ГЛАВА
I.
АЛКОГОЛИЗМ
— СОЦИАЛЬНАЯ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Оглавление
Социально
полноценным является человек, сознательно относящийся к своему здоровью и
здоровью окружающих людей, способный к добросовестному высокопроизводительному
труду на благо общества, к созданию прочной дружной семьи, где есть все
необходимые условия для рождения и воспитания детей, соблюдающий нормы
социалистического общежития. Злоупотребление алкоголем ведет человека к утрате
его социально ценных качеств, делает неполноценным членом общества во всех
аспектах его социального бытия.
Прежде всего оно
наносит непоправимый вред здоровью, так как способствует возникновению
различных заболеваний внутренних органов (см. главу 2), а также утяжеляет
течение уже имеющихся болезней. Особенно для алкоголиков характерны заболевания
сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, дистрофия миокарда) и
органов пищеварения (гастрит и язвенная болезнь желудка, панкреатит, гепатит),
а также туберкулез. По данным члена-корреспондента АПН СССР профессора Ю. П.
Лисицина, простудные заболевания у злоупотребляющих алкоголем наблюдаются
примерно на 70% чаще, чем у прочих людей, сердечно-сосудистые заболевания — на
150%, болезни органов пищеварения — на 50%, бытовые травмы — на 670%.
Алкоголизм в
целом и состояние алкогольного опьянения конкретно являются причиной многих
аварий и несчастных случаев. С состоянием алкогольного опьянения связано
примерно 20% бытовых и 40—60% уличных травм, до 50% всех телесных повреждений.
При этом у злоупотребляющих алкоголем наблюдаются наиболее тяжелые травмы —
сильные ушибы, переломы костей, травмы головы. По данным судебно-медицинской
экспертизы, до 2/3 пострадавших от несчастных случаев находились в момент
происшествия в состоянии алкогольного опьянения. С той или иной его степенью
связывают не менее 20% производственного травматизма.
Не случайно
алкоголизм как причина смерти во всем мире занимает по частоте третье место,
уступая лишь злокачественным новообразованиям и болезням сердечно-сосудистой
системы. Средняя продолжительность жизни злоупотребляющих алкоголем на 15—20
лет меньше, чем людей, систематически алкоголь не употребляющих.
В отличие от
большинства других болезней, алкоголизм (равно как и венерические болезни) можно
расценить как «болезнь поведения» — человек своим поведением наносит здоровью
непосредственный и непоправимый вред, причем в отличие от некоторых осложнений
алкоголизма (несчастные случаи, травмы и т. д.), к которым, естественно, никто
стремиться не может, к употреблению алкоголя он стремится, пренебрегая
последствиями этого употребления. Таким образом, безответственно относясь к
своему здоровью, злоупотребляющие алкоголем наносят обществу большой
материальный ущерб. Он связан не только с расходами по оказанию им медицинской
помощи (нередко — неотложной, в связи с алкогольными психозами), но и со
снижением эффективности их труда. Злоупотребляющие алкоголем постепенно теряют
способность к труду — одно из главных качеств человека.
Даже при
однократном приеме небольшой его дозы умственная работоспособность падает на
10—15%, уменьшается точность движений, возрастает число лишних или ошибочных
действий. При этом ухудшаются и качественные, и количественные показатели
работы. При систематическом употреблении алкоголя производительность труда
снижается до 15—30%, не говоря уже о качестве продукции. К тому же
злоупотребляющие алкоголем чаще меняют место работы, совершают прогулы, их
неквалифицированные или небрежные действия часто ведут к порче оборудования,
техники. Потребность в труде у них угасает, профессиональные навыки
утрачиваются.
Подсчитано, что
по вине злоупотребляющего алкоголем в среднем в той или иной степени страдают
7—8 человек, связанных с ним родственными или семейными узами, а также и
работающие с ним на производстве.
В первую очередь
злоупотребление алкоголем тяжелым бременем ложится на семью. Дети
злоупотребляющих алкоголем родителей в той или иной степени неполноценны: по
данным мировой статистики, к таковым относят от 40 до 60% умственно отсталых
детей. Чем длительнее срок злоупотребления алкоголем, тем выше вероятность
рождения неполноценного ребенка. Характерно в этом плане следующее наблюдение
педагога Е. Ильиной: в доме инвалидов ею было обследовано 137 умственно
отсталых детей. Из их числа лишь у 9 родители были психически больными. У
остальных 128 детей родители (в большинстве случаев отец) были алкоголиками,
или же зачатие произошло в состоянии опьянения. У подростков с различными
формами психических нарушений и отклонениями в поведении алкоголизм родителей
выявляется в 50—60% случаев. Детскими психиатрами г. Свердловска было проведено
обследование состояния здоровья детей (всего 114) в 70 семьях, где родители
злоупотребляют алкоголем. При этом у 63 детей были выявлены нервно психические
нарушения: у 15 — умственная отсталость, у 7 — эпилепсия, у 8 — другие
психические заболевания, у 33 — неврозы с отклонениями в поведении (по данным
газеты Уральский рабочий.— 1981.—23 авг.).
Злоупотребление
родителей алкоголем ведет и к соматической патологии: преждевременным родам,
отставанию в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются,
страдают различными заболеваниями, для многих из них характерна
«расторможенность» — неспособность к концентрации внимания, длительным усилиям,
поведению в определенных рамках. В некоторых случаях алкоголизм одного из
родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть
специальный термин для обозначения нарушений у детей алкоголиков — алкогольная
эмбриопатия. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или
неправильное развитие отдельных частей тела — врожденные пороки сердца, лишние
пальцы на руках, расщепление нёба, недоразвитие верхней или нижней челюсти,
неправильное развитие суставов и т. д. Разумеется, такие отклонения бывают в
отдельных случаях и у детей нормальных родителей, но чрезвычайно редко.
В семье
злоупотребляющих алкоголем складывается обстановка, делающая невозможным
полноценное воспитание и обучение детей: постоянные конфликты и скандалы
вследствие грубости, эгоизма, неуравновешенности, а то и преступных действий
алкоголика.
«Помню себя с
того момента, как мы вместе с младшим братишкой (мне было шесть лет, а брату
годик) сидим в углу в комнате, между спинкой кровати и стеной, и кричим от
ужаса не своими голосами, видя, как пьяный отец с топором в руках бегает по
комнате за мамой. Я думала, что от страха умру. Мать металась, металась (дверь
была заперта на ключ, а ключ был вынут), а потом бросилась на окно; выбила
своим телом раму и выпала вместе с рамой на улицу. Хорошо, что мы жили на
первом этаже. Сколько я пережила в тот момент, думала мое сердце разорвется на
части». И это воспоминание детства, самой счастливой и беззаботной поры в жизни
человека...» (Советская культура.— 1984.—29 марта.)
Не случайно среди
причин разводов в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей
достигает 60—80% случаев. В настоящее время в нашей стране примерно половина
разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.
Хроническая травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на
здоровье всех ее членов. Согласно наблюдениям И. Г. Уракова, у 2/3 жен
алкоголиков выявляется выраженное невротическое состояние, причем у половины
этих женщин нарушения выражены столь значительно, что они нуждаются в лечении у
психиатра. Алкоголизм ведет также и к ухудшению материального положения семьи.
Нередко семья живет лишь на заработок жены, а муж-алкоголик вымогает у нее
деньги.
Известно, что
человек может оставаться социально полноценной личностью и развиваться в
личностном отношении лишь благодаря постоянному общению с окружающими людьми.
Именно общение, одна из фундаментальных потребностей человека, является основой
его социального бытия. Обмен жизненным омытом и разного рода информацией,
сочувствие и сопереживание, совместное проведение времени и совместное участие
в труде — все это одновременно и реальное бытие человека, и способы поддержания
и развития его как полноценного члена общества. Развиваясь и совершенствуясь
вместе с окружающими его людьми, будучи членом общества, человек тем самым
способствует развитию самого общества. Личностно-индивидуальное и общественное
здесь неразделимы.
По мере же
развития пристрастия к спиртному человек все больше и больше начинает «терять»
себя как личность. У него формируются интересы, отличающиеся от интересов
остальных людей и в значительной степени им противоречащие. Его взгляды и
убеждения наполняются алкогольным содержанием и тем самым искажаются и
деформируются. Прежние социальные связи человека разрываются и вместо них
формируются новые, значительно более низкого уровня — как по содержанию
(примитивное времяпрепровождение, безделье, обсуждение способов выпивки и
воспоминания о предыдущих выпивках, предвкушение новых), так и по социальному
статусу людей, с которыми он общается (такие же бездельники, разного рода
тунеядцы, пьяницы и алкоголики). Жена, дети, друзья уже становятся ненужными
алкоголику. Их, а равно и общество в целом, ему заменяют спиртное и
собутыльники. При этом он теряет уважение к достоинству и чести других людей,
включая самых близких. Если они ему и нужны, то лишь как собутыльники.
Одним из важных
социальных последствий злоупотребления алкоголем являются разного рода
правонарушения. Значительная часть всех правонарушений — хулиганских действий,
нарушений общественного порядка, а также краж и грабежей — совершается лицами,
находящимися в той или иной степени алкогольного опьянения. Характерно, что в
частоте правонарушений нет принципиальных различий между больными алкоголизмом
и людьми, периодически употребляющими алкоголь, но еще не алкоголиками. Более
того, порою первое же употребление алкоголя, в зависимости от исходных свойств
личности, а также конкретной ситуации, ведет к правонарушению.
Употребление
алкоголя может сделать человека и объектом противоправных действий. Именно в
состоянии алкогольного опьянения люди в первую очередь становятся жертвами
разбойных нападений, ограблений, хулиганских действий. Жертвами насилия, как
правило, становятся девочки-подростки и девушки, которые легко идут на
случайные и легкомысленные знакомства, соглашаются на предложения и уговоры
выпить спиртного — на вечеринке, на квартире своих новых знакомых и т. д. Таким
образом, одних алкоголь приводит в среду хулиганов и преступных элементов,
других превращает в их жертв.
Видя множество
примеров губительного действия алкоголя, люди тем не менее нередко не относят к
себе возможный вред его употребления, думают, что все это касается лишь других.
Следует учитывать также коварство алкоголя: изменения в психике употребляющего
алкоголь развиваются столь постепенно и незаметно, что к каждому последующему
этапу развития алкоголизма человек оказывается неспособным сравнить себя в
данный момент с прошлым: каждый раз ему кажется, что именно сейчас в
«основном», а то и вообще, во всех отношениях, у него все в порядке, а
следовательно, и нечего опасаться. Следует подчеркнуть и непонимание большинством
граждан самой сути алкоголизма: обращая внимание на отдельные неблагоприятные
последствия злоупотребления алкоголем, легко объяснить их случайным стечением
неблагоприятных обстоятельств, а следовательно, и отрицать наличие болезни. При
этом упускается главное: сущность алкоголизма — постоянное влечение человека к
алкоголю, стремление употреблять его вновь и вновь. Это — уже болезнь,
алкоголизм, даже если дело не дошло еще до осложнений, правонарушений,
несчастных случаев и т. д. Это постоянное влечение к алкоголю (психическая
зависимость — см. главу 2) и является основным выражением сути заболевания,
основной причиной его прогрессирования, ведущим моментом, затрудняющим лечение,
и т. д. При этом психическая зависимость формируется значительно раньше, чем
развиваются какие-либо осложнения и когда, по мнению окружающих, человек
действительно может считаться больным.
Многие взрослые не понимают особенно губительного
действия алкоголя на нервную систему, на психику молодых людей — детей,
подростков, юношества.
Нередко родители
сами дают попробовать спиртное детям, вовлекая их в алкогольные обычаи и
систематическое употребление алкоголя.
Заведующая
детским садом показывает тетрадь, в которой записаны ответы детей на вопрос о
том, что они делали в праздники. «Восемнадцать мальчиков и девочек из двадцати
четырех наперебой хвалились, как за обедом папы и мамы угощали их вином и
водкой, кому позволили глоток, кому — два. Дети даже запомнили названия вин».
(Комсомольская правда.— 1979.— 23 сент.)
А вот запись
беседы с детьми, пришедшими в детский сад после праздника:
«Сережа (6 лет):
— Мне папа водки налил в стакан вот столько (показывает четверть стакана).
Света (4
года):—Я чачу пробовала.
Валя (5 лет):— А
я «слезы садовода».
Воспитательница:—
А что это такое?
Валя: — А это из
палых яблок.
Наташа (6 лет)
рассказала, как гнать самогон, чего и сколько для этого закладывать».
Как выяснилось,
из 24 детей в этой группе только трое пили на праздник морс, но при этом тоже
«чокались» с родителями. (Комсомольская правда.— 1983 — 24 июня).
Употребление
алкоголя детьми, подростками, юношеством всегда губительно, но иногда расплата
наступает очень скоро.
«Мать
рассказывала о постигшем ее горе. У них была небольшая дружная семья. Отец
работал на заводе, она — на фабрике. Сын Ваня десяти лет перешел в четвертый
класс. Мальчик учился на отлично, посещал вечернюю художественную школу и часто
радовал родителей интересными рисунками. Отец увлекался рыбалкой. Однажды и
сына взял на подледный лов рыбы.
Когда пришло
время обедать, отец и его приятели собрались вместе, достали термосы с горячей
пищей и, кроме того, каждый вытащил по бутылке водки. Как говорят злые языки,
весь интерес зимней ловли для рыбака и заключается в том, чтобы выпить на
морозе. И в тот раз всем налили по стакану водки. Мальчику тоже поднесли
стакан, налитый наполовину.
— Я не буду
пить. Мама запретила,— робко возразил он. Но его сразу стали уговаривать.
— На морозе
обязательно надо выпить, чтобы согреться.
— Зачем
уговариваете мальчишку? Надо радоваться, что он не хочет пить,— возразил один
из компании.
— Пускай
привыкает, на то он и мужик,— настаивал другой.
— Ничего, сынок,
выпей, раз старшие просят,— сказал отец.
Ваня выпил
немного и тут же, закашлявшись, поставил стакан. Ему дали закусить, но руки у
него дрожали, его мутило и есть не хотелось. Мужчины, довольные своей шуткой,
отстали от мальчика. Ваня же, посидев немного, вдруг повалился на снег и
потерял сознание. У одного из рыбаков была машина, мальчика срочно доставили в
больницу.
«Мы с мужем
просидели в больнице до вечера,—писала та женщина.— Потом вышла к нам врач,
усталая, бледная, и сказала, что Ваню спасти не удалось, он умер, не приходя в
сознание». Родители тяжело переживали смерть единственного сына. Отец ничего не
мог понять: неужели из-за нескольких глотков спиртного может наступить смерть?
Да, может. Но
если алкогольное отравление и не заканчивается смертью ребенка, нередко в его
нервной системе остается неизгладимый след» (Известия.— 1984.— 3 июля).
Острые
алкогольные отравления у детей достигают 5 — 7% общего числа отравлений. Это
достаточно большой процент, если учесть, что большинство других отравлений
связано с разного рода привлекательными с виду пилюлями, оставляемыми взрослыми
в местах, доступных для детей. При алкогольном отравлении у детей очень быстро
развиваются нарушения вегетативной нервной системы, бред, судороги, повышается
температура, артериальное давление и т. д. Известны случаи стойких нарушений
психики после однократного алкогольного отравления в детском возрасте.
Как отмечает педагог
А. Н. Маюров, взгляды на алкоголь формируются у человека очень рано. Опросы
школьников и даже дошкольников показывают, что у них уже есть определенная
система знаний и представлений о своем «алкогольном» поведении в будущем. Эта
система формируется под влиянием взрослых, из наблюдений ребенка за их
отношением к алкоголю. При этом, к сожалению, число детей, как бы
запрограммированных на последующее обязательное приобщение к вину и пьянству, с
возрастом увеличивается. В итоге большая часть молодежи еще до встречи с
алкоголем психологически заранее подготовлена к ней и ждет ее. Встречи же этой
ждать им недолго. Как выявили врачи Н. Н. Малинская, Н. Б. Каратаева и И. Д.
Паронян при обследовании учащихся в возрасте 7—17 лет, каждый третий из младших
школьников (7—10 лет) уже знаком с алкоголем. При этом 15,2% познакомились с
алкоголем в дошкольном возрасте, 39,9% — в 7 лет, 44,9% — в 8 лет. Первую рюмку
дети получили из рук матери в 38,6%, отца — 17,5%, родственников— в 10,5%,
других взрослых — 29,9%. При этом из общего числа опрошенных 23% считает, что
алкоголь полезен. (Здравоохранение Российской Федерации.— 1983.— № 3.— С. 24).
Губительное
действие алкоголя на центральную нервную систему, на психику детей, подростков,
юношества определяется различными факторами (см. главу 4). Здесь следует
отметить, что даже однократное употребление алкоголя в подростково-юношеском
возрасте может вести к тяжелым последствиям вследствие особенностей возраста
(меньшей зрелости, осмотрительности, самокритики), склонности к переоценке
своих возможностей, а также повышенной индуктивности, т. е. «заимствования»
настроения у окружающих сверстников.
Вовлечение
молодых людей в систематическое употребление алкоголя происходит очень быстро
и, казалось бы, у вполне благополучных подростков и юношества.
Учащийся пишет в
газету: «Я позволю себе взять в пример наш класс. Это сильная, полностью
комсомольская группа с приличной успеваемостью и нормальным поведением. Однако
если употребление спиртных напитков считать явлением нормальным, то поведение
наше, соответственно, можно считать нормальным только в стенах школы.
Все началось с
малого, но прогрессировало с удивительной быстротой — сначала рюмка слабого
вина на каком-то празднике, потом желание действием веселящего напитка поднять
настроение в выходной, потом своеобразное соревнование за бутылкой — «кто
больше» или «кто крепче» и так далее. Не знаю, как пойдет дальше развитие в
этом плане и что принесет с собой очередное «потом...», однако в данный момент
мои наиболее «передовые» одноклассники гордятся тем, что могут отличить по
вкусу медицинский спирт от питьевого или технического (!). И еще одно обидное
обстоятельство—некоторые наши девушки уже не считают зазорным опрокинуть
рюмку-другую в компании одноклассников...» (Комсомольская правда.— 1982.— 23
сент.).
Отметим, что
здесь, по существу на глазах у взрослых, происходит вовлечение в пьянство целой
группы вполне благополучных школьников. И можно с уверенностью сказать, что,
пока не произойдет чего-либо чрезвычайного и школьники будут прилично учиться,
не нарушать общественного порядка, окружающие их, в том числе педагоги в этом и
аналогичных классах, будут за них «спокойны». Вместе с тем, из письма видно,
что вскоре здесь понадобится уже вмешательство не педагогов, а медиков. Кроме
того, такая активная алкогольная группа оказывает давление на остальных
учащихся класса.
«Я много читаю,
знаю всю (или почти всю) классическую литературу, неплохо разбираюсь в истории,
занимаюсь спортом — имею разряды, музыкой, но считаюсь в своей группе девушкой
несовременной. Почему? Да потому, что мне чужды нравы и стиль поведения многих
ребят. Когда я отказалась от предложенной сигареты, на меня посмотрели с
удивлением. Когда- я не выпила стакан водки, от меня отвернулась треть всей
группы. А когда я ударила по лицу мещанина, со мной перестали разговаривать все
ребята. Так я осталась одна... Моя мама очень жалеет меня. Она боится, что я
всю жизнь буду одинокой. Но, если я не хочу быть такой, как другие, должна ли я
меняться?» (Из письма. Комсомольская правда.— 1983.— 25 февр.).
Систематическое употребление спиртного определенной
группой людей оказывает отрицательное, развращающее влияние на общество в целом, так как
способствует распространению и упрочению алкогольных обычаев и традиций,
развитию более терпимого отношения окружающих к злоупотребляющим алкоголем.
Это, в свою очередь, препятствует сокращению потребления спиртных напитков,
количества людей, страдающих алкоголизмом, а также способствует вовлечению в
пьянство новых групп населения: женщин, несовершеннолетних, людей пожилого
возраста. Решительную роль в распространении злоупотребления алкоголем играет
микросоциальная среда.
Действительно, в
среде алкогольных традиций и обычаев отказывающемуся от алкоголя человеку
трудно противостоять буквально принуждению к выпивке. Это принуждение имеет
характер просьб, предложений, подшучиваний, насмешек или упреков в случае
отказа и т. д.
Давление на
непьющих оказывают не только люди, не понимающие вреда алкоголя и находящиеся в
плену алкогольных представлений и традиций, но и сами алкоголики. Известно, что
они, как правило, не считают себя больными, утверждают, что поведение их
нормально, а в употреблении спиртного ничего плохого нет. Более того,
злоупотребляющие алкоголем собирают всякие сведения о «пользе» алкоголя — тому,
мол, врач прописал от желудка принимать перед обедом, и помогло, того —
спиртное спасло от сильной простуды и т. д.
Все еще не
изжито терпимое отношение некоторых граждан к пьяницам; всепрощение, а порою и
оправдание их асоциальных действий нетрезвым состоянием создает благоприятные
условия для прогрессирования злоупотребления алкоголем.
Все сказанное
выше доказывает необходимость профилактики алкоголизма не только в социальном,
но и в медицинском и педагогическом плане. И можно думать, что именно мобилизация
сил и возможностей педагогических коллективов учебных заведений, осуществление
целенаправленного антиалкогольного воспитания являются одним из важнейших
резервов борьбы с алкогольным злом.