Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Советская литература |
11.02.2012, 09:34 | |
ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК Предисловие. Общие методические рекомендации Состав алкогольных напитков и влияние их на организм Влияние алкоголя на пищеварительную систему Влияние алкоголя на органы кровообращения Влияние алкоголя на нервную систему и психику Влияние алкоголя на работоспособность Рекомендации по антиалкогольному воспитанию В условиях научно-технического прогресса человек должен уметь управлять сложными машинами и автоматами, быстро принимать решения в сложных ситуациях, оперативно и надежно работать в экстремальных условиях (при перегрузках, невесомости, низкой и высокой температурах, перепадах давления, гиподинамии, кислородной недостаточности, в замкнутом пространстве). Он должен обладать комплексом взаимосвязанных медико-биологических и социальных качеств, определяющих надежность обучения и профессиональной деятельности, умственное и физическое развитие, работоспособность, профессиональную ориентацию, межличностные отношения, образ жизни и привычки. Вредные привычки отрицательно влияют на здоровье, двигательную активность, умственную и физическую работоспособность, на такие важные для деятельности человека психические процессы, как оперативное мышление, внимание и память. Привычки, сформировавшись, становятся важной частью образа жизни. Привычками называются формы поведения человека, возникающие в процессе обучения и многократного повторения различных жизненных ситуаций, составные части которых выполняются автоматически. Сначала у человека возникает потребность выполнять определенную двигательную программу для достижения намеченной цели. Этому способствуют память, обстановка, пусковые сигналы (условные раздражители, вызывающие действия) и обратные связи (афферентация), сигнализирующие об удовлетворении желаний и достижении цели. Психофизиологической основой привычки является динамический стереотип, т. е. хорошо усвоенная и закрепленная временными связями программа действия. При формировании динамических стереотипов выполнение всех деталей действий требует волевых усилий, поправки, активности мышления и удовлетворения. Когда же программа много раз повторяется, устраняются ошибки, моделируются варианты выполнения, тогда привычки закрепляются и выполняются уже автоматически, без волевых усилий. Сознание определяет только цель и способы ее достижения. По отношению к здоровью человека, его образу жизни привычки могут быть полезными и вредными. Полезные привычки, например, соблюдение режима дня укрепляет здоровье, повышает работоспособность, способствует долголетию. Чем раньше они сформируются, тем организованнее человек, крепче его здоровье, тем легче ему отвлечься от дурных привычек. Вредные привычки, наоборот, дезорганизуют человека, ослабляют волю и нарушают его здоровье, работоспособность, укорачивают продолжительность жизни. Чем раньше они образуются, тем губительнее действуют и труднее их преодолеть. Полезные привычки вырабатываются в процессе обучения и воспитания (в семье, школе, коллективе) на основе естественных потребностей. Как же появляются такие вредные привычки — как употребление алкоголя, курение? Интерес к ним возникает в разном возрасте. У детей младшего школьного возраста вредные привычки возникают в результате игры во взрослых, подражания и копирования поведения старших товарищей и желания делать то, что запрещается. В среднем школьном возрасте к таким мотивам добавляется еще стремление утвердить себя, свою самостоятельность, проверить, какое удовольствие доставляет курение, и выяснить, приносит ли это пользу. Приобретают большое знамение пример «заводилы», характер микросоциальной среды. Для девушки-подростка, кроме того, характерно стремление понравиться, соответствовать моде. Формированию вредных привычек у старшеклассников может способствовать процесс акселерации, т. е. ускоренное физическое и половое развитие детей при относительном отставании развития критического мышления. Существенное влияние на формирование и закрепление привычки к употреблению алкоголя и курению оказывает состояние эйфории (искусственно приподнятое настроение), получение душевного комфорта и снятие напряжения. Такое состояние объясняется отравляющим действием табачных ядов или алкоголя на мозг — тормозятся его центры, связанные с активным мышлением, критикой, самоанализом, а центры, связанные с формированием эмоций, возбуждаются и резко проявляются. Стойкое, сильное и длительное возбуждение господствующего мозгового центра при одновременном торможении остальных (отрицательная индукция) названо доминантой. Доминанта может усиливаться за счет возбуждений, поступающих в другие центры. Правило доминанты лежит в основе образования условных связей, мобилизации внимания и концентрации нервных процессов. При повторном курении или употреблении алкоголя появляется все больше мотиваций и усиливается образование доминанты. Так, при утомлении, конфликтных ситуациях, стрессах, отрицательных эмоциях прибегают к курению или выпивкам, а облегчение воспринимается как лекарственное влияние. После еды возникает ощущение сытости и комфорта, появляется желание закурить или выпить. Таким образом, курение и алкоголь постепенно входят в порядок обычной жизни, создается ложная психологическая установка, что эти средства полезны. Образуется стойкая доминанта вредных привычек, которые переходят в пристрастие. Постепенно развивается никотиновая или алкогольная наркомания. После кратковременной эйфории наступает фаза отравления, которая характеризуется общим угнетением и истощением нервной системы. Это состояние большинство курильщиков и употребляющих алкоголь объясняют не отравлением, а другими причинами. Вид и запах табачного дыма, вина, сигареты, пепельницы, курящая компания, застолье становится пусковыми сигналами, вызывающими трудно преодолимое желание закурить или выпить. Как правило, курение — это первый шаг, начало пристрастия к алкогольным напиткам. В антиалкогольном и антиникотиновом воспитании следует учитывать, что первое курение и употребление алкоголя вызывают защитные реакции организма. У некоторых учащихся эти реакции настолько ярко выражены, что они не предпринимают повторных попыток. Однако многие под влиянием сверстников, для которых употребление алкоголя и курение стало делом привычки, стараются преодолеть это состояние отвращения. Плохое самочувствие при первых пробах, по мнению Курцова, свидетельствует об отсутствии мужества, смелости и высмеиваются ими. В действительности же плохое состояние — это защитная и охранительная реакция организма. Но эта естественная реакция подавляется повторным и продолжительным употреблением алкоголя и частым курением. За этим следуют неудачи в учебе, спорте, профессиональной деятельности, быту, семье; происходит ослабление морально-волевых и психических качеств личности. Знание психолого-физиологических механизмов формирования вредных привычек необходимо для проведения антиалкогольного и антиникотинового воспитания.
| |
Просмотров: 10634 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |