КОМУ
ЧТО НАПИСАНО НА РОДУ?
Оглавление
На наш взгляд,
небесполезно затронуть еще один вопрос, который интересует практически всех.
Существует ли предрасположенность к алкоголизму?
С точки зрения
генетики эта проблема пока мало исследована. По некоторым зарубежным данным,
генетическая предрасположенность к алкоголизму все-таки существует. Возможно,
влияние алкоголя на организм настолько ощутимо, что ведет к изменению
генетического механизма и вызывает у потомства наследственную тягу к спиртному.
Так, ряд исследователей отмечают, что покраснение лица в ответ на принятие
алкоголя обусловлено повышением уровня ацетальдегида в крови. Чаще всего
краснели те, у кого имелись родственники, страдавшие алкоголизмом. Но,
повторяем, считать этот вопрос закрытым рано, изучение продолжается.
Иной механизм
предрасположенности к алкоголизму предлагает член-корреспондент Академии наук
Белорусской ССР Ю. Островский. Он считает: «Предрасположенность или
устойчивость к болезни коренится в процессах, совершающихся в организме
человека. Иначе говоря, помимо социальных, имеются и глубинные биологические
предпосылки развития алкоголизма. Скорее всего решающую роль здесь играет
уровень содержания в крови так называемого эндогенного, то есть вырабатываемого
самими нашими клетками этилового спирта (этанола) и продуктов его окисления,
активно участвующих в обмене веществ. Приблизительная схема такова: если по
каким-то причинам существующий уровень недостаточен для нормальной
жизнедеятельности, прием спиртного может принести временное облегчение. Однако
опасный парадокс состоит в том, что, быстро привыкая к такому допингу, организм
перестает самостоятельно вырабатывать нужные соединения. Так возникает
алкогольная зависимость, ведущая к тяжелым нервно-психическим расстройствам и
деградации личности».
Современная
клиническая наркология в нашей стране ведет широкий поиск лабораторных методов
прогнозирования алкоголизма. В основном они сводятся к изучению изменений в
составе крови.
Есть также
предположение, что повышенное влечение к алкоголю обусловливает врожденный
недостаток обмена веществ. Это подтверждает такой опыт. Двум группам крыс
одновременно предлагали чистую воду и воду, смешанную с алкоголем. Рацион
питания установили одинаковый, только одной группе в еду добавляли большое
количество витаминов. Оказалось, что именно эта группа избегала пить
алкогольный раствор, а другая отдавала ему явное предпочтение. Отсюда вывод:
чем значительнее количество витаминов в организме, тем меньше тяга к спиртному.
Данное наблюдение подкрепляется и тем, что в организме алкоголиков витаминов
обычно не хватает. Причем, это не следствие злоупотребления спиртным, поскольку
дефицит витаминов зачастую встречается и у непьющих, а результат врожденного
нарушения обмена веществ.
Прослеживается
также зависимость между склонностью к алкоголизму и типом нервной деятельности.
Например, среди людей сильных, уравновешенных пьяниц встречается меньше, чем
среди слабых, безвольных, с подвижной психикой. Однако в этом нет роковой
предопределенности. Случается, что пациентом нарколога оказывается человек в
целом волевой, но как раз уверенность в своих силах — вернее, излишняя
уверенность — и подвела его. Переоценил силу воли и недооценил силу алкоголя.
На основании
обследования большого количества больных психиатр М. Е. Бурно выделил пять
типов характеров, подверженных особому риску алкоголизации.
Самую
многочисленную группу составляли люди слабовольные, с некоторой
интеллектуальной ограниченностью. Были среди них и получившие высшее образование,
тем не менее умственные занятия удовольствия им не доставляли, выполнялись по
обязанности.
Предпочтение они
отдавали физическому труду или занятиям спортом, не требующим работы головой.
Круг чтения ограничивали спортивными газетами и детективами.
В общежитии
такие люди довольно удобны. Легко вспыхивают, но быстро отходят, камень за
пазухой не держат. В лидеры не рвутся, грандиозных планов не строят,
довольствуясь ролью статистов. Охотно идут на поводу. В детстве часто
прогуливают уроки.
Пить начинают
«за компанию» с приятелями. С самого начала пьют что покрепче — лишь бы быстрее
захмелеть. Втягиваются быстро, почувствовав, что алкоголь помогает преодолевать
неприятности.
Ко второй группе
относятся лица с инфантильными чертами характера, сохранившие в зрелом возрасте
элементы детской и юношеской психики. Они по-детски впечатлительны, любят
фантазировать, причем нередко верят в придуманные ими истории. Нередко врут, но
без особой выгоды для себя — как говорится, «из любви к искусству». Кстати,
по-своему это личности творческие, они с детства тянутся к искусству, пытаются
рисовать, писать стихи, занимаются музыкой. Но хватает их ненадолго, от одного
увлечения, не доведя дела до конца, перекидываются на другое, третье.
Инфантильные
личности любят находиться в центре внимания, они самоуверенны и заносчивы, из
чувства противоречия часто поступают вопреки здравому смыслу. Они не умеют
долго и глубоко переживать, им ближе чувство меланхолии и тихой грусти. А чтобы
избавиться от приливов такого настроения, прибегают к хмельному. Поначалу
выносливостью не отличаются, но через несколько месяцев пьянства уже способны
принять большие дозы спиртного.
Третью группу
составляют люди слабовольные с асоциальным уклоном в поведении. С
представителями первой группы их роднит быстрое втягивание в пьянство (сначала
тоже «за компанию») и выносливость к алкоголю. Но, в отличие от тех, в пьяном
виде подозрительны и агрессивны. С инфантильными личностями их сближает
капризность, однако она не по-детски гипертрофирована. Исследователь, например,
рассказывает об одном человеке, который говаривал жене: «Ты найди подход, чтобы
я эти носки надел». Это достаточно типично. Входящие в данную группу отличаются
нравственной недоразвитостью. Они не знают, что такое стыд, раскаяние, жалость,
способны получить удовольствие от причиняемого другим зла. В детстве угрюмы,
эгоистичны и мстительны, не любят подчиняться. Лгут, и, как правило,— с выгодой
для себя. Работой или учебой в душе не интересуются, но скрывают это.
Четвертая группа
включает астенические личности. Они излишне стеснительны, боязливы,
нерешительны и мнительны. С людьми сходятся трудно, в обществе бывать не любят,
устают от него и в то же время скучают в одиночестве. Привыкнув к кому-либо,
привязываются крепко и надолго.
Творческие
возможности их невелики, но они обычно и их умаляют. К руководящей работе не
способны, поскольку даже простые решения даются им с трудом. Это усугубляется
впечатлительностью и ранимостью: переживают из-за каждого косо брошенного
взгляда.
В алкоголе они
ищут то, чем не обладают в силу характера,— смелости, развязности. Поначалу
пьют по вечерам, заглушая неприятные воспоминания прожитого дня.
И наконец,
последняя, самая малочисленная группа объединяет грубоватых шутников. Они
отзывчивы, открыты, обычно довольны собой, застолье доставляет им наслаждение.
До того как спиться, употребляют спиртное для веселья, для аппетита и
исключительно в компании. В них многое напоминает шекспировского Фальстафа —
жизнерадостность, беспечность, чувственность. К ним близки по некоторым чертам
люди, которых называют «энергичными практиками»,— та же активность, то же
умение «находить контакт» с людьми. Но есть и коренные отличия (организаторские
способности, тяга к общественно полезной деятельности, трезвая самокритичность),
благодаря которым «энергичные практики» гораздо менее подвержены риску спиться.
Видимо, вы
заметили, что некоторые черты описанных нами характеров перекликаются между
собой. И действительно, достаточно сложно выделить какой-то тип в «чистом»
виде, скорее надо говорить о преобладании в характере человека тех или иных
особенностей. Но в детстве и юности как раз можно наблюдать наиболее
«очищенный» вариант характера. Поэтому мы хотели бы закончить эту небольшую
главу обращением к родителям.
Думаем, все вы любите
своих детей, но знаете ли вы их? Скорее всего, ответ будет утвердительным. К
сожалению, в большинстве своем родители ошибаются. Они знают не столько
собственных сыновей и дочерей, сколько созданные любящим родительским
воображением их идеализированные образы. Даже о темпераменте их они имеют самое
общее представление, не говоря уже о чертах характера, склонностях, мотивах
поведения. Изучайте своих детей любовно, но пристрастно и вдумчиво. Тогда вы
сможете помочь им развить хорошие задатки и заглушить отрицательные
наклонности, которые способны в будущем омрачить жизнь им самим и их окружению.