III БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ — БОРЬБА ЗА ЗДОРОВЫЙ БЫТ
Печальный
опыт человечества
Оглавление
Хотя люди и знают, какое коварство таит
«знакомство» с вином, все же многие из них попадаются в его умело расставленные
сети.
О том, как люди испокон веков относились
и относятся к этому искусителю, говорят многочисленные пословицы и поговорки,
которые, по словам А. М. Горького, «кратки, но ума в них на целую книгу». Нет,
пожалуй, ни одного народа, не заклеймившего алкоголь в своем устном творчестве.
Вот несколько примеров, взятых из русского языка: хмель не вода, человеку —
беда; запил и совесть пропил; погибает людей больше в вине, чем в воде; было
ремесло, да хмелем поросло; слезами умывается, кто бражкой упивается; выпил на
грош, а на рубль дебош и т. п.
А вот что думают славящиеся своим вином
грузины: поздоровавшись с водкой — прощайся с умом.
Армяне, высмеивая бахвальство
опьяневших, говорят: напоили вином козла — пошел с волком драться.
В Бенгалии (области Индии) есть такие
поговорки: один день пьяным быть, а десять — за голову хвататься.
В Японии так считают: вино можно пить,
но нельзя чтобы оно тебя пило; вечером пьяница — утром лентяй.
В общем, если и встречаются выражения,
восхваляющие вино, но на одно такое всегда можно найти десяток, осуждающих
пьянство.
Не меньший интерес представляют
высказывания тех людей, которые своими знаниями обогатили многовековую культуру
человечества. Знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор говорил:
«Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пить? Я отвечу за него: пусть почаще
вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде».
«Вино мстит пьянице» — кратко, но точно
сказал гениальный художник, поэт и строитель эпохи Возрождения итальянец
Леонардо да Винчи.
Английский писатель Вальтер Скотт
считал, что «из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием
духа».
Великому немецкому поэту Вольфгангу Гете
принадлежат такие, полные сожаления слова: «Человечество могло бы достигнуть
невероятных успехов, если бы оно было более трезвым».
Знаменитый американский писатель Джек
Лондон страстно выступил против пьянства в полуавтобиографическом романе-памфлете
«Джон Ячменное зерно, или алкогольные воспоминания».
«Слишком дорого приходится платить за
удовольствие. За короткий миг интенсивной жизни не стоит расплачиваться
длительным периодом пессимизма и тяжелых физических страданий».
Наша
смена
Передается ли алкоголизм по наследству?
Реакционные буржуазные ученые отвечают на этот вопрос утвердительно.
Буржуазные лжеученые пытаются обосновать
якобы существующую биологическую неполноценность эксплуатируемых, среди которых
вследствие кошмарных жизненных условий в капиталистической действительности
распространено злоупотребление алкоголем.
Наши ученые, как и прогрессивные ученые
других стран, доказывают, что никакой наследственной передачи алкоголизма нет.
Известны многочисленные факты, когда у родителей-алкоголиков дети в течение
всей жизни не употребляли спиртных напитков. Так, у гениального немецкого
композитора Бетховена очень сильно злоупотребляли алкоголем и отец и мать, а
сам Бетховен никогда не брал в рот вина.
Главное — это среда, обстановка, в
которой вырастают дети. Алкоголизм родителей опасен для детей тем, что, видя
своих отцов и матерей пьянствующими, дети, желая подражать поступкам старших,
приучаются к спиртным напиткам. Естественно и то, что пьющие родители в
большинстве случаев неспособны, вести с этим борьбу. Иногда они даже сами дают
водку детям.
Во Франции была проделана специальная
научно-исследовательская работа, в результате которой удалось проследить судьбу
потомства у 215 родителей, злоупотребляющих спиртными напитками. Оказалось, что
из 819 детей было 16 мертворожденных, 37 недоношенных, 38 плохо развитых и
поэтому нетрудоспособных, 55 больных туберкулезом, 145 душевнобольных и 121
умерли преждевременно, главным образом от падучей болезни. Лишь 407 человек
сохранили здоровье.
Следует помнить о важном значении для
ребенка обстановки, в которой он растет и воспитывается. Только здоровая
обстановка, свободная от всяких дурных примеров, от всяких пороков, — залог
того, что из ребенка вырастет полноценный член общества, здоровый и в
физическом, и в моральном отношении человек. Семьи, где дети с малых лет видят
пьяные драки и скандалы, слышат сквернословие и брань, где самих детей приучают
к спиртным напиткам, наносят большой вред молодому поколению.
