Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Октябрь » 14 » ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА-2

Оглавление

Профилактика подросткового и юношеского алкоголизма включает в себя ряд мероприятий. Прежде всего в процессе воспитания у учащихся должны быть сформированы твердые антиалкогольные убеждения: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости даже эпизодического и в малых дозах употребления алкоголя, о безнравственности пьянства и алкоголизма. У младших школьников следует вырабатывать общее отрицательное отношение к алкоголю. На улице обращать их внимание на неопрятный вид встретившегося им пьяного и подчеркнуть, насколько он отличается от большинства других людей — бодрых, активных, спешащих по своим делам. Необходимо ярко и доходчиво рассказать детям, как плохо приходится родным и близким такого человека, как трудно им живется из-за его пьянства (обижает, устраивает скандалы, продает вещи для добывания денег на выпивку). Следует подчеркнуть его бесполезность для общества — потерю квалификации, неспособность к производительному труду (все мысли заняты спиртным, руки трясутся, он неаккуратен и безответствен — не выполняет обещанного, не доводит до конца, так как легко отвлекается от него при любой возможности выпить). Необходимо, чтобы реакция учителя была на все это ярко эмоциональной, чтобы ребенок воспринял все примеры злоупотребления алкоголем как резко отрицательные. Главное в этом возрасте — внушить общее отрицательное отношение к пьянству и пьющим, заложить основы морального осуждения этого явления.

При антиалкогольном воспитании подростков также следует базироваться на общем отрицательном отношении к алкоголю и злоупотребляющим им людям, выработанном ранее, стараясь закрепить его, и дополнять это разъяснением различных вредных сторон его действия на здоровье, на развитие силы, на достижение успехов в спорте и т. д. В этом возрасте нужно сформировать представление подростка о том, что в любой момент своей жизни для преодоления какой-либо опасности, какой-либо чрезвычайной ситуации человек должен быть наготове, во всеоружии своих сил, бдительности, и подчеркнуть, что употребляющий алкоголь на это не способен. Его чувства и ощущения притуплены, ситуацию он воспринимает лишь частично, некоторые ее моменты ускользают от его внимания, и поэтому он не может правильно оценить опасность и предпринять необходимые действия. Кроме того, учитывая увеличивающуюся с возрастом склонность подростков к самостоятельности, следует акцентировать факт подчиненности пьяницы, алкоголика спиртному, внутреннюю их зависимость, несвободу, по существу, рабство. Совместимо ли оно с достоинством человека? И можно ли гордиться и бахвалиться такой несвободой?

При антиалкогольном воспитании юношества следует, помимо закрепления отрицательного отношения к пьянству и пьющим, разъяснять различные вредные стороны его действия и сущность всех тех моментов, связанных с употреблением алкоголя, которые пьющими используются для самовосхваления и вместе с тем оказываются способом их морального давления на неискушенную молодежь.

Необходимо прививать умение правильно оценивать любые особенности поведения человека, специфически связанные с его склонностью к злоупотреблению алкоголем: возрастание переносимости алкоголя, «опережение круга», признаки снижения или утраты количественного контроля, стремление «поймать» наркотический эффект алкоголя и т. д. Стремление поскорее ощутить наркотический эффект алкоголя — явное выражение наличия наркотической зависимости — со стороны может выглядеть даже как некое достоинство пьющего. «После первой не закусываю», — уверенно заявляет он. И неискушенный человек может подумать, что в этом действительно есть какое-то достоинство. На самом же деле этот человек уже психически зависит от алкоголя и жадно ловит наступление эйфории. Часто пьяницы и алкоголики поступают так в условиях относительной нехватки спиртного, стремясь, несмотря на это, возможно более полно ощутить желаемый ими «кайф». Сидя за общим столом, такой человек обычно выпивает спиртное вместе со всеми или даже «опережая круг», за еду принимается позже всех. С целью бахвальства пьяница нередко использует и свою способность переносить большие дозы алкоголя. Например, он чуть ли не с гордостью заявляет подростку или юноше: «Вот видишь, пью и не пьянею, а ты не можешь» или «Пью и здоров, а тебя рвет, — значит ты слаб». И неискушенные молодые люди поддаются на эту своеобразную пропаганду алкоголизма, скрывают свою непереносимость алкоголя, пьют через силу, лишь бы не отстать, не показаться «слабым». Если бы они точно и четко знали, что хорошая переносимость высоких доз алкоголя — признак болезненный, а защитная реакция на алкоголь — явление совершенно нормальное и естественное, эта проалкогольная пропаганда не имела бы силы, и стесняться и смущаться должен был бы пьяница, а не нормальный, здоровый человек.

