Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

В защиту трезвости, орбащение к читателю
12.02.2012, 16:10

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги.

А.  С.  Макаренко

Родители часто путают понятия «воспитание» и «образование» и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заста­вили его изучать столько-то предметов» Отсюда столь часто разочарование родителей в своих детях.

А. Г. Рубинштейн

К читателю

Вернуться в оглавление

— Не странное ли название для книги? — спросит иной читатель. — От кого защищать трезвость? Это в наше-то время, когда начато повсеместное наступление на пьянство и алкоголизм. Уж не ошибка ли это?

К сожалению, не ошибка. Сторонникам полной трезвости в наши дни приходится еще туго. Почему-то утрачен с таким трудом добытый горький опыт человечества.

Величайшие мыслители прошлого: философы, ученые, писатели в пору своей духовной зрелости приходили к выводу о необходимости полного отказа от алкоголя. «...Напрасно мои предки не уничтожили Ячменное зерно (алкоголь. — Ред.), — читаем мы в автобиографической повести Джека Лондона, — прежде, чем я родился на свет. Очень жаль, что он процветал там, где я провел детство и молодость».

Если бы нам удалось скрыть от наших детей существование алкоголя, то они никогда не почувствовали бы утраты, не знали бы горя и бедствий, связанных с ним, росли бы более крепкими, здоровыми, жизнерадостными. Но алкоголь существует, живут связанные с ним привычки, представления, обычаи, заблуждения, традиции. Скрыть их от детей невозможно. Но, быть может, в наших силах защитить их от алкогольного воздействия, воспитать у детей презрение, ненависть к алкоголю, пьянству, алкоголизму?

В последние годы среди врачей, педагогов и родителей нередко возникают дискуссий о формах и методах антиалкогольного, антиникотинового и полового воспитания детей и юношества. По существу, речь идет об одном: формировании всесторонне — физически, интеллектуально и нравственно — гармонически развитого человека, который не нуждается ни в алкоголе, ни в табаке, ни в наркотиках и с позиций коммунистической морали решает проблему взаимоотношений юноши и девушки, мужчины и женщины, родителей и детей Очевидно, что ни серия бесед для родителей, ни цикл лекций для преподавателей, ни отдельная кампания, пусть даже очень энергичная, массовая и широкая, сами по себе решить этих проблем не могут — они решаются на протяжении всего периода учебы и развития человека.

Кому принадлежит в современных условиях решающая роль в воспитании детей? Родители утверждают, что школе. «Ну, посудите сами, — убеждают они. — Сейчас очень редко можно встретить неработающих родителей. Придешь с работы, а ребенок или занят уроками, или ему надо погулять на улице, или посмотреть полезную передачу. Для общения с детьми у нас остается мало времени. А посмотрите дальше. Семья утратила авторитарный характер и стала более демократичной. Слово главы семьи может оспариваться или подвергаться обсуждению другими членами семьи, со ссылками на новейшие педагогические воззрения. А как уследить за дружескими связями детей, как контролировать их времяпрепровождение на улице? И самое главное: 10 лет дети проводят в школе! И довольно часто для детей авторитет воспитателя и поддержка сверстников важнее, чем родителей. Как же после этого можно отрицать ведущую роль школы в деле воспитания? А если добавить, что у родителей чаще всего нет педагогического образования, а методы воспитания, завещанные бабушками и дедушками, оспариваются, то положение родителей становится совсем незавидным».

Все верно. Меняется структура семьи, характер внутрисемейных отношений, формы общения детей в условиях города. Но, несмотря на справедливость приведенных доводов, решающее влияние на воспитание нравственных качеств детей оказывают родители. Дети могут спорить с родными, ссориться, бунтовать, но все равно и для подростков, и для юношей и девушек крайне важным остается одобрение родных, взаимопонимание с ними, их пример.

Многочисленные исследования социологов показали, что решающее влияние на формирование отношения подрастающего поколения к алкоголю оказывают родители. Подробно на этом вопросе мы остановимся позже, здесь же подчеркнем, что в большинстве случаев первую рюмку вина мы получили не из рук учителя и даже не из рук друзей, а от родителей или ближайших родственников. По данным одного из опросов учеников седьмых классов, вкус вина успели узнать 65% мальчиков и 30% девочек. У десятиклассников эти цифры возросли до 95% у мальчиков и 90% — у девочек. По данным другого обследования, половина опрошенных взрослых не знала о недопустимости употребления вина несовершеннолетними детьми. Что касается родителей, то неосведомленность в этом вопросе проявила лишь треть. Естественно, что в семьях, где родители одобрительно относятся к употреблению вина, обнару­жено 89% подростков, пьющих вино, а там, где родители возражают против пьянства, — к алкоголю приобщились лишь 12% детей. Очень опасным остается расхождение между словом и делом. Если родители не скупятся на поучения, а в обыденной жизни остаются в плену алкогольных привычек, то «правильные» слова лишь разлагают детей.

Безусловно, серьезный счёт можно предъявить и школе. В 1926 году в программу школ всех ступеней и типов ввели преподавание основных сведений о вреде алкоголя. Но далеко не в каждой школе можно обнару­жить продуманную систему противоалкогольной работы. Такие мероприятия зачастую остаются эпизодическими. Они разрозненны и слабо увязаны с другими формами воспитательной работы. Вопросы антиалкогольного просвещения обычно выносят за рамки преподавания на «классный час», предназначенный для воспитательной работы. Беседы носят случайный характер. Нет сквозного плана, продуманной программы, методических разработок, учитывающих психологические и умственные возможности детей разного возраста.

И родители, и учителя подчас смешивают понятия — антиалкогольное воспитание и просвещение. Говорят о воспитании, а подразумевают просвещение. Но просвещение — это лишь составная часть системы воспитания. Задачей антиалкогольного просвещения является вооружение человека объективными, научно обоснованными знаниями о закономерностях взаимодействия алкоголя с человеческим организмом, о вредном влиянии алкоголя на физическое состояние, интеллект и нравственность человека, о пагубном влиянии алкоголизма родителей на потомство. Конечной целью и просвещения и воспитания является формирование антиалкогольного мировоззрения. Наши дети должны стать убежденными и активными противниками пьянства и алкоголизма в лю­бом их проявлении. И рассчитывать на успех можно лишь в том случае, если антиалкогольное просвещение естественно и органично войдет в систему обучения и воспитания, а не будет занимать изолированное место наподобие инородного тела. В противном случае реакция отторжения неизбежна.

Сведения о вредном влиянии алкоголя должны сочетаться с той суммой знаний, которой овладевают школьники, должны формировать жизненный опыт наших детей, их убеждения и нравственные принципы. И сведения эти должны исходить не от одного человека, пусть и специалиста в этих вопросах, а от людей, эмоционально связанных с детьми: родителей, воспитателей, учителей — в общем, от всех, кто принимает участие в воспитательном процессе. Каждый учитель обязан внести лепту в антиалкогольное просвещение, сообразу­ясь со спецификой своего предмета. И каждый предмет: и пение, и рисование, и труд, и физкультура, и химия, и география, и история, и другие — такую возможность предоставляют. Для этого совсем не требуется много времени. Несколько слов, но точных, убедительных, ярких. Например, показать влияние алкоголя на голос и судьбу некоторых певцов, художников, спортсменов. Немало примеров сможет найти и преподаватель исто­рии, и географии, и математики. Бесспорно и другое: наряду с отрывочными сведениями дети должны полу­чить и подробные систематизированные знания об ал­коголе, включающие историю открытия и проникнове­ния алкоголя в наш быт, историю насаждения пьянства господствующими классами, иметь представления сфор­мировании алкогольных обычаев и традиций.

Сегодняшняя борьба с алкоголизмом требует огромных усилий и внимания во имя будущих поколений — во имя нравственного и физического здоровья завтрашних членов общества, вырастающих из наших нынешних детей Опыт убеждает, что противоалкогольную работу надо начинать с родителей. Именно родителей, в первую очередь, необходимо вооружить знаниями о многостороннем влиянии алкоголя на организм. В углублении своих знаний в этой области нуждаются и учителя

Наша брошюра адресована родителям и учителям. Представленные сведения не являются исчерпывающими. Они должны послужить исходным материалом для подготовки к беседе или лекции. Каждый раз необходимо учитывать возраст ребенка. Очень желательно, чтобы поводом для разговора был реальный факт или наблюдение из окружающей жизни, особенно если речь идет о детях младшего школьного возраста. С детьми среднего школьного возраста возможно совместное чтение и обсуждение отдельных глав. Каждый раз необходимо вызывать ребенка или слушателей на вопросы» Если вопросов нет, поставьте их сами. Юноши и девушки могут познакомиться с книгой и самостоятельно.

Категория: Советская литература | Добавил: Александр
Просмотров: 5923 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]