Будущее ребенка всегда волнует
родителей. Любой отец, любая мать хотят вырастить достойного члена общества. Но
не все родители умеют воспитывать в ребенке
хорошие качества. Некоторые родители дают детям деньги и не интересуются,
целесообразно ли они их тратят. Имея в кармане деньги, подросток зачастую
находит удовольствие посидеть за стопкой водки в ресторане, рядом со взрослыми.
В результате он забрасывает учебу, становится участником различных ночных
похождений. На улице такой юноша грубит прохожим, сквернословит, дерется. Ясно,
что такое поведение уродует молодого человека, и он впоследствии становится
неполноценным работником, плохим гражданином.
К сожалению, приходится еще встречаться
с такими фактами, когда злоупотребляющие спиртными напитками родители приучают
к этому своих детей, дают им за обедом вино, а иногда и водку, полагая, что это
укрепляет организм ребенка. В других случаях говорят так: «Мы будем пить, а
детям не дадим? Они же смотрят, как мы пьем, и им тоже хочется, ведь мы обидим
их, если не дадим выпить». Такие родители совершают преступление. Вред,
наносимый алкоголем молодому, растущему организму, особенно опасен.
Установлено, что чем меньше возраст ребенка, тем разрушительнее действуют на
него спиртные напитки. Так, обычная «норма» взрослых—100—150 граммов водки —
несет смерть ребенку 6—8 лет.
В детском организме постоянно происходит
развитие и совершенствование нервной системы, внутренних органов, всех
жизненных процессов. Алкоголь задерживает это развитие, особенно в подростковый
период, когда совершается переход от детства к возмужанию. В этот период бурно
происходит морфологическая и физическая перестройка организма. Переформирование
жизненных процессов организма осуществляется как бы «под огнем противника»,
когда одновременно нужно осуществлять перестройку и отражать удары: частые в
детском возрасте различные заболевания, травмы. Для подростка характерна
неуравновешенность между основными нервными процессами — торможением и
возбуждением, которые лежат в основе психической деятельности. Сила тормозного
процесса, его подвижность значительно уступают силе и подвижности процесса
возбуждения. В результате способность сдерживать себя, контролировать свои
поступки у подростков недостаточно выражена. Они нередко становятся резкими,
непослушными, излишне самонадеянными. Им многое кажется доступным, легко
преодолимым. Такая недооценка реальной обстановки тоже результат слабости
тормозного процесса в коре головного мозга. Это приводит к тому, что чувства
нередко берут верх над разумом.
Особенно остро переживает молодежь
стремление старших ограничить ее инициативу, подавить самостоятельность. Но
иногда стремление быстрее возмужать, стать полноправным членом общества
принимает уродливые формы. Молодые люди начинают подражать тому, что они лишь
по своему недомыслию принимают за проявление самостоятельности, независимости.
Именно в этот период и происходит первое знакомство с алкогольными напитками.
Разные причины способствуют этому. Иногда это простое любопытство, желание
испытать незнакомое чувство опьянения. Иногда — результат необдуманных
поступков старших, которые привлекают молодежь к совместной выпивке. А нередко
юноше кажется, что если его увидят в пьяном состоянии, этаким разухабистым
молодцом, тем более выпившим на заработанные деньги, то в глазах окружающих он
сразу же получит право считаться взрослым.
Между тем каждая выпивка лишь мешает
становлению функций растущего организма и, таким образом, отдаляет
окончательное формирование его. Ведь спиртные напитки поражают преимущественно
нервную систему. Алкоголь ослабляет, парализует тормозной процесс, который,
подчеркиваем, и без того в этом возрасте слабее возбудительного процесса.
Следовательно, в тот момент, когда юноша собирается выпить, он собственными
руками готовится нанести удар своему еще не окрепшему мозгу. И не только мозгу.
Доказано, что от деятельности центральной нервной системы во многом зависит
состояние всех органов и тканей нашего тела. Поэтому, когда возникают нарушения
в нервных клетках, в том числе и такие, которые являются следствием опьянения,
страдает от этого весь организм в целом. Кроме того, алкоголь действует на все
внутренние органы, непосредственно отравляя печень, сердце, почки, органы
дыхания и железы внутренней секреции, особенно щитовидную железу, гипофиз,
половые железы. Словом, нет такого органа, который не страдал бы от спиртных
напитков в любом периоде жизни человека, но особенно в детском возрасте. Юноша,
употребляющий алкоголь, вырастает хилым, болезненным. Рост его, как правило,
меньше, чем у его сверстников, кожа теряет свежесть. Он плохо справляется с
различными трудностями. А ведь именно в этом возрасте начинают овладевать
наиболее сложным комплексом знаний, знакомятся со своей будущей профессией.
