Путь выбирает поводырь
В начале болезни особенно эффективна психотерапия. (она изучается и успешно применяется такими ведущими специалистами, как В. Е. Рожнов, И. В. Бокий, В. И. Григорьев. Исключительных результатов достиг руководитель республиканского наркологического центра Министерства здравоохранения УССР Л. Р. Довженко.
Формы психотерапии разнообразны. Большую долю успеха психотерапии даст сочетание лечения с трудотерапией оно может быть осуществлено на базе заводских лечебных профилакториев. Трудовое воспитание, пребывание в трезвом коллективе — это также один из методов воздействия на психику, на нравственные установки больного.
Существует мнение о необходимости соответствия формы психотерапии личности больного. Это справедливо. Но многое зависит и от врача. Опыт наших психотерапевтов показывает: искусное владение одним методом делает его эффективным для самых различных пациентов. Следовательно, нельзя строго рекомендовать какой-либо определенный метод психотерапии. Выбрать его должен сам нарколог сообразно личности больного, а также своим склонностям и способностям.
Некоторые в своей психотерапевтической работе предпочитают эмоционально-стрессовую, адаптивную перестройку. Как при всех видах и формах лечения, результат ее находится в прямой зависимости от степени сознательного желания больного вылечиться. Если алкоголик страстно стремится вырваться из коварных объятий Бахуса, перспективы радужны и оптимистичны.
Большое значение имеет укрепление психологической защиты от первой рюмки, «прививка» отвращения к опьянению, восстановление интерперсональных отношений, психической гармонии.
А. Р. Довженко создал модель трезвости. Метод заключается в формировании в мозгу больного так называемой доминанты трезвости — установки на то, чтобы не пить в течение определенного времени.
Условия: лечение должно быть по доброй воле больного, а не под «нажимом». Перед сеансом больной должен выдержать 15 — 20-дневный «пост». Срок этот необходим, чтобы нервные клетки очистились от алкоголя. Гипноз, психотерапия неспособны оказывать воздействие на заторможенную клетку. Кроме того, столь длительное воздерживание «проясняет» сознание, подготавливает почву для «раскрепощения» воли пьющего. Больные считают что суть метода Довженко — в воздействии его личной воли. На сеансе он говорит о страшных последствиях алкоголя, его воздействии на психику человека, потомство, о страданиях близких. Рассказывает об эффективности своего метода лечения и тем самым «закладывает в мозг больного противоалкогольный код». «Ядром метода Довженко,- писалось в заключении Харьковского НИИ психологии и психотерапии, — является формула внушения, заключающаяся в том, что «не твоя» (больного) воля, а «моя» (психотерапевта) избавляет от недуга... Это принципиально отличается от традиционной психотерапевтической установки при лечении алкоголизма — использовании воли самого пациента для преодоления болезни. Методика Довженко отличается от других и тем, что больному предоставляется, с одной стороны, свобода выбора длительности периода полной трезвости (но не менее года), а с Другой необходимость строгого соблюдения поставленных условий».
Чтобы вылечиться полностью, Довженко предлагает полное воздержание в течение 10—15 лет.
Метод, разработанный и применяющийся А. Р. Довженко, дает удивительный эффект: от 82 до 93 процента лечившихся у него больных бросают пить, становятся полноценными людьми.
При всех формах психотерапии возникает опасение, какбы но снизить у больного ответственность за свое злоупотребление. В этой связи интересно исследование английского некого ученого Р. Стефорда. Понятие больного о контроле за потреблением и поведением в опьянении, о причине пьянства (внешней — внутренней), его выбор (пить.не пить»), стыд за последствия пьянства — так называемый понятийный лоскус контроля — может быть внутренним, сопряженным с ответственностью, или внешним, когда алкоголик винит в своем пьянстве людей и обстоятельства и ответственность снижается. Внешний заставляет искать помощь вовне, но результат лечения всегда хуже, чем в случаях внутреннего.
Существует мнение, что психотерапевт во время сеанса затрачивает много энергии. Но в этом смысле психотерапия незначительно отличается от многих видов труда, в том числе труда психиатра. Объективной сложностью психотерапевтического лечения является его исключительнаявремяемкость, что мешает применять этот метод настолько широко, чтобы удовлетворить запросы жизни. Попытки обойти этот недостаток путем увеличения групп пациентов и использования таких технических средств, как магнитофонные записи, нельзя считать удачными. Психотерапия бывает эффективной при непосредственном человеческом контакте.
Есть ли что-либо новое в арсенале наркологов?
Долгое время одним из методов лечения алкоголизма был страх. Зафиксировано немало случаев, когда люди бросали пить без вмешательства врачей. Помогали им в этом, как ни парадоксально, инфаркты, кровоизлияния в мозг и другие тяжелые заболевания, о чем мы говорили в начале книги. Но чаще жажда выпить побеждала даже инстинкт самосохранения. Тогда применялись средства, вызывающие отвращение и повышающие чувствительность к алкоголю, использовался условный рефлекс. Однако это было врачевание без знания патогенеза алкоголизма. Теперь, опираясь на данные о биологической сущности заболевания, в основу воздействия положили знание, что (алкоголизм связан с изменением определенных веществ в организме, которые влияют на психическую и эмоциональную деятельность человека. Под влиянием алкоголя происходит перестройка этих веществ, нарушается их баланс. Например, как мы говорили, излишек дофамина приводит к физическим и психическим расстройствам; Сейчас ученые приступили к подбору существующих и созданию новых лекарственных средств, стабилизирующих соотношение этих веществ, и следовательно, снижающих влечение к спиртным напиткам, нормализующих физическое и психическое состояние.
Алкоголь при систематическом потреблении разрушает и нашем организме ряд веществ, которые начинают компенсаторно вырабатываться и выделяться в больших, а точнее во всевозрастающих количествах. Если поступление этанола извне прекращается, то они накапливаются в избытке. Излишек же их приводит к психической и физической дисгармонии.
Новый метод лечения состоит в том, что вместо алкоголя вводятся лекарственные средства, которые понижают уровень этих веществ и нормализуют их образование. Так, переизбыток дофамина снижается с помощью малых доз апоморфина, бромкриптина и других препаратов, предложенных И. П. Анохиной. При этом задерживается и образование дофамина. Чтобы установился естественниц баланс, надо лишь подобрать дозу лекарства.
Таким образом, знание патогенеза алкоголизма открыло широкие возможности для лечения заболевания, дало толчок для создания новых эффективных лекарств, новых методов медикаментозной терапии.,
21:32 Путь выбирает поводырь |
|
Всего комментариев: 0 | |