30-е годы по существу не принесли принципиальных
изменений в антиалкогольную политику правящего режима. Этому есть свои
объяснения. Полигоном грандиозного сталинского эксперимента на рубеже 20-х и
30-х годов стала деревня. Принудительная коллективизация (1929-1933)
сопровождалась невиданными со времен красного террора репрессиями. Миллионы
людей, объявленных "кулаками” или "подкулачниками” высылались из родных мест,
зачислялись в спецпоселенцы и лишались всех гражданских прав. Сотни тысяч
погибли на пути в Сибирь, миллионы - во время голода. Итогом коллективизации
стало уничтожение крестьянского хозяйства, обнищание деревни, падение
сельскохозяйственного производства и бесправное прикрепление колхозников к
земле.
Принятие драконовского "закона о пяти колосках” и
репрессивных постановлений в промышленности, сопровождалось бесчисленными
пропагандистскими кампаниями, умело затрагивавшими лучшие и худшие стороны
человеческой души.
Здесь присутствовали и апелляция к традициям
революционной борьбы, классовой сознательности, чувству пролетарского
интернационализма, широкая пропаганда достижений стахановцев, чкаловцев,
папанинцев и др. Наряду с этим - призывы к разоблачениям "врагов народа”,
периодически разжигаемые волны "спецеедства”, абсолютизация классового подхода
к литературе, и в этике. Все это покоилось на целенаправленном идеологическом
оболванивании народа, принявшем особенно грандиозные масштабы после выхода в
свет в 1938 г.
"Краткого курса истории ВКП(б)”, игравшего роль своеобразного катехизиса.
На этом фоне незначительные изменения в
антиалкогольном законодательстве, известные в юридической литературе, выглядят
по меньшей мере мягкими.
Несмотря на это, уровень потребления алкогольных
напитков в предвоенный период неуклонно снижался и составил в 1940 г. 1,9 л. абсолютного алкоголя
на душу населения против 3,4 л.
в 1913 г.,
и 3,0 л.
в 1938 г.
Этот феномен еще предстоит изучить в самостоятельных
научных исследованиях, но можно присоединиться к позиции Г.Заиграева,
предполагающего, что снижению потребления спиртного в 30-е годы способствовали,
с одной стороны, сложившиеся стереотипы массового сознания, с другой стороны,
нехватка основных продуктов питания, установление в предвоенные годы жесткой
дисциплины и строгой уголовной ответственности за любые нарушения.
Смерть Сталина в 1953 г. и хрущевская
"оттепель” вызвали процессы духовного освобождения и возрождения общества,
энергия которых накапливалась десятилетиями и вырвавшись вдруг наружу,
получившихмощный стимул и новое
качество. Ожидания людей, аккумулированные в стремлении к "лучшей жизни” стали
материлизоваться в конкретные товары, деньги, жилье. В этот период наблюдается
и значительный рост потребления спиртных напитков на душу населения (3,9 л. абсолютного алкоголя в
1960 г.,
против 1,85 л.
в 1950 г.).
Это обусловило принятие новых законодательных мер
борьбы с пьянством. 15 декабря 1958
г. выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
"Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими
спиртными напитками”. Согласно требованиям постановления, запрещалась продажа
водки во всех предприятиях торговли и общественного питания (кроме ресторанов),
расположенных на вокзалах, пристанях, аэропортах, на привокзальных и
пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной
близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений,
больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.
Необходимо отметить, что по содержанию это
постановление было предельно схоже с постановлением СНК РСФСР от 29 января 1929 г., но как и в 20-е
годы предлагало лишь ограничительно-запретительные меры и не вскрывало главных
причин пьянства.
В этот период совершенствуется и республиканское
законодательство по борьбе с самогоноварением. 29 января 1960 г. Президиум Верховного
Совета РСФСР принял Указ "О мерах борьбы с самогоноварением и изготовлением
спиртных напитков домашней выработки”. Характерной особенностью этого указа
являлось смягчение ответственности за самогоноварение. По указу, уголовная
ответственность за изготовление или хранение самогона, чачи, араки, тутовой
водки, браги и других спиртных напитков наступала лишь в тех случаях, когда к
виновным за аналогичные деяния уже применялись меры общественного или административного
воздействия. Но практика показала, что установление административной и общественной
преюдиции за самоговарение без цели сбыта по сути дела дезориентировало
сотрудников милиции, считавших, что эти правонарушения являются в большей
степени уделом общественности. В итоге такое положение привело во многих
случаях к безнаказанности указанных правонарушений.
Для изменения сложившегося положения уже 8 мая 1961 г. Президиум Верховного
Совета РСФСР принимает новый Указ "Об усилении ответственности за
самогоноварение и изготовление других спиртных напитков домашней выработки”. В
нем законодатель устанавливал уголовную ответственность за изготовление и
хранение самогона или самогонных аппаратов без цели сбыта, хотя бы и
совершенное в первый раз. Отличительной особенностью этого документа было
усиление санкций за самогоноварение. В отличие от Указа 1960 г., в котором изготовление
и хранение самогона и самогонных аппаратов без цели сбыта (совершенное после
применения к виновному мер общественного воздействия или административного
взыскания за аналогичное деяние) наказывалось исправительными работами на срок
до 6 месяцев или штрафом до 100 рублей, новый Указ за эти же действия
предусматривал лишение свободы на срок до 1 года или штраф до 300 рублей. Если
раньше совершение этих действий с целью сбыта (а равно сбыт) влекли наказание в
виде штрафа до 300 рублей, исправительных работ на срок до 1 года или лишение
свободы до 3 лет, то по новому указу виновные могли быть подвергнуты только
наиболее жесткому наказанию - лишению свободы на срок от 1 года до 3 лет с
конфискацией имущества.
Одновременно указом предусматривалась административная
ответственность или применение мер общественного воздействия и за приобретение
самогона, а также уголовная ответственность за соучастие в самогоноварении.
Несмотря на усиление мер уголовного и
административного воздействия за самогоноварение, значительного эффекта оно не
имело, так как Указ не подкреплялся мерами профилактики и устранением условий и
причин, способствующих совершению этих правонарушений. В связи с этим Пленум
Верховного Суда РСФСР в своем Постановлении от 10 июня 1967 г. потребовал усилить
профилактическую работу и обязал суды при рассмотрении дел о самогоноварении
устанавливать источник приобретения сырья, реагировать на факты халатного отношения
к охране социалистической собственности вплоть до привлечения виновных к
уголовной ответственности.
60-е годы не улучшили алкогольную ситуацию в стране.
Хрущевская "оттепель” и иллюзорные мечты о "коммунистическом завтра”,
"революционные” идеи брежневского переворота и развитие консервативного начала
в общественной жизни конца десятилетия, как бы отодвинули на задний план
повседневные проблемы, загнали вглубь многие социальные аномалии. Но именно за
это десятилетие один прирост алкогольного потребления – 2,8 л. абсолютного алкоголя
(с 3,9 в 1960 г.
до 6,7 л.
в 1970 г.)
- оказался чуть меньше общего уровня душевого потребления в 1913 г.
Пьянство выступило в качестве своеобразного индикатора
общества, стало проявлением социального отчуждения, можно сказать, вызовом
обществу. И общество забило тревогу. В мае 1972 г. ЦК КПСС и советское
правительство принимает постановление "О мерах по усилению борьбы с пьянством”,
которым было предусмотрено осуществление широкого комплекса мер экономического
и культурно-воспитательного характера. Этот документ явился основой для принятия
в июне-сентябре 1972 г.
во всех союзных республиках целого ряда антиалкогольных актов.
Одним из таких документов, являлся Указ Президиума
Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. Он значительно усиливал ответственность
за распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных
местах, за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, а также за управление
транспортными средствами в состоянии опьянения и за нарушение правил торговли
спиртными напитками. В отличие от предыдущих антиалкогольных актов он
предусматривал широкое вовлечение общественности в борьбу с социальным недугом
и предусматривал для координации совместных усилий государственных органов и общественных
организаций, создание при исполкомах районных, городских, окружных, областных,
краевых Советов, Советах Министров союзных и автономных республик, комиссий по
борьбе с пьянством.
Вслед за этим Указом, Президиум Верховного Совета
РСФСР 1 марта 1974 г.
принимает решение "О принудительном лечении и трудовом перевоспитании
хронических алкоголиков”, определявшем меры медицинской помощи и социально-трудовой
реабилитации, злоупотреблявших спиртными напитками. В соответствии с этим
указом, граждане по решению суда могли направляться в лечебно-трудовые
профилактории для принудительного лечения, если они злоупотребляли спиртным,
нарушали на почве пьянства трудовую дисциплину, общественный порядок и правила
социалистического общежития, несмотря на принятые меры общественногои административного воздействия, уклонялись
от добровольного лечения или злоупотребляли алкоголем после лечения.
Определенное оживление в антиалкогольной политике
вызвало постановление ЦК КПСС "Об улучшении работы по охране правопорядка и
усилению борьбы с правонарушениями”, где наряду с конкретными мерами,
направленными на дальнейшее улучшение профилактики правонарушений, усиление
борьбы с преступлениями и другими антиобщественными проявлениями, обращалось особое
внимание на обеспечение последовательной и настойчивой борьбы с пьянством и
алкоголизмом.
Несмотря на жесткий тон и конкретные предложения
антиалкогольных указов 70-х годов, многие из них не выполнялись. Причины тому
как и прежде коренились в экономической и социальной политике правящих кругов.
Курс на стабильность приобретал черты политической стагнации. "Революционные”
идеи о форсированном продвижении к коммунизму сменились новой вывеской -
"развитой социализм”, за которой мораль "для себя” и мораль "для других”
определяла нормы жизни значительной части руководителей. Размывание
нравственных критериев, по которым организуется жизнь общества, дегуманизация
общественной жизни стали обычным и повседневным делом.
В этот период ослабло и действие компенсирующих
механизмов, которые влияют на поведение человека независимо от внешних условий
его жизни; старые утратили свое значение, новые еще не были созданы. Роль
компенсатора долгое время выполняла вера, которая нередко вставала и над
убеждением и над реальной жизнью. Вера в идеал, в будущее, в авторитет. Но и
идеал оказался "размытым”. Будущее было заменено настоящим. В обществе, где
власть административно-командной системы выдавалась за социалистическую
демократию, распределительная уравниловка - за социальную справедливость, сама
деятельность приобрела черты имитации. Вследствие этого, в конечном счете,
имитацией оказалась и антиалкогольная борьба. Параллельно с антиалкогольными
декларациями осуществлялся безудержный рост государственной продажи алкоголя -
с 3,0 л.
в год в 1960 г.
до 10,8 л.
в год на душу населения в 1980
г.
Одновременно с увеличением продажи спиртных напитков
вырос и уровень самогоноварения, которое по данным Б.Ц.Урла-ниса, Ю.П.Лисицына
и Н.Я.Копыт, в 1983 г.
составляло 50-70% от государственной продажи.
Бурный рост алкоголизации общества сопровождался столь
же резким снижением темпов прироста национального дохода в СССР: с 12-11% в
1958-1960 гг. до 4,8 в 1975-1980 гг. и до 2% в 1982 г. Важно заметить, что
ежегодные экономические потери, обусловленные потреблением всевозможных видов
водки, вина и пива, по данным доктора экономических наук, профессора
Б.И.Искакова составляли до 300 млрд. руб. (в ценах 1980 г.) и в 3-6 раз
превышали доходы от продажи алкоголя.
На фоне роста потребления спиртных напитков заметно
увеличились смертность, преступность, дорожный травматизм. Так, число
несчастных случаев, отравлений и травм с 1970 по 1984 г. увеличилось со 142
до 171 на 100 тыс. человек. В 80-е годы число пьяных, доставляемых в
медицинские вытрезвители, продолжало расти и достигло в 1985 г. 7,5 млн. человек.
Всего же количество лиц, привлеченных за нарушения антиалкогольного
законодательства составило в 1985
г. 13,6 млн. человек, против 7,3 млн. в 1973 г. или возросло на 86%.
На почве пьянства совершалось примерно 65% всех умышленных убийств, 75%
телесных повреждений, грабежей, разбоев, около 40% автодорожных происшествий.
Таким образом, пьянство к середине 80х
годов превратилось в серьезный тормоз экономического и социального развития
общества, в фактор, представляющий угрозу для физического и нравственного
здоровья населения. Назрела общественная потребность в усилении борьбы с этой
социальной опасностью, путем применения радикальных государственных мер.
Вступивший в марте 1985 г. на партийный "трон”
М.С.Горбачев безусловно понимал, что необходимо ужесточить курс на вытеснение
пьянства из жизни общества. Да и начало своего правления, сопровождавшегося
заявлениями о необходимости преобразований в перемежку с клятвами верности
коммунистическим идеалам, хотелось ему по всей видимости начать
"по-револю-ционному” очередной кампанией. Поэтому уже в мае 1985 г. принимается
постановление ЦК КПСС и советского правительства "О мерах по преодолению
пьянства и алкоголизма”, Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении
борьбы с пьянством”, соответствующие указы Президиумов Верховных Советов
союзных республик и другие законодательные акты.
По своему содержанию эти документы не имели аналогов в
истории антиалкогольной политики России. Даже этап "диктатуры трезвости” и
трезвенническая политика второй половины 20-хгодов, насыщенные всевозможными противоалкогольными
мероприятиями, померкли перед четко сформулированными установками на
комплексное осуществление многоплановых антиалкогольных усилий путем широкого
применения организационных, экономических, административно-правовых и
воспитательных мероприятий.
В соответствии с требованиями ЦК КПСС и
законодательными актами в стране, в короткий срок, была развернута
беспрецедентная по своему размаху антиалкогольная кампания, которая на первых
порах принесла определенные позитивные измененияв алкогольной ситуации. В результате резкого
сокращения сети магазинов и других запретительных мер фактическая продажа водки
и ликеро-водочных изделий в 1987
г. составила 123,3 млн. дал, или на 96,7 млн. дал меньше
объемов, предусматриваемых постановлением Совета Министров СССР от 7 мая 1985 г. С большим
опережением против ежегодного сокращения осуществлялась и продажа виноградного
вина.
Проводимая работа позволила уменьшить в 1985 году
затраты на покупку алкогольных напитков по сравнению с 1984 г. на 5 млрд. рублей и
в 1987 г.
- на 16, 3 млрд. рублей, а всего более чем на 37 млрд. рублей.
В целом по стране с 1985 по 1987 г. продажа спиртных
напитков в расчете на одного жителя сократилась в 2,5 раза (по РСФСР в 2,6
раза). В результате принятых мер за 1985-1987 гг. на 36% сократилось количество
прогулов в промышленности, производительность труда повышалась ежегодно на 1%,
что давало казне 9 млрд. рублей. На 35% сократилось количество смертельных
исходов от несчастных случаев среди мужчин трудоспособного возраста по причине
злоупотребления алкоголем.
Усиление антиалкогольного законодательства
положительно сказалось на криминальной обстановке в стране. Количество
преступлений (по линии) уголовного розыска сократилось почти в 1,5 раза (в
целом же "пьяная” преступность в этот период сократилась на 37,5%). За это
время количество привлеченных к ответственности за нарушение антиалкогольного
законодательства уменьшилось на 28,2%, помещенных в медицинские вытрезвители -
на 40%.
Реализация антиалкогольных мер сказалась на уровне
рождаемости и смертности и в целом на демографической ситуации. Так, в 1986 и
1987 гг. в стране рождалось на 500-600 тыс. младенцев в год больше, чем в
каждом из предыдущих 46 лет. В 1986-1987 гг. умирало в год на 200 тыс. человек
меньше, чем в 1984 г.
Выросла средняя продолжительность жизни, особенно у мужчин: с 62,4 лет в 1984 г. до 65 лет в 1986 г. И, наконец, в
1986-1987 гг. население страны увеличивалось на 2,9 млн. человек в год, тогда
как в 1981-1985 гг. - на 2,4 млн. человек.
Вместе с тем, попытки ускорить выполнение директивных
указаний и "отрапортовать” о выполнении, искажение форм и методов
антиалкогольной борьбы, намеченных ввыше упомянутых документах, привели в итоге к серьезным негативным
последствиям.