Учеба в школе, техникуме, вузе, военном училище или академии предъявляет очень
высокие требования к молодому человеку. Но разве может мозг, отравленный
алкоголем, по-настоящему включиться в новое дело? Вместо того чтобы разумно
организовать свой труд и отдых, молодежь, любящая выпить, тормозит свое
развитие. Интересы у таких юношей оскудевают. Они сосредоточиваются обычно на
выпивках и пустых развлечениях, которые зачастую порождают преступления. Так
молодые люди сами губят свое здоровье, а с ним нередко и свою жизнь.
Пьянство, не имея в нашей стране никаких
социальных причин, обычно появляется как показатель низкой сознательности
пьющего, его моральной распущенности, которые являются следствием плохого
воспитания. Поэтому одной из важнейших мер борьбы с пьянством должно быть
предупреждение его, правильное воспитание подрастающего поколения. Родители и
школа должны вырабатывать у детей презрение, отвращение к пьянству. Нужно
развенчать в глазах молодежи ложную «романтику» пьянства, чтобы развить у
молодых людей отношение к пьянству как унизительному пороку, нетерпимому в
нашем обществе. Долг общественности раскрывать перед молодежью весь вред и
позор злоупотребления алкоголем. В необходимых случаях нужно подвергнуть поведение
пьяных подростков обсуждению в коллективе товарищей по учебе или работе,
написать об этом в стенную или заводскую газету и т. д.
Совершенно недопустим алкоголь, даже в
самых ничтожных количествах, беременным женщинам, так как это ведет к
внутриутробному поражению плода и к рождению неполноценного, болезненного
ребенка. Более того, грубейшую подчас непоправимую ошибку совершают те, кто
дает начало жизни своему ребенку, находясь в состоянии опьянения. Ведь алкоголь
— яд, проникающий во все, без исключения, клетки организма, в том числе и в
половые клетки — сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Если в момент
слияния этих клеток они будут отравлены алкоголем, дальнейшее развитие их, или,
говоря другими словами, развитие в утробе матери будущего ребенка с самого
начала будет носить нездоровый, болезненный характер. Жизнь показывает, что
среди слабых, часто болеющих детей, особенно тех, у кого плохая нервная
система, очень много таких, которые были зачаты, когда их родители или родитель
находились в состоянии опьянения. Недаром ведь в древней Спарте, где воспитанию
подрастающего поколения придавалось исключительно важное значение, вино в дни
свадеб было категорически запрещено.
Недопустимо также употребление алкоголя,
хотя бы и в очень малых дозах, кормящей матерью. Но, к сожалению, встречаются и
такие факты, когда в детскую консультацию приносят грудных детей в состоянии
алкогольного опьянения, когда начинают искать причину этого, выясняется, что
кормящая мать принимала участие в выпивке. И вот попавший в ее организм
алкоголь проник в молоко, и вредному действию спиртного подвергся грудной
ребенок.
Злоупотребляющий спиртными напитками
отец — тяжелая обуза в семье. Он пропивает свою заработную плату и оставляет
свою семью без средств к существованию. Пьяница создает невыносимые условия
жизни для семьи, лишает ее культурного отдыха и уюта, причиняет ей физические и
нравственные страдания. Матери, ограждая детей от отцов-алкоголиков, вынуждены
обращаться в суд за разводом. Семья рушится. Все это вредно сказывается на
нервной системе детей, их воспитании, их учебе.
Семья рабочего Д. в прошлом была
дружной. В доме был полный достаток. Но вот Д. постепенно втянулся в пьянство.
Сначала пил с друзьями по разным поводам, а затем стал пить и без всякого
повода. В семье стали часто вспыхивать скандалы. Пьяный муж бил жену. В
результате от диких сцен, устраиваемых пьяным отцом, у одиннадцатилетнего сына
возникло нервное заболевание. Мать, спасая здоровье ребенка, вынуждена была
уехать в другой город. Так из-за пьянства отца распалась хорошая в прошлом
семья. Не зря говорится: «Много вина пить — беде быть», «Много пить — добру не
быть», «Пить до дна— не видать добра». Трудно измерить то зло, которое приносит
злоупотребление алкоголем семье и детям.
Л. Н. Толстой писал: «Вино губит
телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние
семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство».