряд ли кто ответит. Большинство родителей стараются не затрагивать такие темы с детьми. «Они еще маленькие, это все потом, когда подрастут, а пока пусть наслаждаются детством». Такое утверждение выходит из глубокого непонимания того, как формируется сознание ребенка.

Задумывались ли вы когда-либо над вопросом, что такое детство? Для чего оно существует, почему его продолжительность разная у разных биологических видов, когда оно заканчивается? Ответ на этот вопрос имеет принципиальную важность для выбора верной концепции воспитания ребенка.

Детство — это период, в течение которого новорождённое существо не способно самостоятельно выживать (поддерживать свою жизнедеятельность) в окружающей среде.

Причины такого состояния две:

физиологическая недоразвитость, обусловленная тем, что габариты новорождённого ограничены размерами родовых путей матери;

отсутствие у новорождённого знаний и навыков, необходимых для выживания в окружающей среде.

Для человеческого дитя существенным ограничением степени физиологического развития является размер головного мозга — самого крупногабаритного органа человеческого тела. Для того чтобы ребёнок мог пройти сквозь родовые пути матери, его мозг должен быть достаточно маленький, то есть сильно недоразвит. В результате этого с момента рождения запускаются программы интенсивного развития и преобразования мозга. Только приблизительно к 3-м годам мозг ребёнка и весь организм оказывается настолько развитым, чтобы обеспечить выживание организма на самом примитивном «животном» уровне существования. Но даже спустя три года мозг человека ещё не способен обеспечить ему нормальное взаимодействие с социальной средой, которую представляет собой человеческое общество. На усвоение этой необходимой информации и уходит время, пока человек не будет готов стать дееспособным ответственным членом общества. Именно в детстве происходит усвоение той информации, которая во взрослой жизни во многом определяет взгляды человека, его отношения к тем или иным вопросам, т.е. его мировоззрение. То есть, в этот период происходит закладка так называемой внутренней программы.

У каждого народа определён разный возраст, по достижению которого ребёнок считается взрослым. И чем выше развито общество, чем сложнее в нём функционировать, тем позднее ребёнок считается способным к вхождению во взрослую жизнь. Это обуславливается именно необходимостью усвоения намного большего количества информации, «программ» необходимых для успешного выживания.

Закладываемое в детстве мировоззрение — это система взглядов, с помощью которой человек в дальнейшем будет оценивать явления окружающей действительности.

Рассмотрим на таком, казалось бы, простом вопросе: «что такое детство?», насколько мировоззрение определяет поведение и судьбу человека.

Есть как минимум два разных мнения (частных мировоззрения) на эту тему, порождающих принципиально разные подходы к воспитанию детей:

Мнение 1:

Детство — это такая замечательная и счастливая пора в жизни человека, когда он может радоваться жизни и быть беззаботно счастлив.

Мнение 2:

Детство — этап в развитии человеческой личности, предназначенный для усвоения информации, необходимой для успешного взаимодействия с окружающей средой (средой в смысле природы, техносферы, социальной среды).

Родитель, руководствующийся первым частным мировоззрением, будет стараться обеспечить своему ребёнку максимально беззаботное, не нагружающее интеллект существование в максимально возможной изоляции от окружающего реального мира со всеми его «сложностями» и «трудностями». Мало того такая формулировка в умолчании содержит утверждение, что во взрослой жизни человек уже счастлив быть не может, а следовательно, хорошие родители должны продлевать для своего ребёнка детство как можно дольше.

Родитель, руководствующийся второй концепцией, будет стараться по мере развития ребёнка подключать его к тем жизненным процессам, в которых ему предстоит участвовать во взрослой жизни. Игры, предлагаемые таким родителем своему ребёнку, будут моделировать реально проходящие в жизни процессы и пусть в упрощённой форме, но подготавливать его нравственность и интеллект к тем задачам, которые ему предстоит решать во взрослой жизни.

Как вы думаете, ребёнок, воспитанный по какой концепции будет, к 16-и годам более приспособлен к жизни и в дальнейшем легче и проще будет достигать поставленных задач?

Без анализа последствий первое утверждение вроде бы совершенно справедливо и имеет право на жизнь наряду с другими. Действительно, глупо же утверждать, что детство это не «прекрасная пора в жизни человека». С другой стороны отсутствие в сознании родителей понимания того, что в детстве ребёнок должен по возможности включаться во все жизненные процессы, статистически присущие данному обществу, приводит к тому, что многие люди, дожив до юридического совершеннолетия, продолжают на уровне своего духовного и интеллектуального развития оставаться в состоянии детства.

Точно таким же образом возможны разные отношения к алкоголю:

Первое, алкоголь — специфический напиток, способствующий расслаблению и поднятию духа.

Второе, алкоголь — яд, разрушающий мозг человека и приводящий его к медленной, но неизбежной деградации.

С одной стороны глупо утверждать, что алкоголь не «помогает» человеку расслабиться, с другой стороны людям, знающим физиологические причины и последствия такого эффекта ясно, что причиной «расслабления» является ОСЛАБЛЕНИЕ интеллектуальных способностей человека и деградация нравственности вследствие гибели клеток мозга. То есть, наблюдаем тот же эффект, что и в предыдущем примере: вроде бы правильные мнения при их применении в жизни вызывают совершенно разные последствия.

От того, какое мировоззрение будет заложено в сознание вашего ребёнка в его первые годы, зависит по какому алгоритму будет развиваться вся его дальнейшая жизнь.

На ранних этапах развития ребенка запись этой внутренней программы происходит в основном исходя из того, что он видит вокруг себя. В этот период он еще не способен анализировать и давать оценку происходящему. Ребенок просто запоминает, как ведут себя окружающие, чтобы в дальнейшем отобразить это в своем поведении. Удивительно, но способность копировать увиденное появляется у малышей практически сразу после рождения[2]. Неумение сдерживать себя, раздражительность, грубость — все, что порой мы так явно выражаем в повседневном поведении в семье, отмечается ребенком и впоследствии, скорее всего, будет привнесено и в его семейную жизнь.

Когда родители на каждом семейном празднике своим примером демонстрируют ребёнку, что употребление спиртного — это норма, они бессознательно формируют у ребёнка мировоззрение, в котором алкоголь позиционируется, как нечто приемлемое. Мы самолично лишаем наших детей выбора: жить трезво или травить себя алкоголем.

 6.2 Методы алкогольной пропаганды

Как мы рассмотрели выше, при условии подачи достаточного количества специфической информации, ребёнка можно воспитать с каким угодно мировоззрением. Т.е. мировоззрение ребёнка и общества в целом — это продукт, который можно производить. И с этой задачей прекрасно справляется телевидение — беспрерывная циркуляция примеров потребления алкоголя, табака и деструктивного поведения влечёт восприятие этого детьми как нормы поведения и в дальнейшем приводит к воспроизведению в реальной, а не выдуманной жизни. Главное — обеспечить условия, при которых ребёнок будет проводить достаточно времени у телевизора, и подавать ему информацию определённого характера. А в настоящее время, когда для обеспечения семьи приходиться работать обоим родителям и ребёнком заниматься некому и некогда, это обычная ситуация.

После просмотра старых советских фильмов, в которых снимались талантливейшие актёры, становится ясно, как одну из самых трезвых стран Европы выводили на тропу алкогольной деградации. В большинстве из них употребление спиртного изображается не только как характерная, отличительная черта русского народа, но и как атрибут гордости, героизма, величия народа. В послевоенные годы (1948-1950) уровень употребления спиртного был 1,85 литра на душу населения. За 60 лет победного шествия алкогольной пропаганды с телеэкранов эта цифра увеличилась, как минимум, в 10 раз.

Представьте, если в какой-либо изолированной группе людей, которая живёт не зная, что такое убийства, воровство и насилие начать все это регулярно показывать на телеэкранах, — уже через месяц всё это войдёт в их жизнь. Недаром, за одну серию «Джеймса Бонда» компании-рекламодатели платят до 100 млн. долларов, только за то, чтобы главный герой ездил на определённом автомобиле, курил определённые сигареты и пил определённый коктейль.