Со второй половины 1986 г. повсеместно возросла
реализация сахара и кондитерских изделий. К примеру, в 1987 г. она составила 9.280
тыс. тонн и по сравнению с 1985
г. увеличилась на 18%, что привело к необходимости
реализации сахара по талонам. По данным Госкомстата СССР, в 1987 г. на самогоноварение
израсходовано 1,4 млн. тонн сахара, что примерно равнялось 140-150 млн. дал
самогона и практически компенсировало сокращение продажи водки и ликеро-водочных
изделий. В то же время резко возросла покупка спиртосодержащих и других
препаратов бытового назначения (одеколонов, зубной пасты, клея БФ, кремов для
обуви) для использования их не по прямому назначению. Например, реализация клея
БФ в целом по стране возросла с 760 тонн в 1985 г. до 1 тыс. тонн в 1987 г., жидкости для
очистки стекол - соответственно с 6,5 тыс. тонн до 7,4 тыс. тонн, дихлофоса - с
115 млн. до 135 млн. баллонов.
Употребление самогона, спиртосодержащих препаратов и
других, одурманивающих, средств привело только в 1987 г., по данным МВД СССР,
к отравлению более 44 тыс. человек, из которых 11 тыс. погибло.
По данным Минздрава СССР, количество впервые регистрируемых
в течение года больных наркоманией увеличилось с 3 тыс. человек в 1985 г. до 20 тыс. человек в
1987 г.
Резкое сокращение производства и продажи спиртных напитков привело также к
значительному росту спекуляции спиртным и самогоноварению. В 1985 году к
ответственности за самогоноварение было привлечено 30 тыс. граждан, в 1986 г. - 150 тыс., в 1987 г. - 397 тыс.
В это период отмечается и нарастание скептических
настроений относительно перспектив успешного решения проблемы. Социологические
опросы, проведенные с интервалом в 5 месяцев (ноябрь 1987 - апрель 1988 г.), выявили следующую
картину. Число людей, верящих в возможность преодоления пьянства к началу XXI
в., резко уменьшилась, и их доля составляла всего 6%. Удельный вес тех, кто
верил в возможность искоренения пьянства, но считал, что для этого потребуется
смена 2-3 поколений, увеличился в 1,5 раза и составил 68%. Доля же подвергающих
сомнению саму возможность полного преодоления пьянства возросла в 2 раза и была
равна 26%.
Такого итога антиалкогольной кампании ни в ЦК КПСС, ни
в Совете Министров, конечно же не ожидали. Необходимо было срочно реагировать
на сложившуюся ситуацию, чтобы не допустить полного провала. 12 октября 1988 г. Политбюро ЦК КПСС
принимает постановление "О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по вопросам
усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом”, в котором было подчеркнуто, что
широкие возможности, созданные для усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом,
во многих регионах не были использованы должным образом, не подкреплялись
кропотливой повседневной работой, а решение одной из важных социальных проблем
зачастую сводилось к административным мерам, проведению шумных кратковременных
кампаний.
Вина за допущенные просчеты, по мнению ЦК, ложилась на
плечи партийных организаций, которые не сумели поднять на борьбу с пьянством и
алкоголизмом главную силу - общественность, трудовые коллективы, население по
месту жительства. Постановление требовало не допускать каких бы то ни было
отступлений от взятого курса и сосредоточить усилия на профилактических, воспитательных
мерах, формировании у всех советских людей антиалкогольных убеждений.
Но было уже поздно. Маховик негативных явлений уже
набрал полный ход и вызвал центробежные процессы. Да и в пылу перестроечных
кампаний по "ускорению”, "перестройке” и т.д. в условиях реальной опасности
потерять власть, партии и ее лидеру было уже не до этих "пьяных” проблем.
Анализируя основные причины провала антиалкогольной
кампании второй половины 80х годов, необходимо прежде всего
отметить, что начатое наступление на алкоголизм не было подкреплено
научно-обоснованной программой практических действий. Затянувшаяся разработка
такой программы во многом объяснялась отсутствием в стране широких комплексных
исследований алкогольной проблемы, особенно ее экономических и
социально-психологических аспектов. Отсутствовала научная концепция преодоления
пьянства и алкоголизма. У организаторов алкогольной реформы не было четкого
представления об этапах продвижения к конечной цели, о путях и методах решения
проблемы, о месте и роли в этом процессе различных социальных институтов.
В связи с этим, антиалкогольное законодательство 1985 г. не достигло своих
целей. Принятые без подготовки реальной опоры на общественное мнение, без учета
возможной реакции на их практическую реализацию антиалкогольные указы во многом
оказались неэффективными и в некоторых случаях законодатель вынужден был их
отменять или изменять.