Юношеству следует объяснить, что употребление алкоголя пагубно сказывается на общем жизненном пути человека, на осуществлении всех его жизненных планов.. Следует убеждать их в несовместимости употребления алкоголя и возможности реально осуществить что-либо из того, о чем человек мечтает в детстве или юности, чего он хотел бы добиться в жизни.

Наряду с этим важное значение в подростковом и юношеском возрасте (а затем — ив последующей жизни) имеет сформированность в процессе воспитания черт личности, объективно препятствующих формированию и развитию алкогольных интересов, стремлений, склонностей:

социально ценных потребностей (в труде, в творчестве), а также стремления к высоким результатам в любом виде деятельности;

 способности (и стремления) разрешать неблагоприятные ситуации не уходом от них и пассивным выжиданием, а активной деятельностью, преодолением трудностей;

развитой способности к самоанализу, самооценке поведения и собственного психического состояния;

активного отношения к действительности, непримиримости ко всему тому, что не соответствует нормам коммунистической морали (человек не только сам должен вести трезвый образ жизни, но и быть активным его пропагандистом).

Все эти черты, свойства, качества личности, а также взгляды и убеждения выступают в роли антиалкогольных барьеров, прямо или косвенно препятствуя приобщению подростка, юноши к алкоголю.

Для профилактики алкоголизма в подростковом и юношеском возрасте необходимо четкое понимание учителем самой сущности алкоголизма как психической болезни, которая развивается исподволь, постепенно, но при регулярном употреблении алкоголя — неотвратимо.

И пока еще не наблюдается серьезных осложнений, нужно помнить о конкретных признаках развития алкоголизма, которые несложно выявить, наблюдая поведение того или иного человека в различных ситуациях. Вне ситуации употребления алкоголя это:

оживление при упоминании об алкоголе; одобрительные рассказы о спиртных напитках и людях, их употребляющих; демонстрация своих «познаний» в области различных видов спиртного, рассуждения о преимуществах одного над другим; «алкогольная» инициатива при обсуждении планов проведения каких-либо мероприятий (школьный вечер, праздник, поход, дни рождения учащихся); легкая отвлекаемость от текущих дел при какой-либо возможности к употреблению алкоголя; «беспричинные» колебания настроения, причем улучшение настроения происходит в ситуации, способствующей употреблению алкоголя.

В ситуации употребления алкоголя это:

«опережение круга» (наливает и выпивает первым, проявляет повышенную активность в произнесении очередного тоста); давление на окружающих (критика «слабаков», которые не могут выпить много или вообще отказываются от спиртного; демонстрация снисходительно-пренебрежительного отношения к непьющим; похвальба количеством выпиваемого алкоголя, упоминание в разговорах людей, способных выпить много, и одобрительная их оценка; положительно окрашенные воспоминания о предыдущих выпивках и т. д.).

Необходимо единство позиций всего педагогического коллектива в отношении употребления алкоголя вообще и учащимися в частности. Здесь велика роль руководства школы: все учителя должны твердо следовать антиалкогольным установкам, имея в этом единство позиции и преемственность от предмета к предмету, от одной ступени школы к другой. Учитель должен служить учащимся личным примером трезвеннического образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни. Это касается не только злоупотребления алкоголем, но и его «культурного» потребления. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» поставлена задача «убедительно раскрывать вред алкоголя даже в малых дозах для здоровья людей, а также его отрицательное воздействие на все стороны общественной жизни — экономику, быт, моральный облик и сознание людей». Именно неотвратимость развития алкоголизма при систематическом, пусть даже «умеренном», «культурном» и т. д. употреблении алкоголя — причина столь неблагоприятного его воздействия, отмеченного в постановлении ЦК КПСС. Именно по этой причине «совершенно нетерпимыми, — как сказано в постановлении,— являются факты, когда в средствах массовой информации, в отдельных произведениях литературы, в кино и по телевидению проповедуются идеи «культурного», умеренного употребления спиртных напитков, в привлекательном виде изображаются всевозможные застолья и питейные ритуалы».

Проводя антиалкогольную работу, необходимо исходить из реальной обстановки, сложившейся в школе. При оценке возможности вовлечения учащихся в употребление алкоголя следует выяснить ряд моментов.

Важно определить степень информированности учащихся в отношении вредного действия алкоголя, оценить, правильно ли они понимают сущность алкоголизма как психического заболевания, сознают ли опасность даже эпизодического и «умеренного» употребления алкоголя. Согласно данным Б. М. Левина, среди опрошенных им подростков и юношей, попавших в вытрезвитель, лишь 5% имели кое-какое представление о его действии, а 90% ничего не знали о нем.