Кроме примера, подаваемого родителями, мы с самого детства подвержены постоянной информационной атаке из вне — многочисленные сюжеты с телеэкранов, высказывания авторитетных личностей, давление мнения и традиций общества. Но, казалось бы, разумный человек, просто не может не видеть и не задумываться над проблемой алкоголизации народа, когда она столь очевидна и начинает затрагивать интересы каждого. Повальное спаивание народа это как минимум угроза личной безопасности. Пьяные аварии, драки, преступления — все это давно стало частью нашей жизни и от них невозможно застраховаться или отгородиться, даже если сам пьешь в меру. Более того, личным примером ты можешь подтолкнуть менее устойчивого к действию алкоголя человека на этот путь. И вся разница между вами будет лишь в том, что у него в организме медленнее расщепляется этиловый спирт, который в большей степени успевает травмировать мозг.

Так почему, несмотря на все возрастающее количество сознательных трезвенников, еще остается достаточно много людей, не видящих причинноследственных связей между алкоголем и той пропастью, куда стремительно катится наш народ?

У нашего мозга, как и у любого другого органа, есть максимальная пропускная способность. Ну, например, наше сердце в среднем может за минуту прокачать около 5 литров крови, за сутки печень может отфильтровать кровь чуть более 400 раз, а за минуту через лёгкие проходит от 6 до 8 литров воздуха. Эти цифры могут колебаться, но многократно превысить их обычный человек не способен. Так и человеческий мозг в нормальном состоянии за единицу времени может обработать определённое количество информации. Когда количество поступающей информации значительно превышает «пропускную способность» — возникают сбои.

Изобилие поступающей человеку информации делает большую её часть не полезным сигналом, а «шумом», отфильтровать который оказывается чрезвычайно сложно. Информационный шум — это то, что, по сути, «забивает» наш мозг, не даёт ему сосредоточиться на решении жизненно важных проблем, анализе окружающей действительности. К информационному шуму можно отнести практически 95% того, что льётся на нас с экрана: «Х-фак-тор», «Танц з зiрками», «Украша мае талант», обилие депрессивных новостей и т.д. Наш мозг попадает в такую же ситуацию, как Интернет-сервер, подвергшийся атаке хакеров. От большого количества обращений к нему, он перестаёт обрабатывать информацию и зависает. Информация проходит по органам чувств, но критически не анализируется. В итоге, мы просто перестаём из увиденного и услышанного складывать целостную картину мира, и начинаем воспринимать жизнь словно картинки калейдоскопа[3], видя её, как череду несвязанных «осколков» — событий, которые сами собой складываются в лишённый смысла и непонятный, но яркий и красочный узор. Каждое новое событие кажется неожиданным и непредсказуемым. Такое восприятие окружающей действительности приводит к так называемому калейдоскопическому кретинизму: когда, казалось бы, взрослый и сознательный человек не способен увидеть причинно-следственные связи элементарных жизненных явлений, а зачастую и просто предугадать последствия от своих собственных действий.

Альтернативой калейдоскопу является мозаика — это восприятие мира как целостной системы, где все процессы взаимосвязаны и управляемы. Именно оно позволяет выбирать из всего многообразия информации актуальную и заслуживающую внимания — ту, что как частички пазла, дополняют общую картину мира. А если, какой-то частички у тебя еще нет, то по общему контексту картинки можно предугадать, какой она должна быть.



[3] Калейдоскоп - игрушка, представляющая из себя трубку с системой из 3-х зеркал, в одном конце которой свободно пересыпаются разноцветные стеклянные осколки. При повороте трубки вокруг своей оси наблюдатель сквозь смотровое отверстие в другом ее конце видит яркие красочные картинки, сменяющие друг друга. Они красивы, но совершенно бессмысленны.

20:57
КАК ФОРМИРУЕТСЯ «АЛКОГОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Просмотров: 6720 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]