Следует выявлять и развенчивать взгляды о якобы пользе алкоголя в отдельных ситуациях. Например, употребление алкоголя в холодное время года может вести к обморожению, так как человек перестает ощущать холод, а теплоотдача организмом увеличивается вследствие расширения поверхностных сосудов кожи; употребление алкоголя «для аппетита» вредно, так как вызывает гастрит, способствует развитию язвенной болезни, заболеваний печени и поджелудочной железы и т. д. Следует обратить особое внимание учащихся на то, что систематическое употребление алкоголя приносит вред не только в будущем, но уже с момента употребления (снижается умственная и физическая работоспособность, ухудшаются результаты в спорте и т. д.).

Необходимо выяснить семейные условия учащихся: их осведомленность об алкогольных традициях, употребляют ли алкоголь их родители и в какой степени; если нет, то как относятся родители употребляющих алкоголь учащихся к этому факту. Нужно поставить перед родителями вопрос о недопустимости этого, а также привлекать их к антиалкогольной пропаганде среди других учеников класса.

Следует установить, не подвергаются ли неупотребляющие алкоголь учащиеся какому-либо давлению со стороны употребляющих. К этому относится выявление алкогольных лидеров, оценка характера взаимоотношения их с остальными учащимися, наличие или отсутствие группы учащихся с хорошо сформированными активными антиалкогольными установками, которые могут противостоять алкогольным лидерам. Важно также выявить, какими конкретно способами осуществляется алкогольное давление (принятие или непринятие в данную группу, характер ее внешкольных дел, конкретное содержание проалкогольных взглядов: критика непьющих, высокая оценка случаев значительного употребления алкоголя, а также рассказы о качествах спиртного и приятности состояния опьянения и т. д.).

Необходимо выявлять потенциально наименее устойчивых к алкоголю учащихся. К ним относятся учащиеся с отсутствием сформированных позитивных интересов — к учению, к спорту и т. д., ложно понимающие товарищество, склонные к пассивной реакции на трудности, к уходу от активного разрешения проблем, повышенно внушаемые и т. д., а также, естественно, не имеющие сформированной отрицательной позиции в отношении алкоголя.

В соответствии с характером полученной информации антиалкогольная профилактическая работа учителя с угрожаемым контингентом направляется на нейтрализацию и развенчивание ложных взглядов и представлений (соответственно, по каждому отдельному их элементу), на выработку правильных антиалкогольных представлений, взглядов, убеждений. Полезно разъяснять сущность болезненных изменений психики в ходе употребления алкоголя. При этом важно акцентировать внимание на следующем: употребляющие алкоголь страдают от этого, сознают они это или не сознают. У них появляется свойственное их заболеванию стремление агитировать других за алкоголь. Его следует рассматривать как одно из проявлений изменений психики, признак болезни. Не употребляющие алкоголь учащиеся должны быть способны сам факт давления на них со стороны употребляющих оценивать критически: понимать, что на них оказывается давление, видеть отдельные его особенности, осознавать за стремление вовлечь в употребление алкоголя окружающих злой умысел. Важно понимать, что употребление алкоголя никак не может рассматриваться как признак «мужественности», «взрослости», «самостоятельности». Каждому ясно, что подвиги, героические поступки совершаются из любви к Родине и преданности ей, а не по причине употребления алкоголя. Никогда еще и нигде состояние алкогольного опьянения не являлось источником добрых дел. Всегда оно — признак слабости.

Следует привести примеры того, как бывшие собутыльники нередко соблазняют вернувшегося после антиалкогольного лечения человека выпить с ними, зная его слабость и будучи уверены, что в случае возвращения его к алкоголю можно будет поживиться за его счет. К тому же они нередко испытывают к нему своеобразную ревность и недоброжелательность, как будто бы, оставив спиртное, он их «предал». Это — одно из проявлений безнравственности, аморальности пьянства и алкоголизма, признак нарушений нравственного сознания.

Мы уже отмечали, что употребляющие алкоголь порою настойчиво стремятся привлечь к этому занятию других людей. «Когда молодых рабочих, регулярно употребляющих спиртные напитки, попросили определить главную причину их пагубной привычки, четверо из каждых пяти назвали поощрение, а в ряде случаев прямое побуждение окружающих к алкогольным возлияниям» (Советская Россия.— 1983. — 20 янв.). В связи с этим важное значение имеет выдвинутое в постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» требование «создать в каждом трудовом коллективе обстановку нетерпимости к пьянству... Считать совершенно недопустимым употребление алкогольных напитков на предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях... быть непримиримыми к любым попыткам приобщения подростков к спиртным напиткам...» В соответствии с этим, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» предусматривает, наряду с ответственностью за распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в нетрезвом виде, также ответственность за распитие спиртных напитков на производстве и за вовлечение несовершеннолетних в пьянство. Стремление окружающих уговорить, заставить человека выпить спиртное, даже когда он этого не хочет, а тем более когда ему этого не позволяет здоровье, пусть, по их мнению, для этого есть «достойный» повод (день рождения, праздник и т. д.), также должно расцениваться как антиобщественное поведение. Уговоры человека, отказывающегося выпить спиртное, независимо от того, где это происходит и по какому поводу это предлагается, являются преступным по отношению к нему действием, умышленно наносящим ему ущерб. Всем известна басня И. А. Крылова «Демьянова уха». Удивительно, что именно в отношении спиртного хозяева нередко выступают в роли Демьяна — если гость не хочет есть — ладно, но уж выпить-то его заставят!

В целом профилактику алкоголизма в подростковом и юношеском возрасте следует строить на трех принципах:

Первый принцип: направленность воспитания не просто на алкоголизм в целом, а на каждый из его элементов, на каждое его проявление. Алкоголизм — сложное заболевание, имеющее ряд фаз, отражающих как степень развития наркотической зависимости человека, так и степень нарастания его антисоциальности, а также и увеличение сложности борьбы с ним. Противоалкогольное воспитание должно учитывать все отдельные конкретные моменты взаимоотношений человека с алкоголем.

Второй принцип: направленность воспитания в первую очередь на предотвращение отрицательных последствий употребления алкоголя, которые могут развиться в ближайшее время, а не через 10—15 лет и даже позже. Подростки и юноши, а тем более дети, не склонны (а часто и не способны в связи с возрастом) реально задуматься над тем, что может случиться с ними через 10—15 лет, но для них может быть действенной мысль о том, что именно они теряют от употребления алкоголя уже в данный конкретный период жизни.

Третий принцип: вырабатывать отрицательное отношение к алкоголю следует не только на основе разъяснения негативных последствий злоупотребления им, но и на основе отрицательной оценки всех остальных моментов поведения пьющего, на дискредитации всего того, что пьяницами и алкоголиками используется в целях самоутверждения перед другими людьми, для бахвальства.

Широкое распространение алкогольных обычаев и традиций, значительное количество людей, употребляющих алкоголь, создают сильное давление на подрастающее поколение. Даже после выхода постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», когда утверждение норм трезвости в нашей жизни оказывает оздоровительное, благотворное влияние на все ее сферы, у трезвости много противников. Это и обыватели, стремящиеся жить «как все», т. е. потихоньку и помаленьку. И часть работников торговли, выжидающих, что рано или поздно все вернется на круги своя. И могучая сила инерции традиционных представлений. И, конечно, сами пьяницы, которые еще надеются на послабления. Распространению употребления алкоголя способствует неосознанная, но достаточно эффективная реклама винно-водочных изделий.

Посильную помощь в противостоянии алкогольному давлению, в его нейтрализацию может внести школа. И главное здесь — формирование антиалкогольных барьеров, о которых говорилось выше, антиалкогольного иммунитета к алкогольному злу у тех, кто еще не начал систематически употреблять алкоголь.

При проведении антиалкогольной работы следует использовать различные формы и методы. В основе профилактики употребления учащимися алкоголя должно быть критическое отношение к алкоголю и употребляющим его людям. Но эту критику следует давать не «в лоб», а связывая с конкретными ситуациями из повседневной жизни учащихся. Особенно важно о вредном, губительном влиянии алкоголя на человека говорить не с позиций его вреда вообще, а с точки зрения той системы ценностей, которая сложилась у данного ученика или группы учащихся.

Педагог должен быть готов к анализу любого факта, любой ситуации, которую могут вынести на рассмотрение сами учащиеся. При этом на серьезные и честно заданные вопросы следует отвечать конкретно и уважительно, без иронии и насмешек, по-деловому.

О драматических событиях, связанных с употреблением алкоголя, следует говорить напрямую, «в лоб», специально сделав обсуждение соответствующего случая темой разговора. Это — примеры несчастных случаев, преступлений и т. д. на почве алкогольного опьянения. Следует подчеркнуть, что в состоянии алкогольного опьянения люди не сознавали, что они делали, не имели возможности оценить последствия своих действий, так как алкоголь полностью лишил их на время такой способности.

21:41
ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА-2
Просмотров: 7792 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]